Лекция: Смысл символических действий и образов (Пророчества о гибели Иерусалима).
Кратко останавливаясь на важнейших местах, отражающих пророческое служение пророка Иезекииля в последующих главах, обратим внимание на множество символических действий пророка.
4 гл. Пророк берет большой кирпич (из мягкой глины) и делает из него макет осажденного Иерусалима; воспроизводит на нем все осадные действия.
390 дней лежит на левом боку и 40 дней лежит на правом боку, указывая этим на горькую участь сначала Израиля, а потом Иудеи за их беззакония.
Ест нечистый хлеб, испеченный на человеческом и коровьем помете – символ будущего голода.
Остригает бороду, разделяя волосы на три части. 1-ю -сжег, 2 – посек ножем, 3 – развеял по ветру – этим предсказывает судьбу осажденных.
Сам пророк подробно изъясняет эти символические действия (5-7 гл.).
В следующих главах говорится о том, что пророку в видении было показано и предсказано о тайном идолопоклонстве в Иерусалимском храме старейшин иудейских. 9 гл. повествует о наказании идолопоклонников,
Следующие видения говорят об оставлении Богом иерусалимского храма и о духовном обновлении пленников «И дай им сердце иное, и дух иной вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное и дам из сердца плотяное… и будут Моим народом, и Я буду им Богом» (11, 19-20).
12 гл. Еще символическое действие. Пророк проламывает стену дома и убегает чрез дыру с ношей, предсказывая тем переселение.
13 гл. обличает лжепророков, называет их красильщиками, которые обмазывают, красят стену вместо того, чтобы переложить ее заново.
Особенный интерес представляет 14 и перекликающаяся с ней 18 главы. Они учат об индивидуальной ответственности за грехи. Здесь отражена новая ступень в развитии нравственного учения Ветхого Завета. В древних книгах человек, обыкновенно, рассматривается в совокупности с семьей, племенем, нацией. Ной (Быт. 6, 18) спасается вместе со своей семьей; Авраам, призванный Богом (Быт. 12), уводит за собой в Ханаан весь род. Поэтому и ответственность и воздаяние понимались, как коллективные. Авраам (Быт. 18, 22-23) ходатайствует за Содом не для того только, чтобы праведные были пощажены, но и для того, чтобы в силу солидарности всего рода человеческого они избавили и злых от заслуженного наказания.
Пророки же поставили во главу угла индивидуальное начало и этим возвысили и дополнили древние принципы. Уже во Второзаконии (24, 16; ср. 4 Ц. 14, 6) утверждается, что нельзя наказывать сыновей за отцов. Видение, бывшее Иезекиилю (8-10) убедило его в том, что мера наказания, предстоящего Иерусалиму, соответствует степени его теперешних грехов. Так пророк становится провестником личной ответственности. Спасение человека или его гибель зависит не от его предков и близких. Бог смотрит, прежде всего, на личное сердечное расположение человека. Иудеи же придавали слишком большое значение коллективной ответственности, и потому современники пророка утверждали, что они несут наказание за грехи предыдущих поколений. «Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина» – говорили они. Иезекииль же утверждает обратное, что каждый человек отвечает за свои дела и поступки. «Душа согрешающая, она умрет: сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына» (18-20).
Человек не только свободен от грехов отца, но даже может освободиться от своих собственных беззаконий, если он покается и исправится (ст. 23).
Гл. 15. Дом Израилев подобен одичавшей виноградной лозе, которая не лучше других растений (народов) в лесу.
Гл. 16. Аллегорический образ – народ Божий уподобляется пророком прелюбодейной жене, изменяющей своему мужу.
Кроме перечисленных в книге Иезекииля встречается еще множество аллегорических образов и символических действий.