Экологические экскурсии. Методическое пособие

 

 

 

 

 

Комплексные экологические экскурсии позволяют наиболее системно взглянуть на окружающую нас среду, в их сложных взаимосвязях между живыми организмами (их популяциями и сообществами) и окружающей средой.
Именно экосистема как единство и целостность биоценоза и биотопа является в настоящее время ключевой единицей изучения современной экологии.
Среди основных задач, которые ставятся учителем в ходе комплексной экологической экспедиции, можно назвать следующие:
· изучение видового состава растений и животных на изучаемой территории;
· знакомство с методами изучения природных объектов в разных средах обитания;
· приобретение навыков исследовательской работы (составление и оформление наиболее простых и доступных коллекций, изучение экологического состояния окружающей среды и др.);
· выявление экологических связей между членами биоценоза в разных экосистемах, их адаптации к условиям жизни;
· влияние антропогенных факторов на экосистемы;
· формирование у школьников навыков экологически грамотного поведения в природе, развитие экологической ответственности и др.
Заключительным этапом комплексной экологической экспедиции может стать деятельность по созданию экологической тропы.
Экологическая тропа - специально оборудованный и тщательно изученный, особо охраняемый путь (маршрут) по территории, окружающая природа которой позволяет учителю (воспитателю, педагогу дополнительного образования) передать знания о естественных явлениях и объектах, создать условия для развития экологической культуры учащихся.
В организации экологической тропы можно выделить следующие этапы:
1. Обработка результатов комплексной экологической экскурсии (видовое разнообразие флоры и фауны, геоэкологическая характеристика и др.). С привлечением культурно-исторического материала изучаемой территории позволяет создать целостное представление об экологических особенностях заказника
2. Подготовка дощечек с подписями наиболее типичных представителей животного мира, стендов об истории и культурологическом значении территории и помещение их по маршруту, в точках возможного обнаружения указанных видов. Дощечки могут быть дополнены картинками с изображением тех или иных представителей флоры и фауны.
3. Подготовка учителем подробного сценария проведения экскурсии по экологической тропе с привлечением познавательных задач и исследовательских заданий для учащихся.
Серьезная подготовка учителя к проведению экскурсии по экологической тропе - залог ее эффективности.
Маршруты экологических троп выбираются в зависимости от поставленной цели таким образом, чтобы в них были представлены как участки естественной природной среды, нетронутой "дикой" природой, так и территории, находящиеся в зоне антропогенного воздействия.
Экологические тропы рассчитаны на следующие критерии посетителей:
· педагогов и студентов;
· старших дошкольников, учащихся образовательных учреждений разных видов (школ, гимназий, лицеев, колледжей, университетов и др.);
· родителей, отдыхающих, организованных в экскурсионные группы и др.
Важным условием выбора места расположения экологической тропы является ее доступность в транспортном отношении, привлекательность ландшафтов на маршруте (эстетический аспект среды), ее информационная насыщенность. Информационные объекты условно делятся на познавательные (растения, животные, формы рельефа, почва, горные породы и др.), просветительские (места отдыха, транспортные магистрали, сельскохозяйственные угодья и др.) и предписывающие (лозунги, призывы, правила, указатели на щитах).
Иногда вдоль тропы развешивают искусственные гнездовья, устраивают микрозаказники для насекомых, закладывают геоботанические площадки и др.
Развивая разговор об учебных экологических тропах, следует отметить, что протяженность редко превышает 2 км из расчета проведения учебных экскурсий до 3 часов.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСКУРСИЯ: типология, организация, проведение
Непосредственное общение человека с природой предполагает наличие двух аспектов: первый - мы изучаем природу, второй - природа учит нас. По словам известного американского эколога О. Леопольда, "каждый участок леса должен давать своему владельцу не только доски, дрова и столбы, но еще и образование. Этот урожай мудрости всегда под рукой, однако его не всегда пожинают".
Отношение к природной среде как целостности предполагает в качестве своей предпосылки целостность культуры, а стало быть более тесную и гармоничную связь науки с искусством, философией, этикой. Слово "природа" в русском языке сокоренно словам род, отрок, отрада, радость и представляет собой сконцентрированное условие счастья человека.
Любовь к природе и творческое преобразование ее - два момента, позволяющие гармонировать систему взаимоотношений человека с природой. Важно, чтобы они находились в системном единстве, поскольку творчество без любви ущербно и нацелено лишь на внешнее владение природным объектом, а любовь без творчества духовно бесплодна.
Таким образом, необходимо знать то, что мы любим. Это возможно сделать в разных формах: научных экспедициях, экологических экскурсиях, экологических тропах и др. В данной работе мы остановимся на экологических экскурсиях.
В начале попытаемся разобраться в понятиях.
В энциклопедическом словаре, экскурсия определяется как "коллективное посещение достопримечательных мест, музеев и пр. с учебными или культурно-просветительскими целями". В пособиях по методике экологического или биологического образования школьная экскурсия трактуется как "форма образовательного процесса с классом или группой учащихся, проводимая вне школы с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях, по выбору учителя..."
Экскурсия состоит из нескольких этапов:
· подготовки;
· проведения;
· подведения итогов;
· использования результатов в дальнейшем обучении.

Для первого этапа необходимы как подготовка учителя, так и подготовка учащихся. Заранее продумываются возможности для получения максимума сведений о живой природе и ограниченного сбора объектов, чтобы не нанести ей вреда. Учителю необходимо определить цель, место и время проведения экскурсии, задания для самостоятельной работы учащихся.
Подготовка учащихся к экскурсии заключается в сообщении учителем темы и задач экскурсии, распределении заданий для самостоятельной работы (индивидуально или дифференцированно по группам), проведении беседы о содержании и оформлении отчета, о правилах поведения на экскурсии.
Для второго этапа экскурсии характерна вступительная беседа (рассказ), работа учащихся по заданиям под руководством учителя. Третий этап включает заключительную беседу, составление школьниками отчетов. Четвертый этап предусматривает использование материалов экскурсии на всех последующих занятиях в рамках разных образовательных и предметных областей.
Эффективность экскурсии зависит от согласованности всех ее этапов.
Для учителя остаются полезными советы по проведению экскурсий, выработанные на Павловской инструкторской экскурсионной станции еще в 1920 году
Десять заповедей экскурсионного дела
1. Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий.
2. Изучи место, куда ведешь экскурсию, наметь ее тему и составь ее план.
3. Выдерживай тему экскурсии, не отвлекайся случайными вопросами.
4. Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.
5. Избегай длинных объяснений.
6. Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.
7. Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут.
8. Умей правильно показать объекты и научи слушателей правильно смотреть их: всем должно быть все видно.
9. Не утоляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.
10. Закрепи экскурсию в памяти учеников последующей проработкой материала.

Французский ученый - педагог К. Сушон отмечает, что "дети не знают природу, а охранять можно лишь то, что хорошо знаешь...
Серьезным препятствием усвоения школьниками экологических знаний является отсутствие контактов с живой природой".
С точки зрения методики, экскурсию в природу целесообразно начинать с определения места (территории, экологической тропы и др.) по типичным признакам: основные черты ландшафта, характерные растения и животные, влияние антропогенного фактора и др. При этом необходимо обратить внимание учащихся на эстетическую ценность природы - уникальную, неповторимую красоту каждого из уголков природы в разное время года и даже в разные часы дня.
Восприятию красоты природы может помочь использование художественных образов из литературы. Русские поэты любили природу, были наблюдательны и дали в своих стихотворениях очень образные и точные с натуралистической точки зрения определения растений и животных, признаки, присущие времени года.
Поэтических описаний природы много у А. Пушкина, А. Тютчева, Фета, у современных поэтов П. Комарова, Вс. Рождественского, А. Вознесенского и др.
В контексте нашего подхода целесообразно остановиться на трех типах экскурсий по Юнтоловскому заказнику:
· эколого-ботанические, направленные на изучение взаимосвязей представителей растительного мира с окружающей средой;
· эколого-зоологические, посвященные изучению экологии животных;
- эколого-системные, (комплексные) имеющие объектом изучения экосистемы разных уровней организации.

Во время эколого-ботанических экскурсий учащиеся в основном изучают растения и явления, связанные с ними, в природе. Этого направления экскурсии можно проводить начиная с уровня дошкольников до старшеклассников. Конечно тематика проводимых экскурсий, объем и глубина изучаемых явлений и процессов будет различны. Условия Юнтоловского заказника в этом направлении очень благоприятны.
На его территории обнаружено 337 видов сосудистых растений и 69 видов мхов. Некоторые из них весьма редки и нуждаются во всяческой охране. Из числа редких растений, встречающихся в заказнике, можно назвать щавель прибрежный, фиалку топяную, росянку промежуточную, крестовник болотный, камыш укореняющийся, осоку водяную, осоку Буксбаума, рогоз узколистый и др.
Особого упоминания заслуживает восковник болотный, занесенный в Красную Книгу России. Этот низкий кустарник с мелкими темно-зелеными листьями и сильным смолистым запахом (его листья применяются в медицине) растет, как правило, на заболоченных приморских лугах, низинных и переходных болотах. В заказнике восковник произрастает на большом пространстве севернее Лахтинского разлива, на осоковых и, особенно, осоково-сфагновых болотах, где нередко образует сплошные заросли.
Юнтоловский заказник - единственное место в России, где популяция этого растения может быть сохранена в жизнеспособном состоянии.
Восковник опыляется ветром, и для нормального плодоношения его заросли должны составлять единый массив и занимать большую площадь. Во всех других местах количество особей для этого оказывается явно недостаточным. Поэтому сохранение данного растения в Юнтоловском заказнике приобретает особое значение.
Эколого-ботанические экскурсии носят значимый фенологический* характер.
Осенью предстает интерес проведения экскурсии по теме "Общее знакомство с цветковыми растениями". На этой экскурсии учащиеся знакомятся с важнейшими формами и органами нескольких наиболее типичных растений, их развитием, долголетием и условиями жизни. Особое внимание обращают на цветущие растения (например, фото на стр. 19,22). Проводят наблюдение за способами распространения плодов и семян, за сезонными признаками наступающей осени.
Возможна зимняя экскурсия "Растения зимой", в рамках которой учащиеся могут познакомиться с различными деревьями, их стволами, ветвями, почкорасположением, корой, возрастом спиленных деревьев по пням и др.
Под снегом можно найти растения с корневищами, с почками, подготовившимися к цветению.
Обязательной (в определенном смысле, классической) следует считать экскурсию "Жизнь растений весной", на которой рассматриваются такие объекты и явления как: всходы, почки, побеги, формы листьев, вегетативное размножение, цветение, насекомоопыляемые и ветроопыляемые цветки; развитие растений, цветущих весной; признаки весны.
На экскурсии учащиеся знакомятся с цветковыми и споровыми растениями и их местообитанием. Выявляются экологические особенности леса, условия жизни растений в лесу и роль леса в природной среде.
На экскурсии обращается внимание на приспособленность к среде водорослей, грибов, лишайников, мхов, папоротникообразных и цветковых, их место в растительном сообществе (фитоценозе).
Учащиеся могут самостоятельно собрать коллекцию растений с разных территорий и провести при этом наблюдение над их распространенностью, изменчивостью форм и связью их со средой.
Эколого-зоологические экскурсии имеют существенные отличия от эколого-ботанических.
Трудно находить млекопитающих, птиц, пресмыкающихся и рыб и их местообитания вследствие их большой подвижности и осторожности.
Более доступны лягушки, водные насекомые, муравьи и др. Б. Е. Райковым и М. Н. Римским-Корсаковым детально разработаны экскурсии по отдельным группам животных.
Эколого-зоологические экскурсии, несмотря на некоторые трудности, имеют громадное познавательное, воспитательное и развивающее значение. На этих экскурсиях учащиеся, связывая животный мир с миром растений и окружающей (внешней) средой, получая представление о целостности экосистем(биогеоценозов), приобретают экологическое миропонимание природы, являющееся элементом экологической культуры.
Эколого-зоологические экскурсии также имеют важный фенологический характер.
В содержание осенней экскурсии целесообразно включить изучение животных водоема в плане многообразия видов животных и различной приспособленности их к условиям жизни (различные типы движения, питания, дыхания, размножения, защиты), изучение муравьев и муравейника (не разрушая его!), сбор рачков, дафний и др. для заселения уголка живой природы в кабинете экологии или школьном экологическом центре.
Во время зимней экскурсии особое внимание следует уделить адаптации животных к условиям зимы, нахождению и идентификации следов животных на снегу и др. В зимнее время интересно наблюдать гнезда птиц, мышей-малюток; следы на снегу и т. д.
Совершенно необходимой является весенняя экскурсия в пробуждающуюся природу.
На летней экскурсии наблюдается связь животных с растениями: на каких деревьях селятся птицы, белки и др.; какими растениями питаются, какие запасают впрок. Обращается внимание на многоярусность обитания птиц в лесу, на виды, характерные для разных биогеоценозов: леса лиственного, хвойного, болота, луга, озера и др.
Применительно к Юнтоловскому заказнику следует отметить, что его фауна позвоночных животных отличается большим разнообразием.
В Лахтинском разливе и речках заказника встречается 25 видов рыб и круглоротых. Наиболее типичны плотва, лещ, окунь, щука и 2 вида колюшек. Обнаружены виды, находящиеся в нашем регионе под угрозой исчезновения: речная минога, синец, язь, налим.
В заказнике отмечены 5 видов амфибий (по 2 вида тритонов и лягушек, а также серая жаба) и 3 вида рептилий (живородящая ящерица, обыкновенный уж и гадюка).
В периоды сезонных миграций в Юнтоловском заказнике отмечено не менее 150 видов птиц, 13 из которых занесены в Красную Книгу. Среди них - тундряной лебедь, 2 вида гусей, большой подорлик, скопа, коростель, дупель и др. На гнездовании в заказнике встречается свыше 90 видов птиц, 4 из которых: коростель, белоспиный дятел, болотная сова и варакушка - занесены в Красную Книгу Балтики.

 

Как составить описание природного объекта, подлежащего охране?

Способы обследования природного объекта могут быть разными. Однако его изучение требует серьезной подготовительной работы учителя и учащихся.
Поскольку Юнтоловский заказник- "площадной" природный объект, занимающий большую территорию и акваторию, для его изучения необходимо иметь план или карту местности, на которой он расположен.
План внимательно изучается для выбора маршрута движения и для комплексного описания природных условий.
Многообразие экосистем, встречающихся на территории заказника позволяет привлечь для изучения природного объекта учащихся разных возрастов, а также своих коллег - учителей географии, биологии, химии, литературы, истории.
При описании охраняемого природного объекта можно воспользоваться следующим планом:
1. Наименование и площадь природного объекта.
2. Географическое положение (привязка к населенным пунктам, расстояние до них, перечень видов транспорта, которым возможен подъезд).
3. Границы охраняемого природного объекта.
4. Организационная форма природного объекта.
5. Сведения по истории изучения.
6. Характеристика природных условий:
6.1. Геологическое строение и рельеф.
6.2. Поверхностные воды (на карте или плане отмечаются и описываются реки, озера, болота).
6.3. Почвы (по материалам описаний почвенных разрезов дается характеристика основных типов почв, отмечается их связь с увлажнением и особенностями растительного покрова).
6.4. Растительность (составляются краткие описания лесных, луговых, болотных типов растительности).
6.5. Животный мир (приводится перечень основных представителей фауны беспозвоночных и позвоночных животных, экологические условия их мест обитания).
7. Фонд особо охраняемой территории (отмечаются своеобразные сохранившиеся биогеоценозы, формы рельефа, редкие или занесенные в Красную книгу России виды растений и животных. Особо выделяется познавательное, научное, эстетическое значение природного объекта).
8. Виды и ареалы антропогенного воздействия и последствия их влияния на охраняемую территорию.
9. Меры охраны природного объекта.

Составление такого описания является серьезной научно-исследовательской работой, на пути к которой Вы можете пройти многими тропами Юнтоловского заказника вместе с Вашими учениками.
Пусть сопутствуют Вам радость общения с природой, друг с другом и радость научного познания.
Представленная в данном пособии информация поможет выбрать форму работы, конкретный объект для изучения, составить общее представление о Юнтоловском заказнике для нашего города и региона.

 

Путь от дна моря до территории многомиллионного города

Мы вступили на территорию Юнтоловского заказника.
"Заказ" - старинное русское слово и означает запрещение на что-либо. "Заказано" значит "не трогай или делай разумно".
Задача заказника - способствовать целостности природного комплекса, поддерживать общий экологический баланс. Некоторые заказники создаются для восстановления отдельных или группы природных компонентов.
"Владения" заказника не закрыты для людей. Мы спокойно пересекли его границы, шагнули прямо с городских улиц на уникальную природную территорию. Она уже давно находится в границах многомиллионного города, окружена разнообразными антропогенными ландшафтами и на протяжении нескольких сот лет развивалась параллельно поселениям человека, сохраняя свою уникальность.
Приневская низменность, на территории которой расположен Юнтоловский заказник, пережила длинную и сложную историю. Это речная долина шириной 30-50 км, плоскими ступенями спускающаяся к Финскому заливу. На глубине свыше 200 м находится Кристаллический фундамент из гранитов, гнейсов, диабазов, а на нем - осадочные отложения - песчаники, пески, глины, известняки. Их возраст около 400 млн. лет. В ледниковое и послеледниковое время четвертичного периода продолжалось формирование современного рельефа петербургской территории. Возникший около миллиона лет назад на Скандинавском полуострове материковый лед в ледниковые эпохи продвигался далеко на юг. Последнее (Валдайское) оледенение закончилось 12 тыс. лет назад. В районе современного Петербурга толщина ледового покрова достигала 1000 метров.
Надвигавшиеся ледники несли со скандинавских скал пески и глины с валунами из кристаллических пород.
В пригородах Санкт-Петербурга встречается много валунов. Природа оставила их словно вехи геологической истории Земли, свидетелей его прежнего рельефа.
В 1770 году один из таких валунов весом около 1600 тонн был обнаружен совсем неподалеку - близ поселка Пахта. Известный под названием "Громкамень" монолит с большими трудностями был доставлен на Сенатскую площадь и был использован как пьедестал знаменитого "Медного всадника" -памятника Петру I. Не только памятник великому Петру, но сам постаментчудо природы - восхитил современников его появления в Петербурге и продолжает восхищать потомков.
По правде сказано, что сей есть Камень-гром, Он громок славою ввек будет со Петром, Провозгремят о нем повсюду громы лирны, И будет он вмещен во Чудеса Всемирны.
Василий Рубан,1782 г.
После таяния ледника в низинах и впадинах скапливались воды, таким образом возникли моря и озера, менявшие со временем свои размеры и конфигурацию. Большая часть современной территории города еще в сравнительно недавнее геологическое время было затоплена Литориновым морем и вышла из-под него всего лишь 4 тысячи лет назад.
Приморская равнина, затопившаяся Литориновым морем, окаймляет Финский залив узкой полосой, расширяющейся там, где когдато были заливы моря. Таким же заливом моря являлась Лахтинская низменность.
Сегодня на территории Лахтинской низменности сохранился уникальный историко-ландшафтный, водно-болотный, ботанический и зоологический объект, который характеризуется исключительным для данной широты богатством и разнообразием растительных и животных сообществ.
Приморский ландшафт и акватория Лахтинского залива - места гнездований и остановок на пролете редких видов птиц, следующих Беломоро-Балтийским миграционным путем, нерестилищ рыб.
С этой уникальной территорией издавна соседствовал человек.
Одно из древних поселений на берегу Финского залива - Лахта. Оно существовало задолго до освоения Петербурга. Это название встречается на старинных русских картах начала XVIII века. Само слово "лахта" финского происхождения и буквально означает "залив","бухта".
Екатерина II пожаловала "мызу Лахту" Григорию Орлову. Позднее Лахтой и близлежащими территориями владела семья графов Стенбок-Ферморов. После постройки на берегу Финского залива в 1894 году Приморской железной дороги район Лахты стал развиваться как дачная местность. Образовались дачные поселки Ольгино, Владимировка (пос. Лисий Нос), Александровка. С 1963 года Лахта и Ольгино вошли в состав Ждановского района Ленинграда.
В 70-80 годы XX века на Лахтинскую низменность начал наступать разрастающийся Петербург: на болотное побережье со дна залива был намыт песок и построен целый жилой район, непосредственно граничащий сегодня с заказником.
Уникальный природный комплекс Лахтинской низменности не мог не привлекать внимания натуралистов. Уже с начала нашего столетия учеными - биологами не раз поднимался вопрос о создании заповедного участка на северном побережье Невской губы. С 1919 по 1932 гг. вЛахте во дворце Стенбок-Ферморов существовала экскурсионная станция Комиссариата просвещения и музей природы побережья Невской губы. В проводимых на станции лекциях и экскурсиях гармонично сочетались естественнонаучный и историко-культурный подходы к познанию природы и истории родного края.
Однако многочисленным попыткам создания здесь ООПТ долгое время не суждено было претворится в жизнь. Время больших строек, время "иной" красоты - красоты научно-технического прогресса - неумолимо уничтожало уникальные природные сообщества.
Только в 80-е годы благодаря усилиям ученых - экологов, усилиям всего мирового сообщества людьми стало овладевать понимание невосполнимости утраченных природных ценностей, обеднения не только биосферы, но и духовного мира человека.
Страстным призывом к современникам звучат строки поэта С. Куняева:

Я люблю тебя, большое время.
Но прошу - прислушайся ко мне:
Не убей последнего таймена,
Пусть гуляет в темной глубине.
Не губи последнего болота,
Загнанного волка пощади,
Чтобы на Земле осталось что-то,
От чего щемит в моей груди.

В результате многолетней деятельности таких энтузиастов охраны природы, как профессора Г. А. Носкова и М. С. Боч и их помощников был разработан проект комплексного заказника "Юнтоловский". Решениями Ленгорсовета в 1991 году заказник был организован.
Сегодня территория заказника охватывает озеро Лахтинский разлив - залив Невской губы лиманного характера. Форма его трапециевидная, ножная часть, прилегающая к Финскому заливу, сужена.
К северу от озера расположен обширный зеленый массив Юнтоловской лесной дачи, ограниченный впадающими в разлив речками Юнтоловкой и Каменкой, а также полями, расположенными близ поселка Каменка. Лахтинский разлив с его тростниковыми зарослями, прибрежными луговинами и Юнтоловская дача с различными типами лесов и болот в совокупности составляет заказник.


3. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

Сложность правильного понимания и оценки экологической обстановки обусловлена необходимостью учитывать все возможные взаимодействия в

данном месте живых компонентов экосистемы как между собой, так и с окружающей средой, при условии действия лимитирующих биотических и абиотических факторов. Как правило, подобная оценка, моделирование ситуации и прогнозирование ее развития осложняется различными формами антропогенной нагрузки.
Первое определение экосистемы как совокупности живых организмов со средой их обитания было дано в 1935 году Тэнсли. При экосистемном подходе в центре исследования оказываются поток энергии и круговороты веществ между биотическими и абиотическими компонентами экосферы.
Экосистемный подход предполагает исследования функциональных связей живых организмов между собой и с окружающей средой, а также факторов, нарушающих саморегуляцию экосистемы и ведущих ее к дисбалансу Этот подход необходим при разработке стратегии хозяйственного использования экосистем.
В экосистемном подходе важное место занимает концепция гомеостаза (саморегуляции) для оценки антропогенного воздействия на процессы, регулирующие целостность экономики.
При изучении экологии сообществ главное внимание уделяется биотическим компонентам экосистем, определению и описанию видового состава, факторам лимитирующим их распространение (биотическим, абиотическим и антропогенным).
Синонимом понятия экология сообществ является синэкология.
Популяционный подход имеет важное значение для оценки динамики популяции, ее численности в данное время, возможных ее изменений и факторов, оказывающих влияние на эти изменения, критическую численность вида. Этот подход позволяет не только оценить объем используемых биологических ресурсов и их эксплуатационный потенциал, но и определить стратегию их дальнейшего использования.
Моделирование экологической ситуации, в дополнение к выше перечисленным методам, предполагает изучение мест обитания живых организмов.
Местообитание вида (по Н. Ф. Реймерсу) - это пространственно ограниченная совокупность условий абиотической среды, обеспечивающая весь цикл развития особей, популяций или вида в целом. Другими словами, это участок окружающей среды (территория или акватория) определенного типа, где существует конкретный живой организм.
Каждый вид занимает в своем местообитании определенную экологическую нишу. Понятие экологической ниши было введено Дж. Гриннеллом в 1928 году, но до настоящего времени окончательно не установилось и существуют различные варианты трактования этого понятия. Большинство специалистов определяют экологическую нишу вида не только и не сколько как физическое пространство, но и как функциональную роль организма, вида или популяции в сообществе и в целом в экосистеме. По Н. Ф. Реймерсу, экологическая ниша - это место вида в природе, включающее не только положение вида в пространстве, но и функциональную роль его в сообществе (например, трофический статус) и его положение относительно абиотических условий (температуры, влажности и т. д.).
Заселение экологической ниши (аннидация) - наиболее эффективный способ, позволяющий избежать межвидовой конкуренции и дающий возможность сосуществовать многим видам в пределах одной экосистемы.
Сходные местообитания включают сходный набор экологических ниш и поэтому в различных частях земного шара можно встретить морфологически близкие, хотя и различные по таксонометрическому положению виды животных и растений.
Как правило, анализ местообитания широко применяется в полевых исследованиях.
Некоторые сообщества настолько тесно связаны с конкретными условиями местообитания, что их практически невозможно изучать в ином контексте, например, сообщества мангровых зарослей, засоленных болот, береговой литорали и т. п.
Эволюционные подходы в экологии позволяют понять основные закономерности, действовавшие в экосфере до того момента, когда важным фактором окружающей среды, влияющим на большинство организмов и на физическую среду, стала деятельность человека.
Историческая экология исследует процессы в экосфере, связанные с развитием человеческой цивилизации и технологии, с увеличением антропогенной нагрузки на природную среду, с изменениями границ экологической ниши человека как компонента окружающей среды не только природного, но и социального. Исследования исторической экологии охватывают временной промежуток от неолита до наших дней.
Экосистема представляет собой функциональное единство организмов и окружающей среды. Сложившиеся экосистемы представляют собой открытые системы с поступлением и выходом энергии и вещества, внутренние функциональные связи которых обусловлены их биотическими и абиотическими круговоротами.
Первичные продуценты являются источником питания растительноядных животных, или консументов 1 ранга, или порядка. Консументы - это организмы, которые удовлетворяют свои энергетические потребности за счет химической энергии, а потребности в углероде за счет органических источников. На карте указаны две точки, в которых можно наблюдать характерные примеры экосистем: лес и озеро (см. схемы I и II)
В Юнтоловском заказнике можно наблюдать следующих продуцентов; ива, сосна, рогоз, рдесты, водоросли и т. д.
Когда говорят об околоводной растительности, то чаще всего упоминают камыши. Однако, в обиходе этим словом нередко называют растения, относящиеся к совершенно разным родам: камыш, рогоз и тростник. Их нужно четко различать.
1. Рогоз широколистный принадлежит к роду многолетних растений семейства рогозовых. Это водные или болотные травы с длинным ползучим корневищем. Узкие листья обычно превышают длину стебля; благодаря их винтообразной скрученности, а также выделяемой клетками влагалищ слизи рогоз хорошо противостоит сильным ветрам. Цветки мелкие, однополые и однодомные, собраны в цилиндрические початки; верхняя часть соцветия всегда мужская, нижняя - женская. Плоды разносятся ветром и водой.. Богатые крахмалом корневища могут использоваться для получения муки, служат кормом для ондатры, нутрии, бобра и др. животных. Рогоз - важнейший компонент плавней.
2. Тростник обыкновенный или южный , вид многолетних трав семейства злаков Тростник принадлежит к числу влаголюбивых растений, образующих большие и почти чистые заросли по берегам водоемов, а нередко и в воде. Тростник обыкновенный почти космополит и обладает довольно широкой экологической пластичностью. Он может расти также на болотах различных типов, в болотистых лесах, на горных склонах с подтоком грунтовых вод и на солончаках. Тростник достигает высоты до 3,5 м. Многоцветковые колоски собраны в метелку. Размножается преимущественно вегетативно и у нормально развитых цветущих клонов тростника зерновки образуются далеко не всегда и в небольшом количестве, что, по-видимому связано с большой древностью этого вида.
Камыш лесной , Камыш озерный
Камыш, род многолетних, реже однолетних трав семейства осоковых. Широко распространенный в умеренной Евразии камыш озерный - высокое (до 2,5 м) растение с почти безлистными стеблями, часто образующее обширные заросли в озерах и прудах на глубине до 1 м и более. Размножается камыш озерный преимущественно вегетативно, посредством длинных корневищ. Плоды распространяют водоплавающие птицы эндозоохорно и отчасти эпизоохорно - с грязью на лапках. Камыш озерный вместе с тростником южным и некоторыми другими обитающими в водоемах растениями выполняет важную функцию биологической очистки воды. Он является одним из основных торфообразователей.
К консументам 1 порядка относятся растительноядные животные и паразиты растений (грибы, растения, животные). В водных экосистемах роль первичных консументов выполняют моллюски, мелкие ракообразные и организмы зоопланктона, питающегося водными продуцентами - фитопланктоном. Для Юнтоловского заказника характерны: лось, лебедь, майский хрущ, павлиний глаз и др.
К консументам 2 или 3 порядка относятся плотоядные животные (хищники, падальщики и паразиты животных). Для Юнтоловского заказника это: стрекоза, красотка, уж, гадюка, бурозубка, (см. схемы), в том числе такие редкие для северо-запада России: скопа и растение-хищник - росянка .
Замыкают функциональные связи в экосистеме организмы, которые получили название редуценты (грибы, бактерии) и детритофаги (животные). Эти группы организмов иногда объединяют одним названием - редуценты, но формально это не верно, т. к. это название относится только к сапрофитным организмам.

ГЛОССАРИЙ

Антропогенный фактор - фактор, связанный своим происхождением с хозяйственной деятельностью человека.
Ареал - область распространения определенного вида или популяции живых организмов.
Биосфера - все экосистемы, включая все живые существа и места их обитания.
Биотоп - относительно однородное по абиотическим факторам среды пространство, занятое биоценозом.
Биоценоз - биологическая система, представляющая собой совокупность популяций различных видов растений, животных и микроорганизмов, населяющих определенный биотоп.
Заказник - участок природной территории, предназначаемый для постоянной или временной охраны одного-двух, а иногда и более, ценных объектов живой природы или геологических памятников (ландшафтов)
Конвенция - обязательное официальное соглашение, заключенное рядом государств и/или организациями экономического сотрудничества (например, Европейский Союз - ЕС), согласно которому каждое государство/организация принимает на себя определенные обязательства.
Орнитофауна - совокупность видов птиц, обитающих на определенной территории.
Основное питательное вещество - химический элемент, который составляет основу питания живого организма и которую не вырабатывает сам организм (например, микроэлементы, азот, углерод, глюкоза, аминокислоты и т. д.).
Особо охраняемые природные территории (ООПТ) - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное, и оздоровительное значение, изъятые частично или полностью из хозяйственного пользования и для которых установлен режим особой охраны.
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) - исследование, предшествующее или сопровождающее проектирование или проведение работ (строительство дорог или промышленного предприятия), реализация которых могла бы оказать воздействие на окружающую среду; цель такой оценки - показать возможные последствия этого воздействия.
Первичная продукция - органическое вещество (остатки растений, например, мертвые листья), вырабатываемые такими организмами, как растения и некоторые бактерии в определенный период времени.
Популяция - совокупность особей данного вида, в течение большого числа поколений, населяющих определенное пространство, и обладающая условиями, необходимыми для поддержания его численности на определенном уровне и свойствами, определяющими единство особей (общность ареала и происхождения, сходство морфологических и других признаков, свободное скрещивание)
Устойчивое развитие - экономическое развитие современных поколений не должно представлять опасности для экономического развития будущих поколений; для выполнения этого требования политика "устойчивого развития" обеспечивает продолжительное существование природных ресурсов (вода, воздух и биологическое разнообразие), делая охрану окружающей среды частью любой проводимой политики.
Фенология - наука, изучающая сезонное развитие (ритмы) природы (растений и животных), обусловлено сменой времен года и изменениями погодных условий.
Фотосинтез - процесс образования растениями и некоторыми бактериями сложных органических молекул, необходимых для их жизнедеятельности, с использованием солнца в качестве источника энергии.
Экологическая тропа - специально оборудованный и тщательно изученный особо охраняемый путь (маршрут) по территории, окружающая природа которой позволяет учителю (воспитателю, педагогу дополнительного образования) передать знания о естественных явлениях и объектах, создать условия для развития экологической культуры учащихся.
Экологическая культура - система знаний, умений, ценностных ориентации человека в области науки, искусства, верований, обычаев и традиций, способов активной деятельности сохранению и улучшению окружающей среды.
Экосистема - любое сообщество живых существ и его среда обитания, объединенные в единое функциональное целое, возникающее на основе взаимозависимости и причинно-следственных связей, существующих между отдельными экологическими компонентами.
Экскурсия - форма проведения занятий с учащимися, проводимая вне школы с познавательными и др. целями при передвижении от одного объекта к другому в их естественной среде или искусственно созданных условий.
Эндемичный вид - вид, который встречается только в определенном районе или среде обитания.