Discussion Club Logo Библейский дискуссионный клуб!


В интернете с октября 2003г.
webmaster

Обновлено:
Статьи

  По следам дискуссий

Ветхий Завет о милостыне
Милостыня



   I. ЗАКОН БОЖИЙ ПООЩРЯЛ ЛЮДЕЙ К ЩЕДРОСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К НЕИМУЩИМ:

   1. Закон Божий призывал имеющего достаток делиться с бедняками:
  Второзаконие 15:7-11 «Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается; берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль: 'приближается седьмой год, год прощения', и чтоб оттого глаз твой не сделался немилостив к нищему брату твоему, и ты не отказал ему; ибо он возопиет на тебя к Господу, и будет на тебе грех; дай ему взаймы и когда будешь давать ему, не должно скорбеть сердце твое, ибо за то благословит тебя Господь, Бог твой, во всех делах твоих и во всем, что будет делаться твоими руками; ибо нищие всегда будут среди земли твоей; потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей».

   2. В Субботний год, в соответствии с Законом Божьим, бедняки имели право кормиться с полей богатых людей: Исход 23:10-11 «Шесть лет засевай землю твою и собирай произведения ее, а в седьмой оставляй ее в покое, чтобы питались убогие из твоего народа, а остатками после них питались звери полевые; так же поступай с виноградником твоим и с маслиною твоею».

   3. Закон Божий запрещал при жатве дожинать до конца поля:
  Левит 23:22 «Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, когда жнешь, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай; бедному и пришельцу оставь это. Я Господь, Бог ваш»; Второзаконие 24:19-22 «Когда будешь жать на поле твоем, и забудешь сноп на поле, то не возвращайся взять его; пусть он остается пришельцу, сироте и вдове, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всех делах рук твоих. Когда будешь обивать маслину твою, то не пересматривай за собою ветвей: пусть остается пришельцу, сироте и вдове. Когда будешь снимать плоды в винограднике твоем, не собирай остатков за собою: пусть остается пришельцу, сироте и вдове; и помни, что ты был рабом в земле Египетской: посему я и повелеваю тебе делать сие».

   4. В соответствии с Законом Божьим, десятина, скопленная за каждый третий год, предназначалась левиту, пришельцу, сироте и вдове.
  Второзаконие 14:28-29 «По прошествии же трех лет отделяй все десятины произведений твоих в тот год и клади сие в жилищах твоих; и пусть придет левит, ибо ему нет части и удела с тобою, и пришелец, и сирота, и вдова, которые находятся в жилищах твоих, и пусть едят и насыщаются, дабы благословил тебя Господь, Бог твой, во всяком деле рук твоих, которое ты будешь делать».

   5. В соответствии с Законом Божьим, все бедняки, рабы и наёмные работники должны были освобождаться в юбилейный год:
  Левит 25:39-43 «Когда обеднеет у тебя брат твой и продан будет тебе, то не налагай на него работы рабской: он должен быть у тебя как наемник, как поселенец; до юбилейного года пусть работает у тебя, а тогда пусть отойдет он от тебя, сам и дети его с ним, и возвратится в племя свое, и вступит опять во владение отцов своих, потому что они - Мои рабы, которых Я вывел из земли Египетской: не должно продавать их, как продают рабов; не господствуй над ним с жестокостью и бойся Бога твоего».

   6. Законом Божьим разрешалось входить в чужой сад и на поле ближнего своего, чтобы поесть от плодов земли: Второзаконие 23:24-25 «Когда войдешь в виноградник ближнего твоего, можешь есть ягоды досыта, сколько хочет душа твоя, а в сосуд твой не клади. Когда придешь на жатву ближнего твоего, срывай колосья руками твоими, но серпа не заноси на жатву ближнего твоего».
   Обратите внимание на то, что Законом запрещалось выносить плоды с поля и из виноградника, но есть в поле и в саду разрешалось.

   7. Закон Божий запрещал давать в долг бедняку под проценты:
  Исход 22:25-27 «Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста. Если возьмешь в залог одежду ближнего твоего, до захождения солнца возврати ее, ибо она есть единственный покров у него, она – одеяние тела его: в чем будет он спать? итак, когда он возопиет ко Мне, Я услышу, ибо Я милосерд»;
  Левит 25:35-37 «Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришлец ли он, или поселенец, чтоб он жил с тобою; не бери от него роста и прибыли и бойся Бога твоего; чтоб жил брат твой с тобою; серебра твоего не отдавай ему в рост и хлеба твоего не отдавай ему для получения прибыли».


   II. ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ПРАВЕДНОСТЬЮ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ.

   Как было сказано выше, в Иврите слово «праведность» обычно является эквивалентом слова «милостыня» или «милосердие». Зная перечисленные Ветхозаветные законы в отношении бедняков, можно понять и проследить взаимосвязь между идеей праведности и милосердия: Второзаконие 24:10-13 «Если ты ближнему твоему дашь что-нибудь взаймы, то не ходи к нему в дом, чтобы взять у него залог, постой на улице, а тот, которому ты дал взаймы, вынесет тебе залог свой на улицу; если же он будет человек бедный, то ты не ложись спать, имея залог его: возврати ему залог при захождении солнца, чтоб он лег спать в одежде своей и благословил тебя, – и тебе поставится сие в праведность пред Господом Богом твоим».
   Прямое значение слова «sedaqa» – «праведность», «дела праведные» или «справедливость» чаще всего переводится как «благотворительность» или «любовь». И действительно, благие дела – благотворительность по отношению к бедняку, сироте, пришельцу или вдове являются проявлением любви к ближнему. А любовь есть – исполнение Закона, как сказано в Римлянах 10:13 «Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона».


   III. БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ ЯВЛЯЕТСЯ ДОБРОДЕТЕЛЬЮ.

   Благотворительность, в соответствии с учением Ветхого Завета, является добродетелью – то есть чертой характера и стилем жизни, которые угодны Господу, и за которые Господь вознаграждает:
  Иезекииль 18:5-9 «Если кто праведен и творит суд и правду, на горах жертвенного не ест и к идолам дома Израилева не обращает глаз своих, жены ближнего своего не оскверняет и к своей жене во время очищения нечистот ее не приближается, никого не притесняет, должнику возвращает залог его, хищения не производит, хлеб свой дает голодному и нагого покрывает одеждою, в рост не отдает и лихвы не берет, от неправды удерживает руку свою, суд человеку с человеком производит правильный, поступает по заповедям Моим и соблюдает постановления Мои искренно: то он праведник, он непременно будет жив, говорит Господь Бог».
  Притчи 19:17 «Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его».
   Нежелание проявлять благотворительность и оказывать милость бедняку в Ветхозаветные времена считалась грехом: Притчи 14:21 «Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен».

   Благотворительность и милосердие к бедным в Ветхозаветные времена ассоциировалось с искуплением грехов, а также являлось шагом примирения с Господом и способом избежать зла и проклятия: Даниил 4:24 «Посему, царь, да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным; вот чем может продлиться мир твой». Со временем даже развилась теория, что благотворительность обладает силой прощения грехов. Однако, это небиблейская теория. Потому что Библия учит нас, что человек спасается верою по благодати Божьей, а не делами: Ефесянам 2:8-9 «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился».


   IV. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЖЕРТВОВАНИЙ МЕЖДУ НЕИМУЩИМИ:

   Позднее, в связи с пленением и рассеянием евреев, обнищание в среде народа Божия усилилось и приобрело широкий размах. Поэтому в Израиле были введены дополнительные меры борьбы с обнищанием. Были установлены два сбора милостыни для обедневших:
    1. Ежедневный сбор продуктов питания (Еврейское название «tamhu», то есть «милостыня для тарелки»). Эта милостыня раздавалась неимущим каждое утро.
    2. Еженедельный сбор денежных пожертвований (Еврейское название «quppa», то есть «пожертвования в ящик»). Эта милостыня раздавалась нуждающимся раз в неделю.
   Кроме того, в Храме Божьем находилась комната, в которой складывались пожертвования, собранные для семей, которые не хотели или не могли брать милостыню всенародно.




   Предлагаем вам ознакомиться с тем, что Библия говорит о милостыне:

     Ветхий Завет о милостыне.

     Новый Завет о милостыне.





     Назад