Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в тридцатилетнем ресурсе (1980-2009 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

ОСНОВЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

Е. М. БОРИСОВА

Психологическая диагностика предназначена для того, чтобы обеспечить сбор информации об особенностях человеческой психики. Современная психологическая диагностика определяется как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека. Под психодиагностикой подразумевается также и область психологической практики, работа психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности.

Психодиагностика как психологическая дисциплина служит соединительным звеном между общепсихологическими исследованиями и практикой.

Теоретические основы психодиагностики задаются соответствующими областями психологической науки (общая, дифференциальная, возрастная, медицинская психология и т. д. ). К методическим средствам психодиагностики относятся конкретные приемы изучения индивидуально-психологических особенностей, способы обработки и интерпретации получаемых результатов. При этом направления теоретической и методической работы в области психодиагностики определяются, главным образом, запросами психологической практики. В соответствии с этими запросами формируются специфические комплексы средств, соотносимые со сферами работы практических психологов (образование, медицина, профотбор и т. д. ).

В компетенцию психодиагностики входят конструирование и апробация методик, разработка требований, которым они должны удовлетворять, выработка правил проведения обследования, способов обработки и интерпретации результатов, обсуждение возможностей и ограничений тех или иных методов.

Повышение интереса к проблемам психодиагностики в нашей стране в последние годы во многом связано с развитием психологической службы и появлением новой профессии - практический психолог. Эти специалисты появились в школах и дошкольных учреждениях, пунктах профконсультаций, в медицинских учреждениях и на предприятиях.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ КУРСА

1. Сформировать у студентов систему основных понятий психодиагностики, ознакомить с теорией и практикой психодиагностических исследований.

2. Дать ориентировку в структуре психодиагностики, как особой психологической дисциплины, связывающей психологическую теорию и практику.

3. Сформировать адекватные представления о роли и месте психодиагностических методик в системе психодиагностических обследований детей и взрослых, о возможностях и ограничениях этих методик.

4. Сформировать умения оценивать качество психодиагностических методик.

5. Раскрыть основные тенденции развития психодиагностики на современном этапе.

6. Ознакомить с наиболее известными методами психодиагностики, обучить правилам проведения обследований, способам обработки и интерпретации результатов.

7. Обеспечить усвоение этических норм, неукоснительное соблюдение которых является обязательным для специалиста-психодиагноста.

8. Способствовать развитию гуманистического отношения к испытуемым при проведении обследований и предъявлении результатов.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. Введение в психодиагностику

Определение психодиагностики как науки, разрабатывающей методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Психодиагностика, как важнейшее звено, связывающее психологическую теорию и практику, ее взаимоотношения с другими отраслями психологической науки. Области практического применения знаний по психодиагностике: 1) оптимизация процессов обучения и воспитания, 2) профотбор, профконсультация, профессиональное обучение, 3) судебно-психологическая экспертиза, 4) клинико-консультационная работа.

Типы психологического диагноза. Виды критериев, используемых для проведения сравнительного анализа получаемых в обследовании данных.

История возникновения психодиагностики, этапы ее развития за рубежом. Особенности становления психологической диагностики как научной дисциплины и практики России. Классификация основных методов психодиагностики. Характеристика малоформализованных методик (наблюдение, беседа, контент-анализ и т. д. ). Характеристика методик высокого уровня формализации (тесты, опросники и анкеты, проективные техники, психофизиологические методики).

Основные принципы психологического тестирования. Стандартизация методик. Статистическая норма и социально-психологический норматив. Надежность психодиагностических методик: ее виды, способы установления. Валидность: ее виды, способы установления. Проблема выбора релевантного критерия для определения валидности методики. Корреляционный анализ - способ определения надежности и валидности.

2. Тесты как один из самых распространенных методов психодиагностики

Определение понятия "тест"; отличие теста от всех других методик (в том числе от исследовательских). Классификация тестов (по форме, содержанию и целям тестирования). Тесты индивидуальные и групповые, их достоинства и недостатки. Тесты устные и письменные, вербальные и невербальные. Тесты бланковые (карандаш - бумага), предметные, аппаратурные, компьютерные.

Тесты интеллекта, тесты способностей, тесты достижений (школьной успешности и профессиональной успешности), личностные тесты, проективные тесты. Критериально-ориентированное тестирование. Правила проведения тестирования, способы обработки и интерпретации результатов.

Интеллект и умственное развитие, основные понятия, теории, подходы. Из истории возникновения тестов интеллекта. Шкалы Бине - Симона, их модификации, шкалы Стенфорд - Бине. Понятие о коэффициенте интеллектуальности (IQ). Тесты "свободные от влияния культуры".

Тесты Д. Векслера, Р. Амтхауера, Прогрессивные матрицы Дж. Равена (Групповой интеллектуальный тест - ГИТ). Критика традиционных тестов интеллекта.

Современные представления об умственном развитии. Отечественные исследования в области диагностики умственного развития (Л. А. Венгер, К. М. Гуревич, В. И. Лубовский и другие).

Система возрастной нормативной диагностики умственного развития. Тесты, ориентированные на социально-психологический норматив: Тест диагностики психологических предпосылок готовности к школе детей 4-5 лет (Е. М. Борисова, Т. Д. Абдурасулова), Тест умственного развития младших школьников (Е. М. Борисова, В. П. Арсланьян), Школьный тест умственного развития - ШТУР (К. М. Гуревич, М. К. Акимова и другие), Тест умственного развития для старшеклассников и абитуриентов - АСТУР.

Проблема диагностики креативности и творческого мышления (тесты Дж. Гилфорда и Е. Торренса). Диагностика креативности в отечественной психологии. Проблема врожденного и приобретенного интеллекта. Позиция Г. Айзенка.

Тесты достижений. Определение понятий. Области применения: система образования (тесты успешности, дидактические тесты, тесты учителя), профотбор (тесты профессиональных достижений), профессиональная подготовка (профессионально-квалификационные тесты). Виды тестов (устные, письменные, тесты "исполнения"). Основы конструирования тестов достижений. Личностные тесты. Компьютерные версии тестов интеллекта.

3. Диагностика способностей

Понятие об общих и специальных способностях. Факторные теории способностей (Ч. Спирмен, Л. Терстон и другие). Классификации специальных (частных) способностей (отечественные и зарубежные). Отдельные тесты способностей и тестовые батареи (Батарея общих способностей - ГАТБ).

Батарея дифференциальных способностей - ДАТ. Проблема валидности тестов способностей. Понятие о "тестовом профиле испытуемого". Области применения методов диагностики способностей (выявление одаренности, диагностика профессиональной пригодности, профконсультация и т. д. ). Специфика диагностики способностей к разным видам искусства (художественные, музыкальные, артистические и т. д. ): тесты Н. Мейера, К. Сишора, С. Хорна.

4. Анкеты и опросники

Определение методик этого типа, их специфика, отличие от других психодиагностических методов. Области применения анкет и опросников. Проблемы их стандартизации, установления надежности и валидности. Основные недостатки опросников (обращенность к субъективному опыту испытуемых, "эффект фасада" и т. д. ). Пути повышения надежности опросников (многократное дублирование вопросов, введение "шкалы лжи", отказ от прямых вопросов и т. д. ). Виды вопросников в зависимости от способов формулирования вопросов, форм ответов. Классификация опросников в зависимости от целей их применения: мотивационные опросники, опросники на выявление уровня тревожности, самоотношения, самооценки, акцентуаций характера и т. д.

Ознакомление с наиболее известными и признанными в мире опросниками, такими как Миннессотский многофазный личностный опросник (MMPI), Сокращенный Многофакторный Опросник для исследования личности (СМОЛ), личностный опросник Р. Кеттела, опросник тревожности Ж. Тейлор, Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО), опросник Х. Смишека, Опросники интересов (Г. Кудера, Е. Стронга, дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова - ДДО). Опросник для измерения потребности в достижениях. Возможности анкет и опросников в измерении интересов, мотивов, установок и других особенностей личности. Общая критическая оценка этих методов. Компьютерные версии личностных опросников.

5. Проективные техники

Из истории возникновения проективных методов, их общая характеристика. Проблемы их надежности и валидности. Применение проективных тестов для изучения разных аспектов личности (потребностей, установок, мотивов и т. д. ). Наиболее известные методы: ТАТ - Тематической апперцепции тест, САТ - Детский тест апперцепции, тест Г. Роршаха, тест С. Розенцвейга. Понятие о полупроективных методах. Методика "Неоконченные предложения". Особенности интерпретации получаемых результатов. Сложности подготовки специалистов, использующих проективные тесты.

6. Психофизиологические методы

Понятие об индивидуально-психофизиологических особенностях, их роли в динамике протекания психических процессов, необходимость их учета в практике обучения и воспитания. Бланковые методы диагностики некоторых свойств нервной системы и второсигнальной деятельности. Надежность и валидность методик. Опросник Я. Стреляу, опросник В. Русалова, методы диагностики проявлений силы и лабильности нервных процессов в мыслительно-речевой деятельности.

7. Этические аспекты психодиагностики

Этические нормы психодиагностики, правила проведения тестирования. Конфиденциальность при проведении обследования и обсуждении результатов. Способы предъявления результатов испытуемому. Ответственность перед тестируемыми. Развитие гуманистического отношения к испытуемым на всех стадиях психодиагностической работы.

8. Психологическая диагностика и коррекция

Определение задач, направлений коррекционной работы в школе, обсуждение принципов создания коррекционных программ, ознакомление с уже имеющимися программами. Выявление основных проблем, требующих для своего решения коррекционных мероприятий (отставание в умственном развитии, низкая учебная мотивация, трудности в общении и т. д. ).

9. Новые тенденции в развитии психодиагностики

Гуманизация психодиагностических исследований. Критериально-ориентированные тесты. Социально-психологический норматив, как критерий психодиагностических измерений. Развитие содержательной диагностики (диагностики разных типов мышления: математического, гуманитарного, естественнонаучного, технического). Тесты обучаемости, основанные на идее "зоны ближайшего развития". Реализация принципа коррекционности при разработке диагностических методик.

Основная литература

Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 т. М.: Педагогика, 1982. Т. I-II.

Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова Думка, 1989.

Гуревич. К. М. Что такое психологическая диагностика. М.: Знание, 1985.

Гуревич. К. М., Горбачева Е. И. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы. М.: Знание, 1992.

Общая психодиагностика (учебное пособие) / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1987.

Основы психодиагностики (учебное пособие для студентов пед. вузов / Под ред. А. Г. Шмелева. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

Психологическая диагностика (учебное пособие) / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. М.: УРАО, 1997.

Психологическая диагностика детей и подростков (учебное пособие) / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. М.: Международн. педагог. академия, 1995.

Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1991.

Дополнительная литература

Акимова М. К., Козлова В. Т. Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся 3—5 классов. Обнинск: Обнинский центр «Детство», 1993.

Борисова Е. М., Логинова Г. П. Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся 6—8 классов. Обнинск: Обнинский центр «Детство», 1993.

Введение в психодиагностику (учебное пособие для педучилищ / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. М.: Academia, 1997.

Диагностика умственного развития дошкольников. М.: Педагогика, 1978.

Кабанов М. М., Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л.: Медицина, 1983.

Леонтьев А. Н., Лурия А. Р., Смирнов А. А. О диагностических методиках психологического исследования школьников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М.: Изд-во МГУ, 1981.

Лолер Дж. Коэффициент интеллекта, наследственность и расизм. М., 1982.

Психологическая диагностика и коррекция умственного развития учащихся (пособие для школьных психологов) / Под ред. К. М. Гуревича, И. В. Дубровиной. М.: Олимп, 1990.

Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростками / Под ред. И. В. Дубровиной. М. ; Тула, 1993.

Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. М.: Изд-во МГУ, 1980.

Талызина Н. Ф., Карпов Ю. В. Психодиагностика интеллекта. М.: Изд-во МГУ, 1987.

Шванцара Й. Диагностика психического развития. Прага, 1978.

Ян тер Лаак. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. М. ; Воронеж, 1996.


Далее...