Учебное пособие: Русский язык 10 класс Михайловская текст

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!

Родной язык изучают всю жизнь, независимо от того, ка кую профессию выбирают или какие иностранные языки осва ивают.

Вы уже много знаете о единицах русского языка — фонети ческих, словообразовательных, лексических, морфологичес ких и синтаксических. В этом учебном году в центре вашего внимания будет стилистика — раздел науки о языке, предме том изучения которого являются стили речи. У стилистики нет своих языковых единиц, она оперирует уже известными вам языковыми понятиями. Работая с учебником, вы не только углубите свои знания о функциональных стилях речи, но и научитесь рационально и эффективно использовать языковые средства, составляя устные и письменные высказывания в пуб лицистическом, научном, официальноделовом, разговорном и художественном стилях так, чтобы ваша речь всегда была вы разительной, грамотной и соответствовала речевой ситуации. При выполнении заданий будьте внимательны, настойчивы, и вы сами убедитесь в том, что ваши устная и письменная речь совершенствуются.

Желаем успеха!

Авторы

Стилистика как раздел науки о языке

1. Вы уже знаете основные разделы науки о языке (фонетика, графика, T орфоэпия, состав слова, словообразование, морфология, синтаксис, орфография, пунктуация). Скажите, что изучает каждый из них. На этом уроке вы рассмотрите ещё один раздел науки о языке, ко торый называется стилистика. Изучает он различные стили речи, а также выразительные срåдства языка и их использование в разных условиях общения.

Термин «стилистика» образован от слова стиль (греч. stу los, лат. stуlus, stilus — остроконечная палочка для письма).

Стиль — способ словесного выражения в разных сферах, условиях, формах (устной и письменной) общения. Стиль характеризуется особенностями в отборе, сочетании и органи зации языковûх средств в связи с задачами общения.

манера манерный

Термин «стиль» употребляется также для обозначения своеобразия того или иного жанра литератур ного произведения или литературного направ ления (газетный стиль, стиль раннего роман тизма ), отличительных черт творчества ху дожника или писателя (стиль Гоголя ), особенностей манеры изложения (лаконичный стиль ).

Различают функциональную и практическую стилистику.

Ф у н к ц и о н а л ь н а я с т и л и с т и к а исследует специ фику функциональных стилей (разговорного, научного, худо жественного, официальноделового, публицистического), их жанры. В её задачи входит изучение норм отбора и сочетания языковых средств в зависимости от целей и задач общения,

Издания по стилистике русского языка

характера содержания высказываний в различных ситуациях общения в той или иной социальной сфере (быт, производство, наука, политика, право, искусство).

П р а к т и ч е с к а я с т и л и с т и к а как прикладная[1] нор мативная дисциплина направлена на внедрение в речевую практику функциональной стилистики, воспитание у говоря щего и пишущего чувства целесообразности и уместности использования того или иного языкового средства в речи.

Стилистика тесно связана с разделами науки о языке, опи сывающими языковые нормы (орфоэпия, лексикология, грам матика — морфология, синтаксис). Много точек соприкоснове ния у стилистики и с культурой речи. Это объясняется тем, что всякое использование языка обязательно ориентируется на общепринятые нормы.

Связана также стилистика с другими науками гуманитар ного цикла, например, с этикой[2], психологией, логикой, но особенно — с поэтикой[3], литературоведением, теорией оратор ского искусства.

2. П о р а б о т а й т е в п а р а х. Ответьте по очереди на вопросы. Выслушайте ответы друг друга, в случае необходимости допол ните их.

1. Что изучает стилистика? 2. От какого слова образовантермин «стилистика»? 3. В каких значениях употребляется слово «стиль»? 4. Что изучает функциональная стилистика? 5. Каковы задачи практической стилистики? 6. С какими раз делами языка наиболее тесно связана стилистика? Почему? 7. С какими гуманитарными науками соприкасается стилисти ка? 8. Почему важно изучать стилистику?

3. Прочитайте высказывания. В каких из них говорится об индивиду альном стиле? Запишите эти высказывания.

1. Красноречивым оратором будет такой, речь которого какна суде, так и в совете будет способна убеждать, услаждать, увлекать. (Ц и ц е р о н) 2. В реальной действительности строй языка обнаруживается только в тех или иных формах его употребления, в силу которых… производится отбор, не одина ковый для разных условий языкового общения. Так создаются понятия разных стилей языка… (Г р и г о р и й В и н о к у р)

3. Стиль — словесная одежда мыслей и чувствований, какогобы они содержания ни были. (А л е к с е й М е р з л я к о в) 4. За тем мягкости языка, его точности можно поучиться у Чехова: короткая фраза; совершенно отсутствуют вводные предложе ния. (М а к с и м Г о р ь к и й)

Повторяем орфографию. Подчеркните слова с безударными гласны ми, проверяемыми ударением. Объясните их написание.

4. Прочитайте слова в рамочке на с. 4. Запомните их написание. Од нозначное или многозначное слово манера? Проверьте свой ответ по толковому словарю. Как вы понимаете выражение манерный стиль ?

5. Прочитайте текст. Озаглавьте его.

С понятием «стиль» во многом соприкасается понятие «вкус» (чувство, понимание изящного).

Речевой вкус, с одной стороны, это выбор языковых средств для своей речи; с другой — оценка такого отбора в отношении другого автора или собеседника. Сравните, например, оценку, которую дал В. И. Даль стилю Н. В. Гоголя: «Язык Гоголя пёстрый, неправильный, но яркий, сильный и выразитель ный». По этой оценке можно судить о языковом вкусе самого Даля.

По Наталье Романовой

Произведения какого писателя вам нравятся больше всего? Что вы можете сказать о его стиле?

6. Послушайте стихотворение, которое прочитает один из учащихся.

Понравилось ли оно вам? Обоснуйте свой ответ.

АЛЛЕЯ ОСЕНЬЮ

п óрпур

Пышней, чем в ясный час расцвета, Аллея пурпуром одета.

И в зыбком золоте ветвей

Ещё блистает праздник лета Волшебной прелестью своей.

И ночь, сходящую в аллею,

Сквозь эту рдяную листву, Назвать я сумраком не смею, Но и зарёй — не назову!

Константин Фофанов

Вспомните информацию о стилях речи, с которой вы ознакомились в предшествующих классах. Определите стиль текста, обоснуйте свой ответ.

Прочитайте стихотворение выразительно, обращая внимание на постановку знаков препинания.

7. Повторяем орфографию. Вспомните правила о написании: а) слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне; б) корней с чередованием гласных. Спишите слова.

I. Впеч… тление, загл… дение, тр… петать, с… мволика, ж… стикулировать, б… кл… жан, в… рн… саж, д… л… катес, к… лейд… скоп, м… к… латура, п… н… рама, пр… в… легия, т… буретка, б… рдюр, пр… зидент, м… литва, б… рьба, хв… стливый, с… мволика, в… рсис тый, кл… нусь, н… ватор, л… цевой, ч… ртёж, пл… мена, н… б… са.

II. Зам… рать — зам… реть, ст… рать — ст… реть, предл… гать —предл… жить; заг… рать; з… ря, з… рница; покл… ниться; пл… вец, пл… вчиха, попл… вок, пл… вучий, пл… вун; р… сти, ср… щение, р… сла, р… сток, отр… сль; ск… кать, вск… чить, ск… чок, ск… чу; обм… кнуть кисть в краску, м… кать вареник в сметану, ботинки пром… кают, пром… кашка, м… чёные яблоки; ср… внить, пор… вняться со мной, р… внина, подр… внять чёлку.

Понятие о норме. Вариантность нормы

T8. Вы уже знакомы с нормами — орфоэпическими, лексическими,… .

Прочитайте текст и продолжите перечень норм, проиллюстрируйте их примерами.

Важнейшим признаком литературного языка считается на личие норм.

Норма (языковàя) — это общепризнанные и общепринятые в речевой практике на определённом этапе развития языка правила произношения, словоупотребления, написания и др.

Норма обязательна как для устной, так и для письменной речи. Она закрепляется в словарях и справочниках.

Норма складывается в процессе исторического развития языка и может изменяться с течением времени. Известная по движность нормы приводит к возникновению вариантов норм литературного языка.

Существуют варианты орфоэпические (порядо [шн ]ный и по рядо [ч 'н ]ый ), акцентологические (ин àче и èначе, твор îг и тв îрог ), лексические (позлатить позолотить ), словообра зовательные (достигнуть достичь ), морфологические (тво рога творогу ), синтаксические (ждать поезда — ждать по езд ), фразеологические (чесать/трепать/мозолить язык ).

К основным источникам установления языковîй нормы от носятся произведения писателейклассиков и современных пи сателей, средства массовой информации, общепринятое совре менное словоупотребление, исследования учёныхязыковедов.

9. Рассмотрите таблицу. Назовите типы норм. Что регулируют нор T мы каждого типа? Подберите свои примеры.

Нормы русского литературного языка

Типы норм

Что регулируют нормы

Примеры

орфоэпические

произношение отдельных звуков, сочетаний звуков, грамматических форм

сл [а ]в à , [т ']ермин, коне [шн ]о, [каво ]

акцентологи ческие

ударение

в å рба, н à чал

лексические

употребление слов в свойственном им зна чении и сочетание слов по смыслу

погода

благоприятствовала (а не «сопутствовала»), совершать поступки

(а не «делать»)

словообразова тельные

образование слов

поскользнулся

(а не «подскользнулся»), поздравить

(а не «проздравить»)

грамматичес кие (морфоло гические и синтаксичес кие)

образование форм слова, построение словосочетаний и предложений

я езжу (а не «ездию»), пришёл из школы (а не «со школы»), необходимо отметить то, что… (а не «о том, что»)

стилистичес кие

использование язы ковых средств в соот ветствии с избран ным стилем речи

стенать (книжн.) — реветь (разг.),

тривиальный [4]

(книжн.) — заезженный

(разг.)

орфографичес кие

написание слов и их частей

жё лтый, пе чё т, стра ницы

пунктуацион ные

постановку знаков препинания

Один раз соврал — навек лжецом стал.

П р и м е ч а н и е. Нарушение соответствующей нормы называет ся ошибкой — грамматической, лексической, орфоэпической и т. д.

10. П о р а б о т а й т е в п а р а х. Составьте вопросы и проверьте друг друга, как вы усвоили сведения о нормах языка.

11. Прочитайте пары слов и словосочетаний. Пользуясь таблицей (упр. 9 .), определите тип нормы.

Було[ч'н]ая — було[шн]ная, горни[ч'н]ая — горни[шн]ая; пåтля — петлÿ, твîрог — творîг; героический — геройский, читальня — читалка; секторà — сåкторы, скирд — скирда; купить хлеба — купить хлеб, ехать на троллейбусе — ехать троллейбусом; ходить по струнке — ходить по ниточке, золо той мешок — денежный мешок.

Приведите свои примеры вариантов нормы.

Составьте предложение с понравившимся вам фразеологизмом. Запи шите его.

Знаете ли вы?

Первоначально словом мешок называлось вместилище, изготовленное из шкуры (меха) дикого зверя или домашнего животного.

12. Прочитайте выразительно стихотворение, соблюдая нормы про изношения.

РАННЯЯ ОСЕНЬ

Ты мне непривычна, о ранняя осень!

Я к солнцу привыкла, к полям и цветам. Здесь нет аромата смолистого сосен, Нет ласки осенней, как там.

Когда там, на юге, пора увяданья —

То солнышко ярче, синей небеса,

И точно читаешь немые вещанья, Когда загорятся багрянцем леса.

Днём движутся тучки весёлой гурьбою,

А вечером месяц и звёзды глядят То в Днепр серебристый, объятый мечтою, То в жёлтозелёный задумчивый сад.

На клумбах мелькают ещё чернобривцы, И астры белеют, и куст георгин...

Кто видит всё это — зову тех: счастливцы!

А я — далека от привычных картин.

Пускай неприветлива ранняя осень,

Пусть ветер и дождик наводят печаль, Вдыхаю я мысленно запахи сосен, А думы живые несут меня вдаль.

Ольга Скороходова

Какие правила (нормы) произношения вы соблюдали при чтении стихотворения?

Выпишите из стихотворения сложносочинённые предложения. Объясните постановку знаков препинания.

13. Прочитайте и спишите слова. Обозначьте ударения. В случае необходимости воспользуйтесь словарём.

Газопровод, досуг, дремота, изобретение, ломоть, намере ние, приданое, свекла, статуя, ходатайство, щавель, квартал.

Единовременный, зубчатый, кухонный, мизерный, украин ский, красивее.

Баловать, делящий, закупорить, искриться, маркировать, премировать, усугубить, углубить.

Втридорога, донельзя, мастерски, начало.

С выделенными словами составьте предложения. Запишите.

14. Прочитайте предложения, взятые из школьных сочинений. Какие нормы в них нарушены? Устраните ошибки. Отредактированные предложения запишите.

десерт десертный

1. Весной прилетают пернатые птицы. 2. На опушке росли густые кусты, на которых имелись ягоды. 3. На десерт подали разнооб разную фрукту. 4. Света стала сломя голову решать задачу. 5. В зале становилось всё пустее и пустее. 6. У меня хорошо получается на рисунке глаза уши и смех. 7. Автор книги очень правдиво обо всём описывает. 8. Таня привыкла всегда беспо коиться за младшего брата.

Прочитайте слова в рамочке. Запомните их написание. Назовите ос нову и окончание в данных словах.

15. Прочитайте предложения. Укажите лексические ошибки. Устра ните их.

1. Костёр всё больше распалялся, пылал. 2. У него сегодняпраздное настроение. 3. Этот человек был полный невежа в вопросах искусства. 4. Сейчас многие писатели пристально занимаются политикой. 5. Мы гуляем в лесном массиве и заго раем у водоёма. 6. В классе нерегулярно вентилирует помеще& ние. 7. Этот памятник архитектуры поражает своими габари тами. 8. Поэт верил в духовное богатство народа .

Дайте характеристику согласных звуков в выделенных словах.

сувенир вакансия

16. Прочитайте. Устраните излишние слова.

Каждая минута времени, в апреле месяце, отступить назад, своя автобиография, впервые знакомиться, памятный сувенир, очень прекрасное впечатле ние, тёмный мрак, свободная вакансия, ценные сокровища, первый дебют, молодой юноша.

Прочитайте слова в рамочке. Запомните их написание. Составьте с данными словами предложения, запишите их.

17. Повторяем орфографию. Вспомните правила написания и, ы, е, ё, о после букв, обозначающих шипящие и ц . Спишите слова, вставляя пропущенные буквы.

Ож… вление, ощ… щение, брош… ра, ж… ри, параш… т; лыж ниц.., бледнолиц… й, сестриц… н, куриц… н, ц… ган, ц… плёнок, на ц… почках, ц… ц, ц… кать, иллюминац… я, милиц… я, ц… ферблат,

ц… линдр; деш… вый, ш… л, ш… пот, ш… рох, ч… порный; ключ… м, плащ… м, больш… го, девч… нка, парч… вый, холщ… вый; горяч.., ещ..; печ… т, теч… шь, печ… ный, огорч… нный, корч… вка, ноч… вка, дириж… р, стаж… р; прич… м, нипоч… м; трещ… тка, трущ… ба, чащ… ба, обж… ра, крыж… вник, чеч… тка; танц… р, пальтец.., платьиц.., колодц… в; ц… котать, ц… котуха.

18. Рассмотрите репродукцию картины Марии Башкирцевой

«Осень». Какое впечатление она произвела на вас? Что в картине при влекло ваше внимание? Опишите (устно) картину, соблюдая нормы

М. Башкирцева. Осень

русского литературного языка. Постарайтесь передать не только чув ства и настроение художника, но и своё отношение к картине. Найдите в Интернете информацию о жизни и творчестве М. Башкирцевой, подготовьте выступление перед классом.

Стилистическая ошибка. Речевой недочёт

19. Вспомните основные виды ошибок, которые могут встретиться в устных и письменных высказываниях. Какие ошибки связаны с язы ковым оформлением устного и письменного высказываний?

Стилистическая ошибка заключается в употреблении слов, их сочетаний и предложений, не соответствующих сти лю речи. Она возникает изза неправильного или неудачного выбора языковых средств. Например:

1) неоправданное использование диалектных слов в текс тах научного, официальноделового и публицистического стиля (В статье детально описан кочет ) ;

2) немотивированное использование просторечных слов, форм, выражений в текстах научного, официальноделового и публицистического стиля (При подготовке к эксперимен ту он обмишурился в подборе материалов );

3) неоправданное употребление книжных слов, в том чис ле терминов и профессионализмов, канцелярских оборотов в текстах художественного и разговорного стиля (В тихую по году нетнет и оторвётся листочек и, как птица, начнёт плавно опускаться на землю. Совсем иначе обстоит дело в ветреную погоду ).

20. Прочитайте предложения. Найдите стилистические ошибки, уст раните их. Запишите предложения в исправленном виде.

произведён произведен à произведен î произведен û

1. Ну, числительные — они бывают количественные и порядковые. 2. Когда Ноздрёв и Чичиков играли в шашки, он хотел обвести его вокруг пальца. 3. В канун моего дня рождения я расхворался. 4. Мама, ты же сама вчера ставила вопрос о засолке огурцов. 5. На школьном празднике было произведено несколько награждений. 6. Все занялись началом трудового дня.

канун накануне канон

Прочитайте слова в рамочке справа. Запомните их написание. Пользуясь толковым словарём, определи те лексическое значение данных слов.

Знаете ли вы?

Слово канун первоначально обозначало церковную службу накануне праздника, где читались каноны (правила).

1. На этот раз переходящийприз получил временную прописку у восьмиклассни ков.

2. Каждая из гимнасток имеет хорошие ресурсы для улучшения своей спортив ной формы.

3. Третий результат в соревнованиях показал быстро прогрессирующий Андрей

Иванов.

1. На этот раз переходящийприз вручили восьмиклас сникам.

2. У каждой из гимнастокесть возможности для улуч шения спортивных результа тов.

3. Третье место в соревнованиях показал Андрей Ива нов, мастерство которого растёт.

21. Прочитайте предложения. Сравните предложения каждой пары. Проанализируйте стилистическую правку; дайте свои варианты правки.

22. Прочитайте предложения, взятые из школьных сочинений, по свящённых художественному описанию осени. Найдите стилистиче ские ошибки, объясните их. Устраните ошибки. Отредактированные предложения запишите.

1. Выпали обильные осадки. 2. Дождь — надёжное подспорье землевладельцам в борьбе за большой хлеб. 3. Ива роняет в водоём свои жёлтые листочки. 4. Я стою на балконе и взираю на деревья в нашем сквере. 5. В ветреную погоду листья шум но шелестят, срываются с ветки и летят по дорогам, будто тикают от когото. 6. У липы листья можно увидеть только на самой маковке.

Подберите синонимы к выделенному слову.

К числу речевых недочётов относят:

1) ложную «красивость» в использовании языковых средств (Пушкин учит беззаветной любви к людям, высоко му добру, гуманизму, он заставляет неумолчно вибриро вать потаённые струны человеческой души );

2) нарушение благозвучия речи вследствие скопления звукосочетаний, либо неприятных для слуха (и [ш' ]у [ш ']ий [ш ']астья ), либо сложных для произношения (тек [ст ] [ст ]ихотворения );

3) однообразие в построении предложений, создающее «стилистическую монотонность» (Наступила осень. Лис тья на деревьях пожелтели. Тучи закрыли небо. Пошёл дождь ).

23. Прочитайте предложения. Найдите речевые недочёты, устраните их. Отредактированные предложения запишите.

1. Тема народа в произведении ярко светится на каждойстранице. 2. Сквозь строфы виден поэт, романтически настро енный. 3. В зале присутствуют представители прессы. 4. Успеш но убран урожай кукурузы. 5. Нам там был сдан дом. 6. Моя любимая вещь — лыжи. Они коричневые. Их длина два метра.

24. П о р а б о т а й т е к о л л е к т и в н о. Сформулируйте вопросы так, чтобы на их основе можно было построить высказывание о сти листических ошибках и речевых недочётах.

25. Послушайте отрывки из стихотворений, которые прочитает один из учащихся. Обратите внимание на благозвучие поэтической речи: мелодичность, ритмичность, а также гармоничное сочетание и чере дование звуков.

Лениво дышит полдень мглистый;

Лениво катится река,

И в тверди[5] пламенной и чистой Лениво тают облака.

Фёдор Тютчев

Я вольный ветер, я вечно вею,

Волную волны, ласкаю ивы,

В ветвях вздыхаю, вздохнув немею, Лелею травы, лелею нивы.

Константин Бальмонт

Какие согласные звуки повторяются в стихотворениях? Как вы дума ете, это речевой недочёт или приём для создания художественного образа? Аргументируйте свой ответ. Какие ещё изобразительно выразительные срåдства используются в этих отрывках? Выразительно прочитайте стихотворения.

26. Прочитайте высказывание. Определите его тему. Доводилось ли вам наблюдать подобные картины природы в начале осени?

За всю жизнь не припомню я такой осени. Прошёл сен тябрь — ясноголубой, помайски тёплый, с обворожительными утрами и задумчивыми фиолетовыми закатами. (В и к т о р Н е к р а с о в)

Продолжите высказывание. Помните: первое предложение содержит тему, а все последующие предложения должны её раскрывать, буду чи при этом связаны по смыслу и грамматически. Избегайте стилис тических ошибок и речевых недочётов.

27. Повторяем орфографию. Вспомните правила написания в корне слова букв, обозначающих звонкие и глухие согласные, непроизноси мые согласные, двойные согласные; спишите слова.

Бли… кий, про… ьба, коро… ка, ше… ствовать, и… ти, моло… ьба; влас… ный, здра… ствовать, безмол… ствовать, гиган… ский, гол лан… ский, лес… ница, чу… ствовать, сверс… ник, облас… ной; бал… ада, мож… евельник, дрож… и, жуж… ание, бас… ейн, интел… игенция, кор… еспондент, редкол… егия, наез… ник, жалос… ный, сладос… ный, окрес… ный, счас… ливый, праз… ник, прелес… ный, извес… ный, агрес… ия, ал… егория, бал… аст, бал… он, грам… атика, дрес… ировать, ил… юминация, им… уни тет, ип… одром, ир… ациональный, кол… изия, комис… ия, ком… юнике, коэф… ициент, прес… а.

Объясните лексическое значение выделенных слов. Проверьте свой ответ по толковому словарю.

Стилистическая окрашенность языковых средств (эмоциональноэкспрессивная и функциональностилевая)

28. Вы уже знаете, что слова бывают общеупотребительные (вода, земля, небо; зелёный, синий, длинный; идти, думать, говорить ) и ограниченные сферой употребления (антоним, рептилии, множи тель ). Приведите свои примеры таких слов.

экспрессия экспрессивный

Многие слова, фразеологизмы и виды предложений свободно используются в любом стиле. Такие срåдства назы ваются стилистически нейтральными (общеупотребитель& ными, межстилевыми ).

Стилистически нейтральным языковым средствам противостоят языковые единицы, имеющие стилистичес кую окраску: эмоциональноэкспрессивную и функционально стилистическую.

Эмоционально&экспрессивная окраска связана с вы ражением чувств, переживаний, оценки говорящего (пишущего) относительно предмета речи (факта, явления,

признака, действия). Эмоциональноэкспрессивная окраска

слов ярко проявляется при сопо ставлении синонимов: стилистически нейтральное — лицо, высокое — лик, сниженное — мордашка .

Эмоциональноэкспрессивная окраска может выражать как положительную оценку (очи, глазоньки ), так и отрица тельную (глазищи, гляделки ).

Функционально&стилевая окраска связана с закреплён ностью языковой единицы за определённым стилем. Напри мер: дефиниция [6] (научный стиль), ратный (художествен ный стиль), завизировать (официальноделовой стиль), маршрутка (разговорный стиль).

В толковых словарях на эмоциональноэкспрессивную окраску указывают стилистические пометы: высок. — высо кое, ласк. — ласкательное, ирон. — ироническое, неодобр. — неодобрительное, пренебр. — пренебрежительное, унич. — уничижительное, бран. — бранное. На функционально стилевую окраску указывают стилистические пометы: книжн. — книжное, спец. — специальное, офиц. — офици альное, разг. — разговорное, прост. — просторечное.

Отсутствие стилистической пометы означает, что слово стилистически нейтрально.

29. Прочитайте тексты. Найдите стилистически окрашенные слова. Какова их роль в тексте?

I. Девицы, красавицы,

Душеньки, подруженьки, Разыграйтесь, девицы, Разгуляйтесь, милые!

Затяните песенку,

Песенку заветную, Заманите молодца К хороводу нашему.

Как заманим молодца,

Как завидим издали,

Разбежимтесь, милые,

Закидаем вишеньем,

Вишеньем, малиною, Красною смородиной.

Не ходи подслушивать

Песенки заветные,

Не ходи подсматривать Игры наши девичьи.

Александр Пушкин

II. Хороводы исполняются медленно, в среднем и быстром темпах, но всё же при слове «хоровод» возникает картина плавного движения стройных девушек«лебёдушек», медлен ная уверенная поступь парней — «ясных соколов» и разнооб разные замысловатые рисунки.

На протяжении всей многовековой истории русского наро да хоровод всегда имел большое значение в повседневной жизни русского человека. Ни одно игрище, гульбище, гулянье и любой другой праздник не мыслились без хоровода. В дни народных праздников и гуляний, а то и просто вечером после работы на улице, или за околицей, или на лесной поляне собирались жители, иногда даже из соседних сёл. Здесь можно было не только водить хороводы и веселиться, но и встретиться со знакомыми. Парни приглядывали себе невест в ярком и причудливом венке хороводов, а девушки присмат

Хоровод в исполнении Государственного академического хореографического ансамбля «Берёзка» им. Н. С. Надеждиной

ривались к будущим мужьям, которые своей манерой, осан кой также старались им понравиться .

Андрей Климов

Какие картины вы представили, читая тексты и рассматривая иллю страцию?

Повторяем орфографию. Объясните написание выделенных слов. Приведите примеры на эти правила.

Знаете ли вы?

Слово осанка было образовано с помощью суффикса к от несохранившегося осаниться, производного от сан — «досто инство ».

30. Прочитайте слова. Какие из них являются стилистически ней тральными, а какие имеют стилистическую окраску? Какова эта окраска?

договорённость договорённости

Водица, сестрица, голосище, сорвиго лова, нисходить, антисанитарный, до говорённость, возмездие, исходящий, вояка, благонравие, коммуникабельный, абракадабра[7], анто ним, абсолют, душечка.

Однозначное или многозначное слово абсолют? Проверьте свой ответ по толковому словарю.

31. К приведённым нейтральным словам подберите «высокие» или «сниженные» (или те и другие) синонимы.

Победа, подарок, смеяться, одежда, живот, скульптор, обмануть, архитектор, убежать, муж.

Д л я с п р а в о к. Ваятель, благоверный, презент, чрево, облачение, брюхо, виктория, риза, гостинец, зодчий, драпа нуть, разыграть, гоготать.

С выделенными словами составьте предложения. Запишите их.

32. Какие из данных слов и словосочетаний вы употребили бы в офи циальноделовом стиле речи? научном? публицистическом? разго ворном?

Ввиду плохой п… годы, во избежани… пожара, в соответстви… с планом, пр… бытие посла, ноч… вка, опрот… стовать р… шение, танг… нс, пр… милый, дружеский в… зит, всем… рная поддержка, п… литический б… рометр, лгунишка, преф… кс, стих… сложение.

Повторяем орфографию. Спишите слова и словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

Найдите имена прилагательные. К какому разряду (качественные, относительные, притяжательные) они относятся?

33. Выпишите из толкового словаря пять слов, разные значения которых имеют разную стилистическую окраску.

34. Повторяем орфографию. Повторите правила о написании ъ и ь . Спишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы.

Под… езд, об… единение, из… ять, ад… ютант, ин… екция, кон… юнктура, пан… европейский, фельд… егерь, двух… ярус ный, трёх… язычный, четырёх… этажный, без… апелляцион ный, раз… охаться, контр… удар, с… экономить; в… юга, лис… и, шерст… ю, интер… ер, тер… ер, бул… он, шампин… он; проруб…, любов…, кров…, молот… ба, воз… ми, сел… дь, пел… мень; вен… чик, свар… щик, помощ… ник; мыш…, рож…, шалаш…, нож…; пят…, двадцат…, тридцат…, пят… десят, восем… десят, девят… сот, увлеч…, борот… ся, глядиш…, спряч… те, навзнич…, сплош…, уж…, замуж…, невтерпёж…; вишен…, песен…, бары шен…, кухон..; звер… ский, тюмен… ский, сентябр… ский, октябр… ский.

Культура речи

35. Вспомните, какие качества хорошей речи вы знаете. Владеете ли вы ими?

Культура речи (от лат. cultura — возделывание, выращи вание, воспитание) — раздел науки о языке, изучающий качества речи (правильность, выразительность, точность, уместность и др.).

Одна из основных задач культуры речи — описание и упорядочение норм литературного языка (правил произно шения, ударения, грамматики, словоупотребления и др.).

Понятие «культура речи» включает две ступени овладе ния литературным языком: 1) правильность речи; 2) речевое мастерство.

Правильность речи — это соблюдение норм литературно го языка. Речь, в которой встречаются факты, противореча щие литературной норме, нельзя назвать культурной. Одна ко правильность — лишь первая ступень подлинной речевой культуры.

Речевое мастерство в отличие от правильности речи — это не только следование нормам литературного языка, но и умение построить высказывание, выбрав из существующих в языке средств наиболее точное в смысловом отношении, стилистически уместное и оправданное, выразительное и т. п. Речевое мастерство представляет собой высшую ступень в овладении языком.

Эффективность речевого общения в значительной мере за висит от знания правил речевого этикета. Владение речевым этикетом порождает доверие и уважение собеседника.

Высокая культура речи предполагает достаточно высокий уровень общей культуры человека, культуру мышления.

36. П о р а б о т а й т е в п а р а х. Ответьте по очереди на вопросы. Выслушайте ответы друг друга, в случае необходимости дополните их.

1. Что изучает культура речи? 2. Что включает в себя понятие «культура речи»? 3. Какова одна из основных задач культуры речи? 4. Зачем нужна людям культура речи? 5. Какой должна быть речь образованного, культурного человека?

37. Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль.

СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ ÎЖЕГОВ

«Высокая культура речи — это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли срåдствами языка», — писал известный языковед Сергей Иванович Ожегов, вошед ший в историю русской лингвистической науки не только как автор «Словаря русского языка», но и как один из основопо ложников учения о культуре русской речи.

Научноисследовательские труды С. И. Ожегова связаны с проблемами культуры речи, учением о языковой норме, а

Сергей Иванович Ожегов «Словарь русского языка»

проблема исследование концепция

также с лексикологией и фразеологией. В поле внимания учёного — вопросы орфо эпии, стилистики, языка писателя и др.

В своей программной статье «Очередные вопросы культуры речи» (1955) С. И. Оже гов сформулировал основные положения концепции[8] культу ры речи. На первое место он выдвигал проблему нормализации языка и принципиальную важность исторического изучения закономерностей, складывающихся в каждой из структурных сфер (произношение, ударение, грамматика, словоупотребле ние) современной русской литературной речи.

Благодаря трудам С. И. Ожегова культура речи получила статус2 самостоятельной лингвистической дисциплины, осно вополагающей категорией которой является норма.

Из журнала

П о р а б о т а й т е в п а р а х. Сформулируйте вопросы по тексту, задайте их друг другу.

Прочитайте слова в рамочке. Запомните их написание. Составьте с этими словами предложения, запишите их.

Повторяем пунктуацию. Объясните постановку знаков препинания в предложениях третьего и четвёртого абзацев.

38. Послушайте текст, который прочитает учитель. Сформулируйте и запишите его основную мысль.

Взаимодействие русского и украèнского языков на террито риях, где они функционируют параллельно, ведёт, с одной стороны, к взаимообогащению обоих языков, а с другой, — к развитию интерферирующего[9] воздействия одного языка на другой. Это проявляется главным образом в устной речи.

Борьба за высокую культуру как русской, так и украинской речи предполагает прежде всего устранение отрицательных последствий интерференции — отклонений от норм литератур ной речи. Отклонения более всего касаются области произно шения, словоупотребления и синтаксиса.

Из журнала

Повторяем орфографию. В выделенных словах укажите префиксы, объясните их написание.

39. Прочитайте. Объясните, по какой причине возникли ошибки в данных высказываниях. Исправьте ошибки. Отредактированные предложения запишите.

1. В поле росли маки, кульбабы, ромашки. 2. Тело прон зил острый боль. 3. Вчера до меня домой приехали друзья.

4. Таня привыкла всегда беспокоиться за младшего брата. 5. Олег выходит к доске, а все с него смеются. 6. Я соскучил& ся за тобой.

Повторяем орфографию. Объясните написание префиксов в выде ленных словах. Приведите свои примеры слов с данными префик сами.

40. Переведите текст с украинского языка на русский. Перевод запи шите. В случае необходимости обращайтесь к украинскорусскому словарю.

Плекати мову, вивчати її лексичні, граматичні, стилістичні багатства культурна людина повинна протягом усього свого життя. Бо в цих багатствах відкривається нове життя слова, відчувається рух народження нових відтінків, нових значень мовних одиниць.

Людське суспільство ніколи не було байдужим до мови. Воно завжди виробляло поняття ідеалу — досконалої літера турної мови. Щоб досягти цього ідеалу, треба дбати про високу культуру мови в щоденній практиці.

Виталий Русановский, Светлана Ермоленко

Почему к культуре речи должен стремиться каждый человек?

41. Прочитайте текст. Озаглавьте его.

По тому, как человек знает этикет, соблюдает его, судят о нём самом: его воспитании, общей культуре, деловых качествах.

Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил ре чевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринуждённо, не испытывать неловкости изза промашек и неправильных действий, избегать насмешек со стороны окружающих .

Соблюдение речевого этикета людьми так называемых лингвоинтенсивных профессий — чиновниками всех рангов, врачами, юристами, продавцами, работниками связи, транс порта, стражами порядка — имеет, кроме того, воспитательное значение, невольно способствует повышению как речевой, так и общей культуры общества.

Но наиболее важно то, что неукоснительное следование пра вилам речевого этикета членами коллектива того или иного учебного заведения, предприятия, производства, офиса остав ляет у клиентов, соучредителей, партнёров благоприятное впечатление, поддерживает положительную репутацию всей организации.

Людмила Введенская

Согласны ли вы с мнением о том, что без соблюдения норм речевого этикета нет культурного человека? Приведите аргументы в пользу своего мнения.

Повторяем орфографию. В выделенных словах укажите префиксы. Объясните их написание.

42. Прочитайте пословицы. Распределите их по группам относитель но этикетных правил, которые они отображают.

1. Лучше недоговорить, чем переговорить. 2. Говоря про чужих, услышишь и про своих. 3. На всякий спрос — ответ. 4. Доброе молчание лучше худого ворчанья. 5. Красно поле пшеном, а беседа — умом. 6. Ласковое слово не трудно, да споро. 7. Сперва подумай, а потом скажи. 8. Недоброе слово что огонь жжёт. 9. Криком делу не поможешь. 10. Много кри ку — мало дела. 11. От учтивых слов язык не отвалится. 12. Хорошее слово — половина дела.

Приведите свои примеры пословиц, связанных тематически с дан ными.

43. Повторяем орфографию. Повторите правила написания префик сов. Спишите слова.

З… городный, пр… читать, н… деть, в… сход; бе… людный, бе… крылый, бе… помощный, бе… честье, ро… пись, ра… писной, ра… уверить, в… тревожиться; пр… ехать, пр… шить, пр… пи сать, пр… школьный, пр… отворить; пр… добрый, пр… мудрый, пр… рвать, пр… градить; пр… бывать (в неведении), пр… бывать (на вокзал); пр… мудрость, пр… одолеть, пр… творять, пр… хо дящий, пр… годиться, пр… жимистый, пр… ложение, пр… рав нять, пр… следовать, пр… готовить, пр… чудливый, пр… увели чить.

Варианты падежных окончаний имён существительных и их стилистические особенности

44. Вспомните, сколько склонений у имён существительных. Как в них распределены существительные в зависимости от рода? Какие окончания в именительном падеже единственного числа имеют существительные 1го, 2го и 3го склонения?

Спишите. Определите род имён существительных, выделите оконча ния, укажите склонение.

Гений — гения — о гении; стол — стола — на столе; конь — коня — о коне; лес — о лесе — в лесу; Дарья — о Дарье, Мария — о Марии, Забайкалье — о Забайкалье.

Повторяем орфографию. Объясните написание букв е , и в оконча ниях имён существительных.

Большая группа имён существительных имеет варианты падежных окончаний, использование которых ограничено функциональным стилем или жанром речи. Так, существи тельные мужского рода 2го склонения в родительном паде же единственного числа могут иметь вариантные окончания &а (&я ) и &у (&ю ): цвет снега , много снегу .

Окончание у (ю ) употребляется:

1) в вещественных существительных при указании на количество или части целого: ложка мёду (но вкус мёда ), стакан чаю (но производство чая );

2) в устойчивых словосочетаниях: с глазу на глаз (но с глаза сняли повязку ), без году неделя (но без года напряжён ной работы нельзя закончить ремонт );

3) в существительных с уменьшительными суффиксами: выпить чайку, кваску, поесть медку ;

4) в отвлечённых и собирательных существительных в сочетании со словами много, мало, сколько, столько, нема ло: много шуму, мало народу ; если существительное имеет при себе определение, то, как правило, употребляется окончание а (я ). Сравните: стакан чая (ю ) — стакан янтарного чая ;

5) в некоторых случаях выбор окончания а (я ) и у (&ю ) за висит от значения высказывания. Например: выйти из дома (из строения вообще) — выйти из дому (из своего) // устар.

Существительные с окончанием у (ю ) употребляются главным образом в разговорной речи. В литературной речи, официальноделовом и научном стиле, преимущество отда ётся употреблению форм с окончанием а (я ). В художествен ном стиле возможно употребление форм на &а (я ) и у (ю ) в зависимости от цели и характера высказывания.

45. Прочитайте предложения. Объясните случаи употребления окон чаний у (ю ), а (я ) в родительном падеже единственного числа имён существительных мужского рода 2го склонения.

1. Дуне подал я чашку чаю. (А л е к с а н д р П у ш к и н) 2. Когда он вышел из дому, дождь всё ещё моросил. (Ф ё д о р А б р а м о в) 3. А с чем прихлебнёте чайку? (Н и к о л а й Г о г о л ь) 4. Вася что было духу пустился к котёнку. (Л е в Т о л с т о й) 5. Из тёмного леса навстречу ему идёт вдох новенный кудесник. (А л е к с а н д р П у ш к и н) 6. На площа ди много народу.

Повторяем орфографию. В выделенном слове назовите окончание. Объясните его написание.

46. Назовите и запишите пятьшесть устойчивых сочетаний слов, в которых сохранилось окончание у (ю ) в существительных мужского рода в родительном падеже единственного числа. Какую стилистиче скую окраску имеют эти фразеологизмы?

Существительные 2го склонения в предложном падеже единственного числа могут иметь варианты окончания е и у (ю ): в отпуске в отпуску.

Между этими формами существуют различия:

1) формам на е свойственно объектное значение (они обозначают предмет, на который направлено действие), а формам на у (ю ) — обстоятельственное (место дейст вия): заботиться (о ч ё м ?) о лесе , находиться (г д е ?) в лесу ;

2) формы на е характеризуются как книжные, а формы на у (ю ) — как разговорные: в цехе в цеху , в аэропорте — в аэропорту .

47. Прочитайте слова и словосочетания. Объясните разницу в значе ниях форм существительных на у (ю ) и е .

Находиться в строю — изменения в строе простого предло жения; машина на ходу — отразилось на ходе дела; весь в по ту — трудиться в поте лица; на хорошем счету — на расчётном счёте; на краю — на переднем крае; растёт в лесу — знает толк в лесе; работа на дому — номер на доме; стоять в углу — в угле треугольника.

Существительные мужского рода 2го склонения в имени тельном падеже множественного числа могут иметь вари антные окончания ы (и ) и а (я ): годы и год à , т îполи и то пол ÿ .

Между формами на ы (и ) и а (я ) могут быть различия:

1) стилистические: в åтры ветр à (в поэтической речи), шофёры — шофер à (в профессиональной речи);

2) смысловые: цветы (в саду) — цвета (тон, окраска).

48. Прочитайте имена существительные, употреблённые в имени тельном падеже единственного и множественного числа. Выпишите формы множественного числа, которые являются нормой литератур ной речи. Обоснуйте свой выбор.

Договор — договоры, договора; директор — директоры, директора; профессор — профессоры, профессора; автор — авторы, автора; инструктор — инструкторы, инструктора; корректор — корректоры, корректора; офицер — офицеры, офицера; цех — цехи, цеха; месяц — месяцы, месяца; кон структор — конструкторы, конструктора; токарь — токари, токаря; слесарь — слесари, слесаря; инженер — инженеры, инженера.

Составьте (устно) предложение с выделенным словом.

49. Прочитайте пары существительных. Составьте с существитель ными словосочетания так, чтобы было ясно различие в значении форм.

О б р а з е ц. Тормозы — тормоза. Тормозы в работе — авто матические тормоза .

Корпусы — корпуса, хлебы — хлеба, учителя — учители, тоны — тона, образы — образа.

Существительные мужского рода 2го склонения в роди тельном падеже множественного числа имеют окончания: ов (городов ), ев (пальцев ), ей (шалашей ) и нулевое (погон ).

Нулевое окончание в родительном падеже множественно го числа имеют существительные, обозначающие:

1) парные предметы: сапоги сапог, чулки чулок (но:

носки носков );

2) национальность (если основа оканчивается на н или р ):

англичан е англичан, болгар ы — болгар ;

3) воинские подразделения: (отряд) гусар, партизан; но:

(пять) гусаров ;

4) некоторые единицы измерения: ватт, вольт, ампер.

Существительные, обозначающие количество (грамм, ки лограмм, гектар ), имеют окончание ов и нулевое: пять граммов — пять грамм. Нулевое окончание употребляется преимущественно в устной речи.

50. Прочитайте словосочетания, поставив данные в скобках сущест вительные в родительном падеже множественного числа.

Двое (юноша), хор (цыган), полк (солдаты), несколько пар (чулки и носки), нет(ботинки), пара (сапоги, валенки), мундир без (погоны), жить среди(грузины, киргизы, армяне), нацио нальные традиции (румыны, таджики, болгары), пять (апель& сины, помидоры, мандарины, лимоны, яблоки, баклажаны ), несколько (гектары, граммы ), отряд (драчуны, солдаты).

Составьте четыре предложения с выделенными словами: два предло жения, характерные для устной речи, и два — для книжной. Какие формы родительного падежа множественного числа выделенных существительных вы употребили?

Знаете ли вы?

Слово помидор заимствовано через посредство французского языка из итальянского, в котором pomid’oro буквально значит «золотые яблоки».

Выбор окончания существительных женского рода в родительном падеже множественного числа может зависеть от формы слова или места ударения: п åсня — песен, песнь — п åсней.

Существительные женского рода 3го склонения в твори тельном падеже множественного числа могут иметь вариант ные окончания ями и ьми : дверями дверьми , дочерями — дочерьми .

Существительные с окончанием ьми более употреби тельны в разговорной речи. Эти существительные встреча ются в отдельных устойчивых сочетаниях: лечь костьми, бить плетьми .

Существительные дети и люди в творительном падеже имеют окончание ьми : детьми , людьми .

51. Спишите словосочетания, раскрывая скобки. Объясните написа ние окончаний существительных.

Гордиться (дочери), управлять (лошади), лечь (кости), усеять (кости), хлопнуть (двери), за закрытыми (двери), поехать с (дети), находиться с (люди).

С двумя словосочетаниями (на выбор) составьте и запишите предло жения.

52. Сформулируйте и запишите вопросы для самопроверки усвоения сведений о вариантах падежных окончаний имён существительных и их стилистических особенностях.

П о р а б о т а й т е в п а р а х. Задайте свои вопросы друг другу. Выслушайте и взаимно оцените ответы.

53. Прочитайте текст. Что отражает заголовок — тему или основную мысль текста? Укажите стиль речи.

ЭЙФЕЛЕВА БАШНЯ

Эйфелева башня — символ Парижа. Она царит над центром города, бес численные сувениры воспроизводят её силуэт, толпы туристов стремятся подняться на неё.

Мало кто помнит скандал, сопро вождавший рождение башни. Ни один человек уже не спрашивает, чего ради понадобилось возводить столь грандиозное сооружение, вдвое превышающее по высоте пира миду Хеопса.

Эйфелева башня была построена в 1889 году, как парадный вход на Всемирную выставку, проводившуюся

в Париже. Эйфелева башня

Очередная выставка должна была в Париже

превзойти по масштабу все предыду щие и разместиться в нескольких павильонах. Следовательно, входная башня становилась композиционным и смысловым центром архитектурного ансамбля. Кроме того, Франция стре милась эффектно продемонстрировать свои технические дости жения, заявить о себе как о ведущей державе.

Александр Гюстав Эйфель (1832—1923) в 70—80е гг. зани мался строительством большепролётных мостов, таких, как виадук[10] Гараби в южной Франции, мост через реку Дору в Португалии и других. Все их детали были выполнены из решётчатых металлических конструкций.

Получив заказ на возведение башни, Эйфель остроумно использо вал найденное ранее решение. Он выбрал для башни (её высота — три ста метров) форму многократно уве личенной мостовой опоры. Благодаря конструктивному расчёту башня обрела высокую степень прочности. Подъёмники, во время строительст ва доставлявшие детали наверх, пре

вратились в пассажирские лифты. Александр Гюстав Эйфель Посетители поднимались на смотровые площадки, с которых открывался вид на ансамбль выставочных зданий и на город.

Художественная общественность возмущалась тем, что в сердце Парижа установлена «эта никому не нужная и чудо вищная Эйфелева башня», требовали её снести. Однако за столетие, прошедшее со времени строительства Эйфелевой башни, споры утихли.

Выполнив роль великолепной рекламы технических и худо жественных возможностей нового строительного материала — металла, башня стала достопримечательностью французской столицы.

По Андрею Пилипенко

Рассмотрите фотоиллюстрацию на с. 27. Дополните текст описанием Эйфелевой башни.

Повторяем орфографию. Найдите в тексте собственные имена существительные. Объясните их написание.

54. Повторяем орфографию. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните употребление прописных букв.

1. Сюжетом одной из к… нокартин были Одиссеевы стран ствия. 2. Ор… г… нальный вымп… л доставлен на пл… нету Венера. 3. На стен… в… сит карта Древней Греции. 4. Искус… тво эпохи Возрождения существен… о отл… чается от искус… тва средне вековья. 5. Приняты новые члены в Организац… ю Об… е д… нён… ых Нац… й (ООН). 6. Опубликован указ Пр… з… дента Украины. 7. П… есы А. Н. Островского включены в р… п… ртуар Государствен… ого ак… демического Малого т… атра.

Запишите свои примеры употребления прописных букв в названиях государственных правительственных учреждений, учебных заведе ний, учреждений культуры.

Функциональные стили.

Научный стиль: сфера применения, задачи, стилевые черты

55. Вспомните, что исследует функциональная стилистика (см. упр. 1 ). Что входит в её задачи? С какими функциональными стилями речи вы ознакомились на уроках русского языка? Приведите примеры речевых ситуаций, когда вы используете стиль речи:

а) разговорный; б) научный; в) официальноделовой; г) публицисти ческий; д) художественный. Каким стилем речи вы пользуетесь чаще? Какой стиль речи вызывает у вас больше затруднений? Почему?

56. Вы уже знаете, что каждый стиль речи используется в определён ной сфере и реализуется в традиционных высказываниях. Рассмот рите таблицу. Перечертите её в тетрадь и заполните по образцу.

Стили речи

Название

Где используется

Основные виды высказываний

разговорный

в быту, в неофици альных отношениях на производстве и

т. п.

разговор на бытовые темы, письмо к близ ким людям

научный

?

?

художественный

?

?

официальноделовой

?

?

публицистический

?

?

Важнейшими факторами, влияющими на выбор стиля речи, являются цель речи и речевая ситуация.

Цель речи — конкретная коммуникативная задача, кото рую ставит перед собой говорящий, предполагаемый резуль тат, к которому должна привести речь: чтото сообщить, при звать слушателя к чемулибо, обменяться мнениями и др.

Речевая ситуация — это условия общения. Они создаются окружающей обстановкой (она бывает неофициальной и официальной) и характером адресата речи. Адресатом речи может быть одно лицо или группа лиц, одного или разного возраста, одного или разного общественного положения, одного или разного пола. Речевая ситуация обусловливается ответами на вопросы к т о? к о м у? ч т о? г д е? к о г д а ?.

57. Представьте, что вам нужно рассказать друзьям о своей туристи ческой поездке. Какой может быть ваша коммуникативная задача? В чём особенность речевой ситуации? Каким стилем речи вы воспользу етесь в этой ситуации?

58. Послушайте тексты, которые прочитает один из учащихся. Что их объединяет и в чём их различие?

I. Горностай — ценный пушной зверёк семейства куньих.Летом мех буроваторыжий, зимой снежнобелый, кончик хво ста чёрный в течение всего года. Длина тела самца около 25 см (самки несколько меньше), длина хвоста до 10 см. Распростра нён в Европе, Азии и Северной Америке. Обитает чаще всего в долинах рек, близ озёр, тростниковых зарослей, но встречает ся и в лесах, перелесках, горных россыпях и на полях.

Из энциклопедии

II. Тельце у горностая гибкое, длинное, а ножки короткие.Зато проворные! Человеческая речь не отпугнула горностая, даже не остановила. С ходу схватил рыбку и в несколько прыжков отнёс в своё убежище. Выскочил, огляделся и — сно ва на льду. Действовал он привычно — умело и храбро.

Шустрый зверёк ещё приходил несколько раз, но, к удив лению рыболовов, добычу носил и прятал в разные места. В этом была своя хитрость: откроет ворона, ласка или хорь тайник — пропадает одна рыбка. А другие запасы останутся целёхоньки.

Василий Бочарников

Повторяем орфографию. Просмотрите тексты. Назовите сложные слова. Объясните их написание.

Научный стиль обслуживает сферу науки, учебную и преподавательскую деятельность. Этот стиль используется в научных трудах, учебниках и учебных пособиях, устных выступлениях на научные темы.

Задача научного стиля — сообщить научную информа цию о природе, человеке, обществе.

Стиль характеризуется логичностью, объективностью, смысловой точностью, обобщённостью.

Научная речь производится и существует в основном в письменном виде.

В научном стиле можно выделить следующие разновид ности (подстили):

1) собственно научный стиль, который присущ научным трудам — монографиям, диссертациям, научным докладам, статьям в научных журналах, книгах, энциклопедиях;

2) научно&популярный стиль, который употребляется в текстах, предназначенных для популяризации научных знаний, то есть научнопопулярной литературы;

3) научно&учебный стиль, который используется в учеб никах, учебных пособиях, справочниках.

В научном стиле преобладают рассуждение и описание.

монография диссертация

59. Определите по словарю иностранных слов или толковому словарю значение слов, данных в рамочке. Каково их происхождение? Запишите слова. Запомните написание.

60. Прочитайте текст. Определите стиль речи. Укажите цель речи. Докажите на примере данного текста, что научный стиль отличается строгой логичностью, смысловой точностью, обобщённостью.

Элементарный летательный прибор мы видим у насекомых, летающих посредством одной пары крыльев.

Каждое крыло из этой пары есть более или менее удлинён ная эллипсовидная пластинка.

Каким же образом совершается полёт этим простым приспо соблением? Каким образом тело насекомого движется вперёд, поддерживается в воздухе, поворачивается, подымается и опу скается?

Рассмотрим момент, когда крылья опускаются, тогда, по нятно, на нижнюю поверхность их воздух производит давле ние, величина которого зависит от скорости их движения, т.е. или равное весу насекомого, или большее его, или мень шее. В первом случае насекомое не изменяет высоты своего положения, во втором — высота увеличится, в третьем — уменьшится.

При этом я полагаю, что плоскости крыльев параллельны горизонтальной оси их вращения, а вместе с тем и продольной горизонтальной оси насекомого.

прин ÿть пр èнял принял à пр èняло пр èняли

При поднятии крыльев они должны принять вертикальное положение, чтобы воздух не пред ставлял для них сопротивления и не производил давления сверху вниз.

Тогда, при колебательном движении крыльев, тело насекомого будет то подниматься, то опус каться. Если поднятие тела равно величине его

последующего падения, то средняя высота полёта насекомого остаётся неизменной. Ввиду чрезвычайной частоты колебания крыльев, дрожание корпуса насекомого почти незаметно.

Константин Циолковский

Какой тип речи представляет этот текст? Обоснуйте свой ответ. Повторяем пунктуацию. Объясните постановку знаков препинания в тексте.

Знаете ли вы?

Насекомое названо так изза насечек (впадинок), разделяющих его тело на членики.

61. П о р а б о т а й т е в п а р а х. Расскажите друг другу, что вы зна ете о К. Э. Циолковском; подготовьте совместно сообщение об этом учёном, выступите перед классом. Какой стиль речи вы использовали в своём сообщении? Почему?

62. Проанализируйте параграф учебника по литературе или истории и укажите типичные признаки научного стиля речи: логичность, точность, объективность, обобщённость.

63. Повторяем орфографию. Вспомните правила написания слож ных слов. Спишите, раскрывая скобки.

Дом… сед, птиц… лов, басн… писец, кра… ведение, врем… ис числение, сем… доля, десят… летие, ст… летие, газ… фикация, груш… видный, ветр… защитный, ави… ционный, ави… почта, пят… разовый, сорок… дневный, сорок… ножка, мете… сводка; (салон)вагон, генерал(лейтенант), (киловатт)час, (зам)минист ра, (премьер)министр, (борт)механик, (школа)интернат, (юго)запад, Ростов(на)Дону, Гусь(Хрустальный), Нови ков(Прибой), (гала)концерт, (экс)чемпион, (ультра)модный; (пол)суток, (полу)защита, (пол)столовой ложки, пол(января), (пол)ширины, (пол)листа, (пол)второго, (пол)миллиона, (пол)ананаса, (полу)шёпот; (красно)синий, жёлто(голубой), (бело)снежный, (иссиня)чёрный; (мясо)молочный, (литера турно)музыкальный, (вагоно)строительный, (древне)русский, (кисло)сладкий, (печально)лукавый; (унтер)офицерский, (юго)западный, (северо)восточный; (южно)русские говоры, (Дальне)восточный университет, (Средне)русская возвышен ность, (восточно)сибирская растительность.

Устный анализ текстов научного стиля

Вы уже знаете, что для научного стиля характерно использование следующих языковых средств:

1) лексических: насыщенность терминами; употребление слов с абстрактным значением (закон, свойство ), слов в прямом значении; использование лексических средств, указы вающих на последовательность изложения мысли (сначала, прежде всего, вопервых, следовательно, таким образом, итак ); отсутствие образных средств (эпитетов, сравнений, гипербол);

2) словообразовательных: использование суффиксов, придающих абстрактное значение (торможени е, наматы вани е, растворимость , диалектизм );

3) морфологических: употребление отглагольных сущест вительных (перемотка ), причастий, деепричастий и оборо тов с ними; использование как общеупотребительных союзов (потому что, так как, оттого чт о), так и книжных (благо даря тому что, вследствие того что, в силу того что, ввиду того что, ибо ); редкое употребление глаголов в форме 1го и 2го лица единственного числа; преобладание родительного и именительного падежей именных частей речи;

4) синтаксических: использование сложных предложений, преимущественно сложноподчинённых, однородных членов, вводных и вставных предложений, цитат; употребление во просительных предложений; преобладание неопределённо личных и безличных предложений.

Вам известно, что тексты научнопопулярной литературы


[1] Прикладн îй — имеющий практическое значение, применяемый на практике.

[2] Ýтика — з д е с ь: наука о нормах поведения.

[3] По ýтика — з д е с ь: теория литературы, учение о поэтическом

творчестве.

[4] Триви àльный — обычный, лишённый оригинальности.

[5] Твердь — з д е с ь: небо.

[6] Дефин èция — краткое научное определение какоголибо поня

тия.

[7] Абракад àбра — бессмысленный, непонятный набор слов.

[8] Конц åпция — система взглядов на чтонибудь. 2 Ст àтус — правовое положение.

[9] Интерфер èрующий — от слова интерфер åнция — з д е с ь: откло

нение от речевых норм одного языка под воздействием другого.

[10] Виад óк — мост через глубокий овраг или горное ущелье.

еще рефераты
Еще работы по литературе и русскому языку