Go to
International Version

РЕКЛАМА
Журнал «Курсив»:

О журнале «Курсив»

Читальный зал
Избранные статьи

Содержание
всех номеров


График выхода

Подписка
Здесь и сейчас!

Распространение
Где купить…


Семинар «Курсив»:

Авторам и рекламодателям:

Будущему автору

Реклама
Условия и цены

Перепечатка
Статей и материалов


©1998-2001
Издательство «Курсив»

Издательство
«Флексо Плюс»
«Пакет»
«ГАРТ»
Excourse
ПРОДУПАК
ТУР  АГЕНСТВО - WBT
«Курсив» №6 (32), декабрь 2001

На помощь приходит стохастика

Обработка и растрирование изображений для печати газет

Даже маленькая практика
стоит большой теории
Закон Букера

Несмотря на развитие аудиовизуальных средств массовой информации и Интернета, популярность газет не только не падает, но и продолжает расти. Возрастает и их конкуренция. На популярность той или иной газеты в немалой степени влияет качество ее полиграфического исполнения. Бесспорно, полноцветная газета гораздо лучше воспринимается читателем и ее чаще выбирают на газетных прилавках.

Прошли те времена, когда понятие «цветная» газета отсутствовало по определению. Сегодня, в век визуальной перенасыщенности, за покупателя приходится бороться. Однако по-прежнему качество многокрасочных газет оставляет желать лучшего. Здесь сказываются особенности газетных машин, бумаги и красок. Есть ли способы повысить качество воспроизведения иллюстраций в газете? Оказывается есть. Здесь на помощь может придти стохастическое растрирование.

Однако зачастую бывает так, что переход от черно-белого исполнения к многокрасочной печати ухудшает, а не улучшает визуально качество какой-либо газеты. Технических и технологических причин этому много. Ведь далеко не на всех печатных машинах можно выпускать газеты приемлемого качества без соответствующего изменения технологии и должного внимания со стороны печатников.

Уже давно прошли те времена, когда у каждой газеты была своя печатная база. Сейчас, как правило, допечатная подготовка издания происходит в одном месте, а собственно печать — в другом. Поэтому редакция не может радикально повлиять на качество полиграфического воспроизведения. Можно только выбрать соответствующую типографию с соответствующими полиграфическими мощностями. В этой связи возникает вопрос: «А можно ли все-таки на допечатной стадии подготовки обеспечить качество печати?». В данной статье мы (журнал «Курсив») расскажем о методах решения этой проблемы. Более того, мы решили сами провести эксперимент и подбирать параметры допечатной обработки изображений для печати газет.

Технологические особенности газетной печати

Печать газет (здесь и далее — многокрасочных) имеет целый ряд особенностей.

  • Очень высокое растискивание. Это происходит из-за более высокого впитывания и растекания краски по поверхности бумажной ленты (рис. 1). Газетная бумага, по сравнению с мелованной, более пористая, а краски для газет более жидкие, чем для листового офсета. Такая невязкая краска используется, чтобы печатать на больших скоростях и не «выщипывать» газетную бумагу.
  • Сложность с воспроизведением высоких линиатур растра. Очень сложно получить растровые точки небольшого размера (точки в светах), и, обеспечивая равномерность градационной характеристики, приходится уменьшать линиатуру растра, что существенно визуально ухудшает качество изображения. 
  • Неприводка. Высокая скорость печати, неравномерная намотка бумажной ленты, вибрация от приводов и фальцаппарата и другие факторы приводят к заметной даже на глаз неприводке изображений. На неприводку могут влиять и изношенность печатных секций, и не очень высокий класс машины.
  • Проскальзование и двоение. Визуально воспринимаются как дальнейшее увеличение растискивания (то есть затемнение изображения и снижение его контраста).
  • Невысокий процент красконаложения. Хорошая впитываемость бумаги и жидкие краски не позволяют обеспечить большой процент красконаложения. Контраст изображения снижается, и газета визуально теряет в качестве. Сравнить качество журнальной и газетной печати можно на рис. 2.

Рис. 1. Величина растискивания:
а — «идеальная» краска
б — высококачественная печать
в — журнальная печать
г — газетная печать

Учитывая все эти факторы, можно улучшить качество воспроизведения иллюстраций. К сожалению, конкретных рекомендаций в отраслевой литературе нам найти не удалось. Есть европейский стандарт NewsPrint (подробнее о нем см. на с. ???), который был бы хорошей рекомендацией, если б учитывал особенности российской печати: качество офсетной бумаги, состояние печатного оборудования и др.

Именно поэтому решили подготовить и напечатать в типографии комплект тестов, которые позволили бы определить параметры допечатной обработки изображений, обеспечивающие максимально возможное для данной машины качество печати газеты. Мы не ставили цель оценивать качество печати машины или мастерство печатников. С помощью тестов мы оценивали лишь текущее состояние той или иной печатной системы (печатная машина, набор расходных материалов, бригада печатников), а уже потом подбирали наиболее удачные для наших изображений параметры воспроизведения.

Стохастическое растрирование

В последнее время ведущие зарубежные полиграфические компании прилагают немало усилий, чтобы улучшить качество воспроизведения за счет изменений в допечатной подготовке издания. Прежде всего это использование специальных алгоритмов растрирования, в частности, стохастических. Интерес к ним одно время несколько поугас, а вновь заговорили о них именно применительно к газетному производству. Теоретически стохастическое растрирование может улучшить качество газетной и простой журнальной продукции. Преимущества здесь следующие:

  • Отсутствие видимой растровой структуры даже на невысоком газетном растре. Сразу улучшается визуальное впечатление от изображения, оно становится как бы «фотографическим». Растровая розетка, проявляющаяся на низких линиатурах, портит впечатление от изображения, и если есть возможность от нее избавится, то это бесспорный плюс технологии.
  • В стохастическом растре все элементы растровой структуры изображения имеют примерно одинаковый размер. Для газет используются элементы растра размером около 35–45 мкм. Это соотвествует четырех-, пятипроцентной точке в светах при линиатуре 150 lpi (60 лин/см) или четырехпроцентной точке при линиатуре 133 lpi (52 лин/см). Это сравнительно легко воспроизводимые величины для современных газетных машин. А поскольку размер печатных элементов одинаков, то легче достигается стабильность водно-красочного баланса. В этой же связи проще решаются проблемы с «выбиванием» светов и «заливкой» теней. Света, полутона и тени воспроизводятся более плавно.
  • Отсутствие растровой структуры приводит к тому, что стохастические растры существенно менее чувствительны к возникновению неприводки. Этот факт очень важен именно для газетной печати. При одной и той же величине неприводки изображение, подготовленное стохастическим растром, внешне выглядит более качественно.
  • Считается, что при стохастическом растрировании можно увеличивать толщину красочного слоя, по сравнению с традиционной печатью, что повышает контраст изображения. А именно в газетной печати за счет не белой бумаги и небольшого процента красконаложения, контраст изображения резко снижается.
  • Известна способность стохастических растров как бы «высветлять» изображение, особенно в области глубоких теней. Для высоколиниатурной стохастики применяется даже специальная компенсация, позволяющая ликвидировать эту особенность. А при печати газет это может сыграть, скорее, положительную, чем отрицательную роль, поскольку здесь как раз затемнение изображения и, прежде всего, в области глубоких теней — типичный случай.

У стохастического растрирования есть и другие достоинства, которые на качество печати сильно не влияют, но могут оказаться в целом полезными в допечатной подготовке газет. Например, нет необходимости закладывать в файл изображения «двухкратный запас разрешения» (так называемый Quality factor, который обычно равен двум). Для стохатического растра достаточно, чтобы разрешение было равно линиатуре растра. Объем файла уменьшается, как и время на вспомогательные операции.

Рис. 2. Визуально разница в процентах красконаложениях влияет на качество изображений: слева — журнальная, справа — газетная печать

Типичные ошибки

Все ошибки, допускаемые при подготовке изображений для печати стохастикой, здесь вряд ли удастся перечислить, поскольку многое зависит и от используемого оборудования и программного обеспечения, и от наличия опыта и полученных рекомендаций. Однако некоторые из них вполне очевидны.

  • Завышенная линиатура растра. Стремясь получить «максимально качественное воспроизведение», многие пытаются увеличить линиатуру растра, чтобы свести к минимуму «заметность» розетки. В итоге изображения теряют света и тени, результаты непредсказуемы и в полутонах, поскольку корректно воспроизвести высокие линиатуры при печати газет невозможно. Нет смысла устанавливать линиатуру более чем 133 dpi, будет только хуже. Лучше даже ограничиться 100–115 dpi.
  • Использование в подготовке иллюстраций установки Euroscale в программе Adobe Photoshop. Эта проблема возникает в случаях, когда некоторые полосы делаются на стороне. Например, рекламное агентство готовит рекламный модуль для журнала, а затем этот модуль по недоразумению попадает в газету без переделки. В результате рекламная полоса хуже отпечатана, в чем и винят типографию. Но для газеты в параметрах цветоделения должен стоять стандарт NewsPrint, а не Euroscale, хотя и этого бывает недостаточно.
  • Суммарное красконаложение. Достаточно часто на этот параметр не обращают особого внимания. Однако его влияние на качество печати изображения достаточно высоко. Из опыта известно, что устанавливать для газеты суммарный краскоперенос более 250–260% нецелесообразно. Изображение потеряет контрастность, а все тени будут залиты.
  • Использование смесевых нейтральных тонов. При подборе параметров цветоделения для газетной печати целесообразно использовать максимальную замену смесевых нейтральных тонов на черную краску. Причины две. Во-первых, большое наложение красок приводит к снижению контраста, а за счет частичного смешения красок изображение теряет цветовую насыщенность, становится серо-коричневым. А кроме того, здесь не так важны тонкие нюансы цветопередачи, сколько яркое насыщенное изображение. В связи с этим лучше стараться печатать чистыми цветами, чем трехкратными наложением.

Однако, все это лишь теория. Для получения оптимального результата на практике необходимо настроиться на конкретную печатную систему. Именно поэтому мы решили провести серию экспериментов для определения параметров конкретной печатной машины.

 

Что такое NewsPrint?

В популярной программе обработки изображений Adobe Photohop в параметрах цветоделения можно найти специальные установки, предназначенные для для газет (рисунок). Эти установки построены на спецификации Eurostandart для газетной печати. И, в принципе, ими можно было бы и пользоваться. Однако, к сожалению, для использования в нашей стране эти установки подходят не лучшим образом. Это связано с типами используемой у нас бумаги и парком газетных печатных машин. Поэтому стандартные установки NewsPrint могут давать не самые лучшие результаты при печати. Их необходимо корректировать. Во-первых, необходимо увеличить значение растискивания (до 30–35%), во-вторых, изменить параметры генерации черной краски с целью максимально заменить смесевые серые компоненты на черную краску.

Суть эксперимента

Мы подготовили специальный тест, позволяющий оценить параметры подготовки изображений для газетной печати, — 8-страничную газету. В нее вошли три однотипных изображения, по-разному отрастрированных: традиционно и стохастикой (одно — светлое с большим количеством светов, другое — с телесными цветами, третье — с яркими насыщенными цветными объектами), а также шкала, по которой можно проводить замеры, тест на визуальный контроль светов и теней, шкала для оценки баланса серого, тесты для оценки суммарного краскопереноса и качества воспроизведения градиента. Все эти объекты мы печатали четырьмя линиатурами традиционного растра (85, 100, 115 и 133 dpi), а также двумя видами стохастического растра Harlequin Dispersed Screening с двумя видами микроядра (Coarse и SuperCoarse) с велчиной микроядра около 40 мкм.

При подготовке изображений мы использовали описанные в предыдущих разделах принципы. Параметры цветоделения и обработки изображений были следующие: способ печати — NewsPrint, растискивание — 30%, генерация черного — GCR, величина замены серой компоненты — максимум.

На одной из восьми полос нашей экспериментальной газеты, мы оценивали величину растискивания конкретной печатной системы. Для этого мы воспроизвели одно и то же изображение с разными параметрами растискивания (20, 25, 30, 35 и 40%) и растрирования. На оставшейся восьмой полосе были помещены различные тестовые элементы для контроля параметров печати и качества воспроизведения: величины скольжения и наличия двоения, а также равномерности плашек и тонких линий.

Экспериментальную газету можно увидеть в центральном развороте журнала. Анализ результатов печати читайте в рубрике «Разбор полетов».