Серёгина Т.Н. Личностные особенности, детерминирующие профессиональную успешность деятельности руководителя

Т.Н. Серёгина

Личностные особенности,

детерминирующие профессиональную успешность

деятельности руководителя

В большинстве профессий с повышенными требованиями к людям имеются свои собственные «нужные» личностные характеристики, которые наряду с профессиональными навыками обеспечивают успех. Управленческая деятельность, как и любая иная деятельность, мо жет характеризоваться разным уровнем ее качественных парам етров, выполняться с большей или меньшей эффективностью, что определяется многими факторами, но в первую очередь зависит от тех личностных и профессиональных качеств руковод ителя, необходимость в которых определяется содержанием и характером управленческой деятельности.

Пути преодоления конфликта личных качеств человека и требований профессиональной деятельности, достижения соответствия между ними весьма разнообразны. Это и профессиональный отбор, и подбор людей на рабочие посты, и подбор профессии для определенного человека, обучение, формирование профессионально важных качеств, изменение средств и условий труда, формирование индивидуального стиля деятельности и т.д.

Карпов А.В. к г лав ным факторам успешности профессиональной деятельности управленца относит такие характеристики, которые обозначает понятием менеджерских характе ристик и подразделяет их на две группы: 1) общесоциальные, так называемые биографические характеристики, свойственные «эффективному руководителю» (социально-статусные, культурно-образовательные, половозрастные и др.), и 2) собственно личностные свойства «успешного руководителя».

Для описания совокупности индивидуальных качеств человека, включая и психологические, которые могут в большей или меньшей степени соответствовать требованиями профессии, ученые используют следующие понятия. Левитов Н.Д., Гуревич К.М., Климов Е.А., Носкова О.Г., Кулагин Б.В., Пряжников Н.С. говорят о «профессиональной пригодности», Иванова Е.М. Шадриков В.Д., - о системе «профессионально важных качеств», Дмитриева М.А. свидетельствует о «профессионально значимых свойствах», Кудрявцев Т.В., Сухарев А.В., Сериков В.В., Базаров Т.Ю., Аксенова Е.А. отмечают наличие «готовности к труду (профессиональной деятельности)», Ильин С.С., - «психологической готовности к управленческим профессиям» [1]. Личностные переменные, как показывают многие авторы, оказываются более надежными предикторами эффективного руководства, чем, например, показатели когнитивных способностей, установок или демографические характеристики. Не только эффективность, но даже сам а возможность реализации управленческих функций зависит от того, обладает или нет человек такого рода личностными особенностями. В связи с этим определение личностных предпосылок, детерминирующих успешность профессиональной деятельности руководителя играет особую роль при осуществле нии управленческой деятельности.

Вместе с тем в основном из-за сложности и многоплановости управленческой деятельности эта проблема остается в настоящее время все еще недостаточно изученной, а вопрос о составе и структуре личностных детерминант успешности руководителя в должной мере не решенным. Противоречивость и разноголосица среди психологов лишь подчеркивает актуальность выявления необходимых личностных особенностей, благодаря которым обеспечивается успешность профессиональной деятельности руководителя.

Практич еская значимость этого вопроса очевидна и связана с тем, что тольк о на основе его решения возможна разработка научно обос нованных и конструктивных процедур отбора управленцев, их оценка, распределение по рабочим постам в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями и возможностями.

Кажется очевидным, что для определенных типов личности могут подходить определенные виды профессий. Существует множество разработанных специалистами профессиограмм, определяющих соответствие комплексов индивидуальных свойств требованиям профессии. Так, независимость, настойчивость и самодостаточность оказываются важными качествами для исследователя, а склонность к порядку и надежность важны для бухгалтера. С другой стороны, как показывает ряд исследований, внутри каждой профессии специалист стремится к выполнению определенных функций, обусловленных личностной предрасположенностью к выбору поведенческой роли - организатор или исполнитель, инициатор или последователь, формальный или неформальный лидер, «консультант» или «потребитель». Несовместимость выбранной (или освоенной под давлением обстоятельств) профессии с личностными качествами (например, руководитель с зависимым, симбиотическим характером) приводит к неудовлетворенности свой профессиональной деятельностью и общей неудовлетворенности жизнью в целом.

Согласно пятифакторной модели («большая пятерка»), индивиды с высокими оценками по экстраверсии должны чаще предпочитать и успешнее действовать в социальных и предпринимательских профессиях по сравнению с интровертами. Экстраверты любят уклоняться и отвлекаться от рабочей рутины, интроверты же гораздо меньше нуждаются в новизне и разнообразии. Если взять другой пример, то люди, имеющие высокие оценки по открытости, должны чаще предпочитать и успешнее действовать на художественном и исследовательском поприщах, чем люди с меньшей открытостью. Так как профессии художников и исследователей требуют творчества и независимого мышления, то они больше подойдут индивидам с высокими оценками по открытости опыту.

Разумеется, можно выделить некоторые личностные качества, отличающие наиболее эффективных руководителей. Проведенное в двух больших американских компаниях обследование (на основе использования FFM) руководителей показало, что наиболее быстро продвигались по служебной лестнице лидеры с высокими показателями артикулированности и активности, упорно работающие и ответственные, независимые и самодостаточные. Личностными чертами, позволяющими сделать прогноз о продвижении вверх по служебной лестнице, оказались ориентация на успех и готовность принимать решения, внутренние нормативы, устойчивость к стрессу и толерантность к неопределенности, шкала интересов. Не менее интересны данные о неуспешных руководителях, демонстрирующих низкую эффективность работающих под их началом команд. Личность неуспешных лидеров также имеет отличительные признаки, среди которых выделяются высокомерие, мстительность, несамостоятельность, неумение держать дистанцию и стремление досаждать. Команды, которыми руководят лидеры, обладающие этими нежелательными чертами, хуже справляются с заданиями, чем группы, возглавляемые лидерами с иными личностными свойствами.

Проблема деловых и личностных качеств, составляющих психологический портрет успешных руководителей, исследуется зарубежными и российскими учеными в контексте рассмотрения важнейших личностных предпосылок успешного предпринимательства и управления. По результатам Стогдилла Р. важнейшими качествами руководителя являются: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость. Борисова Е.М. констатировала, что умение сохранять самообладание в стрессовой ситуации, активность, умение сохранять высокую работоспособность при наличии помех являются оптимальными детерминантами профессиональной успешности руководителя.Шмелев А.Г. среди базовых качеств успешного руководителя выделял интеллект, активность, энергию. Важными качествами российского топ-менеджера, по результатам исследований Чириковой А.Е., выступают репутация, умение создать хорошую команду, умение брать на себя ответственность, менеджерский профессионализм и универсальность. Ильиным С.С. среди личностных особенностей были выделены следующие: доминантность (умение влиять на других людей, «воодушевлять подчинен­ных»), уверенность в себе, настойчивость и умение убеждать, сдержанность, умение не терять самообладания в экстремальной ситуации, способность не преувеличивать трудности и препятствия на пути достижения целей, деловая направленность, стремление брать ответствен­ность на себя.

В данной работе представлено эмпирическое исследование, общая схема которого определялась целью работы состоящей в изучении взаимосвязи между характерологическими чертами личности и профессиональной успешностью руководителей. Индивидуальные личностные черты изучались посредством 16-факторного опросника Кеттелла Р., типологического опросника темперамента Кейрси Д., опросника акцентуаций характера Смишека Х. С целью определения успешности профессиональной деятельности руководителей нами использовалась экспертная оценка психологических характеристик личности руководителя.

Эмпирическое исследование проводилось на базе двух предприятий г. Краснодара. Объем выборочной совокупности составил 43 респондента (22 руководителя мужского пола и 21 руководитель женского пола ). Подчеркнем, что функции, качества и способности управленца определяются как содержанием деятельности, так и той ступенью, которую он занимает в иерархии руководителей. Наша выборка руководителей представлена управленцами среднего звена.

Для выяснения того, какие индивидуально-психологические характеристики являются предпосылками высокой или низкой успешности в деятельности руководителя, был проведен корреляционный анализ и сравнение психологических черт контрастных групп – успешных и неуспешных управленцев.

На основании этих корреляций сделан вывод, что наиболее общими характерологическими предпосылками высокой успешности деятельности руководителя среднего звена (независимо от пола руководителя) являются высокий уровень интеллектуального развития, образованность (фактор В по Кеттеллу Р.), высокий уровень эмоциональной устойчивости, уравновешенность, сдержанность (фактор С по Кеттеллу Р.), социальная смелость, решительность (фактор Н по Кеттеллу Р.), уверенность в себе, отсутствие депрессивных тенденций (фактор О по Кеттеллу Р.), восприимчивость к новому, интеллектуальные интересы, критичность по отношению к традициям (фактор Q1 по Кеттеллу Р.), рассудительность, предусмотрительность (шкала J по Кейрси Д.), высокая степень активности (гипертимный тип по Смишеку Х.), стремление произвести впечатление и привлечь к себе внимание (демонстративный тип по Смишеку Х.).

Наполним психологическим содержанием полученные в результате эмпирического исследования результаты. Важными личностными чертами успешного руководителя по нашим данным оказались: уравновешенность, сдержанность, упорство и настойчивость в достижении поставленных целей. Успешный руководитель не чувствителен к угрозе, смел, решителен, имеет тягу к риску, не теряется при столкновениях с неожиданными ситуациями, верит в себя и свои возможности. Не испытывает трудностей в общении, легко вступает в контакты. В группе является лидером, умеет противостоять усталости и выдерживать эмоциональные нагрузки при работе с людьми.

Типами акцентуации характера, способствующими успешности выполнения управленческой деятельности, оказались гипертимность и демонстративность. По этому можно констатировать, что высокая активность, работоспособность, целеустремленность остаются важнейшими личностными качествами руководителя среднего звана, даже в случае, когда эти черты «переходят» норму и являются акцентуированными. Примерно 65 % кандидатов, обладающих данными акцентуациями, являются наиболее успешными руководителями среднего звена в нашей выборке. Демонстративность - акцентуация, свидетельствующая о желании быть на виду, в центре внимания, вероятно, является важной чертой, способствующей развитию честолюбия и потребности в общественном признании, что также очень важно для формирования стремления сделать карьеру, стать руководителем.

В заключении отметим, что подобные исследования имеют прямое отношение к решению прикладных задач объяснения и прогнозирования индивидуальной успешности личности в профессиональной деятельности, в частности, управленческой. Именно руководители определяют лицо фирмы, а от их квалификации, умения работать с людьми в первую очередь зависит эффективность функционирования всех звеньев организационной структуры компании.

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН