Статья: Черты модернизма в программной музыке Айвара Брока

Завадская Г.

Среди разнообразных видов музыкального искусства программной музыке принадлежит особое место. Это сравнительно молодой жанр, который сформировался в 30-х годах XIX века. Специфика программной музыки состоит в том, что художественный замысел раскрывается не только музыкальными средствами, но также и с помощью программы.

М.Арановский определяет программность как «особый метод музыкального мышления, целиком связанный с задачами воплощения явлений внешнего мира и конкретных идей» (Арановский, 1962: 53-54). Л.Карклиньш предлагает такую дефиницию: «программная музыка – инструментальные произведения с определенной словесной, нередко поэтической программой, которая раскрывает их содержание». (Kārkliņš, 1990: 229). Программа является неотъемлемым компонентом художественного целого.

Роберт Шуман считал, что «удачно выбранное название усиливает воздействие музыки». (Житомирский, 1956: 22-23). Оно осуществляется двояко: через музыку и словесное пояснение. Как известно, программная музыка заняла ведущее положение в симфонизме ХIХ века, и до сих пор привлекает внимание композиторов разных стилей и направлений. Цель статьи – исследовать стилистические черты музыкального модерна на примере программной музыки современного латышского композитора Айвара Брока.

Многие современные латышские композиторы обращают свои взоры к программной музыке. Среди них и молодые композиторы – Гундега Шмите, Кристап Петерсонс, Эрик Эшенвалдс и композиторы среднего и старшего поколения – Петерис Плакидис, Петерис Васкс, Паулс Дамбис. Это объясняется тем, что прибегая к помощи словесных пояснений и особых изобразительных средств, композиторы могут в более конкретной форме передать идею своего сочинения, используя при этом разного рода ассоциативные связи.

С позиций программной музыки интересно произведение латышского композитора Айвара Брока «Времена года», созданного в 2007 году.

В истории европейской музыки к теме «Времён года» обращались многие композиторы. Среди самых популярных – имена А.Вивальди, Й. Гайдна, П.Чайковского и аргентинского композитора А. Пьяццоллы. Музыкальные характеристики звучащих явлений природы и жизни человека у каждого художника свои, но общезначимый характер восприятия их первоисточников позволяет слушателю представлять себе именно тот образ, который имел ввиду композитор.

Цикл А. Вивальди «Времена года» («Jl Cimento dell` Armonia e dell Inventione» — «спор гармонии с изобретением») написан в 1725 году. К четырём частям цикла концертов композитор не только дал конкретные названия времён года, но в нотной партитуре сам написал поэтические строчки. Содержание обуславливает характер музыкального развития. «В музыке цикла композитор выражает своё лирическое восприятие внешнего мира». (Grauzdiņa, 2005: 113).

Оратория Й. Гайдна «Времена года» («Die Jahreszeiten», 1801) – образец эталона музыкального классицизма, в котором воплотились «звуковые картины окружающих воображаемых явлений природы» (Vitoliņš, 1939: 235). Картины природы у Й.Гайдна получают не только красочно-живописное, но и философское толкования – намечена параллель между сменой времён года и течением жизни человека.

Фортепианный цикл «Времена года» (1875) П.Чайковского – это своеобразный дневник композитора, исповедь художника, запечатлевшего дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи, и картины природы, гамму человеческих чувств и настроений, связанных с тем или иным временем года. «Времена года в Буэнос-Айресе» («El Porteno de Buenos Aires», 1976) короля аргентинского танго Астора Пьяццоллы переворачивают привычное представление об этом жанре.

Своё понимание и музыкальное воплощение темы времен года представляет произведение «Времена года» А. Брока.

Айвар Брок – представитель среднего поколения латышских композиторов – родился в 1955 году в музыкальной семье. Его отец – Станислав Брок – выдающийся латышский дирижер, главный дирижер Латвийских праздников песни. Мать – Терезия Брока – тоже главный дирижер Латвийских праздников песни и кавалер ордена Трёх звёзд.

Айвар Брок учился в Даугавпилсском музыкальном училище по классу фортепиано у профессора Дайниса Зариня и Раисы Нахманович. В 1980 году закончил Латвийскую Государственную консерваторию имени Язепа Витола у Раффи Хараджаняна (фортепиано). Два года (1992 – 1994) там же изучал композицию у профессора Юриса Карлсона.

Айвар Брок – талантливый интерпретатор – пианист...

еще рефераты
Еще работы по музыке