Реферат: Внутренняя политика Николая I

Третьего сына Павла I Николая готовили к военной карьере. Среди его воспитателей преобладали военные, но были известные ученые — М. А. Балугьянский и А. К. Шторх. Однако Николая больше увлекали военные дисциплины. Он прекрасно разбирался во всех тонкостях ар­мейской службы и был, как отмечали современники, солдат по призва­нию. В 1817 г. Николай был произведен в генералы и до декабря 1825 г. командовал гвардейским корпусом.

Будущий император не принимал участия в решении важных госу­дарственных вопросов, имел самое общее представление об управле­нии империей, ее внешней политике. Только в конце своего царство­вания Александр I приглашает Николая на Международный конгресс в Лайбахе (1820 г.) для ознакомления с его работой. Николай не был введен в состав Государственного совета, не принимал участия в рабо­те других высших государственных учреждений, оставаясь в стороне от государственных дел.

Армейская дисциплина, строгая субординация, порядок и органи­зованность рассматривались Николаем I в качестве идеальной модели государственного устройства. Основные проблемы внутриполитиче­ской жизни он стремился решать посредством укрепления самодержав­ной власти, усиления централизации управления и регламентации всех сторон жизни государства и общества. Хорошо известны слова импе­ратора, произнесенные им вскоре после событий 14 декабря на Сенат­ской площади, которые стали программными для нового царствова­ния: «Революция на пороге России, но, клянусь, она не проникнет в нее, пока во мне сохраняется дыхание жизни».

В отечественной историографии не оспаривается тезис о значитель­ном влиянии, которое оказало движение декабристов на все стороны внутренней и внешней политики Николаевской эпохи. Однако сущест­вуют различные оценки степени этого влияния. Так, русская исто­риография, не отрицая общей консервативно-охранительной направ­ленности политики Николая I, тем не менее признает наличие в его деятельности определенных реформаторских устремлений, отмечая при этом канцелярско-бюрократический характер подготовки и осуществ­ления преобразований (В. О. Ключевский, А. А. Кизеветтер, С. Ф. Пла­тонов). Напротив, советская историография указывает главным обра­зом на реакционность политики Николая I.

Примечательно, что по личному распоряжению Николая I дело­производитель следственной комиссии по делу декабристов А. Д. Боров­ков составил особую записку. В нее вошли критические замечания де­кабристов по различным аспектам внутреннего устройства государства,

 

 

Глава 8. Николай I: «апогей самодержавия» 243


протоколы их допросов, преобразовательные проекты. Записка боль­ше походила на программу царствования, чем на анализ документов декабристского движения. По воспоминаниям современников, в тече­ние всего царствования у Николая I на рабочем столе лежал этот доку­мент, к которому он не раз обращался.

Николай I, будучи умным и расчетливым политиком, не мог не понимать важности и необходимости проведения определенных пре­образований. В этой деятельности император руководствовался идей «частичных улучшений», в основе которой лежал принцип «не рефор­мировать, но поправлять». Такой подход полностью исключал «корен­ную ломку» действовавших государственных установлений и учрежде­ний. Николай I был глубоко убежден в том, что для улучшения функ­ционирования не только государственного механизма в целом, но и составных его частей будет достаточно улучшить работу наиболее сла­бых его звеньев. Выдающийся русский историк А. Е. Пресняков отме­чал, что главной чертой внутренней политики Николая I было «стрем­ление влить новое вино в старые мехи, притом в такой умеренной дозе, чтобы мехи не пострадали, и укрепить устарелые формы от напора но­вого содержания всеми силами власти».

6 декабря 1826 г. Николай I учредил секретный Комитет (получив­ший название по дате основания «Комитет 6 декабря») для подготовки программы преобразований. Комитет рассмотрел проекты александровского времени, проанализировал разнообразные материалы о со­стоянии центрального и местного управления, одобрил проект преоб­разования губернских учреждений, подготовленный М. М. Сперан­ским. Кроме этого, в планах Комитета была разработка проекта о правах сословий и рассмотрение крестьянского вопроса.

В начале 1830 г. «Комитет 6 декабря» практически прекращает свою деятельность. Ни один из проектов Комитета не получил дальнейшего движения, т. е. не рассматривался Государственным советом или Ко­митетом министров. Формально Комитет просуществовал до 1832 г., хотя официально первый из секретных комитетов николаевского вре­мени закрыт не был. Главная особенность секретных комитетов за­ключалась в том, что все они непосредственно подчинялись Николаю I, характер их деятельности не оглашался, а состав был ограничен узким кругом близких к императору высших сановников.

Несомненно, ключевым вопросом всей политики Николая I остава­лась крестьянская проблема. Выступая в Государственном совете при об­суждении законопроекта об «обязанных крестьянах» в 1842 г., Николай заявил: «Нет сомнения, что крепостное право в нынешнем его у нас по­ложении есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к оному теперь было бы злом, конечно, еще более гибельным». Возмож­но, речь императора содержит ответ на вопрос о том, почему многочис­ленные проекты, подготовленные различными секретными комитетами по рассмотрению крестьянского вопроса, так и не были реализованы.

Тем не менее следует подчеркнуть, что в царствование Николая I осуществлялось дальнейшее ограничение сферы применения крепост-

 

 

244. История России с древнейших времен до наших дней

 

ного права с тенденцией к «постепенному освобождению крестьян». При этом интересы помещиков практически не ущемлялись. Запре­щались продажа крестьян в розницу (указ 1841 г.) и покупка крестьян безземельными дворянами (1843 г.). Указ 1847 г. предоставлял крестья­нам право выкупа на волю с землей при продаже имения помещика за долги. В 1848 г. последовал указ, разрешающий всем категориям кресть­ян приобретать недвижимую собственность.

Наиболее значимые преобразования в крестьянском вопросе свя­заны с именем графа П. Д. Киселева. Это был образованный и либе­ральный для своего времени представитель высшей бюрократии, участ­ник Бородинского сражения, лично знавший многих декабристов, ко­торые рассматривали его в качестве одного из членов Временного революционного правления. П. Д. Киселев был постоянным членом всех секретных комитетов по крестьянскому делу. Николай I называл его «начальником штаба по крестьянской части».

П. Д. Киселев выступал за проведение «двуединой реформы», ко­торая бы коснулась помещичьих и государственных крестьян. Преоб­разования в государственной деревне должны были служить образцом для помещиков в регулировании их отношений с крестьянами. План П. Д. Киселева по существу означал постепенную ликвидацию крепост­ного права (личное освобождение крестьян, установление государством крестьянских наделов и повинностей).

В 1837—1841 гг. П. Д. Киселев осуществил реформу управления государственными крестьянами (государственные крестьяне жили на казенных землях, управлялись государственными органами и считались лично свободными). Она включала: равномерное наделение крестьян землей; постепенный перевод их на денежный оброк; создание орга­нов местного крестьянского самоуправления; открытие школ, больниц, ветеринарных пунктов; распространение агротехнических знаний. По мнению большинства историков, реформа П. Д. Киселева наряду с положительными моментами усилила бюрократическое давление на государственную деревню, сведя к минимуму деятельность крестьян­ских органов самоуправления, поставив их в полную зависимость от местной администрации.

Наиболее крупным законодательным актом в отношении помещичь­их крестьян стал разработанный П. Д. Киселевым указ 1842 г. «Об обя­занных крестьянах» — модифицированный вариант указа 1803 г. «О воль­ных хлебопашцах». Согласно указу помещик мог по соглашению с крестья­нами (без какого-либо выкупа) предоставить им личную свободу и земельный надел в наследственное владение, за который крестьяне обязаны были заплатить или выполнять определенные договором по­винности. Таким образом, получая личную свободу, крестьяне остава­лись прикрепленными к земле.

Самодержавный принцип управления при Николае I получил клас­сическое воплощение и был возведен в абсолют. Проводником этого принципа стала собственная его величества канцелярия, превратившая­ся в важнейшее государственное учреждение. В 1826 г. было обра

 

 

Глава 8. Николай I: «апогей самодержавия» 245


зовано III отделение канцелярии. Служебные функции отделения были чрезвычайно разнообразными: осуществление политического сыска; ве­дение дел о сектах и раскольниках и фальшивомонетчиков; высылка не­благонадежных лиц; наблюдение за иностранными подданными; над­зор за действиями администрации и местами заключения; перлюстра­ция частных писем; сбор статистических сведений полицейского характера. В качестве военно-политической силы III отделения был сфор­мирован корпус жандармов. Территория империи была поделена на пять жандармских округов. Возглавил III отделение генерал А. X. Бенкендорф, он же был назначен шефом корпуса жандармов. Кроме того, Николай I посредством своих флигель- и генерал-адъютантов лично мог контро­лировать практически любую сферу общественных и государственных отношений.

Николай I (как и Петр I) одной из главных задач своей внутренней политики считал регламентацию всех сторон жизни, формирование соот­ветствующей законодательной и правовой базы. Император любил повто­рять: «Царская власть должна опираться на закон». Однако с момента вве­дения Соборного уложения 1649 г. было издано огромное количество за­конодательных актов, многие их которых дополняли, отменяли и противоречили один другому. Все это значительно затрудняло деятель­ность административных и судебных учреждений всех уровней. Состав­ление нового сводного Уложения законов (кодификация законодатель­ства) приобретало значение насущной политической проблемы.

В 1832—1833 гг. II отделение императорской канцелярии под ру­ководством М. М. Сперанского и профессора права Санкт-Петербург­ского университета М. А. Балугьянского завершило работу по систе­матизации российских законов. Законы, принятые после Соборного уложения 1649 г., располагались в хронологическом порядке. Это из­дание и в настоящее время является важнейшим историко-юридическим источником по истории России. На основании «Полного собра­ния законов Российской империи» были отобраны, отредактированы и классифицированы все действующие законы, составившие «Свод законов Российской империи». Для чиновников всех уровней государ­ственного аппарата он служил практическим руководством в их дея­тельности.

Правительство Николая I осуществило ряд важных экономических мер. В 1822 г. был отменен либеральный таможенный тариф, вве­денный в 1819 г. Новый тариф разрабатывался при непосредственном участии министра финансов Е. Ф. Канкрина. Основная идея таможен­ного законодательства состояла не столько в защите отечественного производителя от иностранного конкурента, сколько в побуждении русского предпринимателя к повышению качества своей продукции. Предполагалось, что снижение пошлин на ряд импортных товаров при­ведет к росту конкуренции на внутреннем рынке, которая будет спо­собствовать развитию отечественной промышленности.

В 1828 г. учреждается Мануфактурный совет. Он осуществлял контроль за развитием промышленности, организовывал выставки,

 

 

246История России с древнейших времен до наших дней

 


рассматривал конфликты между фабрикантами и рабочими. С 1829 г. в России стали проводиться крупные промышленные и сельскохозяй­ственные выставки, на которых рекламировались и пропагандирова­лись достижения науки и техники.

В 1839—1843 гг. Е. Ф. Канкрин провел финансовую реформу. В основу денежного обращения был положен серебряный рубль, и опре­делен обязательный его курс к бумажным ассигнациям (1:3,5). Ассигна­ции стали изыматься из обращения (1843 г.) и обмениваться по курсу на кредитные билеты. Это нормализовало хозяйственную жизнь страны, укрепило финансовое положение государства.

Особую «заботу» Николай I проявлял о печати, образовании и ли­тературе. Именно здесь, по его мнению, коренился «революционный якобинский дух». В 1826 и 1828 гг. вводятся новые цензурные уста­вы, еще более ужесточившие административный контроль за деятель­ностью литераторов и журналистов. В творческих кругах устав 1826 г. получил название «чугунного».

В 1827 г. специальный указ запрещал обучение крепостных в сред­них и высших учебных заведениях. По школьному уставу 1828 г. право обучения в гимназиях предоставлялось исключительно детям дворян. Система образования приобрела четко выраженную сословную направ­ленность.

Университетский устав 1835 г. существенно ограничил автоном­ность этих учебных заведений, усилив идеологический и администра­тивный контроль министерства народного просвещения. Ученые со­веты, как прежде, избирали ректора, деканов, профессоров, но они всту­пали в должность после утверждения министром просвещения. В случае отклонения министр мог назначить своих выдвиженцев. Осуществлялся негласный надзор за преподавателями и студентами. За нарушение дис­циплины студента могли посадить в карцер, исключить из университе­та и отдать в солдаты.

Идеологическим обоснованием николаевской эпохи стала теория официальной народности. Министр народного просвещения С. С. Ува­ров предложил известную формулу — «православие, самодержавие, на­родность», где «народность» понималась как «единение царя с народом». Эта триада впервые прозвучала в его докладе Николаю I в 1832 г. По мне­нию С. С. Уварова, именно на этих принципах следовало строить народ­ное образование и воспитывать молодежь. Теория официальной народ­ности, основанная на уваровской формуле, провозглашала национальную самобытность России, подчеркивала ее отличие от западноевропейских государств, объявляла самодержавие единственно возможной формой го­сударственного устройства, соответствующей характеру русских людей.

В царствование Николая I закладываются основы профессиональ­ного образования в России. Открывались учебные заведения, удовлет­ворявшие в первую очередь практическим потребностям государства (Технологический институт и Строительное училище в Петербурге, Межевой институт в Москве). При университетах были открыты тех­нические, медицинские, юридические факультеты и кафедры, а также

 

 

Глава 8. Николай I: «апогей самодержавия» 247


реальные училища, дававшие среднетехническое образование. Учреж­дались специальные учебные заведения, в том числе и военные (кадет­ские корпуса, военные и морские академии).

Несмотря на сословность образования, нередко в гимназиях и уни­верситетах (особенно на технических и медицинских факультетах) вместе с дворянами обучались разночинцы (лица, не принадлежавшие ни к податному сословию, ни к дворянству). Таким образом, образование перестало быть монопольной сферой дворянства.

Характерной чертой внутренней политики Николая I являлись укрепление и консервация дворянского сословия. Создавались преграды для его расширения за счет выходцев из податных сословий. В 1832 г. были введены звания потомственных почетных граждан (присваива­лись детям, чьи родители имели личное дворянство, ученым, художни­кам, купцам 1, 2-й гильдий) и почетных граждан (присваивались чиновникам 4—10-го классов, лицам, окончившим высшие учебные заведения). Почетные граждане освобождались от рекрутской повин­ности, телесных наказаний, подушной подати — таким образом, неко­торые дворянские привилегии распространялись на людей «подлого происхождения». Это, по мысли правительства, должно было умень­шить их стремление войти в высшую сословную касту.

В 1845 г. был издан указ, по которому потомственное дворянство приобреталось на военной службе, начиная со старших офицерских чинов, а на гражданской — с пятого класса Табели о рангах (ранее с восьмого). Чин IX класса гражданской службы и обер-офицерского на военной давал только личное дворянство. В целях укрепления мате­риальной базы дворянства указ 1845 г. учреждал неделимые наследст­венные имения, т. е. не подлежавшие дроблению между наследниками и переходившие по наследству к старшему сыну.

Охранительно-самодержавная политика Николая I порождала со­ответствующую реакцию в различных слоях русского общества. В 1830— 1831 гг. по России прокатились холерные бунты. В ходе эпидемии холеры произошли многочисленные выступления крестьян и горожан. Наиболее крупные из них были в Тамбове и Санкт-Петербурге. Летом 1831 г. началось восстание в Новгородских военных поселениях. Из 14 округов восстание охватило 13. Правительство жестоко его подави­ло. Около четырех тысяч поселян были признаны виновными и приго­ворены к различным наказаниям.

Значительно осложнял внутриполитическую обстановку в стране польский вопрос. Польское дворянство выступало за государственную независимость и восстановление Польши в границах 1772 г. (до перво­го раздела). Толчком к активным действиям польской шляхты послу­жили революционные события 1830 г. в Европе. В конце ноября 1830 г. группа польских офицеров ворвалась в резиденцию царского намест­ника в Польше, великого князя Константина, и попыталась убить его. Но Константину удалось скрыться.

К восставшим присоединились части польской армии, студенты, городское население Варшавы. Было образовано Временное правитель­

 

248 История России с древнейших времен до наших дней


ство, которое лишило Николая I польского королевского престола и объявило независимость Польши. Для подавления восстания в Польшу была направлена армия численностью около 200 тыс. В начале сен­тября она вступила в Варшаву. По указанию Николая I было учрежде­но Временное правительство Польши. Конституция 1815 г. была упразднена. Царство Польское объявлялось частью Российской империи, а польский престол наследовался российским императором. Управле­ние царством Польским вверялось Административному совету во гла­ве с императором и его наместником в Польше.

Подводя итоги внутренней политики Николая I, отметим следую­щее. После выступления декабристов император утратил доверие к высшим слоям дворянства. Главную опору самодержавия теперь он видел в чиновничьей бюрократии (С. Ф. Платонов). Николай I стре­мился опереться на ту часть дворянства, доходы которой были недо­статочны для того, чтобы можно было обойтись без государственной службы и жалованья. Такая политика императора ускорила процесс формирования класса потомственных чиновников, для которых госу­дарственная служба стала профессией. По мнению известного русского историка А. А. Корнилова, Николай I во внутренней политике руковод­ствовался идеями Н. М. Карамзина, изложенными в записке «О древ­ней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», а именно: самодержавие — важнейший элемент стабильного функцио­нирования государства; главная цель монарха — служение интересам страны на благо ее процветания.

еще рефераты
Еще работы по истории