Факультет журналистики КазНУ Кафедра ЮНЕСКО КазНУ Новости факультета журналистики КазНУ


Представитель-
ство ЮНЕСКО в Казахстане
  

Факультет журналистики Казахского национального  университета
им. аль-Фараби

ГЛАВА III

ТЕОРИЯ И
МЕТОДИКА
ПЕРИОДИЧЕСКОЙ
ПЕЧАТИ И
ИНФОРМАЦИОННЫХ
АГЕНТСТВ

поиск на странице

Жанна СЕЙТЖАНОВА ст. преподаватель кафедры периодической печати



ТИПОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПРЕССЫ


Переход от единого партийного субъекта управления СМИ в годы советской власти к многосубъектности в их управлении в годы рыночных реформ существенно расширил типологические характеристики прессы. Вместо однородной партийно-советской печати появилась разнообразная пресса.

Печать разделилась:
— на качественную, так называемую прессу мнений для интеллектуальной части общества, и на массовую, обслуживающую остальное население;
— на государственную, дотируемую из казны, и коммерческую, самостоятельно добывающую деньги на свое существование;
— на официозную, отражающую точку зрения правительства и независимую, которая выражает мнение своего издателя, собственника;
— на правящую, ведущую агитацию и пропаганду политической и экономической линии властных структур и оппозиционную, критикующую существующий режим и выдвигающую собственные альтернативные проекты развития общества;
— на политизированную, сосредоточенную в основном на отражении политической борьбы, самостоятельно ведущую эту борьбу на стороне какой-либо партии или движения, и деполитизированную, содержание которых не затрагивает политических вопросов;
— на деловую, экономическую, обслуживающею новый класс бизнесменов и предпринимателей, и на развлекательную, рассчитанную на досуг читателей;
— на легитимную, официально зарегистрированную в министерстве печати и не легитимную, не признающую над собой властных структур;
— на национальную, издающуюся в пределах республики и транснациональную, выходящую в границах ближнего и дальнего зарубежья.

Изменилось также количественное соотношение различных видов изданий. Если в советское время основное место занимала партийно-политическая печать, в ходе реформ политические издания были потеснены бурно растущей информационно-коммерческой прессой, отраслевой печатью динамично развивающихся секторов рынка - компьютерного, строительного, нефтегазового, автомобильного и других.

Информационно-коммерческая пресса
Интенсивное развитие информационного рынка привело к проявлению нового типа ИКИ, который быстро завоевал читательский интерес, уровень их был различен, одни издания появлялись уже на сложившейся профессиональной и материальной основе, другие создавались, так сказать любителями, третьи соединяли в себе коммерческие структуры и профессиональных журналистов. Не все преодолевали трудности рынка, некоторые закрывались после 1-2 номера.
В советском общества главенствовала идея производства. Те, кто лучше работал, и больше производил, считались передовиками производства. СМИ тоже были направлены на освещение достижений во всех областях народного хозяйства. Однако все стало сокращаться, и идея производства потеряла свою актуальность, при рынке идеология потребления (буржуазная идеология) тихо заняла место коммунистической идеологии.
Ее страницы в огромном количестве заполняют рекламные объявления, предлагая всевозможные виды услуг. ИКИ охватывают все аудиторные группы читателей, не ждут когда их купят, сами стучатся в дверь. Особенно отличаются рекламно-справочные издания, их издатели настолько состоятельны, затраты на производство и распространение окупается с лихвой. Такое настойчивое желание приобщить народ к подобного рода газетам можно охарактеризовать как принудительную журналистику. Расчет прост, кто-то просмотрит и купит.

Цель ИКИ - идеология потребительства. Между рекламой и СМИ прямая зависимость - рекламодатели играют огромную роль в развитии СМИ.

Советская печать критиковала вещизм, материальные потребности, сейчас же духовная жизнь почти не видна за газетами, рассказывающих о прелестях материально обеспеченной жизни.

Группы информационно-коммерческой прессы
Первая, рассчитана на аудиторию, состоящую из бизнесменов и деловых людей. Ее цель-формирование информационной инфраструктуры, обеспечивающей потребности данной читательской аудитории. Лучшую ее часть составляет качественная печать, пресса мнений, глубоко анализирующая и оперативно сообщающая о ситуациях в сфере предпринимательства. Это деловая, или бизнес пресса. Вторая, ставит своей целью получение коммерческого дохода от выпуска массовых газет, наполненных разнообразной легкой информацией, рассчитанной на широкие круги читателей, независимо от их возраста и профессий. Эта пресса служит товаром, на котором издатели сами делают свой бизнес, выпуская рекламные, справочные, развлекательные издания. Еще до революции печаталась малая бульварная пресса - "газеты-копейки".

Рекламно-справочные издания рассчитаны на все категории читателей, в них содержится упреждающая информация, предлагающая сформировавшийся запрос. Один из видов таких изданий -рекруитерская пресса, цель которой состоит в подборе персонала для специализированных фирм (рекрутство, набор, вербовка). Предприниматели в странах с развитой рыночной экономикой осознали важность кадров для компаний. Начали появляться специализированные фирмы (сначала в США, а потом и в Европе) для которых подбор кадров стал основной сферой бизнеса, вместе с ним возникли и специализированные издания. Конечно, объявления о найме среди другой рекламы на работу не всегда дает тот результат, на который рассчитывает заказчик. Гораздо эффективнее с этим справляются специализированные издания. Главный жанр в этой прессе- объявление.
      


Темы лекционных занятий:
1.  Деловая пресса.
2.  Отраслевая пресса.
3.  Виды и особенности журналисткой деятельности.
4.  Структурно-функциональные характеристики трудового коллектива
5.  Структура редакции, редактор и редакционная коллегия, редакционный коллектив в системе социальных связей; бюджет и расход редакции
6.  Секретариат редакции, его обязанности, отдел в структуре аппарата редакции, его виды
7.  Организация процесса выпуска газеты. Газетный номер.
8.  Работа редакции с авторским активом. Работа редакции с читательской почтой. Организационно-массовая работа.
9.  Специализация в журналистике.
10.  Обзорная лекция. Перспективы развития журналисткой деятельности.

Темы семинарских занятий:
1.  Какие шаги предприняли редакционные коллективы при отсутствии достаточного финансирования СМИ со стороны государства
2.  Как поставлена работа с авторами в казахстанских информационно-коммерческих газетах
3.  Основные постулаты либертарианской теории прессы
4.  Сравнительный анализ работы казахстанских ведущих СМИ
5.  Сетевая журналистика. Что мы знаем о ней.

Контрольные вопросы к экзамену:
1.  Типологические изменения печати в рыночных условиях.
2.  Новый тип СМИ - информационно-коммерческая пресса.
3.  Организация работы журналиста.
4.  Планирование работы редакции.
5.  Виды журналисткой деятельности.
6.  Отличие сетевой журналистики от традиционной журналистики.
7.  Состав редакционной коллегии, ее функции.
8.  Обязанности секретариата редакции.
9.  Отдел в системе редакционного аппарата.
10.  Работа редакции в условиях рынка (роль службы маркетинга в новых изданиях).
11.  Работа над номером в редакции.
12.  Структура редакции (отличие структуры редакции качественной газеты от массовой газеты).
13.  Что представляет собой макетирование номера (приемы, используемые при макетировании; основные виды верстки полосы; композиционно-графическая модель).
14.  Организационный процесс выпуска номера.
15.  Редакционный коллектив в системе социальных связей.
16.  Как контролируются СМИ при теории социальной ответственности.
17.  Бюджет редакции.
18.  Какая модель развития прессы преобладает в Казахстане сейчас.
19.  Информационные агентства, информационные ленты агентства "Интерфакс".

Основная литература:
1.  Вестник КазГУ. Серия журналистика. -Алматы: изд. Казахский университет (1998-1999 годы).
2.  Грабельников А. А. Работа журналиста в прессе. М., 2001.
3.  Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001.
4.  В. В.Ворошилов. Журналистика. Санкт-Петербург., 2001.
5.  Теория и практика советской периодической печати. Под редакцией
Пельта В. Д. М., 1980.
6.  Проблемы теории печати. Сборник статей под редакцией. Пельта В.Д. М., 1973.
7.  Четыре теории прессы. Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. М,, 1998.
8.  Шкондин М. В. Печать: основы организации и управления. М., 1982.
9.  Справочник журналиста. Богданов Н. Г., Вяземский Б. А. Лениздат., 1971.
10.  Подшивки республиканских газет за 1999-2000 годы.
11.  Подшивки республиканских журналов за 1999-2000 годы.
  

© Кафедра ЮНЕСКО КазНУ 2001-2002 гг.

© UNESCO chair of KazNU 2001-2002