Учебное пособие: Деление и классификация понятий 2

Галстян А.Э. ДМК-102

Деление и классификация понятия

Список литературы:

1. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики: Учебник. – Москва, 2005.

2. Крегер О., Тьюсон Дж.М. Типы людей. — Москва: Пересей, 2005.

3.Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов. – Москва, 1999.

4. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике. – Москва, 2005.

5. Шипунова О.Д. Логика и теория аргументации: Учебное пособие. – Москва, 2005.

6. Кресовский Ю.Д. Управление поведением в фирме эффекты и парадоксы. — Москва: ИНФРА, 2007.

7. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. – Москва, 1975.

8. Тягло А.В. Логика критического мышления (в конспектном изложении), – Х., Харьковский институт управления. 1996.

9. Логика. Учебное пособие для студентов вузов. — Ростов-на-Дону: Феникс», 1996.

План.

1. Сущность деления…………………………………………………………..2

2. Виды деления: по видообразующему признаку и дихотомическое деление……………………………………………………............................2

3. Правила деления…………………………………………………………….3

4. Классификация……………………………………………………………...5

5. Таксономические и мереологические деления и классификация………..7

Сущность деления.

Сущность деления состоит в том, что предметы, входящие в объем делимого понятия, распределяются по группам. Делимое понятие рассматривается при этом как родовое, и его объем разделяется на соподчиненные виды.

Логическая операция, раскрывающая объем понятия, называется делением.

В операции деления следует различать делимое понятие – объем которого следует раскрыть, члены деления – соподчиненные виды, на которые делится понятие (они представляют собой результат деления), и основание деления – признак, по которому производится деление.

Операция деления позволяет правильно распределить предметы по группам, изучить их, а следовательно, глубже познать весь класс в целом. Знание видов и правил деления имеет большое значение в работе юриста, особенно в следственной практике. Планирование расследования преступлений, составление схем в процессе планирования, классификация¹ следственных версий и ряд других следственных действий имеют своей основой логическую операцию деления понятий.

Отсюда важное значение приобретает логическая процедура раскрытия объема понятия, т. е. способа распределения предметов, которые мыслятся в данном понятии.

Пример:

Понятие «Государство» может быть подразделено на понятия «Унитарное государство», «Федеративное государство» и «Конфедерация»². Основанием для такого деления здесь является форма государственного устройства, делимым понятием – «Государство», членами деления «Унитарное государство», «Федеративное государство» и «Конфедерация».


¹ Классификация — процесс группировки объектов исследования или наблюдения в соответствии с их общими признаками. В результате разработанной классификации создаётся классифицированная систем.

² Конфедерация — добровольное объединение независимых стран для достижения конкретных целей, при которой объединившиеся страны, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих властных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий.

Виды деления: по видообразующему признаку

и дихотомическое деление

Приведенные примеры деления понятия иллюстрировали деление по видообразующему признаку, когда основанием деления служит признак, по которому образуются видовые по­нятия. Примеры деления по видообразующему признаку: “Ядер­ные взрывы бывают в космосе, воздушными, наземными, под­водными, подземными”; “Водоемы делятся на пресные и соленые”.

Другим видом деления понятия является дихотомическое деление.

Дихотомия (от греч. dichotomiа — сечение на две части). Объем цедимого понятия делится на два противоречащих понятия. Например: “Внимание делится на произвольное и непроиз­вольное”; “Животные делятся на позвоночных и беспозвоночных”;

Дихотомическое деление удобно: оно всегда соразмерно, чле­ны деления исключают другу друга, деление производится только по одному основанию. Однако дихотомия применима не всегда. Например, нельзя делить науки на точные и неточные, а художе­ственные произведения на хорошие и нехорошие, ибо четко ука­зать критерий в этих случаях весьма трудно: это понятия с “раз­мытым” объемом.

Операция деления понятия применяется тогда, когда надо ус­тановить, из каких видов состоит родовое понятие. От деления следует отличать мысленное расчленение целого на части. На­пример “Дом делится на комнаты, коридоры, крышу, крыльцо”. Части целого не являются видами рода, т. е. делимого понятия. Мы не можем сказать: “Комната есть дом”, а можем сказать: “Комната есть часть дома”.

Прием расчленения целого на части широко используется в обучении. Он применяется тогда, когда надо показать, из каких частей состоит предмет. Приведем примеры из учебника по анатомии и физиологии. Понятие “скелет человека” позволяет четко проиллюстрировать прием расчленения целого на части. “В скелете человека различаются следующие части: ске­лет головы, туловища и конечностей”.

Правила деления.

При делении понятий следует очень строго соблюдать правила деления. Вот эти правила:

1.Деление понятия должно быть соразмерным . Задача деления заключается в том, чтобы перечислить все виды делимого понятия. Поэтому объем членов деления должен быть равен в своей сумме объему делимого понятия. Если, например, при делении преступлений в зависимости от характера и степени общественной опасности выделить преступления небольшой тяжести, средней тяжести и тяжкие преступления, то правило соразмерности деления будет нарушено, так как не указан ещё один член деления: особо тяжкие преступления. Такое деление называется неполным.

Правило соразмерности будет нарушено и в том случае, если будут указаны лишние члены деления, т.е. понятия, не являющиеся видами данного рода. Такая ошибка будет иметь место, если, например, при делении понятия «уголовное наказание» кроме всех видов наказания указывается предупреждение, которое не входит в перечень мер наказания в уголовном законодательстве, а является видом административного взыскания. Такое деление называется делением с лишними членами.

2.Деление понятия должно производиться только по одному основанию. В процессе деления избранный нами признак должен оставаться одним и тем же и не подменяться другим признаком. Например, граждан какой – либо страны в зависимости от поставленной задачи можно разделить по их профессии и полу. Но нельзя смешивать эти признаки и делить.

3.Члены деления должны исключать друг друга . т. е. не должны иметь общих элементов. Например: “Основные компоненты ЭВМ делятся на: процессор, память, устройства ввода — вывода”.

Это правило вытекает из предыдущего. Если выбрано не одно основание, то члены деления – видовые понятия – будут находиться в отношении частичного совпадения.

4.Деление понятия должно быть непрерывным , т. е. не должно допускать пропусков видовых понятий. Например, нельзя делить члены предложения на подлежащее, сказуемое и второстепенные члены, а надо сна­чала разделить на главные и второстепенные, а уже потом глав­ные члены предложения делить на подлежащее и сказуемое.

Будет допущена ошибка, если мы разделим удобрения на ор­ганические, азотные, фосфорные и калийные. Следует сначала разделить удобрения на органические и минеральные, а затем уже минеральные удобрения разделить на азотные, фосфорные и калийные.


Классификация.

С приемом познания, который называют классификацией, знаком, вероятно, более широкий круг людей, чем с операцией деления понятий. Однако классификация есть не что иное, как либо отдельное деление, либо совокупность делений.

Не существует, однако, общепринятой характеристики классификации как особого вида деления. Различие между тем, что называется просто делением, и теми делениями, что называют классификациями, состоит, по-видимому, в том, что в одном случае операция деления применяется в некоторой ситуации, в рассуждении в связи с решением той или иной частной задачи, поэтому результаты его не фиксируются и не сохраняются специально в общем фонде человеческих знаний. Деления такого рода можно назвать рабочими делениями.

Классификацией называют обычно деление, относящееся к классам объектов, которые являются предметами изучения той или иной науки. Сравните классификацию суждений и понятий в логике, предложений — в лингвистике, животных и растений и вообще живых тел — в биологии, химических элементов — в химии. В этом случае деления, точнее, их результаты постоянно используются в науке, имеют непреходящий характер. Такой же характер имеют классификации книг в библиотеках, классификации инструментов на складах и т. п.

Широко применяется классификация в правовых науках. Примером может служить система права, которая включает отрасли: государственное право, финансовое право и т.д. Каждая отрасль права включает в себя правовые институты.

Вместе с тем всякая классификация относительна. Многие явления природы и общественной жизни не могут быть отнесены безоговорочно к какой – либо определенной группе явлений. Например, семью как общественно – историческое явление нельзя целиком отнести к какой – либо одной области социальной жизни, семья характеризуется как материальными, так и духовными процессами. Кроме того, с развитием знаний классификация, как правило, изменяется, дополняется, иногда заменяется новой, более точной. Поэтому ни к одной классификации нельзя подходить как к завершенной. Необходимо учитывать, что и сама действительность, и знания о ней находятся в непрерывном процессе изменения и развития.

Различия между рабочими делениями и классификациями можно обнаружить еще и в том, что в последних не применяют обычно приемов дихотомического деления. Как уже отмечалось, деление объема понятия на виды, а значит, и классификация тех или иных предметов осуществляется по более или менее существенным характеристикам предметов. Однако, как мы уже знаем, признаки могут быть существенными для предмета (определяющими его качественную специфику или хотя бы обусловливающими какие-то другие признаки) и существенные в каком-то отношении предмета с другими предметами, в частности, при том или ином его употреблении. В зависимости от того, какого именно рода — с точки зрения существенности — признаки используются в классификации, различают классификации естественные и искусственные. Классификации множеств объектов той или иной науки являются обычно естественными; таково же деление книг в библиотеке по отраслям знаний, но сортировка книг по буквам фамилий их авторов является явно искусственным их делением, хотя ясно, что для определенных целей оно может быть даже необходимым. Но речь идет не о целях познавательного характера. С точки зрения интересов познания предметов важны именно естественные классификации. Обычно каждая рубрика естественной классификации является концентратом определенных знаний о входящих в нее предметах.

В качестве примера естественной классификации особо выделяют обычно классификацию химических элементов таблицы Менделеева. С каждой рубрикой, выделяющей отдельный элемент, ряд или столбец этой таблицы, как мы знаем, связана определенная совокупность знаний о соответствующих химических элементах. В силу этих особенностей естественной классификации, отнесение предмета к тем или иным рубрикам дает возможность перенести на него все накопленные уже знания.

Таксономические и мереологические деления и классификация.

Наряду с рассмотренными способами деления и, соответственно, классификаций, издавна описанными в логике, которые называют иногда т а ксономическим, в последнее время находят широкое применение, например, при описании объектов в диалоговых системах, в языках, предназначенных для непосредственного общения человека с компьютером, морфологические классификации. Для процедур, которые имеются здесь в виду, правомерно употреблять также термин мереологическое деление. В отличие от таксономического деления, в процессе которого выявляются виды предметов некоторого рода, мереологическое деление есть расчленение некоторого предмета на части. Скажем, например, что самолет состоит из частей; крылья, фюзеляж, мотор, управляющая система, шасси. Ясно, что каждую из частей можно подразделить в свою очередь на части.

Операцией, сходной с этой, является также выделение некоторых характеристик предмета типа предметно-функционального характера. Например, основными характеристика ми крыла самолета являются форма в профиле, форма в плане, длина, ширина и т. д.

Теория мереологических классификаций требует еще разработки. Не ясно, можно ли, и если да, то в каком смысле, говорить об основаниях деления и классификации, о существенности и несущественности их, правилах и возможных ошибках в этих операциях. Укажем лишь на некоторую связь между мереологическим и таксономическим делением (учитывая которую можно, вероятно, пролить некоторый свет на указанные вопросы).

Связь состоит в том, что каждое мереологическое деление превращается в таксономическое деление, если вместо имени расчленяемого предмета, а употребить понятие «часть предмета а». Например, части самолета — крылья, фюзеляж³ и т.д. Части предмета, то есть члены мереологического деления, становятся в таком случае видами исходного понятия. (Заметим, кстати, что при этом исключаются, очевидно, дихотомические деления.).

Однако расчленение предмета с точки зрения цели, ради которой оно осуществляется, едва ли сводится к обзору видов его частей. Существенным здесь является представление предмета как некоторой системы, в связи с чем важное значение имеет различение частей по их функциям, учет их связей в составе целого и т. д. Типичным примером расчленения является составление плана некоторой работы (учебника, монографии, сочинения вообще). И здесь важно выделить основные вопросы и проблемы, а также подчиненные им в некотором смысле под — проблемы данной проблемы, под — вопросы. Важно предусмотреть правильную последовательность или, как говорят, логичность изложения материала.

¹ Классификация — процесс группировки объектов исследования или наблюдения в соответствии с их общими признаками. В результате разработанной классификации создаётся классифицированная систем.

² Конфедерация — добровольное объединение независимых стран для достижения конкретных целей, при которой объединившиеся страны, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих властных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий.

³ Фюзеляж — корпус летательного аппарата. Связывает между собой крылья, оперение и шасси. Фюзеляж самолета предназначен для размещения экипажа, оборудования и целевой нагрузки.

еще рефераты
Еще работы по логике