Реферат: "История одного города" - сатира на прошлое России или предостережение о будущих опасностях общественного развития

«История одного города» – сатира на прошлое Россииили предостережение о будущих опасностях общественного развития»

…я совсем неисторию предаю осмеянию,

 а известный порядок вещей.

Сатирика Салтыкова-Щедриназанимает одно из первых мест в мировой литературе. «История одного города» — «странная и замечательная книга», в которой писатель обратился к историческомупрошлому России, чтобы с большей силой и гневом обличить современный емугосударственный строй, рождающий Угрюм-Бурчеевых,Брудастых, Прыщей, Грустиловых,Перехват–Залихватских. Это сатира, бичующая народную пассивность идолготерпение, призывающая к активному действию. Произведение Салтыкова–Щедринанаполнено подлинными фактами и событиями русской жизни, поднятыми на уровеньграндиозного обобщения.

В «Истории одного города»можно разглядеть две силы, действующие одновременно: власть и терпеливовыносящий свою борьбу город Глупов. В романе,написанном как бы в форме хроники, речь идет о конкретном городе, со сказочнойисторией, а с другой стороны мы можем наблюдать, что все герои и происходящеегорода напоминают нам историю страны.

«Опись градоначальникам»представляет собой краткие биографические справки с описанием «подвигов»двадцати двух правителей города Глупова. «Перехват –Залихватский, Архистратиг Стратилатович, майор. О семумолчу. Въехал в Глупов на белом коне, сжег гимназиюи упразднил науки». В России к тысяча восемьсот семидесятому году сменилось какраз такое же число царей. И поэтому я считаю, что «История одного города»задумана и исполнена как карикатура на историю России вплоть до начала Х1Хвека, как пародия на труды русских историков. Это естественное первое моевпечатление, восприятие. Даже Тургенев, высоко оценивший произведение, писал:«Это в сущности сатирическая история русского общества во второй половинепрошлого и начале нынешнего столетия».

«Мрачные идиоты» и«прохвосты», правившие городом Глуповым,- правдивоевоплощение деспотизма, произвола в царской России. Именно поэтому картина,созданная Салтыковым–Щедриным, отображала не только русскую действительность,но и современную писателю жизнь западноевропейских государств Франции,Германии.

«История одного городасоздана писателем, горячо любящим народ, страстно ненавидящим угнетение ипроизвол.

Суровыми, горькими, полнымиосуждения словами, порицал Щедрин благодушие, смирение и пассивность народа,«выносящего на своих плечах Бородавкиных, Угрюм-Бурчеевых» и им подобных.

Он твердо верил, что народпроложит себе дорогу. Сатира Щедрина и ставила своей целью приближение того дня,когда народ положит конец существованию царских властей, она не только неубивала веры и в возможность его освобождения, но и звала к борьбе и протесту.«…ежели мое дело справедливое, так ссылай ты меня хоть на край света,  — мне и там с правдой будет хорошо!»

Писатель знал, что толькоборьбой может быть завоевана свободная и счастливая жизнь. «Из города Глупова в Умнов дорога лежитчерез манную кашу, — утверждал сатирик.

Салтыков–Щедрин — великиймастер художественного преувеличения, заострения образов, фантастики и, вчастности, сатирического гротеска, показывающего, явления реальной жизни впричудливой, невероятной форме, что позволяет ярче раскрыть их сущность.Брудастый–Органчик «тут же, на самой границе, пересек уйму ямщиков». «И осталсябы» он «на многие годы пастырем», если бы однажды утром в его кабинете неувидели необычное зрелище «градоначальниково тело…сидело за письменным столом, а перед ним… лежала… совершенно пустая градоначальникова голова».

Еще более жестокимпредставителем глуповских властей был Угрюм–Бурчеев – самая зловещая фигура во всей галерееградоначальников. Народная молва присвоила ему звание «сатаны». «Начертавшипрямую линию, он замыслил втиснуть в нее весь видимый и невидимый мир, и притомс таким непременным расчетом, чтоб нельзя было повернуться ни взад, ни вперед,ни направо, ни налево».

Приказ Угрюм–Бурчеева о назначении шпионов по всем поселенным единицамбыл «каплей, переполнившей чашу». Произошел разрыв долго сдерживаемогонегодования против самодержавного деспотизма.

Но действительно ли повестьЩедрина — только пародия на Россию второй половины восемнадцатого – началадевятнадцатого века, карикатура на реальные государственные события?  С одной стороны, кажется, что думать так естьоснования, так как автор в произведении упоминает и Сперанского, и Карамзина, идругих лиц той эпохи. К тому же сквозь них можно просмотреть их же прототипы:в образе Угрюм–Бурчеева, Грустилова,Негодяева, Перехват–Залихватского. И поэтому я думаю,что Салтыков–Щедрин, создавая «Историю одного города», опирался на русскуюдействительность, события. Но все же сатира писателя состоит не только восмеянии прошлого России, но и в предостережении о будущих опасностяхобщественного развития, в важнейших проблемах современности. Он сам так об этоми говорил: «Мне нет никакого дела до истории, и я имею в виду лишь настоящее.И еще: «…я совсем не историю предаю осмеянию, а известный порядок вещей». Сэтой точки зрения, фантастика, гротеск, ограниченность пространства – все этосредства художественного обобщения, создающего картины – вариантыгосударственного устройства.

Повторяя историю, Щедринпоказывает, что его произведение в момент своего появления, в последующиевремена зазвучат в высшей степени актуально. Она раскроет окно в мир не тольков прошлое, но и в настоящее и в будущее России. Реальная действительностьсливается с сатирикой писателя. Она как бы стремиться догнать ее и дажепревзойти. Сатира настолько глубока и остроумна, что сейчас, я думаю,воспринимается чем — то злободневным. Салтыков–Щедрин использует и все средстваи способы обличения, чтобы вызвать чувство отвращения к деятелям самодержавия,что достается уже в «Описи градоначальникам». За этой краткой главой следуетразвернутая сатирическая картина деятельности наиболее «отличившихся»правителей города Глупова. Их свирепость, бездушие итупоумие заклеймены сатириком в образах Прыща, Негодяева,Брудастого.

Наряду с этим нетрудно былобы проследить, как в разных произведениях одного времени сатирик то в большей,то в меньшей мере прибегал к гиперболе. Она служит к наиболее яркому раскрытиюсамых реакционных сторон политики самодержавия, и выражению вызываемых иминегодования и насмешки сатирика, и, наконец, в сочетании с фантастикой, служитсредством эзоповского языка.

Фантастика Салтыкова–Щедрина– фантастика, которая не уводит от действительности, а только служит средствомидейно – художественного познания и сатирического разоблачения отрицательныхявлений общественной жизни.

«История одного города»является популярным произведением и в сегодняшнее время. Автор продолжает свойпуть, свою борьбу там, где существует самовластие, осмеивая и копируя прошлоеРоссии, предостерегая ее от ошибок в будущем.

еще рефераты
Еще работы по литературе, лингвистике