Лекция: ВОСПРИЯТИЯ ЧЕЛОВЕКА
Большинство людей действительно считают, что они видят именно то, на что смотрят, и видят это нечто именно таким, каким оно является. Это убеждение часто порождает множество недоразумений и проблем. Если изучить движение глаза при рассматривании незнакомого объекта, то можно заметить, что глаз человека при этом движется не спонтанно и хаотически. Работу глаза можно сравнить с движением узкого луча прожектора или ощупыванием предмета слепым. Первоначально внимание привлекается к тем деталям, которые так или иначе узнаются, которые имеют в Модели мира данного человека какое-то соответствие. И только потом человек рассматривает все остальное, если оно его еще ин-
тересует. Предложите различным людям с завязанными глазами на ощупь и за минимальное время определить, какой предмет находится перед ними. Если вы выберете сложный предмет, то, возможно, вы удивитесь тому, на что он может быть похож для этих людей. Неудивительно, что при рассматривании картин с неопределенным содержанием различные люди видят разное.
Известная история произошла в Соединенных Штатах в октябре 1938 года. Театральный актер и режиссер Орсон Уэллс сделал радиопостановку в форме сенсационных новостей о вторжении марсиан, покоряющих Землю. Таким образом, он всего лишь хотел перенести действие романа «Война Миров» своего однофамильца в современность. Несмотря на многочисленные предупреждения о том, что это всего лишь спектакль, в различные службы стали раздаваться звонки очевидцев (!), наблюдающих НЛО и марсиан. Страну охватила паника. Десятки тысяч людей поверили в реальность события и видели то, чего НЕ БЫЛО.
Способность достраивать образ по отрывочным элементам — это фундаментальная способность восприятия человека. Но, к сожалению, человек часто склонен видеть то, чего нет на самом деле.
Не думайте, что смысл вашего сообщения группе однозначно определяется теми словами, которые вы произносите. Другие люди все равно будут достраивать свой смысл к тому, что вы им сказали.
И если вас не поняли, то не стоит упрекать в этом других. Попробуйте понять, как нужно было сказать иначе, и скажите по-другому.