Библиотека Александра Белоусенко

На главную
 
Книжная полка
 
Русская проза
 
Зарубежная проза
 
ГУЛаг и диссиденты
 
КГБ-ФСБ
 
Публицистика
 
Серебряный век
 
Воспоминания
 
Биографии и ЖЗЛ
 
История
 
Литературоведение
 
Люди искусства
 
Поэзия
 
Сатира и юмор
 
Драматургия
 
Подарочные издания
 
Для детей
 
XIX век
 
Японская лит-ра
 
Архив
 
О нас
 
Обратная связь:
belousenko@yahoo.com
 

Библиотека Im-Werden (Мюнхен)

 

Булат Шалвович ОКУДЖАВА
(1924-1997)

  ОКУДЖАВА, БУЛАТ ШАЛВОВИЧ (1924-1997), русский поэт, прозаик. Родился 9 мая 1924 в Москве в семье партийных работников, детство провел на Арбате. Жил с родителями в Нижнем Тагиле до 1937, когда отец был арестован и расстрелян, а мать отправлена в лагерь, затем в ссылку. В 1942 девятиклассник Окуджава добровольцем ушел на фронт, где был минометчиком, пулеметчиком, после ранения – радистом. В 1945 работал в Тбилиси токарем, окончил десятый класс вечерней школы. В 1946–1950 учился на филологическом факультете Тбилисского университета, по окончании которого работал учителем русского языка и литературы в сельской школе под Калугой, затем в Калуге, где сотрудничал в областных газетах. В Калуге вышла первая книга Окуджавы, вошедшие в нее стихи и поэма о Циолковском не включались автором в позднейшие сборники. В 1956 переехал в Москву, работал редактором в издательстве «Молодая гвардия», заведовал отделом поэзии в «Литературной газете». Вступив в Союз писателей в 1962, полностью сосредоточился на творческой работе.
  Свою первую песню – Неистов и упрям... – Окуджава сочинил еще студентом, в 1946, а во второй половине 1950-х годов им были созданы песни (Полночный троллейбус, Ванька Морозов, Король, До свидания, мальчики, Песенка про Черного кота и др.), которые сразу приобрели широкую известность. Песни эти сначала исполнялись автором в дружеских компаниях, затем публично, магнитофонные записи расходились по всей стране. Окуджава – один из создателей и признанный патриарх жанра, получившего позднее название «авторская песня». Всенародная слава Окуджавы-барда вызывала подозрительное отношение к нему у партийных идеологов, а также завистливо-снобистскую реакцию со стороны многих литераторов, долгие годы стремившихся отлучить его от «высокой» поэзии. Сам Окуджава никогда не видел принципиального различия между своими стихотворениями-песнями и непесенными стихотворениями, обладал подчеркнуто литературным (и даже «литературоцентричным») самосознанием, ориентировался в своем творчестве – как поэтическом, так и прозаическом – на духовную традицию 19 в.
  Первое прозаическое произведение Окуджавы – повесть Будь здоров, школяр! – было опубликовано в 1961 в альманахе «Тарусские страницы». Как и многие песни Окуджавы, оно было подвергнуто в прессе осуждению за «пацифизм», отсутствие «героического» пафоса. Независимое гражданское поведение Окуджавы, его сочувственное отношение к преследуемым властями коллегам (в частности, подписание писем в защиту А.Д.Синявского и Ю.М.Даниэля, А.И.Солженицына) создали ему репутацию «неблагонадежного» писателя. Не будучи по характеру активным политическим борцом, Окуджава убедительно выразил во многих стихах и песнях чувства и мысли радикально настроенной интеллигенции, а также, продолжая традицию Ю.Н.Тынянова, творчески осмыслил конфликт вольнодумца с властью в своей исторической прозе, к работе над которой приступил с конца 1960-х годов.
  В годы «перестройки» популярность Окуджавы сопровождается официальным признанием, он активно участвует в общественной жизни, работает в Комиссии по вопросам помилования при Президенте РФ. Ему присуждается Государственная премия СССР (1991), Букеровская премия (1994) за автобиографический роман Упраздненный театр. В 1990-е годы Окуджава пристально следил за происходящими в России событиями, тревожился за судьбы демократии, осуждал войну в Чечне.
  Поэзия Окуджавы восходит к разным и даже разнородным фольклорным и литературным источникам. Это и творчески преобразованная традиция городского романса, и некрасовская линия прозаизации стиха, и русский символизм с его предельной многозначностью ключевых образов, и поэтика В.Маяковского с ее речевыми сдвигами и акцентным стихом (который Окуджава трансформирует в напевные ритмы). Окуджаве присуща поэтика гармонизированного сдвига, когда смелость и парадоксальность приема становится неощутимой в общем потоке задушевно-доверительной интонации.
  Мир Окуджавы одновременно интимен и космичен. Этот эффект достигается последовательным расширением смысла, которое лежит в основе лирической композиции. Полночный троллейбус становится кораблем, а пассажиры – матросами. Синий шарик улетает и возвращается, успев побывать земным шаром. Арбат предстает целым «отечеством» и даже «религией». Реальные, земные Вера, Люба и Надя-Наденька превращаются в символическую триаду Вера – Надежда – Любовь. Индивидуальная поэтическая фразеология Окуджавы («дежурный по апрелю», «надежды маленький оркестрик», «возьмемся за руки, друзья» и т.п.) стала частью общенационального языка.
  Окуджаве-прозаику принадлежат романы Глоток свободы (Бедный Авросимов; 1965–1968), Мерси, или Похождения Шипова. Старинный водевиль (1969–1970), Путешествие дилетантов (1971–1977), Свидание с Бонапартом (1983). Прибегая к языковой и образно-предметной стилизации, автор парадоксально сталкивает судьбы «больших» и «маленьких» людей, все более проникаясь скептическим взглядом на возможность радикально-волевого вмешательства личности в историю. В незавершенной семейной хронике Упраздненный театр (1990–1993) эта мысль развивается как трезво-критическая оценка большевистского романтизма, развенчание иллюзорных идеалов «комиссаров в пыльных шлемах». Повести и рассказы Окуджавы Отдельные неудачи среди сплошных удач (1978), Похождения секретного баптиста (1984), Искусство кройки и житья (1985), Девушка моей мечты (1985), Около Риволи, или Капризы фортуны (1991) в высшей степени автобиографичны, исполнены плодотворной критической рефлексии, остроумной самоиронии. Таковы же Автобиографические анекдоты, опубликованные в «Новом мире» (1997, №1) и ставшие последней прижизненной прозаической публикацией Окуджавы.
  Окуджаве принадлежат сценарии кинофильмов Женя, Женечка и «катюша» (1965), Верность (1965), он писал театральные инсценировки своих прозаических произведений, песни для театра и кино.
  Умер Окуджава в Париже 2 мая 1997.
  (Из энциклопедии "Кругосвет")


    Произведения:

    Автобиографический роман "Упразднённый театр" (1990-93) (html 486 kb; pdf 483 kb) – ноябрь 2002, май 2020
      – OCR: Александр Белоусенко (Сиэтл, США) и библиотека "ImWerden"

      Драматическая история родных и близких Булата Окуджавы. Судьба поколения, вознесенного, а затем раздавленного революцией, панорама жизни в Тбилиси, в Москве и на Урале увидены глазами ребенка. В романе сплетены воедино трагическое и смешное, картины лирические и жестокие, и все окрашено свойственной Булату самоиронией.
      В 1994 году роман удостоен международной премии Букера как лучший роман года на русском языке.
      (Аннотация издательства)

      Афонька в серой рубахе, спущенной до самых колен, сжав белые сухие губы, отбивался от стаи пыхтящих и ликующих дикарей или белогвардейцев, или буденновцев.. И тут Ванванч, изнывая от азарта, отшвырнул свою палку и крикнул: «Сейчас такое покажу, что вы все ахнете!..» И кинулся к дому. В квартире было тихо. Бабуся в кухне рубила капусту. Ванванч проскользнул в папину комнату, вздохнул и погрузил руку в заветный ящик. Жмурясь и холодея, извлек из кобуры браунинг и покатился по ступенькам. Не было ни сомнений, ни страха, а только вдохновение и страсть. И он бежал и представлял, как они сейчас побросают свои палки и ахнут перед этим маленьким, блестящим, холодным чудищем. Когда они увидели, разглядели, то действительно выпустили из рук неуклюжее свое снаряжение… Ах, ах, ах!.. Настоящий?., Ах, ах!.. Ну, и чего он?.. Ух ты!.. А это чего?.. Вот это да!..
      Он терпеливо все им объяснял, что нельзя спускать предохранитель, а если так, не спуская, то вот… щелк-щелк… Ух, ты!.. И каждый с благоговением прикоснулся и подержал в ладошке, и целился, ликуя, в ствол сосны или в небо, щелк… Ух, ты!.. По врагам революции! Щелк-щелк… Браунинг исправно старался. Наконец, они насладились им сполна, и он вновь очутился в руке Ванванча. Он прицелился в небо и щелкнул. Он прицелился в ствол сосны и щелкнул. Афонька под сосной собирал какие-то ранние ягоды и посматривал на Ванванча хитрым синим глазом. Вдруг он выпрямился во весь рост, прислонился спиной к сосне, рванул ворот рубахи и крикнул: «На, бей революцию!..» Ванванч привычно и легко нажал курок. Раздался выстрел...
      (Фрагмент)


    Роман "Путешествие дилетантов. Из записок отставного поручика Амирана Амилахвари" (1971-77, 1980) – май 2003, октябрь 2022
      – OCR: Александр Белоусенко (Сиэтл, США) и библиотека "ImWerden"

      Булат Окуджава, известный советский поэт, не впервые выступает в жанре прозы.
      Действие романа «Путешествие дилетантов» относится ко времени последнего десятилетия царствования Николая I – к 1845-1855 годам. Ещё живы некоторые декабристы, живо воспоминание об убийствах Пушкина и Лермонтова, герои романа были свидетелями и участниками Крымской кампании. Всё это составляет фон повествования, на котором развивается романтическая история любви, сметающей все преграды на своём пути.
      (Аннотация издательства)

      (pdf 18 mb)

      Книга первая (doc-rar 355 kb)
      Книга вторая (doc-rar 294 kb)


    Роман "Свидание с Бонапартом" (1979-83, 1985, 288 стр.) (doc-rar 242 kb; pdf 9 mb) – сентябрь 2004, октябрь 2022
      – копия из библиотеки "ImWerden"

      В основе романа события Отечественной войны 1812 года. Романтические судьбы героев романа тесно переплетены с истинной историей нашествии, а потом изгнанния на России наполеоновских войск.
      (Аннотация издательства)

    Оглавление:

    Часть первая. Заметки из собственной жизни генерал-майора в отставке Н. Опочинина,
      бывшего командира Московского мушкетёрского полка ... 6
    Часть вторая. Горестные воспоминания о минувшем Луизы Бигар ... 97
    Часть третья. О том, что вспомнилось в преклонные лета ... 167
    Часть четвёртая ... 267


    Сборник "Стихи. Рассказы. Повести" (1999, 576 стр.) (pdf 17,6 mb) – октябрь 2023
      – копия из библиотеки "ImWerden"

      В сборник Булата Окуджавы входят стихи, написанные в разные годы, повести "Будь здоров, школяр", "Новенький как с иголочки" и "Приключения секретного баптиста", также воспоминания современников.
      (Аннотация издательства)

    Содержание:

    МЕЖ ПЕСНЕЙ И СУДЬБОЮ. Стихи ... 8

    КАПРИЗЫ ФОРТУНЫ. Рассказы
      Утро красит нежным светом ... 116
      Частная жизнь Александра Пушкина, или Именительный падеж в творчестве Лермонтова ... 125
      Отдельные неудачи среди сплошных удач ... 136
      Искусство кройки и житья ... 151
      Уроки музыки ... 177
      Девушка моей мечты ... 192
      Нечаянная радость ... 205
      Подозрительный инструмент ... 216
      Выписка из давно минувшего дела ... 263
      Около Риволи, или Капризы фортуны ... 305
      Как Иван Иваныч осчастливил целую страну ... 338

    ЧТО БЫЛО, ТО БЫЛО. Повести
      Будь здоров, школяр ... 356
      Новенький как с иголочки ... 427
      Приключения секретного баптиста ... 508

    ГРАЖДАНИН ВЕЧНОСТИ. Статьи, воспоминания
      Анатолий Курчаткин. Собеседник ... 546
      Валентин Берестов. Весёлый барабанщик ... 554
      Владимир Мотыль. «Пока земля ещё вертится...» ... 563
      Юлий Ким. Весна 94 ... 569


    Роман "Глоток свободы" ("Бедный Авросимов") (1965-68) (doc-rar 360 kb) – январь 2005

    Роман "Похождения Шипова, или Старинный водевиль" (1969-70) (doc-rar 173 kb) – январь 2005

    Повесть "Будь здоров, школяр" (1961) (doc-rar 74 kb) – октябрь 2002

    Повесть "Новенький как с иголочки" (1962) (doc-rar 93 kb) – сентябрь 2003

    Повесть "Приключения секретного баптиста" (1984) (doc-rar 44 kb) – октябрь 2002

    Рассказ "Искусство кройти и житья" (1985) (doc-rar 36 kb) – декабрь 2001


    Рассказы: (doc-rar 63 kb) – февраль 2004

      Частная жизнь Александра Пушкина, или Именительный падеж в творчестве Лермонтова
      Отдельные неудачи среди сплошных удач
      Девушка моей мечты
      Нечаянная радость


    Дмитрий Быков. Книга "Булат Окуджава" (2006-2009, 499 стр., ЖЗЛ) (html 2,5 mb; pdf 3,4 mb) – сентябрь 2009, сентябрь 2020

      "...Все, кто любит Окуджаву, заинтересованы в том, чтобы появилась его научная биография, чтобы вышло тщательно выверенное и по возможности полное собрание сочинений с черновиками, вариантами и комментариями, чтобы мы получили наконец полное собрание его песен (честь, которой уже неоднократно удостаивались Галич и Высоцкий). Его творчество активно изучается, чему порукой регулярные научные конференции в переделкинском дачном музее. Биографических книг об Окуджаве выйдет еще не один десяток: места хватит всем. Я постарался учесть пожелания, советы и поправки родных и близких поэта, всех его друзей, кто любезно согласился ознакомиться с рукописью, и наиболее видных исследователей его творчества. Разногласия в оценках и расхождения в датировках, увы, неизбежны, поскольку речь идет о недавней истории, а главное – о литераторе, сознательно и умело путавшем следы при создании авторского мифа. Мне кажется, создание полного, документированного и выверенного жизнеописания одного из самых известных и значимых поэтов России – повод забыть о любых личных трениях и общим усилием осмыслить его судьбу и дар..."
      (Из предисловия автора)

    Страничка создана 16 октября 2002.
    Последнее обновление 27 октября 2023.
Дизайн и разработка © Титиевский Виталий, 2005-2023.
MSIECP 800x600, 1024x768