АНАЛИТИКА

25-летие со дня появления на свет первых персональных компьютеров (см. PC Week/RE, N 28-29/2006, с. 16) заставило и специалистов отрасли, и простых пользователей задуматься о том, какое будущее уготовано "персоналкам". По мнению аналитической компании Gartner, феноменальный успех технологии ПК связан в первую очередь с превращением этих машин в платформу для многочисленных разработок, наделенную способностью к эволюционному развитию. Но требования пользователей постоянно меняются. Смогут ли ПК ответить на будущие запросы?

Всего за четверть века индустрия ПК выросла до огромных размеров. За это время было продано примерно 1,6 млрд. устройств, из них на сегодняшний день работают 870 млн. Годовой объем этого рынка превышает 200 млрд. долл. Аналитики объясняют такой триумф тремя ключевыми факторами.

- ПК - открытая, расширяемая платформа, достаточно гибкая для выполнения самых разнообразных функций. К примеру, сначала настольные компьютеры служили только для исполнения программ, а потом пригодились для работы с Интернетом.

- Экономия за счет расширения масштаба производства способствует снижению стоимости ПК. Ранее предполагалось, что более дешевые тонкие клиенты потеснят полнофункциональные машины, но эти прогнозы не оправдались. Сейчас объем поставок тонких клиентов не превышает 1% рынка ПК.

- Физические размеры человеческого тела определяют и размеры оборудования, применяемого для тех или иных функций. Параметры ПК с этой точки зрения оптимальны, а вот смартфон, которого иногда называют преемником "персоналок", вряд ли оправдает эти ожидания, так как слишком миниатюрен и может служить для выполнения лишь небольшого набора операций по обработке данных.

Однако господство ПК находится под угрозой. Хотя операционные системы и приложения постоянно совершенствуются, эти достижения приносят мало пользы потребителям, так как усложняют и без того непростой процесс работы с настольной машиной. Нельзя забывать и о слабых сторонах ПК - о недостаточной простоте их использования и о невысоком уровне стабильности.

За 25 лет было продано примерно 1,6 млрд. ПК, а годовой объем этого рынка превысил 200 млрд. долл.

В результате, подчеркивают аналитики, расходы предприятий на конфигурирование и эксплуатацию персонального оборудования нередко значительно превышают затраты на его приобретение; домашние пользователи не получают желаемого - простого устройства, которое делает то, что нужно, сразу после включения, а норма прибыли поставщиков ПК постоянно снижается.

По прогнозу Gartner, в ближайшие годы серьезную конкуренцию персональным компьютерам составят новые устройства. Благодаря снижению стоимости и массовому распространению услуг широкополосной связи открывается возможность вычислительной обработки в удаленном режиме. В связи с этим появляются совершенно новые способы работы с приложениями, позволяющие в некоторой степени скомпенсировать сложность использования ПК.

Хотя платформа ПК не удовлетворяет всем запросам потребителей, присущие ей гибкость и способность адаптироваться к требованиям рынка повышают вероятность ее успеха в конкурентной борьбе. Здесь ключевую роль может сыграть технология виртуализации, которая позволит разработать функции и методы доступа, направленные на упрощение использования и повышение надежности ПК.

Но на этом пути индустрии ПК придется столкнуться с рядом проблем. Главными из них, по мнению аналитиков, являются адаптация к новым способам работы с приложениями и освоение современных методов управления и бизнес-моделей при сохранении совместимости со всем тем, что уже наработано в этих областях.

Версия для печати