Реферат: ОБЭРИУ

Вадим Руднев

ОБЭРИУ(Объединение реального искусства) — литературно-театральная группа,существовавшая в Ленинграде с 1927-го до начала 1930-х гг., куда входилиКонстантин Вагинов, Александр Введенский, Даниил Хармс, Николай Заболоцкий,Игорь Бахтерев, Юрий Владимиров, Борис Левин. К ОБЭРИУ примыкали поэт НиколайОлейников, философы Яков Друскин и Леонид Липавский. Обэриуты называли себя еще«чинарями», переосмысляя выражение «духовный чин». Так,Даниил Хармс звался «чинарь-взиральник», а Введенский — «чинарь-авторитет бессмыслицы».

ОБЭРИУбыла последней оригинальной выдающейся русской поэтической школой«серебряного века» наряду с символизмом, футуризмом и акмеизмом. Вработе над поэтическим словом обэриуты превзошли всех своих учителей, какдраматурги они предвосхитили европейский театр абсурда за 40 лет до еговозникновения во Франции. Однако судьба их была трагической. Поскольку ихзрелость пришлась на годы большого террора, при жизни они оставались совершеннонепризнанными и неизвестными (издавать их наследие всерьез начали в 1960-е гг.на Западе, а в России — в конце 1980-х гг., во время перестройки). Мы будемговорить в основном о Хармсе и Введенском — удивительных трагических русскихпоэтах.

Искусствои поэтика ОБЭРИУ имеет два главных источника. Первый — это заумь их учителяВелимира Хлебникова. Основное отличие зауми Обэриутов в том, что они играли нес фонетической канвой слова, как это любил делать Хлебников, а со смыслами ипрагматикой поэтического языка.

Вторымисточником ОБЭРИУ была русская домашняя поэзия второй половины ХIХ в. — КозьмаПрутков и его создатели А. К. Толстой и братья Жемчужниковы. Для пониманияистоков ОБЭРИУ важны также нелепые стихи капитана Лебядкина из«Бесов» Достоевского, сочетающие надутость и дилетантизм спрорывающимися чертами новаторства.

Можноназвать еще два источника поэтики ОБЭРИУ: детский инфантильный фольклор(недаром поэты ОБЭРИУ сотрудничали в детских журналах, и если их зналисовременники, то только как детских поэтов) с его считалками,«нескладушками» и черным юмором; наконец, это русская религиознаядуховная культура, без учета которой невозможно понимание поэтики обэриутов,так как их стихи наполнены философско-религиозными образами и установками.Можно сказать, что это была самая философская русская поэзия, которую поглубине можно сравнить разве только с Тютчевым.

Объединялообэриутов главное — нетерпимость к обывательскому здравому смыслу и активнаяборьба с «реализмом». Реальность для них была в очищении подлинноготаинственного смысла слова от шелухи его обыденных квазисмысловых наслоений.Вот что писала по этому поводу ОБЭРИУ Г. Ревзина Я. С. Друскину: "… языки то, что создается с помощью языка, не должен повторять информацию,поступающую к нам от любезно предоставленных нам природой органов чувств. [...]Искусство, воспроизводящее те же комплексы ощущений и представлений, которые мыполучаем через другие каналы информации, не есть настоящее искусствОБЭРИУ [...]в человеческом языке [...] скрыты новые формы, которых мы не знаем и непредставляем их, и они-то, эти новые формы, и есть истинное искусство, дающеевозможность полноценно использовать язык как средство познания, воздействия иобщения".

ДаниилИванович Хармс (настоящая фамилия его была Ювачев; Хармс от агл. charm«чары» — самый стабильный его псевдоним, которых у него было порядкатридцати) был по типу личности настоящим авангардистом (см. авангардноеискусство). Вот что пишет о нем А. А. Александров: «Чего только не умелделать Даниил Хармс! [...] показывал фокусы, искусно играл на биллиарде, умелходить по перилам балкона на последнем этаже ленинградского Дома книги. Любилизобретать игры, умел изображать муху в тот момент, когда та размышляет, кудабы ей полететь, умел писать заумные стихи, философские трактаты и комедийныерепризы для цирка, любил изображать своего несуществующего брата ИванаИвановича Хармса, приват-доцента Санкт-Петербургского университета, брюзгу исноба».

Прижизни Хармс прославился пьесой «Елизавета Бам», которая былапоставлена в 1928 г. в обзриутском театре «Радикс» (от лат.«корень»). Эта пьеса одновременно была предтечей абсурдистскихкомедий Ионеско и пророчеством о судьбе русского народа при Сталине (Хармсвообще обладал даром провидения). Сюжет пьесы заключается в том, что героинюприходят арестовать два человека, которые обвиняет ее в преступлении, которогоона не совершала. На время ей удается отвлечь преследователей балаганнымиаттракционами, в которые они охотно включаются, но в финале стук в дверьповторяется и Елизавету Бам уводят.

Можносказать, что Хармс был русским представителем сюрреализма. В его поэтикесочетание несочитаемого, мир шиворот-навыворот — одна из главных черт, а этосюрреалистическая черта. Так, строки

Наверху,

подсамым потолком,

заснуланянька кувырком —

весьманапоминают кадр из фильма «Золотой век», сделанного двумя гениальнымииспанскими сюрреалистами Луисом Бунюэлем и Сальвадором Дали, где человекприлипает к потолку, как муха.

Хармсбыл мастером разрушения обыденного синтаксиса, причем не только поверхностного,но и глубинного (термины генератнвиой лингвистики, см.). Например, строки

измедведя он стрелял,

коготочекнажимал —

разрушаютсамое синтаксическое ядро предложения — соотношение глагола исуществительных-актантов. Ясно, что здесь имеется в виду, что охотник стрелял вмедведя из ружья, нажимая курок, похожий на коготь медведя. Но в духемифологического инкорпорирования (см. миф) объект, субъект и инструментперемешиваются. Это тоже сюрреалистическая черта. Ср. кадр у тех же Дали иБунюэля в их первом фильме «Андалузская собака», где подмышка героиниоказывается на месте рта героя. Такие фокусы были характерны и для Введенского,у которого есть такая строка в стихотворении «Где»: «Тогда онсложил оружие и, вынув из кармана висок, выстрелил себе в голову».

Хармсбыл великолепным прозаиком, выступая как авангардист в эпатирующихобывательское сознание знаменитых «Случаях» и как глубокийпредставитель модернизма в таких вещах, как повесть «Старуха»,исполненная поэтики неомифологизма. Старуха, пришедшая к писателю и умершая вего комнате, — это и старухаграфиня из пушкинской «Пиковой дамы», истаруха-процентщица из «Преступления и наказания». Так же кактворчество Достоевского, творчество Хармса пронизывает карнавализация.

Хармсбыл репрессирован в 1941 г. и умер в тюремной больнице в 1942-м.

Чтобыэскизно показать масштабы поэзии Александра Введенского, которого мы считаемодним из гениальнейших людей ХХ в., сравним два его стихотворения. Вотхрестоматийный финал мистерии «Кругом возможно Бог»:

Горитбессмыслица звезда,

онаодна без дна.

Вбегаетмертвый господин

Имолча удаляет время.

Авот финал из позднейшей «Элегии»:

Неплещут лебеди крылами

надпиршественными столами,

совместнос медными орлами

врог не трубят победный.

Исчезнувшеевдохновенье

теперьприходит на мгновенье,

насмерть, на смерть держи равненье

певеци всадник бедный.

Здесьважно то, что мы говорили о поверхностных и глубинных структурах. Наповерхности эти стихи принадлежат как будто совершенно разным поэтам и дажеэпохам. На глубине это три излюбленные темы Введенского: Бог, смерть и время.Многие литературоведы (М. Б. Мейлах в их числе), считают, что современнаятеоретическая поэтика не в состоянии адекватно проанализировать творчествообэриутов. Мы присоединяемся к этому утверждению, особенно в том, что касаетсяВведенскогОБЭРИУ

Поэтбыл арестован и умер в 1941 г.

Изпрежних обэриутов пережили Сталина только во многом изменившийся Н. А.Заболоцкий и Я. С. Друскин, доживший до наших дней (умер в 1980 г.) — философ ихранитель наследия, письменного и устного, своих друзей-вестников, как он ихназывал.

Список литературы

ДрускинЯ. С. Вблизи вестников. — Вашингтон, 1988.

АленсандровА.А. Чудодей: Личность и творчество Даниила

Хармса// ХармсД. Полет в небеса: Стихи. Проза. Драмы. Письма. — Л., 1988.

МейлахМ Б Предисловие // Введенский А Полн. собр. соч. В 2 тт — М., 1993. — Т. 1.

МейлахМ Б. «Что такое есть потец?» // Там же. Т 2

Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта lib.ru/

еще рефераты
Еще работы по культуре и искусству