Реферат: Усиление Московского княжества

 

Вторая половина XIV в. протекала при резком усилении могущества Московского княжества. Именно в это время определилась ведущая роль Москвы в деле собирания в единое целое русских земель. На первый взгляд политическая борьба между крупнейшими русскими княжествами в это время мало чем отличалась от политических событий времен Калиты и его сыновей: то же соперничество за ярлык на великое княжение, та же опора на Орду, те же разорительные усобицы. Однако очень скоро эта борьба перерастает в стремление московского князя к превращению соперников в вассалов. Перемену в политике московского правительства очень тонко подметил тверской летописец: «Надеяся на свою на великую силу, князи Руськыи начаша приводити в свою волю, а которыи почали не повиноватися их воле, на тых почали посягати злобою». Подчинение своей власти других княжеств становится основой политики Москвы. Именно в этот период суверенные русские князья начинают превращаться в «молодших братьев» московского великого князя.

В середине XIV в. на политической карте Северо-Восточных русских земель выделяются четыре великих княжества: Московское, Суздальско-Нижегородское, Тверское и Рязанское, внутри которых происходит усиление великокняжеской власти. С 1332 г. Великое княжество Владимирское около 30 лет прочно удерживалось Москвой.

В конце 1359 г. после смерти Ивана Красного московским князем стал его 9-летний сын Дмитрий. Земельные владения Дмитрия в Московском княжестве суммарно уступали владениям других наследников Ивана Красного, но контроль над Владимирским княжеством должен был склонить чашу весов в его пользу. Однако ярлык на великое княжение Владимирское в Орде был предложен суздальско-нижегородскому князю Андрею Константиновичу, а после его отказа, передан его младшему брату Дмитрию Константиновичу.

Итак, в 1359 г. Москва лишалась великого княжения. Это никак не могло устроить правящие круги московского княжества, так как они теряли значительные великокняжеские доходы и земельные владения. Поэтому московское правительство во главе с боярином Василием Васильевичем Вельяминовым делает все, чтобы вернуть московскому князю ярлык на великое княжение.

В 1361 г. в Орду было направлено посольство, в составе которого находился и князь Дмитрий. Московская делегация попала в Орду в самый разгар междоусобной борьбы в Сарае. Естественно, там было не до русских дел, и нужно вообще считать удачей, что москвичи сумели выбраться из Орды невредимыми. В следующем году, когда обстановка в Орде несколько стабилизировалась (хотя Золотая Орда и раскололась на две части), в Сарай снова были направлены московские послы. Направил своих представителей туда и Дмитрий Константинович. Московские послы сумели переиграть суздальских, видимо, за счет более ценных подношений. В результате в 1362 г. ярлык на Великое княжение Владимирское вновь возвращается Москве.

В условиях «великой замятни» в Орде владение ярлыком еще не гарантировало возвращение Москве владимирских доходов и вотчин, так как Дмитрий Константинович не собирался их добровольно уступать, а Орда не могла гарантировать свое решение военной поддержкой, как это было раньше. Поэтому московское правительство собрало значительные военные силы и вытеснило Дмитрия Константиновича сначала из Переяславля, а затем и из Владимира. В начале января 1363 г. Дмитрий Иванович въехал во Владимир, где был совершен торжественный обряд посажения на великое княжение. В этом же году земли Владимирского княжества были объявлены отчиной московского князя. Великое княжество Владимирское фактически слилось с Московским, хотя это и не признавалось другими князьями Северо-Восточной Руси. Поэтому соперничество Дмитрия Московского с Дмитрием Суздальским продолжалось до 1365 г., когда скончался великий князь суздальско-нижегородский Андрей Константинович. После его смерти в Суздальско-Нижегородском княжестве началась борьба его младших братьев Дмитрия и Бориса за Нижний Новгород. В этих условиях Дмитрий Константинович вынужден был отказаться от дальнейшей борьбы за Владимирское княжество и сосредоточить свои усилия для возвращения Нижнего Новгорода, где уже хозяйничал Борис Константинович. Между Дмитрием Ивановичем и Дмитрием Константиновичем был заключен договор, по которому Дмитрий Константинович навсегда отказывался от своих прав на Великое княжество Владимирское в пользу московского князя, который оказывал ему помощь в борьбе с Борисом Константиновичем. Такой поворот событий вполне устраивал московское правительство. Дмитрию Константиновичу была оказана военная помощь. Борис Константинович вынужден был уйти в Городец, а союзнические отношения московского и нижегородского князей в январе 1366 г. были скреплены браком Дмитрия Московского с младшей дочерью Дмитрия Константиновича Евдокией. Таким образом, конфликт московского и нижегородского князей завершился союзом, но нижегородский князь находился уже «под рукой» у московского.

В 1366-1367 гг. в Москве впервые был построен каменный Кремль взамен обветшавшей деревянной крепости. Он был возведен из подмосковного белого камня, отсюда и появилось выражение «Москва белокаменная». Московский Кремль был в то время единственной каменной крепостью в Северо-Восточной Руси, значительно усилившей город в военном отношении. В течение XIV-XV вв. Московский Кремль ни разу не был взят штурмовавшими его войсками.

Постройка каменной крепости завершается как раз к началу обострения московско-тверских отношений. Во второй половине 60-х гг. XIV в. в Твери значительно усиливается власть великого князя Михаила Александровича, который ведет успешную борьбу с удельными князьями своего княжества, часть которых выступает союзниками московского князя. Это вызывает обеспокоенность Москвы, которая начинает вмешиваться в усобицы тверских князей. В 1367 г. Дмитрий Иванович поддержал кашинского и клинского князей в борьбе за выморочный удел против тверского великого князя. Михаил Александрович вынужден был бежать в Литву, а присланные московским князем войска разорили тверские земли по правому берегу Волги.

Эти события положили начало затяжному конфликту между Москвой и Тверью, в который были втянуты и Литва, и Орда.

Вернувшись осенью 1367 г. из Литвы, Михаил Александрович восстановил свою власть в Твери, мятежные князья были усмирены, а московскому правительству пришлось временно примириться с победой тверского князя. Летом 1368 г. Михаил Александрович был приглашен Дмитрием Ивановичем и митрополитом Алексием в Москву, где вопреки крестному целованию был коварно арестован. Правда, вскоре его вынуждены были отпустить, а Дмитрий послал вновь войска на Тверь. Михаилу пришлось снова бежать в Литву к великому князю Ольгерду, женатому на его сестре.

С середины XIV в. Литва начинает активную восточную политику, стремясь включить в состав великого княжества и восточные русские земли (западные и юго-западные земли — почти все территории, входившие в состав древнерусской государственности, — уже находились в ее составе). Поэтому просьба Михаила Тверского о помощи была с пониманием встречена в Литве.

Осенью 1368 г. значительные военные силы Ольгерда и Михаила Тверского выступили против московского князя. Наступление литовско-тверских сил застало Дмитрия врасплох. Собранные наспех московские войска были разбиты, а великий князь Дмитрий Иванович вынужден был укрыться за стенами новой белокаменной крепости. Ольгерду не удалось с ходу взять город и, простояв три дня под стенами Кремля, он удалился, разоряя окрестные земли. В свою очередь, московский князь не остался в долгу. Воспользовавшись обострившимся конфликтом между Литвой и Орденом, москвичи совершили удачные походы на Смоленское княжество и пограничные литовские земли. Эта удача во многом была связана с позицией митрополита Алексия, который освобождал от крестоцелования Ольгерду православных князей и наоборот отлучал от церкви переходивших на сторону Ольгерда. В сентябре 1370 г. Дмитрий Иванович разорил и тверские земли.

В этой обстановке Михаил Тверской попытался опереться на Орду. Ему в конце октября 1370 г. удалось получить от Мамая ярлык на Великое княжение Владимирское, который, однако, не был обеспечен военной поддержкой Орды. В результате московские сторожевые заставы просто не пустили тверского князя во Владимир, и он вынужден был снова уйти в Литву. В ноябре 1370 г. Ольгерд вместе с тверским и смоленским князьями совершает новый поход на Москву. Однако и на этот раз город выдержал осаду. Ольгерд вынужден был заключить перемирие. Попытка Михаила Тверского в 1371 г. при помощи Орды вновь утвердиться на великокняжеском владимирском престоле не увенчалась успехом.

Таким образом, после начала «великой замятни» в Орде Москва мало считалась с волей золотоордынских ханов и прекратила, по всей вероятности, выплату дани. Однако несмотря на успехи в борьбе с Тверью и Литвой к началу 70-х гг. XIV в. появились и первые тревожные симптомы, которые могли поколебать успехи, достигнутые москвичами. Дело в том, что Орда Мамая активизировала свою политику по отношению к Руси, стремясь к восстановлению дани с русских земель. Все это при существующем политическом соперничестве с Тверью и Литвой могло привести к созданию антимосковской коалиции Орды, Литвы и Твери. В этой обстановке московское правительство принимает решение об урегулировании отношений с Ордой. Летом 1371 г. Дмитрий Иванович отправляется в Орду, где он не был с 1361 г. Большие подарки и обещание восстановить даннические отношения Руси к Орде обеспечили Дмитрию Ивановичу нейтралитет хана в его противостоянии с Михаилом Тверским.

Между тем борьба с Тверью продолжала носить упорный характер с взаимным разорением земель друг друга. Летом 1372 г. Литва и Тверь предприняли третий совместный поход на Москву. На этот раз московское войско взяло инициативу в свои руки, нанеся союзникам поражение под городом Любутском еще до подхода их к Москве. Ольгерд вынужден был заключить мир, признав требование Дмитрия Ивановича не вмешиваться в его отношения с Тверью. Противостояние Москвы и Твери закончилось в начале 1374 г. По заключительному соглашению тверской князь возвращал Москве захваченные земли и фактически отказывался от великого княжения. Однако борьба двух княжеств на этом не закончилась.

Урегулирование отношений с Тверью позволило Дмитрию Ивановичу денонсировать соглашение с Ордой: «Быщеть розмирие с Тотары и с Мамаем», — записал московский летописец. Москва вновь прекратила выплату дани, которая лежала тяжким бременем на плечах народа.

Тверской князь, воспользовавшись сложившейся ситуацией, в 1375 г. сумел вновь получить ярлык на великое княжение. Михаил Александрович реально рассчитывал на помощь Литвы и Орды. Однако Дмитрий Иванович еще в конце 1374 г. созвал в Переяславле съезд русских князей для консолидации сил на случай ордынского набега. После разрыва отношений с Тверью московскому князю удалось быстро собрать под своим знаменем военные силы почти всех князей Северо-Восточной Руси, Новгорода, то есть организовать фактически коллективный поход против Михаила Александровича. Тверь была осаждена и через три недели капитулировала. По договору, заключенному 1 сентября 1375 г., тверской князь не только вновь отказывался от великокняжеского титула, но и признавал себя младшим братом московского князя. В 1382 г. и рязанский князь Олег Иванович вынужден был признать себя младшим братом московского князя.

Таким образом, в княжение Дмитрия Донского основные северо-восточные княжества превратились в вассалов значительно усилившегося московского князя.

После подчинения Твери на первый план в политике московского правительства выходит проблема нейтрализации возросшей активности Орды. На протяжении второй половины 70-х гг. XIV в. напряженность в отношениях с Ордой нарастала.

Осенью 1375 г. Орда разорила запьянские волости Нижегородского княжества. В ответ на это московско-нижегородские войска в марте 1377 г. совершают удачный поход на город Булгар, подчинявшийся Мамаю. Впервые в истории русско-ордынских отношений русским князьям удалось взять денежную контрибуцию и вернуться домой с богатой добычей.

Летом 1377 г. стало известно, что из Синей Орды на Нижегородское княжество движется царевич Араб-шах (Арапша — в русских летописях). Дмитрий Иванович выступил на помощь нижегородскому князю. Однако Араб-шах не подходил, и Дмитрий Иванович вернулся в Москву, оставив свои полки Дмитрию Константиновичу. Объединенная московско-нижегородская рать двинулась в сторону реки Пьяны (юго-восток Нижегородского княжества), надеясь встретить ордынцев у границ княжества. Переправившись через реку, русское войско получило известие, что царевич Араб-шах находится еще далеко. Эта весть разлагающе подействовала на войска. Не чувствуя опасности, «доспехи своя въскладоша на телеги, а иные в сумы, а у иных сулицы еще и не насажены бяху, а щиты и копии не приготовлены». Мало того, раздобыв пиво и мед, воины шли пьяными. «По истине за пианою пиани», — восклицает летописец.

Эта беспечность дорого обошлась русскому войску: оно неожиданно подверглось нападению больших сил Мамая. Сражение закончилось страшным разгромом московско-нижегородских полков. Нижний Новгород был захвачен и подожжен, жители, не успевшие убежать из города, были перебиты. Погром Нижегородского княжества довершил царевич Араб-шах, разоривший его Засурские волости.

Следующее серьезное столкновение с ордынцами произошло в 1378 г., когда Мамай послал войска мурзы Бегича на московского князя «и на всю землю русскую». Дмитрий Иванович с большим войском выступил навстречу ордынцам, чтобы не допустить войска Бегича на левый берег Оки. Встреча произошла на р. Воже в пределах Рязанского княжества. Русские полки, возглавляемые Дмитрием Ивановичем, 11 августа 1378 г. разгромили войска Бегича, впервые выиграв сражение у ордынцев. Правда, зимой 1378 г. Мамай в отместку разорил Рязанское княжество, но это был тактический успех, не решавший основной стратегической цели Мамая — восстановления в полном объеме власти над Русью.

Почти два года готовился Мамай к новому походу, набирал наемников на Северном Кавказе, генуэзцев в Крыму, заключил договор с князем Ягайло о совместных действиях против Дмитрия Ивановича. В начале августа 1380 г. Мамай двинул свои войска на Русь.

Московскому князю удалось собрать под своими знаменами полки большинства русских земель: «От начала бо такова сила русская не бывала», то есть раньше никогда такого количества вооруженных сил Русь не собирала. Общая численность русских войск, по оценкам специалистов, достигала 100-120 тыс. человек и приблизительно была равна по численности войску Мамая.

В середине августа основные силы Дмитрия Ивановича двинулись к Коломне, а затем на запад вдоль Оки, с последующим выходом к верховьям Дона. Этот маневр сорвал соединение сил Мамая и Ягайло. 8 сентября 1380 г. у впадения реки Непрядвы в Дон состоялась знаменитая Куликовская битва. В результате кровопролитной битвы Мамай был разгромлен. За эту победу Дмитрий Иванович получил почетное прозвище «Донской». Куликовская битва оставила заметный след в истории Руси, вызвав мощный патриотический подъем в стране и сыграв большую роль в повышении самосознания народа. Население различных княжеств осознало себя единым русским народом.

Поражение Мамая явилось концом его политической карьеры: осенью он потерпел поражение от Тохтамыша и вскоре был убит в Крыму.

Победа Тохтамыша над Мамаем позволила ему объединить все земли Золотой Орды под своей властью. Дмитрий Донской и остальные северо-восточные русские князья признали власть Тохтамыша, но регулярной дани в Орду уже не выплачивали. Тогда золотоордынский хан решил прибегнуть к силе. В августе 1382 г. он совершил стремительный набег на Москву, сумел обманным путем проникнуть в город и разграбить его. После этого Московская Русь вынуждена была вновь возобновить выплату дани, хотя прежнюю власть над Русью Орде вернуть не удалось. Русь неуклонно, из года в год шла к единству, а Золотая Орда постепенно склонялась к закату. Дмитрий Донской впервые завещал великое княжение своему сыну Василию, уже не спрашивая согласия Орды.

 

еще рефераты
Еще работы по истории