В статье доктора философских наук, профессора, заведующего кафедрой философии МГУТУ им. К. Г. Разумовского Виталия Юрьевича Даренского рассматривается «богословие мифа» священника Павла Флоренского как нетривиальный философско-богословский подход к пониманию онтологии мифа и его базовых функций в культуре. Показана эвристичность этой концепции, в которой соединены два аспекта мифогенезиса — языковой и мистический. Мифотворчество в культуре имманентно обусловлено «магической» природой слова и языка, т. е. его способностью творить человеческую реальность; благодаря этому слово и символ оформляют мистическое постижение мира в его «родстве» с человеком. С другой стороны, миф является внешней «оболочкой» культа, которая «отслаивается» от него, профанирует и погибает. Этим задается циклический характер бытия культурных форм как развертывания культа в историческом времени. Такой подход к пониманию мифа позволил о. Павлу Флоренскому указать на сущностную преемственность между языческим и христианским культом, при котором первый выступает как прообраз, а второй — как исполнение чаемого откровения.
В своем трактате «Изъяснение Божественной Литургии» св. Николай Кавасила сравнивает западно-христианский и восточно-христианский взгляды на проблему отношения установительных слов и эпиклезы. Кавасила фактически обращает взор современных ему латинских богословов XIV в. на многовековую западно-христианскую традицию понимания молитвы Supplices Te rogamus. Кавасила, по-видимому, не был знаком с этой традицией через латинские источники. Однако в своей интерпретации Supplices Te rogamus он во многом следует за ней. Кавасила подтверждает истинность своей интерпретации Supplices Te rogamus ссылкой на Псевдо-Дионисия Ареопагита. Для Кавасилы эта молитва — не что иное, как эпиклеза, в которой обращение к Богу с просьбой об освящении даров облечено в образную, поэтическую форму. Согласно Кавасиле, в молитве Supplices Te rogamus Пренебесный Жертвенник — Сам Христос; Ангел — посредник между Богом и земной Церковью; моление Церкви Богу о вознесении рукою Ангела предложенных даров (хлеб и вино) на Пренебесный Жертвенник — это молитва об их освящении.
Вспоминаем доклад митрополита Тамбовского и Рассказовского Феодосия, прочитанный 3 октября 2017 года на XI Феофановских чтениях в Издательском совете Русской Православной Церкви и посвящённый вкладу святителя Феофана в развития женского монашества на Тамбовской земле.
Портал «Богослов.Ru» представляет обзор научно-богословских публикаций по русской патрологии и современной православной богословской литературе, вышедших в периодических изданиях на русском языке в 2023 году. В рамках обзора было проанализировано 39 статей.

Монастыри и монашество на Руси. Монашеская и аскетическая письменность

Еще 30

Новые материалы

События
Деревянный храм в Бирюлеве сохранят как уникальный памятник храмостроительства эпохи СССР
События
«Псалтирь с Часословцем» первопечатника Ивана Федорова из библиотеки Новосибирской духовной семинарии прошла официальную экспертизу и включена в НЭБ
События
Конференция «Экзегетика и герменевтика Священного Писания» пройдет в МДА
События
V Всероссийская (с иностранным участием) Феофановская теолого-педагогическая конференция пройдет в Тамбовской духовной семинарии
События
Священник Михаил Асмус прочтет лекцию о церковной риторике ранней Византии в домовом храме МГУ
События
Оцифрованы 803 манускрипта Халдейской католической церкви
События
Книга «Сирийские гимны о посте: Иаков Серугский и Исаак Антиохийский» вышла в издательстве Hidden Pearl Press
События
Донская духовная семинария сможет выдавать выпускникам бакалавриата  дипломы государственного образца
События
День открытых дверей в Екатеринодарской духовной семинарии пройдет 27 апреля
События
Конференция, приуроченная к 25-летию прославления священномученика Илариона (Троицкого) и открытия Сретенской духовной академии, пройдет 5 июня
События
Лекторий по внешним церковным связям открывается в ОЦАД
Статья
Религиозность в пространстве видеоигр
Исследование видеоигр в религиоведческом контексте является одной из бурно развивающихся областей. Здесь пересекаются интересы исследователей игр, представителей медиа, современных религиозных деятелей, молодежи и многих других. В данной статье мы обратимся к тому, как в сфере видеоигр проявляет себя парадигма «эффектов», подход к изучению популярной культуры через призму ее влияния на человека или социум в целом. Здесь оказывается важной традиция феноменологических и структуралистских исследований, а главным выводом становится констатация наличия деструктивного потенциала игр, их опасности. Значительное влияние видеоигр на умы отмечают не только исследователи, но и представители религиозных организаций, которые создают компьютерные игры для образовательных, миссионерских и развлекательных целей. Альтернативу подобному фокусу демонстрируют исследователи из междисциплинарной области изучения видеоигр и религии, развивающейся уже в XXI веке. Здесь представлено изучение сообществ геймеров и создаваемых ими нарративов, исследования из области социальной психологии и даже эстетики. Видеоигры воспринимаются уже не только как некоторый носитель идеи, потенциально опасный и односторонне влияющий на потребителя, но скорее как пространство сотворчества, взаимодействия и активного участия всех вовлеченных — игроков, их окружения, тех, кто создает игры.
Еще 9