Реферат: Первый дошкольный период развития

В.Ф.Попов, О.Н.Толстихин

Он начинается, как сказано ранее, с момента рождения и до того времени, когда ребенок научится говорить и через речь может понять мысль близких ему людей и выразить свои желания. Психологами достаточно изучен «эффект Маугли», ситуация, когда ребенок в младенческом возpасте попадал в волчью стаю или уносился каким-то дpугим животным и воспитывался им. Возвpащаясь в человеческое общество такие индивиды pедко выживают, ибо их мозг уже не может охватить всего pазнообpазия жизненных коллизий и всей многообpазной инфоpмации, овладение котоpой необходимо человеку для успешного существования, активной деятельности, успешного взаимоотношения с дpугими людьми. Огpомные тpудности фоpмиpования интеллекта возникают пpи воспитании pебенка слепого и глухого от pождения. Разpаботана сложнейшая система многокpатного повтоpения пpостых пpиемов, основанных на pазвитии мозга чеpез оpганы осязания, позволяющая в конечном итоге добиться успеха. Без многолетней напpяженной pаботы с таким ребенком он, вырастая, остается по своему умственному pазвитию в состоянии pастения.

В первый дошкольный период продолжается активное формирование всего организма малыша и, в первую очередь — мозга ребенка, требующего достаточно разнообразного и систематического питания. Однако Ж.Годфруа [1996] отмечает, что решающее значение с первых месяцев жизни ребенка для последующего интеллектуального развития, — "… может быть еще большее, чем правильное питание и физический уход" имеет психическая стимуляция мозга общением, то есть потоком информации, который этим общением провоцируется. Он приводит много убедительных тому примеров. В частности, после того, как малолетних детей, считавшихся умственно отсталыми, из пансионата, в котором они практически были лишены общения собой со взрослыми людьми, передали в заведение для умственно отсталых женщин и последние стали относиться к этим детям, как к своим, развитие детей нормализовалось. У них сформировалась речь и через непродолжительное время их интеллект достиг нормы. Четверо из 13-ти детей в последствии получили высшее образование, остальные обзавелись семьями и работали успешно. Оставшиеся в пансионате 12 детей, лишенные общения со взрослыми так и не смогли достичь нормального интеллектуального уровня, многие из них до конца жизни остались в закрытом заведении, как недееспособные.

Все это однозначно подтверждает известное положение, что фоpмиpование головного мозга и мыслительных способностей человека, его интеллекта пpоисходит в pезультате напpавленного к нему потока инфоpмации. Рассказы, хоpошие стихи, совершенно не обязательно детские, пpочитанные pебенку задолго до того, как он начнет говоpить и, тем более, после того, как это произойдет, дают надежный ключ к его интеллектуальному pазвитию и воспpиимчивости к мощным инфоpмационным потокам будущей жизни.

Хотелось бы подчеркнуть полезность читать ребенку стихи. Причем хороших интересных поэтов, чей словарный запас велик и многообразен. Стихотворные формы выражения мысли наиболее точны, кратки, легко запоминаются где-то в подсознании.

Родители, бабушки и дедушки, воспитывающие малыша который только родился, справедливо полагают, что он не способен понять смысл прочитанного. Это конечно так. Однако в своем сознании он фиксирует и закрепляет слова и словосочетания, значение которых он поймет позднее. И чем более адекватными содержанию слов будут интонации голоса, богаче лексический фон, тем более правильной, точной и образной будет в последующем его речь и, соответственно, отображенная ею мысль.

Молодые матери, читая эти строки, могут подумать: «Когда всем этим заниматься? Свободного времени и так не было, а теперь с ребенком и вовсе нет!» Можно дать совет. Используйте для разговора с ребенком или чтения ему вслух хотя бы то время, когда вы все равно с ним общаетесь — время кормления и укладывания спать. И ваш двойной труд оправдается вдвойне.

Очевидно, что в формировании интеллекта ребенок должен пройти определенные стадии или этапы своего умственного развития. Психологи не единогласны в их вычленении и в качестве примера можно привести соображения Валлона, приведенные в работе Ж.Годфруа с некоторыми изменениями и дополнениями.

Первому дошкольному этапу отвечают четыре первые стадии развития малыша.

Импульсивная стадия (до 6 месяцев)- стадия рефлексов, автоматически развивающихся в ответ на раздражение. Со временем эти рефлексы все больше уступают место контролируемым движениям и новым формам поведения, по большей части связанным с питанием, а к концу этого срока – с традиционными процедурами: купаньем, массажем, воздушными ваннами, зрительным контактом при общении с родителями.

Эмоциональная стадия (с 6 до 10 месяцев) характеризуется накоплением репертуара эмоций (страх, гнев, радость, отвращение и т.д.), позволяющих ребенку устанавливать тесные контакты с окружающей социальной средой. Эмоции, выражающиеся, например, в форме улыбки или рыданий, представляют собой настоящий «предъязык», посредством которого ребенок может повысить эффективность своих жестов, а также предвидеть реакции других людей. Эмоции регулируют все поведение маленького человека. Ребенок этого возраста постоянно находится во власти внешних эмоциональных впечатлений и спонтанно возникающих чувств. Его внимание легко привлечь к чему-нибудь яркому или для него неожиданному, но так же легко он и отвлечется, переключиться на что-то другое. Чувства его быстро возникают и так же быстро исчезают. Он очень эмоционально реагирует на происходящее, но его эмоции неустойчивы. Радикальная смена настроения может происходить на протяжении 2-3х минут, что облегчает внешнее регулирование настроением ребенка.

Сенсомоторная стадия (с 10 до 14 месяцев) знаменует собой начало практического мышления. Благодаря закреплению связи между движениями и возникающими в результате перцептивными эффектами ребенок начинает все чаще реагировать на вещи направленными на них жестами. Циркулярные формы активности (когда, например, «голос оттачивает слух, а слух придает гибкость голосу») способствуют прогрессу в узнавании звуков, а затем и слов.

Проективная стадия (с 14 месяцев до 3 лет) связана с развитием ходьбы, а затем и речи; ребенок приобретает способность исследовать окружающий мир и воздействовать на объекты, названия которых он узнает одновременно с их свойствами. Таким образом ребенок приобретает все большую независимость по отношению к предметам, которые отныне он может толкать, таскать за собой, сваливать в кучу и классифицировать, относя к различным категориям. Такая независимость позволяет ребенку разнообразить свои взаимоотношения с окружающим и способствует самоутверждению индивидуума. Она же дает возможность развивать такие способности ребенка, как внимание, память, воображение, восприятия, мышление.

Здесь нам придется ненадолго отвлечься от наших грудничков и обратить внимание на участившиеся в последнее время, может быть — в последние десять — пятнадцать лет проявления немотивированной детской жестокости. Американские школьники расстреливающие из автоматического оружия своих сверстников. Компания наших юношей и девушек, в течение нескольких дней насиловавшая и мучившая нелюбимую подругу, заставившая ее вырыть себе могилу, в которую и была закопана. Молодые люди, расстреливающие водителей автомашин просто «из интереса». Девочки, перерезавшие горло своей однокласснице и ее младшей сестренке. Все больше и больше случаев немотивированной жестокости. Разборок, порой по сущим пустякам, однако заканчивающихся кровью. В чем причины подобного, казалось бы немотивированного жестокого поведения. Здесь идет о школьниках, даже о подростках, однако из дальнейшего изложения будет ясно, почему их поведение приходится рассматривать в самом раннем «дошкольном» разделе.

Не секрет, что многие взрослые, усадив, или даже уложив, за неумением еще сидеть, своего малыша перед экраном телевизора, («подальше от экрана! Все-таки радиация!») и предоставив ему возможность любоваться яркими красками и меняющимся сюжетом спокойно занимаются домашними делами, справедливо полагая, что если там и показывают что ни будь «такое», то ребенок все равно еще не ничего не понимает а значит нет никакой опасности для его психики или нравственности. Между тем мы хорошо знаем, что прокручивают в телевизионных фильмах, сколько крови, ненависти, жестокости, лжи, насилия прокатывается перед глазами малыша, сколько неожиданных жутких образов мелькает с экрана, с какой скоростью все это происходит. Да, ребенок пока не понимает сути происходящего, но так же, как он вводит в свое подсознание речь родных и близких, постепенно распознавая ее содержание и, обучаясь говорить, точно так же в его подсознание входит постепенно вся информация поступающая с экрана телевизора. Соответственно ребенок оказывается под воздействием двух информационных полей, одно из которых — поле семьи, с ее добротой, обычаями, нравственными посылками и национальными традициями, другое — телевизионное информационное поле, наполненное современной субкультурой, диссонансом добра и зла, палки и пряника, залитое морем крови, жестокости, обмана, предательства и полного пренебрежения к человеческой морали, нравственности и даже жизни. Совершенно разные по направленности и содержанию, они, влияя в какой то мере выборочно на различные полушария коры головного мозга ребенка, начинают одновременно формирование его психики и морально-нравственных устоев.

Есть много косвенных свидетельств тому, что оба этих воздействия на головной мозг ребенка могут приводят к тройственному состоянию его психики и нравственности.

Наиболее благоприятное — подавление телевизионных образов положительной генетикой, благоприятными семейными воздействиями, которые становятся основой формирования его характера, стиля поведения, отношения к себе и к людям. В конечном результате формируется «достаточно управляемый» ребенок, понимающий логику поступков и требований. В случае последующего адекватного воспитания, вырастает общественно значимая социальная личность, для которой лож, предательство, леность, немотивированная жестокость и инфантилизм состояния неприемлемые.

Наименее благоприятное — подавление телевизионными образами положительных компонентов генетики и благоприятных семейных воздействий или, что еще хуже, сочетание совместного неблагоприятного влияния телевизионных образов, генетики и бездуховных, асоциальных семейных «традиций». В этом случае в самом раннем «ясельном и детсадовском» возрасте может проявиться гипертрофированный эгоцентризм, нетоварищеское отношение к сверстникам, замкнутость, иногда боязнь темноты, желание исподтишка учинить какую то пакость другому ребенку, отрицание любого неблагоприятного поступка, переваливание вины «с больной головы на здоровую». По мере взросления, если на эти стороны характера малыша не оказывать нежесткого, но постоянного влияния, не отлучить его от телевизионной «няньки» в домашних условиях, может сформироваться личность, способная уверенно заполнить ряды криминогенных авторитетов.

Промежуточный случай — наиболее сложный и, пожалуй, статистически вероятный, состоит в том, что в подсознании, а порой и характере ребенка, а затем — подростка, юноши и даже взрослого человека сохраняются возможности как бы двойного образа жизни: и того, который навеян телевизионным влиянием и того, который сформирован влиянием семьи и семейными традициями. Одновременное пребывание в подсознании ребенка телевизионных и семейных образов, может породить раздвоение личности и непонимание родительских претензий по тому или иному поводу. Возможно, ребенок не будет протестовать, что-то доказывать, а просто промолчит, будучи уверенным, что вы не правы — он все это уже видел в совершенно иных вариантах. А значит можно и по-другому решить тот или иной вопрос, разрешить конфликт. В таком случае приходится говорить о потенциальной неустойчивости характера личности. В зависимости от внешних причин, она может проявиться в неожиданно резкой смене поведения, а может и не проявиться вовсе. В первом случае, вполне благополучный ребенок, как говориться, из благополучной семьи, неожиданно и как правило под влиянием компании друзей, способен проявить самые отвратительные черты и действия, вплоть до насилия и убийства; во втором при отсутствии подобных внешних причин, человек до конца своих дней останется социально благополучной и интересной для окружающих личностью. Примеров таких в реальной жизни более, чем достаточно. А выводы? Над ними просто стоит поразмышлять.

Однако, вернемся к нашим малышам.

На стадии развития ребенка, которую психологи называют сенсомоторной, когда преобладают действия, связанные с условными рефлексами и сенсорными процессами двигательной активности фактически начинается формирование его первичных способностей: к любви, познанию, чувству времени, доверию. Успешные начала формирования этих способностей во многом определит последующее их развитие и, в конце концов, личностные характеристики подростка, юноши, взрослого человека. Целенаправленное формирование, может быть точнее — моделирование первичных способностей малыша включает в себя множество приемов и здесь придется сконцентрироваться лишь на некоторых, самых главных и естественных для семьи.

Чувство и способность к любви заложены в ребенке изначально и развитие этой способности возникает как ответная реакция на любовное отношение к нему со стороны родителей и воспитателей. Для этого нужно совсем немного: не кричать на малыша, тем более никогда не шлепать его, но и не сюсюкать без нужды. И не ссориться при ребенке, повышая голос, не говоря уже о рукоприкладстве между взрослыми членами семьи. Мысль о том, что ребенок не понимает происходящего должна быть полностью исключена: ребячьи склонности к подражанию и фиксация происходящего в сознании малыша неизбежно приведут его в свое время к таким же действиям.

Особое значение в формировании взаимопонимания между малышем и родителями в этот период приобретает зрительный контакт или, как его называет Росс Кемпбел [1992] — контакт глаз. Он подчеркивает, что мы должны смотреть на ребенка с любовью и нежностью не только тогда, когда довольны его поведением, но постоянно, подчеркивая тем самым постоянство и надежность наших чувств.

Способность к познанию реализуется на этой стадии развития через моторные действия в системе «проб и ошибок» — хватательных движений, переходу через них к координации средств и целей: дотянуться до маминой руки, достать игрушку, потрясти погремушкой, чтобы услышать звук, потянуть за веревочку, чтобы приблизить игрушку к себе. Следовательно, развитие способности к познанию должно быть обеспечено с одной стороны — набором «технических средств», игрушками привлекающими внимание малыша, с другой — временем родителей или воспитателей, которое они должны провести с ребенком. Известная поговорка «Самый хороший ребенок — спящий ребенок» для развития способности к познанию не приемлема.

Чувство времени и одновременно — терпенье в этот период начинает формироваться через достаточно жесткое расписание жизни малыша: смены времени сна, еды, водных и воздушных процедур, просто бодрствования с игрушками возле мамы, папы и других членов семьи. И хотя этот режим во многом индивидуален, и может меняться по мере взросления ребенка, в целом он должен быть достаточно стабилен. Организм малыша функционально привыкает к определенному ходу времени и необходимости «дотерпеть» до принятия пищи или ванночки, хотя желание, быть может, уже созрело.

Доверчивость также, как и способность любви, развивается на фоне доброго, ласкового отношения к ребенку, надежности и стабильности режима его жизни. Он радуется приближению взрослых, зная, что ему будет хорошо, он доверчиво относится к тому, что его возьмут на ручки, перепеленают, не сделают больно не бросят в сердцах на кровать лежать одного.

Конец первого дошкольного периода наступает в среднем к 2 — 3 годам, когда ребенок, начинает осознавать взаимосвязь между некоторыми своими действиями и их результатом, осваивает речь, понимает, что от него хотят взрослые и может выразить словами свои желания.

еще рефераты
Еще работы по психологии, педагогики