Реферат: Творчество Н.Паганини

Никколо ПАГАНИНИ

            Никтоиз скрипачей не обладал такой популярностью, ни о ком не написано столько книг,как о Паганини. Для современников он казался загадкой, феноменом. Одни считалиего гением, другие – шарлатаном; имя его ещё при жизни было овеяно легендой.

            Онпородил целое течение в романтическом искусстве первой половины XIXвека; его инструментальные новации послужилипримером для Берлиоза и Листа в реформе оркестровой и фортепианной музыки; егокаприсами восхищался Шуман, создавший их фортепиальные транскрипции; он оказалсущественное влияние на творчество Россини, Мейербера, Шопена, Листа; Брамсупринадлежат фортепиальные вариации на тему его 24-го каприса, а в наш век«Рапсодию» на тему этого же каприса написал Рахманов. Сочинения Паганини более 100лет не сходят с концертной эстрады, пленяя ярким инструментализмом, живостьюобразов, выразительностью и непреходящей свежестью мелодий. Между тем и сегодняможно услышать мнение, что Паганини велик только как исполнитель и что еготворчество интересно лишь виртуозностью. Его судьба в этом отношении похожа насудьбу Листа, композиторское дарование которого так же долгие годы многим непризнавалось. Но слава и бессмертие Паганини свидетельствуют, что он былвыдающимся композитором.

            К1796 году относится начало большой дружбы между Никколо и страстно увлекшимсяего искусством маркизом Ди Негро. В его салоне в 1796 году Р. Крейцер услышалПаганини и предсказал ему блестящую будущность. Вместе с маркизом и отцомПаганини совершил свою первую концертную поездку по городам Италии. В Парме онхотел стать учеником знаменитого Алессандро Ролла. Однако, услышав его игру,Ролла заявил, что ему с ним нечего делать. В Парме Никколо брал урокикомпозиции у Гаспаро Джиретти и пользовался советами Фердинанда Фаэра. За времяэтих занятий он сочинил множество инструментальных пьес и два скрипичныхконцерта.

            К1801 году отношения Паганини с отцом становились натянутыми. Воспользовавшисьприглашением на концерты в Лукку, он уезжает туда со старшим братом Карло ипорывает с домом. Начинается новый период его жизни. После Лукки онконцертирует в Пизе, Милане, Парме, Ливорно. Слава о необычайном виртуозебыстро разносится по Италии. Его игра и личность кажутся фантастическими, егоискусство непостижимо, ново, оригинально. Понемногу вокруг Паганини начинаетвиться клубок легенд, создаётся ореол таинственности. В Ливорно его успех былнастолько велик, что один из поклонников в дар преподнес ему в дар чудеснуюскрипку – Гварнери дель Джезу, с которой Паганини не расставался до конца своихдней.

            Вырвавшисьиз под опеки отца, он ведёт бесшабашную жизнь, проигрывая в карты баснословныесуммы, зарабатываемые концертами.

            В1802 году к нему приходит первая любовь, имя этой женщины не известно. На еёвилле в Тоскане Паганини провёл три года, занимаясь земледелием и игрой нагитаре; писал квартеты для смычковых и гитар, гитарные пьесы, и многие эффекты,внесённые им в скрипичную игру, были имитацией гитарных звучаний.

            В1805 году он внезапно появился в Лукке. К этому времени Наполеон окончательносбросил личину революционности и на месте бывших итальянских республик учреждалмонархии. Лукку он отдал сестре Эльзе Бачокки, получившей титул принцессы. К еёдвору и был приглашен Паганини в качестве камер-музыканта и капельмейстера.Паганини согласился, привлеченный не только музыкальной атмосферой двора, но ипрелестной принцессой, с которой у него начался роман. Впрочем, по музыкальнойчасти он был связан и с принцем. В письмах 1809-1810 годов Буше де Пертисообщает: «Принц Баччоки страстный любитель скрипки, и мы играем квартеты.Генуэзец, по фамилии Паганини, держит первую скрипку и играет на гитаре».

            Вего же письмах любопытное описание игры Паганини; называя его самоучкой, Бушеде Перти добавляет: «Так не играет никто. Но он портит игру панталонадами,недостойного искусства и своего прекрасного таланта; я слышал егоимпровизировавшим в Концерте Виотти каденцию, в которой он подражал ослу,собаке, петуху и другим животным. Иногда, начиная пьесу, он рвёт струну.Казалось бы, следует остановить, а он продолжает игру на трёх струнах. В чем онвеликолепен, так это в арпеджио, двойных нотах и пиццикато, которое извлекаетлевой рукой, не расстраивая скрипки. Затем он соединяет все приёмы игры, и этокружит головы…»

            Каквидим, к этому времени уже выработались все характерные для Паганини приемыигры и виртуозные эффекты, которыми впоследствии он удивлял мир.

            ВЛукке его музыкальные обязанности были широки – он выступал соло, играл вквартетах, дирижировал оперными спектаклями. Однако долгое пребывание на одномместе не в характере Паганини и уже с 1809 года, то есть еще не порываяокончательно со службой, он вновь начинает вести жизнь странствующегоконцертанта, разъезжая по Италии. Весной 1813 года он поселился в Милане и сголовой окунается в художественную жизнь столицы северной Италии, полнуюожесточённых споров между романтиками и классицистами. Здесь он сближается сознаменитыми поэтами, музыкантами, знакомится со Стендалем.

            Славао Паганини, его фантастическом искусстве к этому времени выходит уже за пределыИталии. Опубликованные 24 каприса для скрипки соло вызывают в Париже недоумениеБайо, Берио, Абенека. Никто не верит, что их можно играть. В Милан, померятьсясилами с Паганини, едет известный французский скрипач-виртуоз Лафон. 7 марта1816 года в театре Ла Скала состоялось их состязание, на котором Лафон потерпелполное поражение. Но абсолютно прав И. Ямпольский, когда пишет: «В историческойперспективе времени ясно, что Лафон и Паганини были явлениями несоизмеримыми,что между Паганини, который, по словам Гейне, «легким ударом смычка то уводилнас в самые солнечные выси, то открывал перед нами полные ужаса глубины», иэлегантным Лафоном, этим аристократом среди французских скрипачей, так же какмежду Листом и Тальбергом, не могло быть подлинного соперничества».

            Романтизм– многоликое явление с разными, порой эстетически противоположными тенденциями.В начале XIX века,когда романтизм только формировался, он порождал и смешанные течения,причудливо сочетавшие в себе черты классического и романтического искусств.Лафон был скрипачом, в стиле которого принципы старой французской классическойскрипичной школы Виотти, Байо, Крейцера потерпели значительную трансформациюромантического порядка в его игре уже проявилась синтементалистско-салоннаялирика и хрупкая, изящная виртуозность, которая постепенно стала одним изхарактерных признаков франко-бельгийской скрипичной и виолончельной школ первойполовины XIXвека.Представители этой школы резко отличались от темпераментного, буйного романтикаПаганини.

            НоПаганини не принял и такой романтик, как Л. Шпор, впервые познакомившийся сгениальным итальянцем в 1816 году в Венеции. Игру Паганини Шпор услыхалпозднее, уже у себя на родине, и резко осудил, но уже по услышанным им в Италиирассказам, эффекты, которыми славился генуэзер, казались ему шарлатанскими.

            «То,что пленяет в его игре итальянскую публику и порабощает её, — записывает Шпор вавтобиографии, — оказывается не чем иным, как рядом «прелестей», которыми замного лет до него восхищал наших бабушек наш соотечественник  Шеллер. Этоискусственные флажолеты, вариации на одной струне… известного рода пиццикатолевой рукой и многие, противоречащие природе инструмента звуки фагота, голосастарой бабы и тому подобные фокусы».

            ВВенеции Паганини создает одно из самых своих прославленных произведений –«Венецианский карнавал», порождающий массу подражаний. «Карнавал» –энциклопедия его виртуозности и вариационной техники. Он примечателен также иромантичностью пестрых, ярких образов, свежим народным колоритом, Именно этопроизведение стало своего рода знамением виртуозно-романтического искусствапоследователей Паганини. В Венеции же произошла встреча Паганини с Байроном,оставившая глубокий след в душе скрипача.

            В1818 г. в Италию приезжает знаменитый польский скрипач К. Липиньский,привлеченный славой Паганини. Первоначально он, подобно Лафону, намеревалсявступить в состязание со своим итальянским собратом, но, услыхав игру Паганини,отказался от этой мысли. Между Паганини и Липиньским завязалась дружба,продолжающаяся до приезда итальянца в Варшаву. Липиньский был безумно увлеченискусством Паганини и стремился в своей игре приблизиться к его стилю. Но ихиндивидуальности были не менее различны, чем у Паганини с Лафаном, хотя поиному. Свойственная искусству Липиньского благородная, строгая мужественностьсвязывала его с классицизмом и становилась неодолимой преградой между ним и Паганини.

            В1818 г. завязалась дружба Паганини с Россини. Композитор обожал скрипача.Паганини отвечал ему тем же. Известно. Что скрипач написал ряд фантазий на ариииз опер Россини. В 1819 г. Паганини познакомился в Риме со знаменитымфранцузским художником Энгром; памятью этой встречи остался карандашный портретскрипача.

            Интенсивнаяконцертная деятельность, бурная жизнь приводит Паганини к тяжелой болезни,которая сопровождается душевной депрессией. Он перестает концертировать и до1824 г. живет замкнуто, в одиночестве. Лишь в апреле 1824 г. выходит изсостояния кризиса и начинает выступать. Приехав в Геную, он проводит в нейцелую зиму и с увлечением дает уроки 7-летнему вундеркинду КамиллоСивори. Под его руководством Сивориделает быстрые успехи. Занятия с мальчиком продолжались в течение 7 месяцев, но до конца дней Паганини называл Сивори своим единственным учеником.

            20-егоды чреваты для Паганини тяжелыми личными переживаниями. Увлекающийся отприроды, он отдавал много времени женщинам. Биографии, ему посвященные, полныописаний его бесчисленных любовных связей. Имена принцессы ЭлизыБачокки, а также другой сестры Наполеона – Паолы Боргезе, некой синьоры Диды,Элеоноры Квиличи, баронессы Елены Добенек  составляют лишь небольшую часть егодонжуанского списка. Однако, на основании ознакомления с письмами Паганини,Ямпольский приходит к выводу, что по натуре он отнюдь не был Дон-Жуаном и Казановой, а всегда мечтал о настоящей любви испокойной семейной жизни.

            Еслидо 1828 г. деятельность Паганини развертывалась исключительно в пределахИталии, то покинув ее, он ни разу в последующие годы не приезжал сюда. Онвернулся в родную страну лишь в конце жизни больным, сломленным человеком.

            ПослеВены Паганини концертировал по городам Германии. В Дюссельдорфе судьба свелаего с одной из самых замечательных женщин, встречавшихся на его жизненном пути– баронессой Еленой фон Добенек. Их встреча былатрагичной. Любовь к Паганини сломала всю ее жизнь. Трудно сказать, чтозаставляло Паганини покинуть Добенек. Несмотря наразрыв с Паганини баронесса добилась развода с мужем и уехала в Париж. Послесмерти Паганини она перешла в католичество и постриглась в монахиниБенедиктинского монастыря в Швейцарии.

            Вбиографии великого скрипача много неясного, несмотря на пристальное внимание кего жизни. Был ли он карбонарием? В какой мере он был связан с итальянскимреволюционным движением?

            Большаячасть биографов считает участие Паганини в революционном движении неоспоримым,основываясь на факте его связи с рядом итальянских революционеров.

            Концертныетурне по Австрии, Германии и Франции сопровождались невиданными триумфами.Виднейшие музыканты мира в восторге от Паганини. В Вене он окончательнорасстался с Бьянкой и направился в Прагу, гденеожиданно для себя встретил холодный прием; затем следуют Дрезден и Берлин. ВБерлине он вновь побеждает публику. Но вместе со славой за ним ползут илегенды, грязный вымыслы. Утверждают, что он преступник, что на его совестиубийство возлюбленной. Респектабельная публика в ужасе, но все же покоряетсяего волшебной игре. Он увлекает всех силой страсти, драматизмом исполнения,бесконечным разнообразием красок, «…его инструмент поистине говорит, стонет,подражает грозе, безмолвию ночи, птицам, спускающимся с небес, но не взлетающимна небеса, во всем – поэзия…».

            11апреля 1830 г. во Франкфурте-на-Майне его слушает Р.Шуман и, потрясенный, записывает в дневнике: «Разве это не восторг! Под егоруками самые сухие упражнения пламенны, как пророчества Пифии». Из концертовэтого периода следует упомянуть о выступлении в Касселе,где его, наконец, услышал Шпор, и в Гамбурге, где на его концерте присутствовалГейне. Образ Паганини в последствии великий поэт запечатлел в своемзамечательном творении «Флорентийские ночи».

            Вфеврале 1831 г. Паганини наконец едет в Париж. Французская столица только чтопережила революцию и эпидемию холеры. «Но даже ужас, вызванный этим смертоноснымбичом, не смог удержать порыва любопытства, а затем – восторга, повергнувшеготолпу к ногам Паганини», — пишет Берлиоз.

            Париж30-ых годов – арена ожесточенных боев между представителями классицизма иромантизма. Пьесы В. Гюго, А. Дюма–отец, новеллы П. Мериме, а в музыкепрограммный симфонизм  Г. Берлиоза; насцене оперных театров – «Роберт-Дьявол» Мейербера, «Волшебный стрелок» Вебера,«Фауст» Шпора – такова романтическая волна, захлебнувшая жизнь искусства. Вэтот момент появляется Паганини. Естественно, что его игра увлекает, поражаетнаэлектризованных слушателей. В ней всё, что было так свойственно романтизму –огненное борение страстей, яркий ораторский пафос, контрасты возвышенного инизменного, программность и блестящая, непостижимая виртуозность. Романтичнасама личность артиста, окружённая ореолом таинственности, фантастики,демонизма. Лист, слушающий его на первом концерте, потрясён: он признаётся, чтоперед ним открылись новые, неведомые дотоле горизонты. В фантазии на тему«Кампанеллы» Паганини (1832), Лист идёт его путем и придаёт фортепианнойтехнике красочность, блеск, виртуозность, незнакомые старому классическомуискусству. Отсюда начинается формирование его бравурного инструментализма,породившее впоследствии венгерские рапсодии, концерты-поэмы. Да и извечная мефисто-тема Листа в сущности перекликается с«дьявольскими» мотиваит искусства Паганини.

            ПередПаганини преклоняется Бальзак, им интересуется Гёте, от него в восторгефранцузские романтики. Для философии романтизма был особенно характерен культмузыки, признававшейся высшим духовным видом искусства. Здесь их идеалпредставал как бы в материализованном виде. О Паганини пишут статьи,придумывают легенды, рассказывают анекдоты; вымысел в литературе о великомскрипаче тесно переплетается с правдой. Но кому нужна правда, когда от Паганиниждут только необычайного? В конце концов он бежит из Парижа в Англию, но издесь, после первого же выступления начинается то же самое.

            ВПариже за отказ сыграть на благотворительном концерте в пользу итальянскихреволюционеров, а затем и в Лондоне за попытку назначить двойные цены на билетыПаганини обвиняется в скопидомстве, жадности, стремлении к наживе. Безусловно,черты стяжательства у него были, хотя и не в такой степени, в какой емуприписывали. О его отзывчивости свидетельствует хотя бы известный случай сБерлиозом, которому, зная о бедственном положении композитора, Паганини подарил20 000 франков.

            До52-ух лет Паганини ведет скитальческую жизнь, разъезжая по городам Европы. Онработает с бешеной интенсивностью, расплачиваясь за добытое с таким трудоммиллионное состояние своим здоровьем. На 52-ом году он вынужден прекратитьконцертирование. Купив себе роскошной поместье близ Пармы, носящее название«Вилла Гайона», осенью 1834 г. переезжает туда.

            В1835 г. Паганини принимает приглашение пармской принцессы Марии Луизы занятьпост директора и дирижера ее придворного театра и оркестра.  В монографии Ямпольского приводятсяинтересные данные о его попытке реформировать оркестр и организовать по-новомуоркестровое исполнительство. Он предлагает увеличить число оркестрантов допятидесяти человек, отбирая их по конкурсу; разграничить функции дирижера иклавесиниста или первого скрипача концертмейстера. Это были новые по темвременам требования. Его предложения были отвергнуты, и он подал в отставку. Закороткий период работы с оркестром он сумел значительно усовершенствоватьмастерство этого коллектива.

            В1837 г. состоялись последние концерты Паганини в Турине. Его здоровьеокончательно подорвано. Он едет в Марсель, Ниццу; в Генуе составляет завещание,по которому все свое громадное состояние (1,7 миллионов франков, кромеимущества, имения и коллекции музыкальных инструментов) передает сыну Ахиллу.

            Паганиниуезжает на юг Франции. Он мечтает поправить здоровье. В эти годы онподдерживает близкие отношения лишь с Берлиозом, да с тесным кружком любителеймузыки, который сгруппировался около него в Марселе. Он сам музицирует,особенно охотно играя квартеты Бетховена.

            Расчетына целебные свойства юга Франции не оправдались. В октябре 1839 г. Паганиниприехал в Геную, но сильный нервный припадок заставил его покинуть город.Перевезенный в Ниццу, он почти все дни пролежал в постели. К физическимстраданиям прибавились и нравственные – процесс, связанный с казино, все ещетянулся. К тому же его вновь попыталась вернуть в свое лоно католическаяцерковь. Однако умирающий артист стойко отказался принять причастие. Скончалсяон 27 мая 1840 г. в возрасте 58 лет.

            СкрипкаПаганини знаменитый Гварнери дель Джезу хранится в музее в Генуе. Один раз вгод витрину со скрипкой вскрывают и на ней играет самый выдающийся изскрипачей, находящийся в это время в Италии. В 1957 г. такой чести удостоилсяДавид Ойстах, а в 1963 г. – победивший намеждународном конкурсе имени Паганини воспитанник Ленинградской консерваторииболгарский скрипач Емил Камилларов.

            Паганинибессмертен. Мятежный дух живет в его творениях, до сих пор влекущих к себенеизъяснимой прелестью щедрых мелодий, роскошью инструментальных красок,поэтичностью образов.

еще рефераты
Еще работы по музыке