Лекция: Смысл страданий Иова

Церковное песнопение службы Иову Многострадальному говорит о том, что Иов своими страданиями предъизобразил страсти Христовы. Праведный Иов, как и Христос страдал безвинно, не за свои грехи. В страшной болезни Иов был оставлен всеми, даже друзья пренебрегали им, считая грешником. Во время крестных страданий Христос был оставлен учениками и поносим от врагов. Самое тяжкое в страданиях Иова – богооставленность. Вопль богооставленности вырвался на Кресте и из уст Спасителя. После своих страданий, Иов как бы воскресает и превознесен Богом выше прежнего своего состояния. В Иове является прообраз Великого Первосвященника Христа, потому что он приносит ходатайственную жертву о прощении своих согрешивших друзей.

Но это еще не все. Помните толкование о жертвоприношении Авраама и о том, какой в этом всем был смысл? И об Иове мы тогда тоже несколько слов говорили.

Перед разрушением Содома Господь говорит: «утаю ли Я от Авраама, что хочу сделать?» (Быт. 18:17). Иов – друг Божий, это, по первым главам, несомненно, и вдруг он видит, что Бог делает что-то такое, что Иову совершенно непонятно. Иов готов, в конце концов, принять страдания, но он просит, чтобы ему Бог объяснил, почему так, какой в этом смысл?

Что мы видим в речах друзей Иова? Что в них Бог выступает как Всемогущий и как Справедливый, не более того. Причем интересно, мы нигде не найдем там личного обращения к Богу – они всегда говорят о Боге в третьем лице: «Он». А Иов постоянно «срывается» со своего ответа друзьям на молитву к Богу, постоянно говорит Богу: «Ты». Некоторая разница в этом есть, правда? Для Иова Бог не есть просто, как для его друзей, трансцендентная реальность, абсолют, который делает что хочет, когда хочет, и для человека его пути совершенно непознаваемы. Хотя Иов тоже это отчасти признает, но, тем не менее, его опыт говорит о другом.

Продолжая тему уподобления Иова Христу, в истории его искушений мы можем выделить три этапа. Первое искушение было самое грубое – когда у Иова все отняли, включая здоровье – мирскими благами.

Второе искушение более тонкое. Противопоставить Богу свою праведность. Его предлагает Иову жена. Она как бы говорит: «Зачем ты все это терпишь? Откажись от этого Бога, разорви с ним все отношения, и все твои несчастья кончатся. Ну, в худшем случае умрешь, но тебе уже и так терять нечего». Но Иов отказывается искушать Бога. Он смиренный человек и понимает, что праведности без Бога быть не может.

И третье искушение, самое тяжелое. Поклониться сатане, признать его власть. Его приносят друзья. Они предлагают Иову с Богом всерьез никаких отношений не иметь. То есть вера и религия друзей – это такая религия внешнего авторитета, она для человека очень удобна, потому что она не накладывает на него никакой личной ответственности. Вот есть такие правила, я по ним живу и все, то есть я все, что положено от меня Богу сделал, и Бог тоже, что мне положено мне в ответ дает. Всё, мы квиты. Никакой любви тут не требуется, никакого дерзновения, никакой дружбы с Богом. Такое вот автоматическое благочестие. И когда Иов, как кажется, хулит Бога, то хулит-то он на самом деле не Бога, а тот фантом, фантазию, которую ему в качестве Бога предлагают для поклонения его друзья.

еще рефераты
Еще работы по истории