Статья: Исполнение полифонии и «горизонтальное мышление»: нейропсихологический аспект проблемы

Исполнение полифонии и «горизонтальное мышление»: нейропсихологический аспект проблемы

Бабарико В.А.

Каждый раз, касаясь любого произведения искусства, мы говорим о некоем образе. Художественный образ в общем плане — категория эстетики, средство и форма освоения жизни искусством, основа бытия художественного произведения. Произведение музыкальное, как идея, сосредотачивается в музыкальном образе — форме художественного отражения действительности, определяющей содержание и средства музыкального искусства. В сознании исполнителя музыкальный образ становится слухо-двигательным представлением и существует как объект образной памяти, поддерживаемый взаимно активируемыми моторным и эмоциональным видами памяти. Основная характеристика слухо-двигательного представления полифонии — панорамность. Она заключается в том, что воспроизводимые в представлении объекты или сцены по их охвату могут превосходить объем поля восприятия — мы можем представить себе объект целиком, в то время как воспринимаем в каждый данный момент только его часть.

В.П. Власов в пособии «Методика работы баяниста над полифоническими произведениями» пишет: «… в полифонической фактуре в каждый отдельный момент какой-либо один голос является ведущим» [2, с. 29]. Предлагая выявить в полифоническом произведении «одноголосную контрапунктическую схему», автор фактически говорит о так называемом «горизонтальном мышлении». Для того, чтобы выразить необходимость такого поиска обратимся к концепции мелоса, выдвинутой Б. В. Асафьевым в известной работе «Музыкальная форма как процесс»: «Мелос объединяет все, что касается становления музыки, — ее текучести и протяженности. Из мелоса родится и представление о горизонтали <...>. Мелос свойствен не только мелодике или полифоническому стилю. Мелос пронизывает звукоткань целиком», [1, с. 207].

В нейропсихологии утвердилось положение о том, что в холистической и интегративной обработке пространственной информации и в ее восприятии, а также в восприятии некоторых невербальных звуков, включая музыку, доминирует кора правого полушария головного мозга. Доказано, что у музыкантов-профессионалов за сложные аналитические музыкальные навыки «отвечает» слуховая кора левого полушария — отдел, доминирующий в обработке и восприятии информации, содержащейся в речи. В свете нейропсихо-логической теории можно сказать, что подсознательное мышление мелосом, как и непредвзятое восприятие музыки базируется на активности правого полушария головного мозга. Посредством этого же отдела мозга происходит опознавание невербальных стимулов, в том числе моторно-тактильных образов, наименее подверженных изменению при извлечении из памяти. Эти образы последовательно формируются при полном охвате игровым аппаратом полифонической фактуры. Можно предположить, что активность туше правой руки, осуществляемая преимущественно левым полушарием головного мозга, способна замещать знаково-речевую деятельность, производящую сознательный контроль при доминировании того же отдела.

Из практики известно, что залогом исполнительского успеха служит предвосхищение фразировочной логики интонаций на наглядно-образном и антиципация навыка (моторно-тактильных образов) на наглядно-действенном уровне мышления.

Нейропсихологами установлено, что «степень новизны и субъективной трудности задания (при наличии достаточно высокого уровня мотивации) наиболее тесно коррелирует с перемещением фокуса максимальной активности в лобно-левые зоны. Напротив, фактор привычности, субъективной легкости решения задач, т. е. автоматизм навыка, оказывается ведущим в процессе перемещения фокуса в задне-правые отделы. <., .>. Усложнение наглядно-образного мышления, традиционно связываемого с деятельностью правого полушария, ведет к активации речевой системы на границе лобной и височной областей левого полушария». [5, с. 74].

Характерно, что и «полностью осознаваемые процессы сопровождаются устойчивой локализацией фокуса максимальной активности в левой лобной области и в передней левой речевой области» [5, с. 73]. Вспомнив о том, что полифония — это сочетание нескольких мелодических линий, каждая из которых анализируется профессионалом как речь, мы поймем, что стремление сознания «все обозначить» существенно затрудняет исполнение многоголосия.

Объясняются и чувства, возникающие при сознательном контроле игры: «эмоциональные эффекты, возникающие при дифференциро¬ванных воздействиях на мозговые полушария, являются следствием информационных процессов, а не собственно эмоциональных механизмов» [5, с. 72].

Такая дифференциация увеличивается в следствие того, что «при <...> эмоциональном возбуждении <...> фокус максимального взаимодействия мозговых структур <...> локализуется в левой височной области» [5, с. 731. Известно, что так называемая слуховая кора располагается в височной доле полушарий мозга — так собственное исполнение перестает быть узнаваемым на слух.

Из сказанного следует, что при исполнении полифонии «горизонтальное мышление» вкупе с навыком уравновешивает информационные воздействия на полушария головного мозга.

Список литературы

Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1963.

Власов В. П. Методика работы баяниста над полифоническим произведением. М., 2004.

Маккиннон Л. Игра наизусть. П., 1967.

Реан А., ьордовская Н., Розум С. Психология и педагогика. СПб., 2003.

Симонов П. В. Созидающий мозг. Нейробиологические основы творчества. М., 1993.

еще рефераты
Еще работы по музыке