Реферат: Виды доспехов

История русского древнего вооружения делится на три периода. Древнейший называется нормандским и характеризуется доспехами нормандского типа. В XIII веке нормандский период сменился монголо-татарским, который ввел в обиход восточное вооружение — байданы, бахтерцы, калан-тари и куяки. С начала XVII века слабело восточное влияние и в русском вооружении начался западный период.

С XIII века с появлением и завоеваниями татар они принесли нам и свои доспехи.

Байдана XV век. Байдана — разновидность кольчатого доспеха. От собственно кольчуги она отличается лишь размерами и формой своих колец. Доспех длиной до колен и ниже, с длинными рукавами назывался байданой, если же он был короче и с короткими рукавами, то—полубайданой. Кольца байданы — крупные, плоско раскованные. Крепились кольца либо внакладку, либо на гвоздь или шип, что давало сочленению большую прочность. Наиболее известна байдана, принадлежавшая Борису Годунову. На многих кольцах этого доспеха выбита надпись: «С нами бог ни ктоже на ны».

Весившая до 6 кг байдана представляла собой надежную защиту от скользящих сабельных ударов, но от колющего оружия и стрел спасти не могла из-за большого диаметра своих колец.

Она могла дополняться другими предметами оборонительного вооружения, например поножами, защищавшими ноги ратника. Поножи-бутурлыки, или батарлыки, бывали трех видов: из трех широких досок, соединявшихся металлическими кольцами таким образом, что бутурлык охватывал всю ногу от пятки до колена; из одной широкой доски и двух узких; из одной выгнутой доски, прикреплявшейся к ноге ремнями.

Бахтерец. XVI век. «Некоторые, — писал о московских всадниках Гер-берштейн, посол германского императора при дворе Ивана III, — имеют кольчатый панцирь и нагрудный доспех, состоящий из соединенных вместе колец и пластин, расположенных наподобие рыбьей чешуи». Такой доспех назывался «бехтерцом», или «бахтерцом» (от персидского «begter» — роддоспеха). Бахтерец набирался из расположенных вертикальными рядами продолговатых пластин, соединенных кольцами с двух коротких боковых сторон. Боковые и плечные разрезы застегивались пряжками или ремнями с металлическим наконечником. Для изготовления бахтерца использовалось до 1500 пластинок, которые монтировались таким образом, чтобы создать двойное или тройное покрытие. К бахтерцу наращивался жемчужный подол, а иногда ворот и рукава. Средний вес такого доспеха достигал 10—12 кг, а длина — 66 см.

Бармица. X-XIII век. Персидское защитное оплечье, похожее на отложное ожерелье. Бармицу делали или из сплошного железа, или из нескольких, скрепленных между собой кольцами пластин. Бармица часто соединялась непосредственно со шлемом, защищая затылок, щеки, уши, плечи, а в некоторых случаях и лицо.

Зерцало. XVII век. Для усиления кольчуги или панциря в XVI—XVII веках в России применялись дополнительные доспехи, которые надевались поверх брони. Эти доспехи именовались «зерцалами». Они состояли в большинстве случаев из четырех крупных пластин: передней, задней и двух боковых. Пластины, вес которых редко превышал 2 кг, соединялись между собой и скреплялись на плечах и боках ремнями с пряжками (наплечниками и нарамниками). Зерцало, отшлифованное и начищенное до зеркального блеска (отсюда — название доспеха), часто покрытое позолотой, украшенное гравировкой и чеканкой, в XVII веке чаще всего имело уже чисто декоративный характер; к концу же столетия их значение, как и любого другого оборонительного доспеха, упало совершенно.

Зарукавья — металлические пластины, набранные на тесьме, сукне или бархате.

Кольчуга. Изобретение кольчуги приписывается восточным народам. Существуют письменные доказательства ее применения за 500-1000 лет до рождества Христова. Имеются образцы кольчуг из бронзы аттического периода, т.к. еще троянцы умели паять медь.

В оборонительных доспехах древнерусского профессионального воина большое значение имела кольчуга — боевая одежда в виде рубашки из мелких, плотно сплетенных железных колец. Термин «кольчуга» возник позднее, в Московской Руси, а в письменных источниках Древней Руси кольчуга упоминается под термином «броня». Множество фрагментов, а иногда и целые кольчуги, встречаются среди археологического материала. Особенно много дошло до нас кольчуг X в. из дружинных курганов (Черная Могила, Гульбище — в дружинных курганах X века близ Чернигова, Гнездово и др.). От последующих веков в городских и городищенских слоях чаще всего встречаются фрагменты этого доспеха, но на Райковецком городище найдены две хорошо сохранившиеся целые кольчуги.

Кольчуга служила достаточно надежной защитой от холодного оружия. В Древней Руси она появилась на 200 лет раньше, чем в Западной Европе. Еще в XII в. во Франции кольчуга считалась дорогим импортным доспехом, который ввозили из России. В героической французской поэме «Рено де Монтобан» есть упоминание о кольчуге, сделанной в России.

Сплетение кольчуги состояло из целых колец и колец на заклепках или штифтах, т.е. половина колец были целыми, а половина разводными, которые после сборки соединялись заклепкой или штифтом. Каждое кольцо охватывало четыре разъемных, а разъемное — четыре целых. Кольчугу делали из железа.

Иногда в качестве декоративного элемента в кольчугу вставляли несколько рядов медных колец. Медные проволочные кольца имеют кольчуги из Черной Могилы и Новгорода. На поздних кольчугах ворота, рукавов и подола тоже были оторочены медными кольцами.

Кирисом на Руси называли сплошной западно-европейский доспех, который если и употреблялся, то лишь в единичных случаях.

Колонтарь. XIV век. Колонтарь — доспехи без рукавов из двух половин, передней и задней, застегивавшихся на плечах и боках латника железными пряжками. Каждую половину от шеи до пояса составляли ряды крупных металлических горизонтально расположенных пластин, скрепленных кольчужным плетением. У пояса прикреплялась кольчужная сеть — подол —до колен. Спинные пластины колонтаря делались тоньше и меньше грудных. Когда колонтарь представлял собой часть парадных доспехов, то, украшенный золотой насечкой, гравировкой, прорезным орнаментом, он поднимался в цене до 1000 рублей — суммы, астрономической для XVII века.

Русские доспехи, подобные колонтарю, высоко ценились у соседей Московского государства. «Да пожаловал князь великий, прислал третьего году пансырь; и яз ходил на недругов, да пансырь утерял; и он бы пожаловал пансырь прислал», — писал в Москву в 1491 году крымский хан Менгли-Гирей, чья просьба и наивная хитрость — лучший аттестат высокого мастерства русских бронников.

Куяк. XVI век. «… Он сам на коне — как ясен сокол; крепки доспехи на могучих плечах: куяк и панцирь чиста серебра, а кольчуга на нем красна золота» (Былина о Михаиле Казаринове).

Куяком назывался доспех из металлических пластин, прямоугольных или круглых, набранных каждая отдельно на кожаную или суконную основу. Куяки изготовлялись с рукавами и без рукавов; имели полы, как кафтан. Куяк мог усиливаться на груди и спине большими латными досками — «щитами». Такие доспехи бытуют на Руси с XIII по XVII век и имеют близкие аналогии в Западной Европе. Сам же термин «куяк» появляется лишь в XVI веке.

Передвижение полков, закованных в панцири, блещущих досками куяков, ощетинившихся копьями, часто сопровождалось звуками музыки.

Наручи — металлические выгнутые доски, закрывающие руку от кисти до локтя. Никаких отличий от индо-мусульман-ских наручей они не имели. Наручи широко применялись еще в Древнем Риме.

Наколенники — несколько соединенных между собой металлических пластин, закрепленных на шарнире и иногда соединяемых с кольчужной сетью, охватывающей ногу сзади.

Панцирь чешуйчатый. XI век. В XI—XII веках основу конного войска составляли тяжеловооруженные всадники-копейщики. В снаряжение такого воина входили одно или два копья, сабля либо меч, сулицы или лук со стрелами, кистень, булава, реже боевой топорик, а также оборонительный доспех, к которому относится известный уже с XI века чешуйчатый панцирь. Панцирь вместе со щитом могли достаточно надежно защитить конника как во время таранной сшибки на копьях, которой обычно начинался конный бой, так и во время рукопашной битвы, следовавшей за копейным ударом.

Чешуйчатый панцирь состоял из стальных пластин, которые прикреплялись к кожаной или матерчатой основе только с одной стороны. При скреплении пластины надвигались одна на другую, а в центре каждая из них приклепывалась к основанию. Такие панцири были длиной до бедер. Подол и рукава их иногда были выложены более длинными, чем весь панцирь пластинами.

Изображение подобных «броней дощатых» можно встретить на миниатюрах и иконах XII—XIV веков, а также на фресках Успенского собора в Московском Кремле; на резном деревянном троне Ивана Грозного (1551 год), который хранится в этом соборе.

По сравнению с пластинчатым панцирем чешуйчатый был эластичнее, так как выпуклые «чешуйки», прикрепленные к основе только с одной стороны, придавали воину, одетому в такой панцирь, большую подвижность, что было особенно важно для конного бойца.

Панцирь пластинчатый. XIII век. Пластинчатый доспех — это состоящая из металлических пластин броня для прикрытия тела воина. Пластины такой брони могли быть весьма разнообразными: квадратными, полукруглыми, широкими прямоугольными, узкими продолговатыми, толщиной от 0,5 до 2 мм. На пластинах делалось несколько небольших дырок, через которые пластины нитками или ремешками прикреплялись к кожаной или матерчатой основе. На более древних панцирях основы не было, пластины связывались только друг с другом, и панцирь надевался на толстую стеганую куртку или кольчугу. Все пластины были выпуклыми и надвигались одна на другую, что усиливало защитные свойства доспеха.

Панцири такой системы — «ременного скрепления» — бытовали на Руси до конца XV века.

«Выдасть печенежьский князь Претичю конь, саблю, стрелы, он же дасть ему бронь, щит, мечь», — так упоминались древние брони в «Повести временных лет».

Хорошо защищенный панцирем всадник мог даже не иметь в руках рубящего оружия. Для конника весьма существенным оружием стали булава и кистень, которые давали возможность быстро наносить оглушающие удары и стремительно продолжать сражение в другом месте боя.

Парадные доспехи. XVII век. Парадные доспехи украшались серебром, золотом, драгоценными камнями, обрамлялись филигранными оправами, покрывались гравировкой. Декоративно-парадными доспехами были зерцала XVII века работы Димитрия Коновалова, Никиты Давыдова, Григория Вяткина — мастеров Оружейного приказа. Зерцала, изготовленные Коноваловым в 1616 году для царя Михаила Федоровича, оценивались в XVII веке в 1500 рублей (в то время как цена рядового панциря колебалась тогда от 5 до 10 рублей). Под стать парадным доспехам было и убранство коня. «А как потом вели государеву конюшню, — писал датский резидент Моис Гей, —то на лошадях арчаки и чепраки и весь наряд унизан жемчугом и драгоценными камнями». «У главных предводителей и знатных лиц, — сообщал побывавший в 1588 году в России англичанин Д. Флетчер, — лошади покрыты богатою сбруею, седла из золотой парчи, узды также роскошно убраны золотом, с шелковою бахрамою».

Поножи и бутурлыки служили для защиты голени. Бутурлыки делали трех видов. Из трех широких досок (передней и боковых), соединявшихся металлическими кольцами так, что вся нога была охвачена доспехом; из одной широкой доски; из двух узких, прикрепляемых к ноге ремнями— такой бутурлык защищал лишь наружную сторону ноги.

Рукавицы делались из кожи и покрывались с наружной стороны кольчатой сетью или металлическими бляхами. Тип рукавицы западного образца с отдельными пальцами на Руси не распространился в связи со сложностью изготовления.

Тегиляй. XVI век. Будучи одеждою в роде кафтана с короткими рукавами и с высоким стоячим воротником, подбитый ватою или пенькой и насквозь простеганный, тегиляй обладал достаточными защитными качествами и носился вместо доспехов небогатыми ратниками. В этом случае тегиляй делался из толстой бумажной материи и по груди мог обшиваться металлическими пластинками. Под стать теги-ляю была «шапка бумажная», которая делалась на вате из сукна, шелковых или бумажных тканей и иногда усиливалась кольчужной сетью, помещенной в подкладку. Иногда шапка снабжалась железным наносьем.

Юшман или юмшан. XVI век. «… Нача вооружатися, юшман на себя класти» (Никоновская летопись). Впервые этот вид наборного доспеха упоминается в 1548 году, распространение получает, очевидно, несколько раньше. Юшман, или юмшан (от персидского «dj awshan»), представляет кольчужную рубашку с вплетенным на груди и спине набором горизонтальных пластин. На изготовление юшманов, обычно весивших 12—15 кг, шло около 100 пластин, которые монтировались с небольшим припуском друг на друга. Юшман мог носиться поверх кольчуги, имел полный разрез от шеи до подола, надевался в рукава, как кафтан, застегиваясь застежками — «кюрка-ми» и петлями. Иногда «доски» юшмана наводились золотом или серебром; такой доспех мог стоить очень дорого. Руки воина, одетого в юшман или в другой вид доспеха, предохранялись от локтя до запястья наручами. У кистей рук наручи соединялись прямоугольными пластинами — чревцами, а к руке прикреплялись ремешками.

еще рефераты
Еще работы по истории техники