Статья: К вопросу формирования профессионально-значимых качеств при обучении иностранному языку будущих юристов

К вопросу формирования профессионально-значимых качеств при обучении иностранному языку будущих юристов

О.Н. Исаева

В современных социально-экономических условиях в связи с расширением внешнеэкономических связей в России, выходом на мировой рынок, расширением контактов с зарубежными партнерами повышаются требования, предъявляемые к знанию специалистами иностранных языков. Существующий социальный заказ, личные интересы студентов определяют цель, место и роль иностранного языка в процессе профессиональной подготовки современных специалистов. Важным фактором, влияющим на выбор цели обучения иностранному языку в неязыковом вузе, ее конкретизации является учет специфики профессиональной подготовки студентов. Обучение иностранному языку в современных условиях – существенный компонент профессиональной подготовки, задачи которого – способствовать качественной профессиональной подготовке специалистов, оказывать помощь студентам в овладении будущей специальностью, обеспечить высокий уровень знаний, которые будущий специалист сможет использовать в своей профессиональной деятельности. Сфера предстоящей профессиональной деятельности определяет задачи обучения иностранному языку, соотношение разных видов речевой деятельности, требования к знаниям и умениям выпускников.

Юридическое образование и наука занимают особое место в современном обществе. В условиях отсутствия ясности в отношении идеологии и идеалов в нашем обществе юридическая наука и образование не могут позволить себе быть созерцательными или узкопрагматичными. Перед ними встают вопросы общенационального значения. Ответить на данные вопросы правильно и вовремя сориентировать политическую практику, выявив волю народа, задать направление движения общества (при помощи правовых норм), воспитать достойных исполнителей этой воли – долг как юридической науки и практики, так и юридического образования [7. С. 48].

Юридическая профессия стала одной из самых востребованных. Понятие юрист, как известно, есть некоторое состояние и качества индивида, поскольку оно предполагает наличие правовых знаний, навыков, усвоенных правовых традиций и стереотипов поведения [6. С. 20].

Базовые характеристики вытекают из требований Государственного образовательного стандарта и определяются специализацией профессиональной подготовки. Специфика профессии юриста и особенности работы сотрудника правоохранительных органов могут быть описаны следующими положениями.

Юрист – человек с юридическим образованием, лицо, обладающее юридическими знаниями, умениями и навыками применения их в практической деятельности. Юрист имеет дело с людьми, с их поведением, с различными социальными явлениями, обстоятельствами, которые он оценивает, руководствуясь законом, нормами права. Его работа всегда связана с реальными жизненными фактами, их собиранием, анализом, проверкой, оценкой, юридической квалификацией [8. С. 73].

Профессия юриста – жизненная, глубокочеловечная специальность. Человечна она в том смысле, что все «выходы» юриста в жизнь «замечаются» на людях, на конкретном человеке. Его деятельность связана с духовным миром человека [7. С. 47].

Профессия юриста – непосредственно политическая профессия. В своей основе она является государственной работой, касающейся коренных вопросов политического характера.

Профессиональная деятельность юриста отмечается большой самостоятельностью в работе, которая органически сопряжена с его высокой ответственностью. Он всецело отвечает за все совершаемые им действия, принимаемые решения [9. С. 46].

Следует остановиться на содержании профессионального мышления юриста.

Оно включает установки на:

– высокую нормативную культуру, которая предусматривает веру в святость буквы и духа закона, склонность к порядку и законопослушности; – обостренное чувство справедливости, которое выражается в умении критически оценить поведение окружающих людей и самокритическом отношении к собственным действиям;

– общий и специально-профессиональный интеллект, эрудированность, оперативную информационную насыщенность не только в узкой сфере своей деятельности, но и в смежных с ней областях [1. С. 73].

Для успешного выполнения профессиональных обязанностей юристы должны в совершенстве овладеть юридическими знаниями и навыками практической работы. Это достигается путем основательного изучения комплекса специальных наук о праве, психолого-педагогической подготовленностью и юридической практикой [2. С. 58].

Профессии юриста присущи общие черты, которые не зависят от вида выполняемой специалистом этого профиля работы. К ним относятся гуманизм и справедливость; самостоятельность и независимость в принятии решений; организаторский характер, формализованность [6. С. 17]. Среди качеств юриста выделяют следующие:

– профессионально-деловые (глубокое уважение законов, работоспособность, ответственность за судьбу людей, любовь к своей профессии, способность самокритично оценивать свою деятельность, дисциплинированность и пунктуальность в работе);

– морально-этические (твердость моральных устоев, высокие этические взгляды, совесть, принципиальность, ответственность за выполняемое дело, гуманность); – интеллектуальные (умение отличать существенное от несущественного, главное от неосновного, эрудиция, глубина и логичность мышления, независимость мышления, здравый смысл, рассудительность, гибкость (умение рассматривать вопрос со всех сторон), конструктивность и прогностический характер мышления, наблюдательность, продуктивная память);

– эмоционально-волевые (умение в сложных условиях оставаться терпимым, рассудительным, уважительным);

– организационные (умение организовать собственную эффективную работу и работу коллектива) [3. С. 82].

К общим профессиональным требованиям, предъявляемым к юристу, А.В. Ястребов относит глубокие и прочные теоретические знания, наличие современного правового и экономического мышления, способность разбираться в политических течениях и государственной политике, знание действующего законодательства, умение применять знания в своей профессиональной практической деятельности, владение практическими навыками по специальности [10. С. 36].

Таким образом, модель специалиста должна содержать в себе требования к уровню компетентности (обученности), к уровню развития и воспитанности студента [5. С. 64]. Деятельность юриста направлена на реализацию правовых норм и обеспечение правопорядка в различных сферах жизни общества. Юрист должен уметь:

– толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты; – обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц;

– юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; – разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации;

– принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом;

– вскрывать и устанавливать факты правонарушений, определять меры ответственности и наказания виновных; предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав.

К базовым характеристикам относят и личные качества. Юрист должен: – обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, глубоким уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых правовых решений, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности;

– понимать сущность и социальную значимость своей профессии, четко представлять характер и взаимодействие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права в профессиональной деятельности [5. С. 67].

По мнению Л.В. Моисеевой, современные правоведы должны обладать высокой профессиональной, нравственной, психологической и политической культурой, иметь такие сформированные личностные качества, как глубокое уважение к закону ответственность за судьбу людей, прочность моральных убеждений, беспристрастность, принципиальность, твердость и независимость в отстаивании своих позиций, готовность к сопереживанию, высокую гражданственность и социальную активность [6. С. 48].

Одной из главных черт юридической профессии является ее творческий, исследовательский характер. Для юриста он выражается в умении и способности самостоятельно с учетом всех обстоятельств разбираться в сложных жизненных ситуациях, находить истину, объективно учитывать факты и явления, делать правильные выводы и принимать наиболее оптимальные решения. Для этого от юриста требуются широта взглядов, пытливость ума, мудрость и рассудительность. Е.С. Романова выделяет хорошее развитие концентрации и устойчивости внимания (способность длительное время сосредотачиваться на определенном виде деятельности); высокий уровень развития кратковременной и долговременной памяти; коммуникативные навыки (навыки общения с людьми); вербальные способности (умение правильно и понятно изъясняться); ответственность; стремление к самосовершенствованию; настойчивость; хорошая интуиция [7. С. 36].

Рассматривая модель будущего юриста, следует остановиться на его профессиональной деятельности. На наш взгляд, представляется интересным подход, предлагаемый А.Э. Жалинским. По его мнению, понятие «профессиональная деятельность юриста» должно отражать активный личностный момент, отражать все то, что юристы делают в рамках своей профессии для решения поставленных перед ними обществом задач. Специфическими особенностями деятельности юриста, по А.Э. Жалинскому, являются действия по работе с правовой информацией, по ее отбору, анализу, переработке и оценке; опознание и оценка ситуаций, требующих решения правовых задач и использование правовых средств, т.е. правовых проблемных ситуаций; выбор оптимальных вариантов поведения в рамках правовых предписаний; поиск и хранение информации, ее подготовку и использование; ведение переговоров; разрешение назревших конфликтов; выполнение технических действий, подготовка документов и материалов; выступление правового содержания; управление и контроль [4. С. 22].

Создание модели специалиста-юриста, которая независимо от будущей его профессии (следователь, прокурор, судья, адвокат, юрисконсульт и.т.д.) обладала бы универсальностью, общностью структуры, связано с разработкой задач, стоящих перед специалистом-юристом, качеств, необходимых для выполнения этих задач, и наконец, путей их формирования. Структура модели должна обеспечить, с одной стороны, общенаучную и теоретическую подготовку юриста, с другой – качественную профессиональную подготовку. Реализация модели должна привести к формированию широкого кругозора юриста и такого комплекса знаний, навыков и умений, которые позволят ему адаптироваться в новых для него условиях [1. С. 82].

В обобщенном виде модель специалиста получает свое отражение в квалификационной характеристике, которая определяет место специальности в сфере общественного разделения труда, объекты и виды профессиональной деятельности, общие требования к образованности специалиста, к уровню подготовки по каждой дисциплине, обязательный минимум содержания профессиональной программы по специальности.

Н.А. Лабашева отмечает, что для оперативно-розыскной деятельности необходима следующая группа психолого-педагогических качеств: когнитивные, коммуникативные и интеллектуальные, организаторские, профессиональная память, внимание и наблюдательность, волевые качества и эмоциональные особенности, моторные свойства личности. Автор также отмечает, что для деятельности следователя значимы его мотивационно-ценностные особенности (высокий уровень правосознания, социальной ответственности, гражданское мужество, принципиальность, добросовестность, мотивация достижения и самоактуализации и др.):

– познавательные качества (высокий уровень интеллекта, гибкость ума, способность к анализу и прогнозу, творческое мышление, критичность, развитое произвольное внимание и память и др.);

– коммуникативные качества (контактность, коммуникативная компетентность, чувство юмора, организаторские качества и др.);

– личностные особенности (адекватная самооценка, самостоятельность и независимость; смелость, активность, самоуважение и др.) [5. С. 68]. Ряд исследователей (С.И. Архангельский, В.Г. Асеев, А.Г. Барышникова, А.А. Бодалев, В.В.Сериков) выделяют так называемые личностные функции, лежащие в основе личностно-профессиональных качеств специалиста: – критичность (по отношению к предлагаемым извне ценностям и нормам, отличающаяся от критиканства ориентациями личности на смысл, а не на эмоциональную сферу);

– коллизийность (умение обнаруживать и анализировать скрытые противоречия, определять преимущества одного противоречия над другим);

– рефлексивность (осмысление чего-либо при помощи изучения и сравнения собственных размышлений, сомнений; умение конструировать и удерживать образ своего «Я» в контексте переживаемого события как установку по отношению к самому себе в плане своих способностей, социальной значимости, самоуважения, стремления повысить самооценку);

– опосредствование (процесс перевода внешних воздействий во внутренние импульсы поведения);

– мотивирование (процесс принятия и обоснования деятельности, решения); – ориентирование (умение выбирать ориентиры для построения личностной картины мира – индивидуального мировоззрения);

– самоактуализация (стремление к полному выявлению и развитию своих личностных возможностей; переход из состояния возможностей в состояние действительности; один из ведущих факторов мотивации);

– самореализация (стремление к признанию своего образа «Я» окружающими;

– смыслотворчество (определение систем жизненных смыслов);

– преобразование (обеспечение творческого характера любой личностнозначимой деятельности, в качестве которой выступает деятельность отношения и общения как деятельность осмысления и творчества);

– автономность (независимость от внешних воздействий, способность реагировать на них, исходя из нравственных законов гуманизма);

– уровень духовности (обеспечение жизнедеятельности высокими нравственными ценностями) [5. С. 70].

Вышеперечисленные личностно-профессиональные качества специалиста обеспечиваются комплексной подготовкой, в которую входит и обучение иностранному языку.

Наиболее значимой для специалиста-юриста является коммуникативная компетентность, реализуемая в проектировании технологии профессиональноориентированного обучения иностранному языку студентов-юристов. Реализация коммуникативных намерений будущего юриста является основным критерием успешного речевого акта. В содержание обучения профессиональному общению юристов должны быть включены средства реализации конкретных коммуникативных намерений, и отбор их должен начаться с определения тех коммуникативных намерений, которые регулярно возникают у обучающихся в типичных ситуациях той или иной сферы общения (Н.И. Гез, И.А. Зимняя, В.Л. Скалкин).

Коммуникативные качества специалиста в области юриспруденции, владеющего иностранным языком, отличают следующие составляющие:

– коммуникативная функция – способность участвовать в иноязычном профессиональном общении, осуществлять речевую деятельность в конкретных ситуациях профессионального общения;

– лингвистическая функция – знание о системе языка и правилах оперирования языковыми знаниями в речевой деятельности;

– лингвострановедческая функция – знание правил речевого и неречевого поведения в определении стандартных ситуаций профессионального общения, знание национально-культурных особенностей страны изучаемого языка и умение осуществлять свое речевое поведение в соответствии с этими знаниями; – методическая функция – способность студента строить свою работу по овладению иностранным языком осознанно, экономно, творчески и целенаправленно [5. С. 81].

Информационно-коммуникативное содержание речевого общения будущих юристов предполагает реализацию коммуникативных намерений с целью получения и передачи информации по специальности, профессиональной деятельности. К коммуникативным намерениям этого типа относят желание или необходимость запросить информацию об интересующем говорящего объекта событии, явлении, лице ( например, запросить информацию об условиях подписания контракта, о времени проведения переговоров); аргументировать довод (например, о необходимости совместного совещания).

Предлагаемой технологией профессионально ориентированного обучения иноязычному речевому общению возможно воссоздание не только предметного, но и социального содержания будущей профессиональной деятельности. Участвуя в решении личностно-профессиональных ситуаций, создаваемых преподавателем, студент проигрывает роль предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности. Конкретизация иноязычного и профессионально ориентированного речевого учебного материала позволяет усвоить абстрактные и знаковые знания, закрепить умения и навыки в реальном процессе подготовки и принятия решений в рефлексии выполнения игровых и учебных действий, а через них – и действий профессиональных: судопроизводства, криминалистики, судебной медицины, финансового, уголовного и гражданского права, основанных на иноязычном профессиональном общении.

Таким образом, специалиста владеющего иностранным языком, отличают компетентность, мотивация, индивидуальный стиль познавательной деятельности.

Список литературы

1. Алексеев, С.С. О модели юриста и обучении в юридических вузах / С.С. Алексеев, В.Ф. Яковлев // Правоведение. – 1976. – № 4.

2. Вишневская, С.Л. Развитие профессиональной коммуникативной компетентности юриста в системе высшего профессионального образования: дис.… канд. пед. наук / С.Л. Вишневская. – Ижевск, 2006.

3. Дагель, П.С. Модель юриста / П.С. Дагель, Н.И. Овчинников, И.М. Резниченко // Правоведение. – 1976. – № 4.

4. Жалинский, А.Э. Профессиональная деятельность юриста. Введение в специальность / А.Э. Жалинский. – М.: БЕК, 1997.

5. Лабашева, Н.А. Проектирование профессионально ориентированного обучения иноязычному речевому общению студентов юридических вузов: дис… канд. пед. наук / Н.А. Лабашева. – Краснодар, 2003. – 215 с.

6. Моисеева, Л.В. Развитие аксиологического потенциала личности студентаюриста: дис.… канд. пед. наук / Л.В. Моисеева. – Оренбург, 1999. 7. Романова, Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы / Е.С. Романова. – СПб.: Питер, 2004.

8. Рыбкина, А.А. Педагогические условия формирования профессиональных умений курсантов учебных заведений МВД в процессе обучения иностранному языку / А.А. Рыбкина. – Cаратов: Саратовский юридический институт МВД, 2005.

9. Штаб, О.Н. Формирование профессионально-ценностных ориентаций курсантов юридического института МВД России: дис.… канд. пед. наук / О.Н. Штаб. – Барнаул, 2006.

10. Ястребов, А.В. Каким должен быть юрист ХХI века / А.В. Ястребов // В мире права. – 2000. – № 1.

еще рефераты
Еще работы по психологии, педагогики