Шпаргалка: Шпаргалки по культурологии

№18 Культура России XVIII в.

При Петре 1 проблема образования становится государственной проблемой 1, Обучение за границей2, Создается с-ма светских школ Устав народных училищ предусматривалс-му единой светской школы от малого народного училища до университета. Появились навигационные, инженерные, мед.школы. Наука становится частью светской культуры.Организованы крупные экспедиции, открываются научные лаборатории.Открылась Академия наук в Петербурге.

Развивалось печатное дело. «Ведомости» первая газета.

Введено новое летоисчисление.

Во второй половине XVIII в. русская наука достигла общеевропей­ского уровня развития естествознания. Развитие русской национальиой науки в это время в значительной мере связывало с М.В. Ломоносо­вым,. Неоценим вклад МБ. Ломоносова в развитие просвещения, литературы, искусства.

Немало новых инженерных решений принадлежало русским изобре­тателям второй половины XVIII в. Кудибин спроектировал небывалый одноарочный мост через Неву изобрел телеграф, механическую сеялку, лифт и многое другое. И.И. Ползунов разработал проект универсального парового двигателя -первой в мире двухцилиндровой машины непрерывного действия.

Б течение четырех десятилетий (до конца середины 60-х гг.) в рус­ской литературе господствовал классицизм. (попытка поставить разум над чувствами) В середине XVIII в. на ли­тературном небосклоне взошла звезда талантливого поэта и теоретика А… П. Сумарокова

В последней трети XVIII в. в литературе начал складываться новый метод –реализм ( правдивое отражение действительности)первый одержавший успехи в драматургии Д.И. Фон­визин (1744 — 1792) -. «Фонвизин казнил в своих комедиях ди­кое невежестве старого поколения и грубый лоск поверхностного и внешнего европейского полуобразования новых поколений»

В последнее десятилетне века главенствующим направлением дво рянокой литературы сталсентиментализм. Расцвет сентиментализма в России связан с творчеством А.Н. Радищева и Н.М. Карамзина (1 ?66 -1826), создавшего в Москве своеобразный центр новой школы -

На единой стилевой основе (барокко) складывается синтетический характер искусства — нерасторжимое единство архитектуры, скульптуры, монументальной и декора­тивной живописи, прикладного искусства. Специфика русского барокко 40 -х годов связана с использованием опыта других европейских стилей (французского классицизма XVIIIв. и рококо) и отечественной традиции. Лице архитектуры этого периода определяли новые для России объемно — просгрансгвенные композиции.

Крупнейшим зодчим середины века был Ф.Б. Расстреляй. Лучшие загородные постройки зодчего — Большой дворец в Петерюфе и Большой или Ека-теринский дворец в Царском СелеПредел роскоши стиля барокко — богатство скульптурного убранств, игру светотени, красочность сочетаний интен­сивно — голубого, белого цветов н позолоты — во всех постройках зодчий умело соединял с грандиозным пространственный размахом и удиви­тельной ясностью основной композиции.

В 60-е годы классицизм с его благородной, величавой простотой, пришел на смену живописному барокко. Архитектура русского класси­цизма во второй половине XVIII в. пережила два этапа: ранний

№20 РУССКАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА

Культура XX века представляет собой очень сложное и про­тиворечивое явление. Социальные потрясения в России (революция 1905-1907 гг., Октябрьская революция, граж­данская война, построение социалистического государства. Ве­ликая Отечественная война, укрепление тоталитарного режима в стране, хрущевская «оттепель», «заморозки» брежневского нео­сталинизма, три волны русской эмиграции, развал Советского Союза, процессы демократизации), острые противоречия передо­вых и реакционных течений, напряженная внутренняя борьба в сознании людей, стремящихся разобраться в происходящих собы­тиях, нашли свое отражение в творчестве талантливых деятелей куль­туры.

Больших успехов Россия добилась в области образования После Октябрьской революции проводилась огромная работа по ликвидации неграмотности среди населения. от­крываются многочисленные культурно-просветительские учреж­дения — библиотеки, музеи, дворцы и дома культуры.

Высокого уровня в XX веке достигла русская наука. Ученые России внесли существенный вклад в развитие различных отрас­лей науки и техники.

Мировую известность получили работы многих выдающихся ученых (А.С. Попов, П.Н. Лебедев, Н.П. Павлов, С.И. Вавилов, П.Л. Капица, О.Ю. Шмидт, В.И. Вернадский,, М.В. Келдыш,, К.А. Тимирязев, И.В. Мичурин, Н.Е. Жуковский, К.Э. Циолковский, А.Ф. Иоффе,, И.в. Курчатов, А.Д. Сахаров, Д.С. Лиха­чев и др.).

Не просто складывалась литературная жизнь России: В на­чале XX века продолжали работать классики русского реализма -Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, В.Г. Короленко. В русле демократиче­ского движения развивалось творчество А.И. Куприна, И.А. Бу­нина, Л.Н, Андреева, В.В. Вересаева, А.С. Серафимовича: В рас­цвете таланта находились А.М. Горький, А.А. Блок, В.В. Маяков­ский, В.Я. Брюсов, печатают свои произведения А.Н. Толстой, М.М. Пришвин.

В литературе этого периода появляются новые направления - символизм, акмеизм, футуризм. Символисты проповедовали ин­дивидуализм, разрыв с гражданственно-социальными традициями русской литературы. Они объединились вокруг таких печатных органов, как «Северный вестник», «Мир искусства», «Новый путь», «Золотое руно». К «старшему» поколению русского симво­лизма принадлежали Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, В.Я. Брю­сов, К.Д, Бальмонт, Ф.К. Сологуб, к «младшему» — А. А. Блок, А. Белый, В.И. Иванов, С.М. Соловьев.

Акмеисты провозглашали освобождение поэзии от символи­стских образов, возвращали ее к материальному миру, к реальной жизни, единству человека и земли. На акмеистической почве вы­росло целое соцветие талантов, поэтов «Серебряного века» — А.А. Ахматова, Н.С. Гумилев, С.М. Городецкий, М.А. Кузьмин, Г.В. Иванов, 0.3. Мандельштам. Трибуной акмеизма стали журналы «Аполлон», «Цех поэтов».

Представители футуризма призывали к анархическому бун­ту против мещанской обыденности, к радикальной переделке по­этического языка (Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Каменский, А.Е. Крученых, В.В. Маяковский).

.

).

Октябрьская революция резко разделила русских литерато­ров. Одни писатели сразу встали на сторону революции (А.А.

Блок, В.Я. Брюсов, С.А. Есенин, В.В. Вересаев, М.М. Пришвин и др. ) приветствовали ее (А.М. Горький, А.С. Серафимович, В.В. /Маяковский), другие — не приняли новую жизнь, эмигрировали (Л.Н. Андреев, И.А. Бунин и др.). Делались попытки создания особой пролетарской культуры (Пролеткульт), идеологи которой отрицали значение культурного наследия прошлого. Был провоз­глашен принцип партийности литературы и искусства, оказавший существенное влияние на развитие всей художественной жизни страны. Сформировался особый

№19 Золотой век 19 век. В России

В 19 в. произошел взлет рус. Нац-ой культуры. Расцвету рус. Нац. К-ры способствовал патриотический подьем народа после Отеч. Войны 1812 г., расширение международных связей, зарождение револ. движения, отмена крепостного права, развитие кап отношений.

В 19 в продолжает развиваться с-ма гос-х научных уч-х заведений. Открываются Казанский, Питербургский, Киевский и др. унив-ты., появл-ся женс. Гимназии, учмлища, курсы., воскресные школы для взрослых, меняется с-в уч-ся (разночинцы, выходцы из недворянских семей.

Развиваются книгаиздательское и журнально-газетное дело. Открывается первая публичная библ-ка в России. Появл-ся музеи.

Ученые занимаются глубоким изучением процессов формул-ют з-ны. Пирогов (хирургия), Лобачевский (геометрия). Бутлеров(теория хим-го стоения) Сеченов (материалистическое понимание высшей нервной деятельности). Менделеев (периодический з-н хим. Циалковский элементов

Значительных успехов добилась рус. Лит-ра и искусство, в которых развивались основные худ-е направления 19 вКлассицизм, сентиментализм, романтизм.

Реализм–Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Некрасов,

В живописи: Спасов, Кравской.

Романтизм-Жуковский, Рылеев

Музыка: Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков

Символизм: Мережковский, Брюсов, Анненский,. БлокИмпрессионизм: в живописи Серов и Грабарь, в скульпт- Трубецкой М.Н. Ермолова, А.П. Ленский, А.И. Южин, П.А. Стрепет

В русской живописи продолжают развиваться тенденции реалистического отображения действительности. В начале XIX века творческие достижения были связаны с романтическим на­правлением в жанре портрета и пейзажа. К числу замечатель­нейших портретистов России того времени принадлежат О.А. Ки­пренский (портреты В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, гусарского полковника Давыдова, В.А. Тропинин («Кружевница», «Пряха», «Украинец с палкой», портрет А.С. Пушкина).

Выдающимся пейзажистом-романтиком был С.Ф. Щедрин. В своих картинах, овеянных мягкой мечтательностью, он стремился уловить различные состояния живой природы

Большую роль в утверждении бытового жанра как самостоя­тельного вида живописи сыграл А.В. Венецианов. К его лучшим работам относятся картины: «Утро помещицы», «Спящий пасту­шок», В первой половине XIX века творили такие известные ху­дожники, как К.П. Брюллов, мастер парадного портрета («Всадница»), автор знаменитой картины «Последний день Пом­пеи»; А.А. Иванов, более 20 лет творческой жизни посвятивший своему главному полотну «Явление Христа народу

Во второй половине XIX века характер развития изобрази­тельного искусства коренным образом меняется.

ши­рокое хождение в XVII в. переводная светская литература приключен­ческого содержания («Сказание про храброго рыцаря про Бову Кара-левича», «Повесть о Еруслане Лазаревиче» и др.). Основная тематика бытовой повести — столкновение молодого и старшего поколений; во­просы нравственности; человек с его личными переживаниями.

Полный социальных конфликтов XVII век вызывал к- жизни новый литературный жанр — демократическую сатиру. Среди появившихся в XVII в. жанров, выражавших рост самосознания личности, особое мес­то занимает драматургия. Русский театр качался постановкой пьес, ма­териалом для которых служили, главным образом, библейские сюжеты, жития святых и античная мифология.

Каменное строительство, прерванное ь связи с иноземной интервен цией и хозяйственной разрухой начала XVII в., возобновилось лишь з начале 20 х годов. Самой замечательной постройкой гражданского зодчества 1-й половины XVII в. является Теремной дворец Московско­го Кремля сооруженный для царских детей Б. Огурцовым, А. Констан­тиновым, Т. Шатуриным и Л. Ушаковым.

Новые традиции привели к формированию во второй четверти XVII в. своеобразного стиля, которому присуща затейливая, как правило, асимметричная группировка масс. Именно в посадских храмах наибо­лее ярко выразилось то светское начало, которое современники назы­вали «узорочьем»

Патриарх Никон, пытаясь возродить канонические традиции зод­чества, в середине XVII в. запретил строительство шатровых церквей и использование каких — либо новшеств в культовом строительстве.

В 90-е годы XVII в. в русской архитектуре появился новый стиль, условной именуемый «нарышкинским» или московским барокко". Главные композиционные принципы этой архитектуры — ярусность, центричность, симметрия и равновесие касс. Декоративные формы «московского барокко» были применены и в пятиглавых храмах со­борного типа (Успенский собор в Рязани, кон. XVII в., зодчий Я. Бухвостов; московская церковь Воскресения в Кадашах, 1687 -1713 гг.).

В русском зодчестве XVII в. происходила борьба старых традиций и новых тенденций, вырабатывались новые художественные взгляды, ге­нетический связанные с народным творчеством, в то же время творче­ски осваивалась стилистика западноевропейской архитектуры.

Переоценка ценностей, происходившая во всех сферах культуры XVII в. пожалуй, с наибольшей силой отразилась в живопис-и, здесь процесс обмирщения шел особенно активно. В развитии русской живо- \ писи XVII в можно выделить два этапа: 1601 — 1650-е гг. и с 60-х гг. до конца века.

Первый этап ознаменовался борьбой двух живописных направлений, унаследованных от предшествующей эпохи. Одно — «годуновская шко­ла», тяготело к монументальным традициям прошлого. Другое художе ственное направление — «строгановская школа». Строгановские иконы впервые а русском искусстве как бы наравне с религиозно — символи­ческой функцией несли усиленное эстетическое начало.

Второй этап развитая живописи XVII в..характеризовался медлен^ «ым отходом от догм и поиском новых сюжетов и форм. Сторонники! нового, подчеркивая эстетическое значение религиозного искусства, \ стремились к реалистическому воплощению художественного образа^ Этот процесс получил яркое отражение в творчестве С. Ушакованизованных основ церкви (отвергали церковную иерархию, выступали за предо­ставление мирянам права проповеди и за „дешевую“ церковь — про­грамма, предвосхищавшая требования Реформации в Западной Евро­пе).

Борьба против монголе — татар была главной темой фольклора 2-й половины XIII — XV вв., ей посвящены жанры как традиционные (былины, сказания

Ведущий жанр этого времени — воинская повесть, доминирующая тема монголе татарское нашествие. Идея общерусского единства, возникнув в домонгольский период, усилилась в тяжелые годы монголе — татарского нашествия.

После монголе — татарского разорения русская архитектура пережи­вала пору упадка и застоя. Монументальное строительство прекрати­лось на полстолетия, кадры строителей по существу были уничтожены, подорвана и техническая преемственность. Поэтому в конце XIII в. во многом приходилось все начинать сначала. Строительство теперь со­средоточилось двух основных районах: на севере — западе (Новгород и Псков) и в древней Владимировской земле (Москва и Тверь).

С конца XIII в. в новгородском зодчестве происходили важные из менения.

Первые каменные постройки в Московском Кремле, не сохранив­шиеся до наших дней, появились на рубеже XIII — XIV вв. (Кафедральный храм Успения Богородицы, 1326 г

Художественные центры переместились с юга на север, в города, из­бежавшие разорения (Ростов, Ярославль, Новгород и Псков), где име­лось много памятников старого искусства и сохранились живые носи­тели культурных традиций.

В XIII в. произошла окончательная кристаллизация новгородской и ростовской школ живописи, а в XIV в. — тверской, псковской, московской н волгоградской.

XIV в. — время блестящего расцвета монументальной живописи Нов­города, большое влияние на развитие которой оказал великий византи­ец Феофан Грек (30 годы XIV — после 1404 г.), приехавший на Русь в 70 годы XIV в. В 1378 г. он расписал церковь Спаса на Ильине, фрески ко­торой дошли до нас лишь частично. Под руководством Феофана Грека проходили основные художественные работы в Москве: росписи церкви Успения Богородицы, Архангельского и Благовещенского соборов Московского Кремля и др. Сохранился ряд великолепных икон, соз­данных в кругу Феофана. Лучшая из них — »Богоматерь Донская" из Успенского собора с «Успением Богородицы» на обороте.

Первые 7 икон праздничного ряда («Благовещенье», «Преображе­ние» и др.) из иконостаса Благовещенского собора традиционно связы­вают с именем величайшего художника Древней Руси Андрея Рублева (ок. 1360 — ок. 1430 гг.), достоверных сведений о жизни и творчестве ко­торого сохранилось немного. Самое совершенное произведение Рубле­ва — икона «Троица», происходящая из Троицкого собора Троице — Сер-ге ева монастыря, куда попала лишь в середине XVI в. Стиль москов­ского мастера глубоко национальный по своей сущности, отличающий­ся неповторимой индивидуальностью, надолго определил стилистику не только московской школы живописи, но н всей русской художествен-чой культуры.

Рост народного самосознания, идея единства, тенденция к преодоле­нию областнических тенденций в общественной мысли, литературе, ис­кусстве — все это свидетельствовало о зарождении общерусской (великорусской) культуры.

класси­цизм (60-е — начало 80-х годов) и строгий классицизм (середина 80-х -90-е годы). На первом этапе ведущее значение имели общественные здания, архитектурные формы которых определяли характер и всех других типов построек.

На втором этапе преобла­дали частные городские дворцы и усадебные постройки с присущей им схемой — центральный корпус соединялся с боковыми флигелями по­средством галерей; форма портиков, разновидность и пропорции орде­ра и другие детали также различны для каждого периода.

К лучшим памятникам московского классицизма относятся сле­дующие творения Казакова: (здание Сената' в Московском Кремле, 1776-87; Московский университет, 1786-93; дом Благородного собрания со знаменитым Колонным залом, сер. 80-х годов; Голицынская (ныне 1 -я городская) больница, 1796 — 1801 и др.).

Развитие монументальной скульптуры происходило в русле классицизма… К старейшему поколению при-«здлезкал видный мастер монументальной и декоративной скульптуры ф Г. Гордеев (1744 — 1810).

Вместе с Гордеевым для казанского собора работали выдающиеся русские ваятели, отражающие основные тенденции развития скульпту­ры.

/ Академия художеств, основанная в 1757 г., определила пути развития / русского искусства во второй половине XVIII в. Ведущим направлени-еи академической живописи был классицизм, основные принципы ко­торого наиболее последовательно воплотились в историческом жанре, трактовавшей библейские и национально-исторические сюжеты соот­ветственно гражданским и патриотическим идеалам просветительства.

Наибольших успехов русские живописцы достигли в жанре портрета. К самым замечательным явлениям русской культуры XVIII в. принад­лежит творчество Ф.С. Рокотова (1735 — 1806), в портретах которого по сути впервые в русской живописи увековеченытончайшие пережи­вания человека-Полотна Д.Г. Левицкого (1735 — 1822) отличались мастерством исполнения, художественной выразительностью и правдивостью характе ристик (портреты архитектора Ф. Кокорннова, 1769, П.А. Демидова 1773).Известный портретист XVIII в. В.Л. Боровиковский (1757 — 1825) лучшие лирические образы создал под влиянием сентиментализма. Пе­редать тихую мечтательность, тонкие переживания и модную в то время „чувственность“ особенно удавалось Боровиковскому в замечательных женских портретах

Большое развитие по­лучил я крепостной театр

Во второй половине XVIII в. в России появились первые муэыкаль ные издания, сборники народных песен, была учреждена опера и нача­ли устраиваться концерты,

К последней трети столетия относится формирование национальной композиторской школы.

Таким образом, XVIII — нач. XIX вв. — важный этап в развитая рус­ской культуры, значительное влияние на которую оказала просвети­тельская философия. В отличие от петровского времени в этот период сложилось более широкое понимание значения науки, образования, были сделаны новые шаги в развитии гуманистических принципов в общественной мысли, литературе, искусстве. Идея внесословной цен­ности человека пронизывала вое стороны историке — культурного про­цесса. Становление русской национальной культуры было выражением интенсивности роста национального самосознания. В процессе форми­рования русской нации закладывались основы русского литературного языка и реалистической литературы, профессионального театра и на­циональной классической музыки метод решения художественных задач -социалистический реализм .

Наиболее крупными поэтами и писателями советского пе­риода являются А.А. Блок, В.В. Маяковский, С.А. Есенин, А.М. Горький, Д.А. Фурманов, М.М. Зощенко, М.А. Шоло­хов, А.Н. Толстой,,, М.А. Булгаков, Б.Л. Пастернак, К.Г. Паустовский, В.П. Катаев, К.М. Симонов, А.Т. Твардовский, А.А. Фадеев, Д.А. Гранин, А.И. Солженицын, Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенский,

В 1910-1916 гг. в Москве работало объединение художников «Голубой валет». Они решали про­блемы построения формы цветом в духе творчества П. Сезанна, фовизма и кубизма. Выделившаяся из объединения футуристиче­ская группировка молодых художников под названием «Ослиный хвост» была охваче­на анархически-бунтарскими, разрушительными настроениями, доходившими до отказа от изобразительности.

В живописи на первый план выдвигается сюжетно-тематическая картина. Важное место занимает портрет. В области пейзажа трудятся многие ху­дожники старшего поколения: К.Ф. Юон, В.Н. Бакшеев, В.К. Бя-лыницкий-Бируля, Н.П. Крымов, Появляются интересные индуст­риальные пейзажи Развивается книжная графика В годы Великой Отечественной войны значительные произ­ведения были созданы А.А. Пластовым («Фашист», «Жатва», «Сенокос»), Кукрыниксами (М.В. Куприянов, П.Н. Крылов и Н.А. Соколов), А.П. Бубновым («Утро на Куликовском поле»), П.Д. Ко­риным (триптих «Александр Невский»), Н.М. Ромадиным (пейзажный цикл «Волга — русская река»).

В русской скульптуре, как и в других видах искусства, на рубеже двух столетий борются разнообразные течения, идет по­иск монументального стиля современности, формируются яркие индивидуальности, определившие дальнейшее развитие ваяния в России.

В начале XX века в архитектуре появляются новые градо­строительные идеи (предпринимаются попытки строительства по­селков по типу «города-сада»), развивается стиль «модерн» с ши­роким применением достижений новейшей строительной техники и материалов

После революции начинается активная разработка проектов планировки городов; ведется строительство индустриальных и инженерных сооружений, жилых и административных зданий, общественных ансамблей; начинается реконструкция старых го­родов, появляются новые (Ангарск, Норильск, Волжск и др.).

. Значительными архитектурными памятниками со­ветского периода считаются Видное место в истории мировой художественной культуры XX века занимает русское театральное искусство..

.

В XX веке продолжает развиваться музыкальное искусство. 1 рубеже двух столетий раскрывается деятельность замечатель-||х композиторов — А.К. Глазунова, А.К. Лядова, С. Аренского, Революционные настроения отразились в новых операх Н.А. Римского-Корсакова, в произведениях С.В. Рахманинова, А.Н. Скрябина. Появляются сочинения И.Ф. Стравинского, С.С. Прокофьева.Достигает расцвета музыкально-исполнительская культура. Выдвигаются такие прославленные артисты, как Ф.И. Шаляпин, А.В. Нежданов, Л.В. Собинов, И.В. Ершов. Величайшим пиани­стом XX века был С.В. Рахманинов… На протяжении XX века ведущее место в мировом балетном Искусстве занимает русский балет. Большие успехи были достиг-^ы также в области кино, циркового и эстрадного искусства Оно становится частью общедемократического движения, направленного против крепостничества и самодержавия. В качестве ведущего художест­венного направления утверждается реализм. В 1870 г. передовые художники по инициативе Н.Н. Крамского, Г.Г. Мясоедова, Н.Н. Ге и В.Г. Перова учредили «Товарищество передвижных художест­венных выставок»; сыгравшее огромную просветительскую роль в культурной и общественной жизни России. «Товарищество» объе­диняло почти все наиболее талантливые силы страны. В его со­став в разное время входили очень крупные художники: И. Е. Репин («Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Куогкп «Иван Грозный и его сын Иван»),

Участниками выставок «Товарищества» были В.А. Верещагин («Апофеоз войны», «Торжествуют», «На Шипке все спокойно»), Активное участие в творческой жизни передвижников принимал художествен­ный и музыкальный критик, историк искусства В.А. Стасов. Ма­териальную и моральную поддержку им оказывал П.М. Третьяков, приобретая произведения художников в свою галерею.

В первые десятилетия XIX века высокий подъем переживает русская скульптура, особенно монументальная, развивавшаяся под знаком классицизма. Почетное место среди мастеров русской скульптуры занимали И.П. Мартос (памятник Минину и Пожар­скому в Москве на Красной площади), И.П. Витали (фонтан на Театральной площади В Москве, портретные бюсты А. С. Пушкина, К.П, Брюллова Крупнейшим скульптором второй половины XIX века был М.М. Антокольский («Иван Гроз­ный», «Петр I», «Нестор-летописец», «Ярослав Мудрый»,

В стиле зрелого классицизма с его монументально-простыми, строгими формами строились лучшие общественные, административные и жилые здания Петербурга, Москвы и других городов. Окончательно складывается система ансамблевой за­стройки городов. Русский ампир нашел свое яркое воплощение в

творчестве архитекторов А.Д. Захарова (здание Адмиралтейства в Петербурге, собор в Кронштадте),

В конце 30-годов в архитектуре появляются первые призна­ки кризиса. Она теряет ведущее эстетическое значение, утрачи­вает присущий классицизму гражданский пафос,.

Во второй половине XIX века наблюдаются новые явления в русской архитектуре. Осваиваются новые строительные материа­лы (металл, бетон, цемент, песок и др.), возводятся промышлен­ные и транспортные сооружения, строятся так называемые до­ходные многоквартирные секционные дома. делаются попытки возрождения древнерусского зодчества (А.В. Никитин, В.А. Гартман, И.П. Ропет). Появляется новый стиль – модерн

№3 Функции культуры.

Культура- это процесс развития человеч-х сил и способностей, показатель меры человеч-го в человеке, процесс, получающий свое внешнее выражение во всем богатстве создаваемой людьми действительности

Многоплановая, разноуровневая структура попволяет ей осуществить ряд функций:

1. Аккумуляция родового опыта. ^ Функция гяосеологнческаа, познавательная.

(схватывая ьсе сферы общественного сознания, вчятых их в единстве, №ыура дает целостную картину познания и освоения мира, а также уровень навыков и умений людей.

3. Функция исторического обмена, передачи социадшбго опыта.

Эту функцию называют информационной. Общество не имеет дру то механизма передачи социального опыта, „социальной наследст» ности“, помимо культуры. В этом смысле культуру можно назвг „памятью“ человечества.

4. Коммумжатнздая функция.

Воспринимаемая информацию, заключенную в памятниках нате] альной и духовной культуры, человек тем самым вступает в косвен» опосредованное общение с людьми, создавшими эти памятники. Ср< ством общения выступает прежде всего аыагупаот язык.

5. Культура выпоямет регулятивную и нормативную функцию. Здесь она выступает как система норм и требований, предъявляе! моралью и правом.

6. Сигнификативная функция культуры — это ее способность ее;

еще рефераты
Еще работы по культуре и искусству