Реферат: Образование СССР

На исходе гражданской войны территория страны представ­ляла собой, особенно на окраинах, конгломерат различных госу­дарственных и национально-государственных образований. На территории, где к 1922 г. была установлена власть Советов, эт­нический состав несмотря на изменение границ оставался очень пестрым. Здесь проживали 185 наций и народностей (согласно переписи населения 1926 г.). Для объединения этих народов в единое государство, бесспорно, существовали объективные предпосылки, имеющие глубокие исторические, экономические, политические и культурные основания. Образование СССР не было навязанным сверху актом большевистского руководства. Это одновременно был процесс объединения, поддерживаемый «снизу».

С момента вхождения различных народов в Россию и присоединения к ней новых территорий их объективно начи­нала связывать общность исторических судеб, происходили миграции, перемешивание населения, складывалась единая хозяйственная система страны, основанная на разделении труда между территориями, создавались общая транспортная сеть, почтово-телеграфная служба, формировался обще­российский рынок, налаживались культурные, языковые и другие контакты. Образование СССР имело и свою полити­ческую подоплеку — необходимость совместного выживания созданных политических режимов перед лицом враждебного внешнего окружения.

Среди большевистского руководства не было единого Мнения о том, какой должна быть национальная политика. Практически все партийные лидеры считали этот вопрос вто­ростепенным, зависимым от главной задачи — осуществления пролетарской революции. Вместе с тем революция и практика национально-государственного строительства «снизу» показали, Что значение национального вопроса для России было явно не­дооценено. Одним из первых это констатировал Ленин.

По составленному И. Сталиным проекту автономизации Предусматривалось вхождение всех республик в РСФСР на Нравах автономий. Разосланный на места проект вызвал бурю в°зражений.


 

Дальнейшие события развивались благодаря вмешательству Ленина. Составленный им проект, отвергая идею автономи-зации, предусматривал договорный способ государственного объединения равноправных республик.

30 декабря 1922 г. на съезде Советов, где были представле­ны делегации РСФСР, Украины, Белоруссии и ЗСФСР, было провозглашено образование Союза Советских Социалисти­ческих Республик (СССР), а также приняты соответствующие Декларация и Договор. В Декларации указывались причины и принципы объединения. В Договоре определялись взаи­моотношения между республиками, образующими союзное государство. Оно учреждалось как федерация суверенных советских республик с сохранением права свободного выхода и открытым доступом в нее. Однако механизм «свободного вы­хода» не был разработан. В компетенцию Союза передавались вопросы внешней политики, внешней торговли, финансов, обороны, путей сообщения, связи. Остальные вопросы были в ведении союзных республик. Высшим органом страны объ­являлся Всесоюзный съезд Советов, в перерывах между его созывами — ЦИК СССР, состоявший из двух палат: Союзного Совета и Совета Национальностей.

II Всесоюзный съезд Советов, состоявшийся в январе 1924 г. в траурные дни, связанные со смертью Ленина, принял союзную конституцию, в основе которой лежали Декларация и Договор, а в остальном ее положения зиждились на принципах Конституции РСФСР 1918 г. В 1924-1925 гг. были приняты конституции союзных республик, в основном повторяющие положения общесоюзной.

В рамках нэпа советской власти удалось добиться успехов. Однако следует обратить внимание на то, что они лежали в русле восстановления народного хозяйства, которое к середине десятилетия в основном было завершено. Установилось своеоб­разное равновесие в пределах тех ресурсов и возможностей, ко­торыми на тот момент располагала страна. Но на более широком историческом фоне это восстановление означало достижение довоенного уровня, а, как уже отмечалось, и в 1913 г. Россия не принадлежала к числу передовых экономически развитых государств. Естественно, что по прошествии более чем Ю леТ отставание даже усугубилось. По мере восстановления возвр3 щались старые проблемы экономики дореволюционной России


 

ее структурные диспропорции и противоречия, причем иногда паже в более обостренной форме. Например, гораздо острее стоял вопрос о внутренних накоплениях, экспорте и импорте продукции.

Задачи индустриализации, как и прежде, стояли на пове­стке дня. Однако объективно обусловленные необходимостью модернизации страны, они были резко политизированы и рассматривались теперь как главное условие построения со­циализма наряду с кооперацией и культурной революцией.

Первым шагом в направлении индустриализации было принятие контрольных цифр на 1925/26 хозяйственный год. Рост объемов промышленного производства был запланирован в 50%. Осуществить его предполагалось путем расширения экспортно-импортных операций (продажи хлебопродуктов и сырья за границу и приобретения оборудования). Однако установленные планы хлебозаготовок как в текущем, так и в следующем году были провалены. Дело в том, что ни промыш­ленность, ни сельское хозяйство не создавали для себя рынков расширенного производства. Деревня, осереднячившись в ре­зультате проводимой политики, приобрела полунатуральный характер и не удовлетворяла потребностей промышленности и города в товарной сельскохозяйственной продукции. В свою очередь нужды индустриализации требовали иной ориентации производства, чем деревенский спрос. Товарный обмен между городом и деревней оказался нарушенным. Городу нечего было Дать за товарные излишки, которые крестьяне стали оставлять в своем хозяйстве. Повсеместно начал обнаруживаться дефицит и обострилась продовольственная проблема.

На почве недовольства нэпом возникает «новая оппозиция». Выборы делегатов на предстоящий (XIV) партийный съезд проходили в обстановке бурных дискуссий на заводах и фаб­риках. Лидер ленинградской партийной организации Зиновьев выступил против проводимой политики по отношению к крес­тьянству, осудив ее как «уступку кулачеству». Одновременно Каменев и Зиновьев выступили с критикой бюрократизма в аппарате и усиливающейся роли номенклатуры во главе с ее ^Ждем Сталиным.

На XIV съезде ВКП(б) (декабрь 1925 г.) «новая оппози-^я» потерпела сокрушительное поражение. Фактически на е стороне оказались лишь ленинградские делегаты. Вместе


 

 

с тем съезд принял двойственное решение: констатировал наличие в партии уклона, недооценивавшего рост кулацкой опасности, с одной стороны, а с другой — уклона, который недооценивал середняка как центральную фигуру земледелия и развития кооперации. Съезд в резолюции по отчету ЦК, с которым выступал Сталин, отметил, что второй уклон, пред­ставленный «новой оппозицией», нес наибольшую угрозу. Одновременно съездом был взят курс на «социалистическую индустриализацию», усиление планово-директивного начала в строительстве социализма.

Сразу после съезда начался разгром ленинградской партий­ной организации. Примерно месяц велась «обработка» местных коммунистов. В результате «форпост оппозиции» был уничто­жен, достигнута чуть ли не единодушная поддержка «генераль­ной линии». Во главе ленинградской партийной организации был поставлен последовательный сторонник Сталина СМ. Киров.

Однако с самой оппозицией не было покончено. Более того, весной 1926 г. на почве сближения идей происходит объеди­нение «старой» и «новой» оппозиции в так называемый «троцкистско-зиновьевский блок». В него входили по большей части представители «старой партийной гвардии» — большевистской элиты старшего поколения: Троцкий, Зиновьев, Каменев, Круп­ская, Преображенский, Пятаков, Серебряков, Сокольников, Антонов-Овсеенко, Муралов, Шляпников и др. Точки зрения на причины переживаемых трудностей и методы их преодоления среди оппозиции практически совпали. Все ее представители провозглашали себя подлинными большевиками-ленинцами, борцами против оппортунизма и бюрократизма.

Выход из создавшегося положения они видели в проведении «сверхиндустриализации», развитии тяжелой промышленности в целях удержания подступов к мировой социалистической революции. Основной огонь критики был обрушен на эконо­мические взгляды Бухарина и «правых оппортунистов» в лице Рыкова, Калинина, Дзержинского, Томского и др. Сталина же и его ставленников. Молотова, Куйбышева, Кирова и ДР' левые относили к аппаратно-центристской группировке, бюрократически извращающей партийную линию.

Внутрипартийная борьба в 1926-1927 гг. характеризуется постоянным усилением позиций номенклатуры, возглавляемо" Сталиным. Партийный аппарат шел по пути организационно

 

внееснения оппозиции, обвиняя ее во фракционной деятель­ности. На июльском пленуме ЦК ВКП(б) 1926 г. Политбюро было перетасовано в угоду Сталину. Зиновьев был заменен Рудзутаком, кандидатами в члены Политбюро стали лица из сталинского окружения: Андреев, Каганович, Киров, Микоян, Орджоникидзе.

XV партийная конференция (октябрь-ноябрь 1926 г.) являла собой настоящую травлю оппозиции, представителям которой было отказано в выражении своих взглядов. От них требовали публичного покаяния в своих ошибках. Конферен­ция единогласно приняла тезисы «о возможности построения социализма в, отдельно взятой стране».

, «Последний бой» оппозиция решила дать осенью 1927 г., представив свою программу экономических реформ и демок­ратизации партии накануне предстоящего XV съезда. Так как ЦК запретил распространение ее программы, оппозиция использовала для этого нелегальные формы и юбилейные мероприятия, связанные с 10-летием Октябрьской револю­ции. В ответ на это октябрьский пленум ЦК вывел Троцкого и Зиновьева из своего состава, а в ноябре они оба были ис­ключены из партии. На XV съезде ВКП(б) (декабрь 1927 г.) были исключены из ее рядов еще 93 видных оппозиционера. В начале 1928 г. большая их группа во главе с Троцким была сослана в Алма-Ату.

ё XV съезд ВКП(б) стал важной вехой в советской истории. Он ознаменовал переход к планово-распределительной сис­теме управления в связи с принятием директив пятилетнего плана развития народного хозяйства. В основу плана были заложены высокие темпы индустриализации, наступление на частнокапиталистические элементы города и деревни путем значительного повышения налоговых ставок, поощритель­ные меры в отношении беднейшего крестьянства и усиление Кооперирования деревни. В то же время в директивах еще остаются следы разумной хозяйственной политики, указывается на необходимость сохранения равновесия, правильных Пропорций между потреблением и накоплением, промышлен­ностью и сельским хозяйством, учитываются возможности освоения природных и привлечения трудовых ресурсов, Дания резервов и т. д. В составлении плана участвовало большое число специалистов. План был разработан в двух


 

вариантах: минимальном и оптимальном. В целом же пред­полагалось через 5 лет достигнуть уровня, обеспечивающего существенный шаг вперед к социализму.

В культурной жизни в 20-е гг, наблюдались элементы плюрализма. В начале нэпа была несколько ослаблена цензура. Достаточно богатой и разнообразной была художественная, театральная жизнь. Складывались многочисленные творчес­кие объединения, союзы. Массовым зрелищем становится кино. На экраны страны хлынул поток зарубежных фильмов, предпочитаемых широкой публикой. В ответ отечественные режиссеры стали создавать свое массовое кино, посвященное революционным событиям или злободневным проблемам теку­щей жизни. В среде интеллигенции широкое распространение получила идеология «смены вех», которую иногда представля­ют как идеологию национал-большевизма. Ее авторами были Н.В. Устрялов, один из деятелей правительства Колчака, а также ряд эмигрантских публицистов. Суть «сменовеховских» идей сводилась к признанию советской власти как сумевшей спасти государственность в России, найти выход из «Смуты» и необходимости сотрудничества с ней в расчете на то, что жизнь сама все поставит на свое место, заставит большевиков пойти по пути возрождения и разумного устройства страны. Эти идеи более всего пришлись по душе российской образованной пуб­лике. В рядах же самих большевиков «сменовеховство» было встречено крайне подозрительно, они оставались на позициях чистоты марксизма, классовой борьбы, идейного противоборс­тва. Идейные противники большевиков подвергались запретам, гонениям, судебным преследованиям, выдворению за границу-Сначала вынуждены были уехать лидеры небольшевистских организаций. В 1922 г. из России была выслана большая груп­па писателей и ученых: философов, социологов, историков. Изгнание за рубеж продолжалось и в последующие годы.

Особенно яростной и нетерпимой была антирелигиоз­ная пропаганда. Большая часть населения страны, особенно старшее поколение, оставалась верующей. Борьба с религией представляла собой своеобразную «битву за умы». Хотя ком­мунисты частично преуспели в агитации среди молодежи-сломить пассивное сопротивление церкви им не удавалось-Воинствующее, зачастую безграмотное безбожие, насажДае' мое административными мерами, не имело особых шансов


 

 

на успех. В начале 1920-х гг. внутри православной церкви усилилось так называемое «обновленческое движение», ко­торое само по себе восходило к либеральным и христианско-социалистическим идеям начала века, противостоявшим официальной церковной политике. Однако в сложившейся ситуации движение было искусно использовано партийными и политическими органами для раскола церкви. Обновленцы созвали церковный Собор с целью низложения патриарха Тихона. Признанием советской власти в середине 1923 г. и прекращением «анафемствования» коммунистов патриарх вы­бил почву из-под ног своих оппонентов. Тем не менее крайне враждебное отношение к религии и гонения на церковь со стороны руководства продолжали усиливаться.

Таким образом, общая картина, складывавшаяся в пер­вые годы нэпа, была весьма далека от идеальной. И все же советской власти удалось восстановить народное хозяйство, достигнуть довоенного уровня. Однако в этот период получили развитие и многие негативные процессы, порожденные рынком и усиленные специфическими обстоятельствами, в которых оказалась страна с ее отсталой экономической и социальной организацией.

В конце 1927 — начале 1928 г. грянул кризис хлебозаго­товок, требовалось принимать какое-то решение о дальнейших путях развития страны. Борьба разных точек зрения на этот процесс получила в литературе название «сталинско-бухаринская альтернатива». Бухаринская модель предполагала сбалан­сированное развитие индустриального и аграрного секторов на основе рыночной связи города и деревни, развертывание круп­ных коллективных и индивидуальных сельскохозяйственных производств и производств по переработке сельхозпродукции. Сталинская модель — скачкообразное развитие, основанное На концентрации ресурсов на магистральном направлении в тяжелой индустрии, за счет напряжения всей хозяйственной системы, перекачки средств из «второстепенных» отраслей, к которым отнесли сельское хозяйство и легкую промышлен­ность. Победу одержала «административная» альтернатива Сталина. Нэп был свернут, началось форсированное строи­тельство социализма.


еще рефераты
Еще работы по истории