Шпаргалка: Школы менеджмента 2
ШКОЛЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Школы менеджмента | Родонача-льники школ | Положительные черты | Отрицательные черты | Проделанная работа, итоги, вклад |
Школа научного управления 1885 — 1920 | Ф. Тейлор Ф.и Л. Гилберт Г. Эмерсон Г. Форд Г. Грант О. А. Ерманский | — Отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев, их профотбор и профобучение — Специализация функций в производстве, выполнение каждым сотрудником только тех функций, на которые он более всего пригоден, его обучение — Система материального стимулирования рабочих для увеличения их производительности (деньги, соц. нововведения и т.д.) — Учет и контроль за проводимыми работами — Разделение административной и исполнительной работ. Введение иститута мастеров, руководящих работниками — Сотрудничество администрации с рабочими в вопросах практического внедрения нововведений — Равномерное распределение отвественности между работниками и менеджерами | — Сведение смулирующих моментов к удовлетворению утилитарных потребностей людей — Механический подход к управлению: преподавание менеджмента к преподаванию промышленного инжиниринга | — Создание научного фундамента взамен старых сугубо практических методов работы — Научное исследование каждого отдельного вида трудовой деятельности — Использование научного анализа для определения оптимальных способов выполнения задачи — Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач — Выделение планирование и обдумывания в отдельных процесс — Утверждение менеджмента в качестве самостоятельной формы деятельности, науки — Формирование функций менеджмента — Рациональное управление предприятием «снизу» |
Администра-тивная (классичес-кая) школа 1920 — 1950 | А. Файоль Л. Урвик Д. Муни А. Рейбли А. Слоун А.Гинсбург И.Бутаков В.Добрынин А.Гостев | — Вопрос о необходимости выделения собственной управленческой деятельности в особый объект исследования — Необходимость компетентности и наличия знаний у менеджера — Разработка целостной системы управления организацией — Структура управления и организации предприятия работниками на основе принципа единоначалия — Создание системы принципов управления, приводящих организацию к успеху | — Невнимание социальным аспектам управления — Невнимание человеческому фактору на предприятии — Осваение новых видов работ на основе личного опыта, а не с применением научных методов | — Рациональное управление предприятием «сверху» — Рассмотрение управления как универсального процесса, состаящего из нескольких взаимосвязанных операций: технические, коммерческие, финансовые, страховые, учетные, административные — Изложение основных принципов управления: разделение труда, власть и отвественность, дисциплина, единоначалие, единство руководства, вознаграждение, централизация, скалярная цепь, инициатива, корпоративный дух, справедливость и т.д. — Формулировка систематизированной теории управления всей организации, выделяя управление как особый вид деятельности — Разработка вопросов общего управления — Формулирование систематизированной теории управления всей организацией с выделением управления в особый вид деятельности — Выделение волевого момента в постановке и развертывании производства |
Школа человечес-ких отношений и поведенчес-ких наук 1930 — наст. время | А. Маслоу П. Фоллет Э. Мейо М. Паркер Р.Лайкерт Д.Грегор Ф.Герцберг С.Стрель-бицкий | — Выявление необходимости активизировать характерные для каждого человека духовные стимулы — Затраты на человека – активы компании, которые надо правильно использовать — Формулирование основных требований для отбора людей на руководящие должности — Руководитель ориентируется на своих сотрудников — Разработка теории социального управления — Стремление помочь работнику в осознании собственных возможностей — Идея гармонии труда и капитала, достигаемая при правильной мотивации и учете интересов всех заинтересованных лиц | — Отсутствие строгих математических методов, конкретного расчета — Неприемлимость других методов в управлении кроме как применения науки о поведении | — Разработка и применение методов управления межличностными отношениями для повышения производительности труда и удовлетворенности трудом — Разработка теории потребностей — Использование наук о человеческом поведении в управлении и формировании организации с тем, чтобы работник мог быть использован в соотвествии с его потенциалом в полной мере — Использование в управлении методов, ориентированных на особенности межличностных отношений |
Количест-венная (управлен-ческая) школа 1950-наст.время | В.Немчиков П.Самуэль-сон В.Гибсон К.О’Делл Л.Колпако-вич | — Формализация ряда управленческих функций, сочетание труда, человека и ЭВМ — Использование аналитических методов и моделей в управлении вместо словесных рассуждений — Применение математических методов в управлении для объективной оценки любой ситуации — Концентрация производства-«волшебный фактор» при увеличении уровня производительности труда и конкурентоспособности предприятия — Разрабротка «новведенческого конвеера» — Объединение в организации гибкости и оперативности мелкого серийного производства с низкими издержками и высокой производительностью труда массового производства — Разработка и применение концепции материального стимулирования с темпами роста, опережающими рост заработной платы | — Рассмотрение управления как сугубо логического процесса, который может быть выражен в математическом виде — Недостаточный для применения сложных количественных методов уровень образования у многих руководителей (до 60-х) — Невнимание проблеме человеческих отношений при смещении приоритетов в сторону математических методов | — Разработка новых методов внутрифирменного планирования (службы учета, маркетинга и т.д.) — Разработка имитационного моделирования решений — Разработка методов анализа в условиях неопределенности — Математического обеспечение оценки многоцелевых управленческих решений — Разработка теории и 3-х дефицитах (бюджетный, образовательный, торговый) |
Ситуацион-ная школа 1980-е – наст.время | М. Фоллет Р.Стогдилл | — Воспитывает личные качества и умение контролировать ситуацию — Использование нестандартных методов обучения — В центре внимания ситуация-набор обстоятельств, непосредственно влияющих на организацию — Использование конкретных приемов управления в связи с конкретной ситуацией — Наличие общего подхода для решения стандартных проблем и использование различных конкрентных методов управления для каждой возникшей ситуации для max успеха — Попытка варьировать многообразие частных подходов | — Отсутствие возможности выделить факторы, непосредственно влияющие на успех организации, и рассмотреть их только их | — Направление на выработку ситуативного мышление и приложения полученных теоритических знаний к конкретным реальным процессам — Определение конкретных переменных и их влиния на успех организации — Эффективное обучение менеджеров на основе изучения меняющейся рыночной ситуации, недвиденных ситуаций, влияния стихийных бедствий — Расширение практического применения теории систем на основе внутренних и внешних переменных, влияющих на организацию — Наличие возможностей прямого приложения науки в реальной жизни |
Системная школа сер.1970-х – наст.время | Л.Берда-ланфи Богданов Розенберг Каст | — Применение принципа соотношения количества и качества потребляемых ресурсов на входе-выходе в процессе производства для улучшения результатов управления предприятием — Формирование нового образа мышления, постоенного на единстве всех явлений внутренней и внешней среды — Рассмотрение всех явлений в виде определенных целостных систем — Ориентир систем на достижение конкретных целей | — Теория системной школы не определяет конкретных факторов, влиющих на функцию управления — Невнимание влиянию окружающей среды на управленческую деятельность и результаты функционирования организации — Не выделяет элементы системы, необходимые для создания предприятия | — Разработка теории непредвиденных ситуаций (каждая возникшая ситуация может стать стать сходной с другими, но с некоторыми уникальными свойствами) |