Реферат: Этап развития механизированных лесозаготовительных предприятий

Существенно выросшая потребность в низкокачественных и тонкомерных лесоматериалах, а также существенное истощение лесных ресурсов за время предыдущих этапов, привели к росту интенсивности рубок. По-прежнему основными видами рубок остаются сплошные и условно-сплошные, но при условно-сплошных количество оставляемого тонкомера существенно уменьшается по сравнению с предыдущим периодом. В середине и конце этого этапа в рубку начинают поступать древостои, сформировавшиеся на участках условно-сплошных рубок предыдущего периода из подроста и тонкомера. Приисковые и подневольно-выборочные рубки в наиболее удаленных массивах сохраняются лишь в самом начале этого этапа и постепенно практика их проведения исчезает.

Рис. 27. Вырубки в темнохвойных предгорных лесах Среднего Урала, Пермская область. Космический снимок (Landsat ETM+). А — Сплошные концентрированные вырубки (80-е годы ХХ века) Б — группы лесосек по 50 га (с 1994 года).

По-прежнему сохраняется практика концентрированных рубок — до 1994 г., когда с введением новых «Правил рубок главного пользования в равнинных лесах Европейской части Российской Федерации» был установлен предельный размер лесосеки в лесах третьей группы в 50 гектаров. Однако, реально практика концентрированных рубок сохраняется до настоящего времени, поскольку относительно небольшие сроки примыкания лесосек (2-8 лет в зависимости от условий) и возможность углового примыкания лесосек позволяют вырубить практически неограниченную территорию в течение короткого времени (за два приема, разделенных сроком примыкания лесосек — рис. 27).

Объемы заготовки древесины резко возрастают, начиная с 1946 г., и достигают своего максимума в 90 миллионов кубометров (в пределах рассматриваемой территории) в конце 60-х — начале 70-х г.г. (Динамика лесов ..., 1989; Лесопользование в ..., 1996). Интенсивность лесопользования в это время достигает уровня в 1,25 — 1,35 кубометра с гектара, что примерно на 10% превышает прирост. По прежнему сохраняется неравномерность использования различных участков территории. Так, например, в Карелии в 1966 г. интенсивность пользования составляла 2,4 кубометра с гектара, что почти вдвое больше прироста, в то время как в Мурманской, Вологодской, Архангельской областях интенсивность пользования лишь на несколько процентов превышала прирост лесов, а в Республике Коми составляла 0,8 от прироста. Реальная интенсивность использования лесных ресурсов была еще выше, поскольку из лесопользования были исключены значительные площади лесов первой группы (в которых рубки ухода были разрешены, но в то время практически не проводились), а также охраняемые природные территории.

По лесам II и III групп интенсивность лесопользования превышала прирост по всем регионам Севера — от Республики Коми, где превышение было минимальным (на 1%) до Карелии, где превышение было максимальным (в 2,1 раза). Поскольку такое интенсивное лесопользование велось уже в условиях сильно истощенного рубками предыдущего этапа лесного фонда, а реальные работы по лесовосстановлению и уходу за молодняками сильно отставали от объемов лесозаготовок, оно привело к критическому истощению лесных ресурсов, сделавшему невозможным дальнейший рост объемов заготовки. С начала 70-х г.г. начинается ежегодное снижение объемов заготовки древесины в лесах Европейского Севера России, а также постепенное закрытие лесозаготовительных предприятий. Такое закрытие предприятий происходило постепенно по схеме:

леспромхоз (крупное лесозаготовительное предприятие с большим объемом заготовки древесины) >> лесоучасток (подразделение леспромхоза со средним объемом заготовки древесины) >> лесопункт (мелкое подразделение леспромхоза, в котором работает одна или несколько бригад лесозаготовителей, с малым объемом заготовки) >> брошенный лесозаготовительный поселок.

Если для предыдущего периода был характерен постепенный переход от наиболее интенсивно эксплуатируемых лесных территорий (постепенно вырубавшихся сплошь) к наименее интенсивно эксплуатируемым (с рассеянными хаотическими рубками), то для данного периода характерным стало наступление сплошного фронта лесосек на таежные массивы — от мест расположения леспромхозов к все более и более удаленным участкам лесосырьевых баз. В конце периода (практически в конце 80-х — начале 90-х г.г.), с внедрением сроков примыкания лесосек в практику лесопользования, такое наступление стало проводиться в два приема — с вырубкой в первый прием лесосек, расположенных в «шахматном» порядке, и вырубкой остающихся участков во второй прием, после прохождения срока примыкания.

Рис. 28. Сосна, поврежденная при механической трелевке во время “выборочной санитарной рубки”. Мурманская обл. Фото А. Ярошенко.

В течение этого этапа были введены некоторые ограничения на объемы заготовки древесины. Самым важным ограничением было введение лесов первой группы, произошедшее еще в 1943 г.; к лесам первой группы были отнесены некоторые наиболее важные в средообразующем отношении леса. Впрочем, в состав лесов первой группы в значительной степени были включены наиболее истощенные предыдущей хозяйственной деятельностью территории вдоль основных рек, железных и автомобильных магистралей, в окрестностях населенных пунктов. Так или иначе, введение и постепенное расширение лесов первой группы было наиболее значимым лесоохранительным ограничением этого периода в практике лесного хозяйства. К сожалению, впоследствии режим охраны лесов первой группы постепенно все более и более размывался, и к настоящему времени примерно половина лесов первой группы по условиям ведения лесного хозяйства является скорее эксплуатационной территорией. Постепенно отменялись некоторые формулы для определения расчетной лесосеки, позволявшие вести практически неограниченную заготовку древесины. Однако, вплоть до 80-х г.г. на большей части территории действовали расчетные лесосеки, существенно превышающие прирост лесов; местами такая практика сохраняется и до настоящего времени. С предыдущего этапа сохранились так называемые 1-я и 2-я возрастная расчетные лесосеки, а также аналогичная им интегральная расчетная лесосека (действующие по настоящее время), не обеспечивающие устойчивость и непрерывность лесопользования. Несмотря на это, постепенно укоренилось мнение, что эти расчетные лесосеки представляют собой научно обоснованную норму лесопользования, и выступления классиков российского лесоводства против внедрения подобных расчетов пользования лесом были полностью забыты. Одновременно с этим до конца 80-х продолжалась практика переруба расчетных лесосек в границах целых регионов. Вообще, многие формы лесопользования, казавшиеся российским лесоводам дикими и варварскими в первой трети ХХ века и внедренные в практику лесопользования во время предыдущего этапа, постепенно стали признаваться за норму управления лесами.

В течение этого этапа роль сплава как средства транспортировки заготовленной древесины постепенно снижалась, хотя вплоть до конца 70-х г.г. сплав оставался важнейшим способом транспортировки. В настоящее время сплав имеет ограниченное значение.

Характерной чертой этого этапа является сильная механизация лесозаготовительного процесса. На смену конной трелевке приходят трелевка лебедками и тракторная трелевка (в настоящее время трелевка лебедками практически не применяется). Тракторная трелевка, особенно — с использованием тяжелых мощных тракторов, приводила к существенно большему нарушению почвенного покрова на вырубках, повреждению значительной части подроста и тонкомера (рис. 28). В результате этого на участках условно-сплошных и выборочных рубок в течение первого десятилетия после рубки наблюдался интенсивный отпад оставленных деревьев и подроста, в значительной степени — вследствие повреждения их при трелевке древесины. В 80-е — 90-е г.г. возрастает жесткость требований по очистке лесосек от порубочных остатков, что еще более усиливает разрушение природной среды при рубках леса. Происходит достаточно быстрый рост работ по искусственному лесовосстановлению — как посевом семян хвойных пород деревьев, так и посадкой саженцев. При этом уход за молодняками на большей части создаваемых лесных культур отсутствует или практически отсутствует, в результате чего большинство лесных культур этого времени оказывается забитым пологом быстрорастущих пионерных пород — осины и березы. Развитие рубок промежуточного пользования происходит крайне медленно, и вплоть до 90-х г.г. эти виды рубок не имеют существенного промышленного значения. Фактически, в течение всего этого периода продолжается пионерное освоение тайги — и одновременно с этим рубка того, что «само наросло» в пройденных ранее рубками частях лесосырьевых баз. Система лесохозяйственных мероприятий и лесозаготовительная деятельность не успевают образовать замкнутого цикла — основу лесозаготовок по-прежнему составляют леса естественного происхождения, минимально затронутые какими-либо лесохозяйственными мероприятиями.

Рис. 29. Сосна, подвергшаяся подсочке. Республика Карелия. Фото А. Ярошенко

В течение этого периода на Европейском Севере России проводятся работы по осушению лесов на довольно большой площади. Вообще, начало работ по осушению лесов в России приходится на конец XVIII века, а широкомасштабные работы в этой области начались в 1873 г., когда были созданы две специализированные экспедиции по осушению болот. Однако, вплоть до середины ХХ столетия большинство работ по осушению лесных болот и лесов приходилось на густонаселенные территории, в основном в центральных и западных районах России. Активные работы по осушению болот Севера начинаются именно после Великой Отечественной войны. Всего в пределах таежной части Европейской России за весь период работ было осушено около 5 миллионов гектаров болот и переувлажненных лесов, из которых около половины находится в пределах рассматриваемой в данной работе территории. Подавляющее большинство осушенных болот приходится на густонаселенные территории с развитой транспортной инфраструктурой, и лишь отдельные болота осушались в пределах удаленных лесных массивов. В рамках данной работы осушение болот или заболоченных лесов признавалось за антропогенное нарушение естественных таежных ландшафтов, и осушенные болота или участки леса исключались из малонарушенных лесных территорий.

Рис. 30. Средняя (в пересчете на 1 год) интенсивность лесозаготовок по регионам в 1963-1982 годах.

Продолжается также активное развитие подсочки сосновых лесов (рис. 29); вводится зона обязательной подсочки, в пределах которой сосновые леса могут поступать в рубку главного пользования только после завершения подсочки. Во всех более или менее крупных районах распространения сосновых лесов функционируют специализированные предприятия, занимающиеся подсочкой. В подсочку поступают уже не только удобные в транспортном отношении леса, но и самые удаленные лесные массивы; часть из вышедших из подсочки лесов в пределах таких территорий сохранилась до нашего времени. По своему воздействию на жизнеспособность насаждений подсочка в какой-то степени аналогична сильному низовому пожару — так же как и при последнем, уничтожается часть живых тканей стволов деревьев, в результате чего часть наиболее поврежденных деревьев гибнет, а наименее поврежденные деревья постепенно восстанавливают свою жизнедеятельность. Проведенные на территории Калевальского лесного массива в ходе данной работы оценки состояния насаждений, пройденных подсочкой не менее 5 лет назад и не пройденных подсочкой (но пройденных низовыми пожарами как минимум один раз за последние 30 лет) показали отсутствие значимой разницы в распределении деревьев по категориям состояния и в доле текущего отпада.

Рис. 31. Интенсивность лесозаготовок по регионам в 1999 году.

Период с начала 90-х г.г. по настоящее время является логическим завершением данного этапа, хотя и характеризуется несколькими важными особенностями. Наиболее важной чертой этого периода является резкое снижение объемов заготовки древесины — в 2-4 раза по сравнению с предыдущим десятилетием (рис. 31). Основной причиной этого снижения явилось критическое истощение лесных ресурсов в результате их переэксплуатации — не столько лесных ресурсов вообще, сколько экономически доступных (по показателям запаса, товарности, концентрации на единицу площади и расстояния вывозки) лесных ресурсов. Свой вклад в снижение объемов лесопользования внесли также устаревшие технологии заготовки, разрушение технологически интегрированных структур лесопромышленного комплекса, снижение государственной поддержки экономически неэффективных предприятий и ряд других причин.

Так же, как в условиях военного времени, в этот период происходит заметное перемещение объемов заготовки древесины в более густонаселенные и транспортно освоенные участки территории; строительство новых дорог существенно замедляется.

Рис. 32. Оставление части хвойных деревьев при сплошных рубках приводит в дальнейшем к формированию смешанных хвойно-мелколиственных лесов. Архангельская обл. Фото А. Ярошенко.

Важной особенностью данного периода является рост интенсивности так называемых «рубок дохода» — рубок промежуточного пользования, ориентированных на получение органами лесного хозяйства дополнительного финансирования за счет продажи вырубленной древесины. Связано это с произошедшим в 1993 г. выделением государственных органов лесного хозяйства из состава единой лесной отрасли (в которой органы лесного хозяйства являлись по сути подчиненным звеном в структуре лесопромышленного комплекса). К сожалению, такое выделение было сделано «как всегда»: за органами лесного хозяйства закрепили большое количество хозяйственных функций (от отвода лесосек до лесовосстановления и рубок ухода), не обеспечив выполнение этих хозяйственных функций необходимым бюджетным финансированием. Взамен этого лесхозам (местным органам лесного хозяйства) было дано право продавать древесину, полученную от всех видов рубок, кроме рубок главного пользования, и использовать полученные средства на собственные нужды («на нужды лесного хозяйства»). В результате этого многие лесхозы быстро превратились в коммерческие лесозаготовительные предприятия, что привело к резкому увеличению количества рубок промежуточного пользования — но обычно к столь же резкому снижению их качества. Подавляющее большинство выборочных рубок промежуточного пользования этого периода (по оценке авторов данной работы — не менее 90-99%, в зависимости от региона) имели и имеют характер приисковых, подневольно-выборочных или условно-сплошных и приводят к резкому снижению качества и устойчивости остающегося после рубки насаждения (рис. 28). Необходимо отметить, что этот вид деятельности лесхозов в первую очередь затронул леса наиболее густонаселенных территорий, в особенности леса, ранее исключенные из промышленной эксплуатации (соответствующие категории лесов первой группы). В пределах наиболее удаленных от антропогенной инфраструктуры территорий подобные виды лесопользования не получили широкого распространения, за исключением отдельных случаев.

еще рефераты
Еще работы по географии