Реферат: Атаманы Кубанского казачьего войска

Атаманы Кубанского казачьего войска

Людмила Привалова

Кто, откуда вы, люди вольные,

Люди гордые — казаки,

В эти степи пришли раздольные

С моря, с суши или с реки?

Время стелет дороги торные,

Кем покинуты стремена?

Но казачество нам оставило

Для истории имена...

Люди сильные и горячие,

Закаленные на ветру,

Не самой ли судьбой назначено,

Чтобы вы служили добру?!

Наше времечко — время смутное,

Что ни день, то тревогой весть.

Время смутное, но не грустное,

С нами Бог, и Россия, и честь!

К. Исхакова

Интерес к прошлому кубанского казачества со стороны научной общественности, широких слоев населения и участников возрождения является сегодня мощным процессом.

Само общество заинтересовано в возрождении казачества в современных условиях, происходит интенсивный поиск оптимальных путей его использования.

Рассказ пойдет об атаманах Кубанского казачьего войска и об истории и деятельности Геленджикского городского казачьего общества в настоящее время.

Среди казаков существовало полное равенство, и на руководящие посты выдвигались и выбирались люди, отличавшиеся умом, знаниями, талантами и личными заслугами. Никаких привилегий в силу происхождения, знатности рода, богатства или каких-либо других оснований казаки не знали. Удаленные на сотни верст от государственных центров, казаки должны были сами создавать для себя власть на месте. Это была власть выборная — Войсковой и. Кошевой атаман. Высшим исполнительным органом было Войсковое правительство, в состав которого были включены 4 лица: атаман, судья, писарь и есаул.

Ученые связывают происхождение слова «атаман» с готским наречием, где "atta" означало «отец», а "mann" — «муж», то есть «отец мужей». Отсюда и пошло обращение «батька — атаман». Так обращаются к атаману и сегодня. Но единоличная власть атамана была ограничена нормами Православия и казачьими обычаями, и иногда атаман ничего не мог предпринять без решения Рады.

Практически атаманы были такими же казаками, что и все казаки, только наделенными особыми обязанностями и облеченными полным доверием казаков. Это касается далекого прошлого, когда только началось формирование Кубанского казачьего войска.

Со временем значительную роль в становлении административного управления Кубани стали играть кошевые, войсковые и наказные атаманы Черноморского, Кавказского линейного и Кубанского казачьих войск. Соединяя военную и гражданскую власть, атаманы уже располагали значительными полномочиями и сделали немало в укреплении экономики, благоустройства и общественной жизни Кубани. Их деятельность осуществлялась в русле российской государственной политики, но не забывались при этом и интересы казачества.

Судьба и деятельность атаманов Кубанского казачьего войска неотделимы от исторических событий.

В 1829 году по Адрианопольскому мирному договору с Османской империей к России отошло Черноморское побережье Кавказа от крепости Ана до Поти, заселенное черкесскими племенами. В целях закрепления приобрете] ной территории вдоль Кавказского побережья началось строительство укреплений, которое началось в 1831г., когда русские войска высадились в Геленджикской бухте. В целом с 1831 по 1842 гг. на побережье Черного моря было возведено 17 укреплений, составивших Черноморскую береговую линии

В это же время началось строительство другой линии со стороны Кубани Черному морю, названной Геленджикской, и протянувшейся более чем на 80 километров.

Эта территория входила в состав Кавказского линейного казачьего войска, первым атаманом которого стал П.С. Верзилин. Управление обширной территорией требовало немалых административных способностей. По свидетельствам современников, Верзилин, человек сугубо военный, этими способностями не обладал. Поэтому император Николай 1 после посещения в 1837 году Северного Кавказа отдал приказ о назначении наказным атаманом генерал-майора С.С. Николаева. Потомственный донской казак, Степан Степанович Николаев, основательно зная казачий быт, немало успел сделать для благосостояния войска. При нем были основаны 22 станицы, началось освоение Новой линии утверждено «Положение о Кавказском линейном казачьем войске». После его смерти на его место был назначен генерал-майор Ф.А. Круковский, о подвигах которого линейные казаки складывали песни, намного пережившие своего атамана. Всю свободную от походов деятельность он посвящал устройству войскового быта, осматривал станицы, инспектировал полки. В начале 1852 года при взятии завала на реке Гойте в Чечне он был изрублен горцами.

Четвертым атаманом линейцев стал начальник центра Кавказской линии генерал-майор князь Г.Р. Эристов. В должность он не вступил, так как здоровье его было подорвано, и вскоре уехал в Тифлис.

Последним атаманов войска стал Н.А. Рудзевич. Рудзевич был отмечен многими наградами, участвовал в русско-турецкой и Кавказской войнах, в пленении Шамиля. Историки считают наиболее плодотворной его миротворческую деятельность. Атаман Рудзевич добился роспуска по домам с кордонной линии резервных казачьих батальонов, что позволили казакам заняться своим хозяйством. Он оказывал материальную помощь поселенцам новых станиц, по его ходатайству срок действительной казачьей службы был сокращен с 25 до 15 лет. Среди казачьего населения Рудзевич Н.А. имел большую популярность.

Обращаясь к истории заселения Черноморского побережья Кавказа, мы узнаем, что 10 марта 1866г. как самостоятельная единица в составе Российского государства был учрежден Черноморский округ. Заселение этого района осуществлялось за счет казаков-ветеранов, прослуживших не менее 20 лет и принимавших активное участие в боевых действиях. Так сформировался Шапсугский береговой батальон. Казаки батальона были расселены в двенадцати прибрежных станицах: Геленджике, Адербиевке, Пшадской, Небугской, Вельяминовской, Георгиевской.

Фактически это была ссылка. Казакам выдали пособие на обзаведение хозяйством, казенный паек, освободили от воинской повинности и наделили землей «по двадцати десятин на каждую мужскую душу...»

В Геленджик и районы переселилось несколько сотен казаков с семьями. Правительство рассчитывало превратить переселенцев в надежный оплот, укрепить охрану границ и обороноспособность Закубанья и Черноморского побережья.

Жители новых поселений оказались не готовы к работе в условиях местного климата, часто случались неурожаи. Трудности сообщения и отсутствие квалифицированной медицинской помощи приводили к высокой смертности. Переселенцы болели лихорадкой, цингой, водянкой, дизентерией.

Помимо потерь от болезней, казаки гибли в схватках с горцами. Несмотря на освобождение от строевой службы, они должны были охранять свои поселения.

Это была странная и жестокая война — без постоянного врага, без правил, без линии фронта, без жалости к противнику. В стычках и перестрелках погибали люди, угонялись скот и пленные.

В ответ на это и казаки поступали так же: жгли аулы, угоняли скот.

Летописец Кубанского полка так писал о жизни казаков: "… кубанские казаки в течение 70 лет выносили жизнь, исполненную постоянных тревог, убийств и грабежей со стороны неприятеля и не падали духом, но всегда отличались бодростью и неустрашимостью".

В 1860г. по проекту командующего Кавказской армии князя А.И. Барятинского вместо Черноморского и Кавказского линейного казачьих войск были образованы два новых — Кубанское с центром в Екатеринодаре и Терское с центром во Владикавказе. К Кубанскому войску вместе с Черноморией отошли и бригады Кавказского линейного войска. Должность начальника области совмещалась с должностью наказного атамана. Обычно наказной атаман проживал в Екатеринодаре.

Первым атаманом Кубанского казачьего войска стал в 1860г. командующий войсками Кубанской области генерал-адъютант граф Н.И. Евдокимов. В 1861г. он передал атаманскую булаву генерал-майору Н.А. Иванову, который занимался организацией управления нового войска.

23 августа 1862г. в должности наказного атамана был утвержден генерал — адъютант Ф.Н. Сумароков-Эльстон. При нем велось заселение казаками предгорий Западного Кавказа, обернувшееся для жителей новых станиц бедами и лишениями.

В Кубанскую область после окончания войны в 1864 г. хлынул поток иногородних переселенцев. Вместе с тем Сумароков-Эльстон способствовал развитию просвещения, торговли и промышленности в крае.

В феврале 1869г. наказным атаманом был назначен генерал-лейтенант М.А. Цакни. В период его атаманства было введено «Положение об общественном управлении в казачьих войсках», начат первые работы по размежеванию земель и установлены формы земельной собственности, просуществовавшие до 1917г. Цакни также принимал участие в составлении положения об освобождении зависимых сословий в горских обществах Кубанской области.

--PAGE_BREAK--

С 1873 по 1882 годы наказным атаманом Кубанского казачьего войска был генерал-лейтенант Н.А. Кармалин, выпускник Николаевской академии Генерального штаба, много сделавший для экономического и культурного подъема края. Только с 1874 по 1880 гг. в Кубанской области было построено 136 школьных зданий, открылся Кубанский войсковой этнографический и естественно-исторический музей.

Е.Д. Фелицын так определяет основную черту деятельности этого атамана: «Глубокий интерес к нуждам края и казака». Кармалин не пропускал ни одной статьи в печати по вопросу о русской земельной общине и был знаком с предметом не хуже любого специалиста.9 мая 1879 года Кавказский отдел Императорского Русского географического общества избрал его своим действительным членом.

22 января 1882годв в должность наказного атамана вступил генерал-лейтенант С.А. Шереметев, происходивший из древнего боярского рода. Перечень его боевых подвигов занимал несколько страниц, он пользовался уважением казаков.

В конце марта 1884г. вступает в должность наказанного атамана Г.А. Леонов. Казачье происхождение и знание местного быта облегчили Г.А. Леонову управление Кубанской областью. Он был избран почетным стариком в станицах Кореновской и Баталпашинской.

После его смерти в январе 1892г. Кубанское казачье войско возглавил генерал-лейтенант Я.Д. Малам. В годы его правления край переживал период экономического и общественного подъема.

В 1904-1906гг. наказным атаманом был Д.А. Одинцов, атаманство которого совпало с русско-японской войной и событиями русской революции. При нем в области были проведены 4 мобилизации, подавлены выступления батальонов пластунов и мятеж казаков 2 Урупского полка.

В марте 1906г. атаманом был назначен генерал-лейтенант Н.И. Михайлов. Несмотря на свое казачье происхождение (он был потомственным уральским казаком), Михайлов своим бездействием потакал революционным террористам, которые безнаказанно совершали гнусные злодеяния. От рук террористов пал помощник полицмейстера Григорий Журавель, секретарь Кубанского статистического комитета С.В. Руденко. Был убит директор народных училищ Г.М. Шпиль. Все они были казаками. Жертвы умножались, поэтому в феврале 1908 г. Михайлов был смещен, и атаманом бы. назначен коренной кубанский казак станицы Нововеличковской генерал-лейтенант Михаил Павлович Бабыч. Новый атаман решил покончить с террором и анархией и ввел в Екатеринодаре комендантский час, Большинство кубанцев были довольны: вступил в силу Закон. Благодаря воле и жесткому правлению М.П. Бабыча террористы покину Кубанскую область. Три недели спустя, когда Кубань очистилась от революционеров, введенные ограничения были отменены.

Бабыч боролся с демагогией, пропагандой мнимых «освободительных идей», которые уводили доверчивых людей от насущных жизненных вопросов потребностей к явной гибели общества, разрушению родных очагов и духовных святынь. Упорядочилась экономика, нравственность, оживилась общественная жизнь в области.

В 1914г. М.П. Бабыч был в Геленджике и окрестных поселках. На прием к атаману приходили все нуждающиеся в помощи, никто не уходил без надежды и утешения, без решения своей проблемы.

За заслуги перед Отечеством М.П. Бабыч в том же году был произведен в генералы от инфантерии.

После Октябрьской революции 1917г. в вихре революционных событий казачество не утратило своих боевых качеств, боевого духа, показывало чудеса отваги, героизма, воинской доблести и дисциплины. То же касается и участия казаков в гражданской и Великой Отечественной войне: 4 гвардейский Кубанский казачий корпус дошел до Вены, кубанские казаки принимали участие в торжественном параде на Красной площади в 1945 году. Тысячи и тысячи казаков имеют награды, есть Герои Советского Союза, среди них — наши земляки-геленджичане.

Как утверждает ученый-историк А.Н. Малукало, Кубанское казачье войско уже к началу XX века требовало кардинальных изменений в системе управления. Сложилась ситуация, требующая коренной реорганизации войсковых институтов, без которой «войско и казачество как военное сословие было обречено на исчезновение».

И не только как военное… В течение 1917-1930гг. в результате репрессивной политики было уничтожено более 5 млн. человек казачьего сословия.

Но, как утверждает народная пословица: «Казачьему роду нэма переводу».

В годы перестройки казачество вступило в эпоху своего возрождения.

В 1989г. в Геленджике было создано городское казачье общество.

Первым атаманом был выбран Соловьев Юрий Александрович.

В 1998г. атаманом избирается Ковбасюк Анатолий Константинович, который занимает эту должность и по сей день.

Вот что он рассказал о том, как живет казачество сегодня: «До 1990г. власти утверждали, что за годы социализма казачество прекратило свое существование. Допускалось использование внешней атрибутики: традиционная форма, военизированные спортивные состязания и т.п.

Перестройка привела к пробуждению культурного и политического сознания потомков казаков. Осенью 1989г. в Краснодаре был создан Кубанский казачий клуб, основной целью которого было историческое просвещение и патриотическое воспитание. Летом 1990г. представители казачьих обществ приняли участие в Учредительном съезде казаков России в Москве.

В эмиграции был избран атаманом Науменко В.Г.

В октябре 1990г. состоялся первый Учредительный Всекубанский казачий съезд: создана Кубанская казачья Рада. Уже 12-14 октября 1990г. в Краснодаре состоялся 1 (Учредительный) Всекубанский казачий съезд. Он утвердил название краевого объединения (Кубанская казачья Рада), принял устав, определил принципы и направления деятельности. Атаман Кубанского казачьего войска за рубежом (США) А.М. Пивнев вручил в Краснодаре знамя Кубанского казачьего войска, привезенное из-за рубежа.

Атаманом был избран В.П. Громов, потомственный казак из станицы Пашковской, доцент Кубанского госуниверситета.

Были определены цели и задачи деятельности казачьего общества: возрождение и сохранение казачества как особой этнической группы; восстановление исторической правды о казачестве; военно-патриотическая работа по подготовке молодежи к службе в армии; пропаганда обычаев, праздников, обрядов, ремесел и промыслов, быта казаков.

Возрожденное казачество Кубани выступило в защиту единого сильного Российского государства. Казаки-добровольцы защищали православных в Приднестровье, Югославии, Чечне. Казачьи организации края выразили готовность нести военную и правоохранительную службу.

В.П. Громов, казачий генерал, являлся советником Управления Президента Российской Федерации по вопросам казачества, а также заместителем председателя Координационного Совета по делам казачества. В настоящее время В.П. Громов — депутат Законодательного собрания Краснодарского края, председатель комитета по военным вопросам и по делам казачества.

17 ноября 2007 года решением сбора казаков вице-губернатор Кубани атаманом Кубанского казачьего войска (ККВ) был избран Николай Долуда. На этом посту он сменил Владимира Громова, который возглавлял войско на протяжении 17 лет. Новый атаман ККВ в ответном слове поблагодарил казаков за оказанное доверие.

1 февраля 2008 года вновь избранный атаман Кубанского казачьего войска Николай Долуда присягнул на верность кубанскому казачеству на первой в этом году войсковой Раде.

Торжественная речь атамана, по традиции, завершилась целованием святого Евангелия и креста. После пожеланий войскового священника отца Сергия Николай Долуда поблагодарил казаков за доверие, оказанное ему на выборах атамана, и пообещал день и ночь, не жалея сил, работать на благо войска.

Для наставления слово предоставили председателю Совета стариков ККВ Павлу Фролову. Свои наказы пожилой казак сдобрил символическими ударами плетки по спине атамана.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнений — возрождение кубанского казачества состоялось. Теперь надо двигаться вперед, жить полной жизнью с пользой для себя и для государства.

Последние три года в рамках краевой целевой программы казачество активно участвовало в сохранении традиционной культуры Кубани, межрегиональном и межэтническом сотрудничестве и охране общественного порядка. Но если на первых порах этого было достаточно, то сегодня уже мало.

Кубанское казачье войско — это сильная и организованная структура, — сказал Николай Долуда. — Необходимо работать над повышением престижа казака и казачества. Но одними разговорами и приказами авторитет не поднять. Нужны конкретные дела. Именно на это и будет нацелена моя работа.

По убеждению атамана, в деятельность войска должен быть вовлечен каждый кубанский хутор, каждая станица, каждый город. Атаманы и главы на местах должны не только советоваться друг с другом, но и действовать сообща на благо всех жителей.

Сейчас невозможно представить себе существование некой отдельной „казачьей нации“, потому что общество живет совершенно в иных исторических условиях, чем сотни лет назад.

Казачество сегодня — это социальная группа российского обществ ориентированная на занятость в сельском хозяйстве, на военную и правоохранительную службу, на воспитание молодого поколения в духе патриотизма и сохранение своеобразной культуры казачества.

Геленджикское казачество насчитывает 216 человек. Среди них сотрудники МВД, ФСБ, офицеры и простые жители города, которые принимают активное участие в общественной жизни города и района. Казачество заботится о сохранении экологической чистоты бухты (2 месяца пикетировали строительство морского порта), создаются лесные кордоны, не допуская незаконной вырубки леса и нелицензионногоотстрела диких животных, обезвреживают взрывоопасные снаряды.

Активное участие принимают казаки в парадах, посвященныхгодовщине реабилитации Кубанского казачества в 2004г., Дню Победы, во всех общественных мероприятиях, которые проводятся в нашем городе, например, освящение храма в с. Дивноморское, памяти Ф.А. Щербины в Джанхоте.

Особое внимание уделяется гражданскому, патриотическому и духовному воспитанию: созданы казачьи классы в МОУ СОШ № 3, работает воскресная церковно-приходская школа, 7 юных геленджичан поступили в казачий кадетский корпус в г. Новочеркасске.

Казаки готовят молодежь к службе в армии, сам атаман принимает участие в боевых стрельбах.

Проводятся спортивные мероприятия.

В деле воспитания молодежи активно принимают участие в борьбе с наркоманией и табакокурением, пропагандируют здоровый образ жизни, словом, делают все возможное, чтобы молодежь росла физически и нравствен здоровой, и государство могло гордиться новым поколением.»

В настоящее время происходит возрождение славного Кубанского казачества, во главе которого во все времена стояли атаманы, обладающие истинными качествами настоящего казака: воинской доблестью, мужеством, достоинством и честью, умением руководить людьми.


еще рефераты
Еще работы по краеведению