Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

80

 

РОЛЬ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

В СИСТЕМЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

 

Я.Я. ВИЛМАНЕ

 

Совершенствование развитого социализма немыслимо без большой работы по духовному развитию людей. Четкую долговременную программу такого развития наметил XXVI съезд нашей партии и июньский (1983 г.) Пленум ЦК КПСС.

В отчетном докладе на съезде особо подчеркнута необходимость целенаправленного развития интересов и потребностей личности. Важно, чтобы каждый человек умел разумно пользоваться теми материальными и духовными возможностями, которые предоставляет ему социалистическое общество.

В решении этой важнейшей задачи особое место отводится литературе, методам преподавания ее в школе. Этот предмет наряду с другими помогает выработать у человека такое отношение к действительности, которое рождает в нем потребность ее освоения и преобразования по законам добра и красоты. Но изменение отношения к внешнему миру — это всегда и самосовершенствование, самовоспитание.

Многолетний учительский опыт убеждает, что искреннее, страстное слово писателя производит на учеников глубокое, неизгладимое впечатление, становится незаменимым средством воздействия на умы и сердца. Особенно сейчас, когда перед нами так остро поставлены задачи нравственного воспитания. Решить их во многом помогает слово о труде — слово поэта, прозаика, драматурга, наше слово — старшего товарища — учителя.

Главное во внеклассной работе — это умело ее организовать, причем так, чтобы эта работа развивала познавательные интересы учеников и тем самым придавала целенаправленность их деятельности. Для развития интересов полезны различные мероприятия. Однако всегда в них радостные открытия нового должны чередоваться с кропотливым анализом прочитанного, соотнесением знаний о нравственности из литературы и поступков самих учащихся. Учитель у истоков такого труда своих питомцев, и от его чувства меры, такта, понимания возрастной психологии зависит выбор того конкретного момента в общении с детьми, когда должно прозвучать слово о труде, о людях труда, когда оно может убедить, что труд для людей прекрасен. Помогают в этом произведения Маяковского и Маршака, Паустовского и Пришвина, Исаковского и Гайдара.

Один из способов развития интереса к литературе — это коллективное чтение. Но, чтобы заинтересовать, например, четвероклассников книгой А. Гайдара «Тимур и его команда», мы перед тем, как ребята прочтут ее, проводим беседу «Что ты знаешь о Гайдаре?», показываем фотоальбомы о нем на русском и латышском языках.

Заинтересовать литературой, помочь полюбить и глубже понять ее помогают экскурсии по памятным местам и музеям писателей. Такие экскурсии развивают чувство прекрасного, чувство гордости за героическое прошлое народа, любовь к своей Родине. Экскурсии по местам латышского народного поэта Я. Райниса помогли ученикам X класса осознать то, что поэт всю свою жизнь боролся за прекрасное будущее народа, любил свою Родину. Нам важно, чтобы величайший гуманизм Пушкина, Райниса стал неотъемлемой частью жизни наших учеников. Вот почему мы всегда помним о тех «мостиках», связующих проблемах, которые волновали великих и

 

81

 

которые волнуют нас сегодня. Будучи рядом с детьми, мы помогаем им искать ответы на литературные и жизненные вопросы. Восприятие живого и зримого слова для школьника всегда открытие, всплеск эмоций, толчок к размышлению. «Не позволяй душе лениться» — вот наша заповедь.

Чтобы заинтересовать учеников чтением новейших произведений, организуем тематические выставки книг (например, «Твоя будущая профессия», «Писатели о молодежи», «Твоя Родина») с короткими аннотациями к этим книгам. Для того чтобы знать мнение учащихся о прочитанном, мы просим их делать соответствующие записи (краткое содержание, понравившиеся цитаты, основные проблемы, раскрытые в книге, свои мнения о прочитанном). В этих записях часто раскрываются личные черты характера детей, проблемы, волнующие их. Предложение еще и иллюстрировать свои записи заставляет учащихся глубже вникать в содержание, читать внимательнее, уметь выделить самое главное.

Успех внеклассного чтения, интерес к литературе, хороший вкус к отбору произведений зависят от ряда предпосылок. Одна из них — правильно, индивидуально для каждого рекомендованная книга. При этом мы учитываем уровень развития данного школьника, его умение разбираться в прочитанном, и в этом нам помогают его предшествующие записи, в которых есть индивидуальное отношение каждого ученика к тому, что он прочитал, узнал. Некоторым нужны вспомогательные вопросы: что видел, чувствовал при чтении, что огорчало, радовало.

Для того чтобы научить детей ценить книгу, организуем беседы старшеклассников с младшими школьниками на тему «Книга — твой друг». Старшеклассники говорят об истории появления книг, о работе авторов, художников, типографских работников, о стоимости учебников для государства и бесплатном предоставлении их детям.

В кабинете литературы нашей школы собрано много книг XVIIXIX вв. и начала XX в. Ученики могут познакомиться с первыми учебниками латышского языка и литературы, с первыми изданиями латышского фольклора. Собирают эти книги сами ученики.

Углубленный интерес к художественной литературе благотворно, отражается и на классных занятиях, повышает читательскую культуру и уровень литературного образования школьников. Какое золотое зерно возьмешь себе из этой книги, в чек ты согласен с ее героем? Что ты осуждаешь в нем? — таковы вопросы, которые мы предлагаем школьникам по каждому произведению. После чтения книги при беседе с учащимися в классе или после уроков стараемся заострять те проблемы, которые важны сегодня в свете задач формирования всесторонне развитой личности, отвечаем порой на очень сложные вопросы, касающиеся противоречий нашей повседневности, помогая учащимся правильно ориентироваться в будущем.

Наша задача — научить школьников подбирать литературу на определенную тему, сопоставлять произведения разных авторов, находить общее и различное, уметь писать рецензии, доклады, готовиться выступить по разным, вопросам. Старший школьный возраст — период, когда формируется мировоззрение, и поэтому очень важно в это время учить детей думать. Решить эти задачи можно только в атмосфере творчества, столкновения различных мнений. Прекрасной формой для такой работы служат литературные дискуссии, читательские конференции, литературные вечера, вечера фольклора. Для диспута подбираем тему, соответствующую возрасту учеников, их интересам, заранее знакомим с вопросами, на которые им нужно ответить, даем задание прочитать литературу, подобрать факты из жизни. Старшеклассники любят книги о молодежи, поэтому диспуты по таким книгам — очень важная форма их идейно-нравственного воспитания. Разговор часто идет о том, каким должен быть современник, что значит революционность сегодня и т.д. Не меньший интерес учащиеся проявляют к поэзии, поэтому нередко им предлагаем составлять свои тематические сборники поэзии («Моя Родина», «Мы за мир», «Сила дружбы», «Смысл жизни»), оформлять к ним предисловие, придумывать название. Ученик должен прочитать новые произведения латышских

 

82

 

поэтов, поэтов других народов СССР. Эта работа оценивается в журнале.

Развитию личности, обогащению внутреннего мира способствует литературно-творческая деятельность учеников. Мы стараемся развить их фантазию, научить высказывать свои мысли, чувства и наблюдения в письменной форме, смотреть и видеть новое в окружающем мире. К. Паустовский в повести «Искусство видеть мир» писал: «Для того, чтобы прозреть, нужно не только смотреть по сторонам. Нужно научиться видеть. Хорошо может видеть людей и землю только тот, кто их любит» (Паустовский К. Поэтическое излучение. М., 1976, с. 266).

Умение видеть ученики приобретают в походах, на экскурсиях и в экспедициях. Все вместе радуются они необычной красоте солнечного заката, все вместе испытывают волнение, когда посещают Красную площадь, Хатынь, Ленинград, окраины Нарофоминска, откуда начался боевой путь латышской стрелковой гвардейской дивизии в Великой Отечественной войне.

Чтобы развить литературное творчество, рекомендуем ученикам завести тетради для своих стихов, рассказов, миниатюр. Темы для них ребята выбирают сами. Затем эти произведения анализируются в секции юных авторов. Лучшие работы помещаем в ежемесячной литературной стенгазете «Спридитис» или в ежегодном журнале ученического творчества «Юная смена». Вечер молодых авторов в конце учебного года — это большой праздник. На него приезжают литераторы — бывшие выпускники нашей школы. Наряду с учащимися они читают свои произведения.

Многолетний опыт показывает, что те ученики, которые занимаются литературным творчеством, пишут хорошие сочинения, становятся серьезнее, внимательнее, отзывчивее. Возможно, что не станут они писателями, но людьми большой души будут обязательно.

Значительное место во внеклассной работе мы отводим народному творчеству, особенно изучению латышских народных песен. В них и радость, и гнев против угнетателей, и вера в светлое будущее, в них воспеты лучшие черты народа: трудолюбие, высокая нравственность и оптимизм. Чтобы собрать этот материал, во время школьных каникул организуем встречи с людьми старшего поколения, устраиваем экспедиции по сбору мелодий старинных песен нашего края. Очень важен и обратный процесс — использование всего собранного материала для иллюстрации изучаемых проблем на уроках по теме «Фольклор» и для бесед идеологического характера, разоблачающих буржуазную пропаганду о русификации народов СССР.

Сравнительно недавно в нашей школе организован этнографический ансамбль «Валуодзите». Каждый год в декабре организуем вечер народного творчества. На него приглашаем и родителей.

В данной статье мы рассказали лишь о некоторых формах внеклассной работы по литературе. Но эта работа многообразна и требует от самого учителя изобретательности, знания психологических особенностей учеников, умения фокусировать их личные интересы в общественно полезном деле.