На главную

Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru

Rambler's Top100

Малобюджетные сайты...

Продвижение веб-сайта...

Контент и авторское право...

Забобрить эту страницу! Забобрить! Блог Библиотека Сайтостроительства на toodoo
  Поиск:   
Рассылки для занятых...»
I2R » Консалтинг » Юридическая консультация

Объекты интеллектуальной собственности в цифровой форме

Автор: Сергей Атанасов
студия "LOVATA Group"

За последние десять лет информационное общество получило неожиданно широкомасштабное развитие, что породило новые социальные, экономические и правовые проблемы. Новые технологии оказали беспрецедентное влияние на научные исследования, обучение, доступ к культуре и информации. В числе жизненно важных проблем, поставленных перед нами обществом, которое мы привыкаем называть информационным, - создание сбалансированных и всесторонних правовых рамок, разработанных с учетом изменений в экономической и социокультурной модели при одновременном сохранении фундаментальных прав и свобод в цифровой среде. Одним из краеугольных, а возможно, и основополагающих элементов этой системы является авторское право. В цифровую эру содержание в значительной степени состоит из произведений, претендующих на охрану по авторскому праву.

Однако преобразование произведений в цифровой формат и их обращение в сетях типа Интернет означает, что имеется возможность быстро сделать дешевые и высококачественные копии и разослать их множеству других лиц по всему миру, не обращая внимания на границы. Более того, оцифрованные произведения легко изменить и даже фальсифицировать, а это свидетельствует о наличии огромной потенциальной угрозы неимущественным правам авторов. Учитывая эти факты, неудивительно, что одной из областей, к которой в первую очередь приковано внимание мирового сообщества, является авторское право.

Cтало возможным как переведение уже существовавших произведений в цифровую форму, так и создание произведений в цифровом формате, т.е. форму, представляющую собой в простейшем случае огромную последовательность чисел (0 и 1) в двоичной системе исчисления. Несмотря на то, что данное явление может рассматриваться, как естественный ход научно-технического прогресса, создание глобальных коммуникационных сетей и массовое распространение персональных компьютеров, и широкого распространения цифровой формы породили для устоявшейся системы авторского права более сложные проблемы, чем те с которыми приходилось сталкиваться на протяжении всей истории его существования. Это связано с тем, что существующее право интеллектуальной собственности ориентировано в основном на аналоговый мир, в то время как цифровая форма имеет ряд основополагающих особенностей:

  • Цифровая форма может быть получена практически для любого объекта авторского права или смежных прав;
  • Цифровая форма может быть преобразована в аналоговую, воспринимаемую человеком;
  • Копирование объектов авторских и смежных прав в цифровой форме требует существенно меньших экономических затрат;
  • Копирование объектов авторских и смежных прав в цифровой форме осуществляется без потери качества оригинала или даже копии оригинала произведения;

Цифровая форма объектов авторских и смежных прав является оптимальной для передачи в электронных сетях, что делает возможным существование объектов авторских и смежных прав в цифровой форме не только на стационарных носителях, но и на локальных или сетевых устройствах.

Значение и последствия последнего обстоятельства стали особенно очевидны с внедрением глобальной коммуникационной сети Интернет, с его неисчерпаемыми возможностями передачи и размещения информации и объектов авторского и смежных прав, доступностью множеству пользователей независимо от месторасположения. Указанное обстоятельство, а также тот факт, что большинство государств и мировое сообщество рассматривают глобальную информационную инфраструктуру в качестве одного из средств для экономического, культурного и социального развития, становится очевидным потребность в достижении баланса между новыми техническим возможностями, упрощающими доступ и функционирование информации, в том числе и объектов авторского права и смежных прав в сети и правовыми гарантиями их создателям и иным правообладателям.

К основным объектам авторского права в контексте компьютерных технологий (цифровых форм представления произведений) применительно к литературным, музыкальным, аудиовизуальным и другим произведениям творческого труда, компьютерных программ.

Как известно, авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. Иначе говоря, любой продукт творчества независимо от того насколько он корректен, этичен и вообще интересен окружающим, а также каким образом он выражен создателем, попадает под действие и защиту авторского права. Авторское право распространяется как па обнародованные произведения, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме: письменной, устной, звуко- или видеозаписи (например, механической, магнитном, цифровой, оптической), изображения (например, рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр) и любых других формах выражения.

Помимо широко известных объектов авторского права (литературные, музыкальные, аудиовиальные, фотографические (и аналогичные) произведения, программы для ЭВМ, произведения живописи, скульптуры, графики и дизайна), к объектам авторского права также относятся производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры и другие переработки произведении пауки, литературы и искусства) и различные творческие составные произведения (в том числе различные сборники (энциклопедии и антологии). При этом необходимо напомнить, что авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты, что впрочем, не мешает защищать эти объекты посредством, например, патентного права, а также не являются объектами авторского права официальные документы (и их официальные переводы), государственные символы и знаки, произведения народного творчества и сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер. Последнее, пожалуй, является наиболее тонкой категорией, поскольку грань между сообщением и творческим изложением сообщения иногда очень расплывчата. Но я не буду раскрывать подробно изъятия из авторского права, поскольку речь о них пойдет ниже.

В последние годы в области интеллектуальной собственности появились новые объекты и субъекты прав. Возникли новые права, относящиеся к авторскому праву, - от прав, признаваемых за производителями фонограмм и видеографических записей, до специальных прав на базы данных. Эти новые права свидетельствуют о тревожащих переменах в области прав интеллектуальной собственности, начиная с системы, призванной охранять творческие произведения, и заканчивая системой, склонной охранять инвестиции. Так, производители фонограммы или первой копии кинофильма получили право, близкое к авторскому праву, потому что они сделали вложения в кинопроизводство или изготовление записи. Радиостанциям предоставлены сходные права по той причине, что вещание требует инвестирования. И именно капиталовложениями, неразрывно связанными со сбором информации, обусловлено признание права интеллектуальной собственности за производителями баз данных.

Эти перемены противоречат самим основам права интеллектуальной собственности и - особенно - авторского права, призванного охранять интеллектуального произведения, имея в виду содействие прогрессу в науках и искусстве. Подобные права и особое право производителей баз данных отходят от этих фундаментальных основ, поскольку открыто признается, что основанием для их существования является желание обеспечить через монопольное право отдачу от инвестиций.

В Европе создание нового монопольного права на базы данных опирается на Европейскую директиву 96/9/EC 1996 г., по которой охрана авторского права, распространяющаяся на оригинальную структуру базы данных, дополняется охраной собственно содержания. Фактически, особое право позволяет создателю базы данных запретить поиск и повторное использование входящих в нее материалов в течение 15 лет. Единственным критерием предоставления охраны является необходимость существенных количественных и качественных инвестиций в получение, проверку или представление содержания базы данных. Таким образом, в рамках особого права "размещение финансовых ресурсов и/или затраты времени, усилий и энергии" заменяет подразумеваемый в авторском праве критерий оригинальности. Следовательно, просто собранной в одном месте информации достаточно, чтобы придать базе данных характер монополии в рамках права интеллектуальной собственности. Судебным и арбитражным органам придется определиться с критерием существенных инвестиций. В любом случае сюда следует включать наем персонала для подготовки базы данных и сбора данных.

Кроме того, следует заметить, что это вновь созданное право, позволяющее его обладателям контролировать и, следовательно, запрещать доступ к самой информации, по существу, предоставляется как бессрочное право, поскольку начальный 15-летний период охраны, начинающийся с даты производства, возобновляется каждый раз, когда в базе данных происходит значительное изменение. Поэтому, достаточно регулярно обновлять базу данных, чтобы продлевать срок охраны на последующие 15 лет.

Принятие закона об охране баз данных за пределами авторского права или через специальное право, как это имеет место в Европе, либо через другой механизм, предназначенный для охраны содержания базы данных, вызвало волну возмущения. В отношении этого нового вида права интеллектуальной собственности можно выделить два основных подхода: с одной стороны, могут возражать, что критерием охраны служит экономическое вложение, а не интеллектуальная деятельность, а с другой стороны, могут не соглашаться с тем, что право на базы данных позволяет de facto присваивать собственно содержание информации, что может стать препятствием в распространении информации и в доступе к ней.

Оба этих следствия охраны базы данных пагубны главным образом для образовательных и научных отраслей развивающихся стран, поскольку на практике они влекут за собой создание экономических барьеров ко всякому доступу к информации.

Производители баз данных могут применить законные санкции против любого присвоения осуществляемой ими работы по сбору и систематизации данных. Если базы данных содержат в себе оригинальность выбора и структурирования содержания, они, конечно, охраняются авторским правом в соответствии с Европейской директивой 1996 г., Договором ВОИС по авторскому праву и Соглашением ТРИПС.

Кроме того, общее право предлагает определенные средства возмещения через закон, защищающий от недобросовестной конкуренции. Вопрос об использовании закона о недобросовестной конкуренции как системы охраны баз данных обсуждался при разработке Европейской директивы 1996 г. Оригинальная идея фактически заключалась в том, чтобы использовать закон о недобросовестной конкуренции для пресечения присваивания усилий и инвестиций со стороны создателя базы данных. Это решение основывается на теории паразитической конкуренции, которая рассматривает как недобросовестный тот факт, что конкуренты могут избавить себя от денежных хлопот, дословно скопировав произведение другого человека и получив тем самым незаконное преимущество в конкурентной борьбе. Достоинство такого выбора заключается в том, что он ограничивает возможности законных действий в случаях буквального и систематического копирования результатов труда создателя базы данных и, кроме того, дает право предпринимать законные действия только против конкурентов (в отличие от пользователей). Таким образом, эта система избегает риска монополизации информации.

В статье использованы материалы:

  • Готцен Ф. Международная правовая охрана нетворческих баз данных (Copyright, Vol. XXXV, No. 2, 2001 ) // http://copyright.iile.ru/bullet/02_2001/3_2.html
  • Директива n° 96/9 от 11 марта 1996 г. о юридической охране баз данных.
  • Северин Дюсолье, Ив Пулье, Мирей Бюйден. Авторское право и доступ к информации в цифровой среде // http://copyright.iile.ru/bullet/02_2001/2_2.html
  • Strowel, Droit d'auteur et Copyright, Bruylant, 1993, pp. 256 et seq.
  • M. Buydens. La protection de la quasi-creation, Bruylant, Brussels, 1993.
  • Судариков С. Технические меры защиты авторского права и смежных прав. // Интеллектуальная собственность. 2001. №8. С.44

Обсудить материал можно в форуме

Материалы по теме:

Автор: Сергей Атанасов
студия "LOVATA Group"

Другие разделы
Компании
Консультанты
Аудит
Налоги, бухучет
Юридическая консультация
IT-консалтинг
Управленческий консалтинг
Новое в разделе
I2R-Журналы
I2R Business
I2R Web Creation
I2R Computer
рассылки библиотеки +
И2Р Программы
Всё о Windows
Программирование
Софт
Мир Linux
Галерея Попова
Каталог I2R
Партнеры
Amicus Studio
NunDesign
Горящие путевки, идеи путешествийMegaTIS.Ru

2000-2008 г.   
Все авторские права соблюдены.
Rambler's Top100