Статья: Методология социальной работы в России

Р. Е. Симанов

В отечественной социологической литературе распространено понимание общества как определившейся в процессе исторического развития человечества относительно устойчивой системы социальных связей и отношений больших и малых групп людей, поддерживаемой силой обычая, традиции, закона, социальных институтов и т. д. (гражданское общество), основывающейся на определенном способе производства, распределения и потребления материальных и духовных благ [см.: Социология, 2002, 106]. В этом смысле социальные отношения и взаимодействия представлены системообразующим элементом, определяющим вектор развития, условия существования и воспроизводства общества как большой социальной системы.

По мнению исследователей, «современное российское общество — это трансформирующееся общество, переживающее период качественного изменения основных социетальных характеристик» [Заславская, 2004, 5]. Сопровождающий этот процесс кризис социальных отношений обусловлен разрушением существующей социальной структуры, увеличением доли индивидуумов, попавших в маргинальную ситуацию, оказавшихся в условиях неопределенности социального статуса, потери прежних социальных ролей. Социальная работа признается одним из действенных инструментов гармонизации отношений между отдельными индивидами, индивидом и группой, индивидом и социумом, общественных взаимодействий в целом.

Существует большое количество содержательных определений понятия социальной работы, позволяющих изучать различные аспекты рассматриваемого явления. Суммируя различные предположения, можно подытожить, что социальная работа — это профессиональная деятельность по оказанию помощи индивидам, группам или общинам [см.: Баркер, 1983] с целью решения проблем удовлетворения социально-гарантированных и личностных потребностей и интересов различных, прежде всего социально уязвимых, групп населения, создание условий, благоприятствующих восстановлению или улучшению способностей групп (слоев) или отдельных личностей к социальному функционированию [см.: Холостова, 1994; Павленок, 2002] посредством защиты, поддержки, коррекции и реабилитации, а также путем изменения или реформирования отдельных элементов социальной системы [см.: Козлов, 2004].

Особенности организации социальной работы в том или ином обществе детерминированы парадигматическим типом социальной политики (рыночная, государственно-патерналистская, социально-государственная и др.). Исторический этап развития, на котором находится современное российское общество, можно охарактеризовать как процесс становления капиталистических отношений, переход от государственного патернализма к общественной жизнедеятельности в рамках рыночных отношений.

Обращение к методологическим основаниям социальной работы связано с рисками социального расслоения, так как «наибольшую остроту проблема социального неравенства приобретает в периоды общественных трансформаций, когда устоявшиеся структуры равенства/неравенства демонтируются, а новые механизмы распределения материальных благ, социальных услуг, ценностей жизни и культуры еще только формируются. Именно такая ситуация возникла в России в 90-е годы истекшего столетия» [Медведев, 2007, 23—24].

Как механизм социального маневрирования, снижающий риски социальной дифференциации, социальная работа наполняет своим содержанием процессы социальной помощи, социального обеспечения и социального обслуживания, направленные на поддержку и защиту нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения. Социальная работа призвана регулировать законодательное обеспечение и исполнение прав и свобод граждан, осуществлять принцип равнодоступности материальных и духовных благ в интересах достижения социальной стабильности и безопасности личности, общества и государства.

В масштабе всего общества речь идет о социальной работе в широком понимании, тесной взаимосвязи и взаимозависимости с социальной политикой, под которой понимается деятельность по управлению социальной сферой общества, призванная обеспечить жизнь и воспроизводство новых поколений, создать предпосылки для стабильности и развития общественной системы и достойной жизни людей [см.: Лаврененко, 1999]. Вопросы взаимосвязи социальной политики и социальной работы рассматриваются в работах С. И. Григорьева, Л. Г. Гусляковой, П. Д. Павленка, А. М. Панова, В. Н. Смирновой-Ярской, Л. В. Топчия, М. В. Фирсова и др.

Большинство исследователей сходится во мнении, что социальная работа на макросоциальном уровне представлена системной совокупностью концептуально-теоретических, доктринально-политических и организационно-практических компонентов деятельности, направленной на нивелирование негативных последствий переходного периода для отдельных личностей, групп, слоев (обеспечение должного уровня благосостояния, предотвращение массовой безработицы, социально-опасных болезней, преступности и т. д.), формирование научно-практических подходов к созданию форм и методов социальной работы с различными группами населения.

Социально-групповой уровень социальной работы учитывает, с одной стороны, все проблемы, которые переживает та или иная группа, с другой — характер и специфику этой группы. Социальные общности (группы, слои, организации, коллективы, семьи, нации, народы) обладают рядом признаков, определяющих характер взаимосвязи той или иной совокупности людей. Социальная работа направлена на решение социальных проблем групп людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, обусловленной состоянием здоровья, службой и трудом в экстремальных условиях, пожилым возрастом, девиантным поведением в его различных формах и видах, неблагополучным положением различных категорий семей, особым положением детей (сиротство, бродяжничество), бездомностью, предродовым и послеродовым состоянием, правовым (и в связи с этим социальным) положением лиц, подвергшихся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированных, и т. д. Иными словами, на групповом уровне социальная работа аккумулирует усилия на решение прежде всего социальных проблем, имеющих общественно-значимый характер, и трудностей, возникающих у конкретного человека при взаимодействии с обществом.

Индивидуально-личностный уровень подразумевает понимание социальной работы в «узком» смысле — на уровне социальных отношений и личностного контакта. Инструментальное определение практики социальной работы связывается с процессом, в ходе которого лица с социальными проблемами вступают во взаимодействие со специалистами социальной работы, в результате чего происходит изменение ситуации или клиента. Планирование и регламент деятельности строится по схеме субъект-объктных и субъект-субъектных взаимоотношений. В рамках технологизации этой деятельности осуществляется решение личностных проблем отдельного человека, связанных со здоровьем, психическим состоянием, занятостью, проживанием, организацией досуга и т. д. Происходит наделение объектов воздействия полномочиями, властью, уверенностью в своих силах, способностью отстаивать свое право самостоятельно определять и решать свои проблемы с использованием имеющихся личностных и социальных ресурсов и в целом контролировать свою жизнь [см.: Принцип активизации в социальной работе, 1997].

Таким образом, широкая предметная область социальной работы позволяет ей быть представленной на различных уровнях социального функционирования общества — индивидуально-личностном, социально-групповом и социетальном, отличающихся масштабностью и характером социальных взаимодействий в процессе преобразования той или иной социальной ситуации.

В научной литературе широко распространена идея осмысления системной совокупности социальных отношений и взаимодействий, законов развития и функционирования социальной работы в рамках целостного понимания социальной сферы. Сферный подход в анализе общества дает возможность раскрыть его специфическую структуру, выражающую связи между различными сторонами социальной жизни и интегрирует в систему отдельные структуры деятельности, общественных отношений, позволяет анализировать все социальные процессы с позиции целостного понимания общества.

Социологический аспект изучения социальной сферы основывается на представлениях исследователей о системности общественной жизни. Попытки системного исследования общества отражены в трудах представителей классической социологии — М. Вебера, Э. Дюркгейма, О. Конта, Г. Зиммеля, К. Маркса, Т. Парсонса, П. Сорокина, Г. Спенсера и др. Общеметодологические и теоретические проблемы социологического анализа социальной сферы освещены в работах В. С. Барулина, В. И. Жукова, В. Н. Иванова, Г. М. Каца, В. Н. Ковалева, Г. И. Осадчей, А. К. Уледова, С. А. Шавеля и др.

Среди исследователей существуют разные точки зрения на понимание социальной сферы как особого феномена общественной жизнедеятельности. Одни представляют социальную сферу как круг явлений и процессов, определяемых формированием, деятельностью, взаимодействием, распадом групп людей в различных видах жизнедеятельности — экономике, политике, семье, нравственности и культуре [см., в частности: Кац, 1988]; специфическую область общественных отношений, охватывающую систему социально-классовых, национальных отношений, связи общества и личности [см.: Социальная сфера, 1987]; исторически сложившуюся, относительно устойчивую систему связей и отношений между взаимодействующими субъектами и всеми другими элементами, составляющими общество как целостность [см.: Ковалев, 1993].

Принимая во внимание ценность этих исследований, мы не можем рассматривать социальную сферу наряду с другими основными подсистемами общества, так как существует точка зрения, что «…нет особой сферы, которую можно было бы назвать социальной, если за основу выделения сфер принять виды деятельности и общественные отношения. То, что называют сейчас социальной сферой, представляет собой синтезированное выражение всех сфер, ибо речь идет об отношениях между общностями как носителями социальной жизни» [Уледов, 1975, 189].

Другие понимают социальную сферу как пространство воспроизводства повседневной жизни, развития и самоосуществления человека как личности [см.: Шавель, 1988]; целостное социальное бытие (в узком смысле), где взаимодействуют социальные группы, индивиды, институты власти, общественные организации по поводу и в связи с социальным статусом человека, ролью в общественной жизни, условиями жизнедеятельности, материальным благосостоянием и образом жизни [см.: Жуков, 2003]; процесс функционирования и развития общества, в котором реализуется его социальная функция, собственно социальное бытие, т. е. целостное воспроизводство и обогащение общества и человека как субъектов жизненного процесса [см.: Марксистско-ленинская социология, 1989]; большая социетальная система, охватывающая условия (включая социальную инфраструктуру) и образ жизни членов данного общества и объединяемая социальными отношениями в качестве системообразующего фактора [см.: Волков, 2003]; целостная, постоянно изменяющаяся подсистема общества, порожденная объективной потребностью общества в непрерывном воспроизводстве субъектов социального процесса [см.: Осадчая, 2003]. Опираясь на эти предположения, можно с уверенностью говорить о существовании социальной сферы наряду с другими фундаментальными сферами общественной жизни (экономики, политики, культуры), так как ее выделение соответствует принятым критериям — определенному типу деятельности, общественным потребностям, субъектам общественных отношений и соответствующих социальных институтов [см.: Уледов, 1980, 52].

Таким образом, на сегодняшний день в научной среде не существует единого понимания сущности социальной сферы, признанной всеми. Каждый из подходов, имея достоинства, позволяет объективно разобраться в тех или иных особенностях изучаемой сферы общественной жизнедеятельности. Опираясь на накопленный социологической наукой эмпирический и теоретический материал, каждый исследователь апеллирует к существенным связям и закономерностям социальной сферы, раскрывающим социальную реальность с разных точек зрения.

На наш взгляд, сферный подход к рассматриваемой подсистеме общества позволяет рассматривать социальную сферу с точки зрения наличия внутренней структуры, а также взаимосвязи с другими сферами общественной жизнедеятельности. Структура социальной сферы включает общественные потребности, тип деятельности и субъекты общественных отношений. Слои, классы, нации и народности, отдельные индивиды в своей совокупности образуют социальную структуру общества, которая фиксирует деление общества на различные социальные группы и наличие устойчивых связей между ними. Субстанциональной основой социальной сферы является социальная деятельность, направленная на удовлетворение общественной потребности в воспроизводстве целостной совокупности дифференцированных субъектов в рамках общества как единой социальной системы, регулирование социальных отношений между субъектами данной деятельности.

Достигнутое социологической наукой понимание социальной сферы как самостоятельной подсистемы общества не означает ее изолированности от других сфер, исключительной автономности. Известны предположения, что «полем деятельности общностей является все общество, все его сферы» [Уледов, 1980, 52], или что «…социальные подсистемы суть открытые образования и их развитие определяется взаимодействием с обществом в целом» [Уледов, 1975, 134].

По мнению других социологов, «любая система общественных отношений (экономическая, политическая и т. д.) касается отношений людей друг к другу и к обществу. Поэтому каждая из этих систем общественных отношений всегда имеет свой четко выраженный социальный аспект» [Осипов, 2002, 156]; «… общности людей, их связи, субъекты пронизывают все сферы общественной жизни» [Барулин, 1982, 60].

Анализируя приведенные высказывания, можно предполагать, что в пределах экономической, духовной и политической сфер социальная сфера обнаруживает себя многообразием социальных отношений между разными общественными группами, слоями, поколениями, гендерами, а также региональными, политическими и иными социальными общностями, формирует социальную структуру общества.

Такой подход позволяет суммировать представления исследователей о сферах социальных практик. Предметная область социальной работы может распространяться на следующие сферы жизнедеятельности: а) производство, производственная и социальная инфраструктура; б) городские и сельские, а также промежуточные формы расселения; в) здравоохранение; г) образование; д) культура; е) культурно-досуговая сфера; ж) силовые структуры общества; з) пенитенциарная система; и) социально-этническая среда; к) бытовое обслуживание [см.: Павленок, 2005, 7—9]. В каждой из этих сфер с учетом их специфики решаются вопросы создания нормальных условий труда и отдыха, оказания помощи, поддержки, социальной защиты работающих здесь людей, а также всех групп и слоев населения, связанных прямо или косвенно с этой сферой.

Социальная сфера представляет собой, с одной стороны, самостоятельную, структурированную общественную сферу наряду с другими сферами общества, с другой — совокупность общественных отношений в экономической, политической и духовной сферах. Как подсистема общественного организма социальная сфера характеризуется специфическими процессами взаимодействия и воспроизводства человека, личности, социальных групп, населения в целом; отношениями особого вида, складывающимися по поводу воспризводства человеческого потенциала и распределения социальной справедливости в обществе; осуществляет только ей свойственные функции дифференциации и оформления социальных групп.

Гармоничность и стабильность социальных отношений между группами, слоями, нациями и т. д., конституирующих данную сферу общественной жизнедеятельности, есть непременное условие существования других сфер, функционирования общества в целом.

В контексте социетальной трансформации современного российского общества социальная работа выступает инструментом гармонизации социальных отношений, механизмом социального маневрирования в условиях дифференциации и поляризации социальной структуры общества.

Сферный подход в организации социальной работы позволяет выделять ее макросоциальные характеристики. Системная совокупность социальных отношений и взаимодействий, возникающая в процессе социальной работы, пронизывает все сферы общественной жизнедеятельности, выступает как сквозной аспект или социальное качество духовных, политических и экономических систем. Это обеспечивает эффективность реализации социальной политики государства, комплексность решения социальных проблем целевых групп и макрогрупп.

Применение теории сфер акцентирует внимание на всех социальных процессах и явлениях, так или иначе оказывающих влияние на социальное самочувствие конкретных индивидов. В этом случае деятельность социальных работников направлена на удовлетворение широкого спектра социальных проблем нуждающихся в сфере образования и воспитания, семьи, труда и занятости, домашнего хозяйства, материального и духовного потребления, здоровья, спорта, культуры, искусства, науки и др.

Иными словами, рассмотрение систем социальной работы в структуре социальной сферы будет способствовать реализации задач повышения социальной субъектности граждан и сохранения общества в целом.

Список литературы

Баркер Р. Словарь социальной работы. М., 1994.

Барулин В. С. Диалектика сфер общественной жизни. М., 1982.

Волков Ю. Е. Социальные отношения и социальная сфера // Социс. 2003. №4.

Жуков В. И. Российские преобразования: социология, экономика, политика. М., 2003.

Заславская Т. И. Современное российское общество: проблемы и перспективы // Обществ. науки и современность. 2004. № 5.

Кац Г. М. Методологические проблемы изучения социальной сферы общества. М., 1988.

Ковалев В. Н. Социология управления социальной сферой. М., 2003.

Лаврененко И. М. Государственная социальная политика Российской Федерации: опыт и проблемы трансформации. М., 1999.

Маркистско-ленинская социология / под ред. Н. И. Дряхлова, Б. В. Князева, В. Я. Нечаева. М., 1989.

Медведев В.А., Красин Ю.А. Гордиев узел социальной политики // Социс. 2007. № 3.

Осадчая Г. И. Социология социальной сферы. М., 2003.

Павленок П. Д. Системный подход в социальной работе // Отеч. журн. социал. работы. 2005. № 2.

Павленок П. Д. Теория, методология и история социальной работы // Отеч. журн. социал. работы. 2002. № 2.

Принцип активизации в социальной работе / под ред. Ф. Парслоу. М., 1997.

Социология. Основы общей теории: учеб. для вузов / отв. ред. акад. РАН Г. В. Осипов, действ. член РАЕН Л. Н. Москвичев. М., 2002.

Социальная работа: введение в проф. деятельность: учеб. пособие / отв. ред. проф. А. А. Козлов. М., 2004.

Социальная работа: теория и практика: учеб. пособие / отв. ред. докт. ист. наук Е. И. Холостова. М., 2002.

Социальная сфера: совершенствование социальных отношений / отв. ред. В. Н. Иванов. М., 1987.

Осипов Г. В. Социология и социальное мифотворчество. М., 2002.

Уледов А. К. Социологические законы. М., 1975.

Уледов А. К. Духовная жизнь общества. М., 1980.

Шавель С. А. Социальная сфера общества и личность. Минск, 1988.

еще рефераты
Еще работы по философии