Законотворческий процесс в Государственной Думе

ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ
Выпуск 58
22 мая 2003 года

О работе Государственной Думы в апреле 2003 года

О целостности и неприкосновенности российской территории

24 апреля отклонены в первом чтении проекты законов Российской Федерации "О поправках к статье 67 Конституции Российской Федерации" и "О поправках к статьям 67, 72 и 102 Конституции Российской Федерации", внесенные Сахалинской областной Думой.

Проектами в Конституцию вносились дополнения, направленные на достижение того, что авторы именуют "неотторжимостью территории Российской Федерации". В статью 67 предлагалось включить соответствующий императив ("территория Российской Федерации неотторжима"). Кроме того, в той же статье предусматривалась запись: "Границы субъекта Российской Федерации, являющиеся частью Государственной границы Российской Федерации, могут быть изменены только с согласия субъекта Российской Федерации, определяемого итогами референдума, проведенного на территории субъекта Российской Федерации".

Волнуют инициаторов японские притязания на группу островов Хабомаи (Итуруп, Кунашир, Шикотан и Зеленый). Авторами утверждалось также, что игнорирование мнения субъектов Федерации при решении вопроса о границе их территории, совпадающей с Государственной границей, порождает неравенство субъектов - мнение имеющих внутренние границы учитывается при изменении границ, а мнение имеющих внешние границы - нет. Приводился пример Калининградской области, имеющей только внешние границы. Такие рассуждения кажутся демагогическими: если внутренних границ нет, так их и нет. Государственная граница и граница субъекта - совершенно разные юридические понятия.

По мнению комитетов по законодательству и госстроительству, а также Правительства, Конституция в достаточной мере защищает целостность и неприкосновенность российской территории (часть третья статьи 4).

Дальше...
Оглавление выпуска