Ядерная сделка США и Индии - десять неверных толкований

Несмотря на то, что ядерная сделка с Соединёнными Штатами идёт вразрез с национальными интересами Индии, многие индийские политики поддерживают её, исходя из неверных толкований. Давайте разберём наиболее часто встречающиеся ошибки.

(1) Ядерная сделка - это соглашение между Индией и США о поставках в Индию ядерного топлива и реакторов.

Ядерная сделка, или соглашение "123", не является обязательством американского правительства поставлять уран или реакторы в Индию. Законодательство США запрещает сотрудничать с Индией в атомной сфере, так как последняя не подписала ДНЯО. Сделка создаёт изъятие из законодательства, и американские компании получат право поставлять в Индию ядерные материалы и технологии. Однако, как только Индия проведёт очередное ядерное испытание, изъятие утратит свою силу и будет отозвано.

(2) Импортные уран и реакторы будут дешёвыми.

Продажи урана и реакторов будут регулироваться законами рыночной экономики, и нет никаких оснований надеяться на то, что эти товары окажутся для Индии дешёвыми. Напротив, есть много доводов в пользу дороговизны импортных ядерных поставок. Цена урана на мировом рынке возросла за последние годы в несколько раз. То же самое верно для цены на нержавеющую сталь и другие материалы, используемые при строительстве реакторов.

(3) Ядерная сделка обеспечит энергобезопасность Индии.

Справедливо утверждение о том, что атомная энергетика относится к разряду экологически чистых источников электричества, и поэтому она должна сыграть важную роль в долгосрочном обеспечении энергобезопасности Индии. Но при эксплуатации легководных реакторов Индия будет зависеть от поставок урана из-за рубежа, которые контролируются картелем, известным как ГЯП (Группа ядерных поставщиков). Поэтому ядерная сделка приведёт к возникновению зависимости Индии от международного картеля и негативно скажется на энергобезопасности страны. Более того, при любом раскладе на протяжении ближайших десятилетий доля атомной энергетики в общем балансе Индии не превысит 6%.

(4) Импортные реакторы гарантируют быстрый выход из энергетического кризиса.

Ядерная технология относится к чувствительным областям. Даже если сделка с США вступит в силу, потребуется дополнительное время для покупки и строительства новых реакторов. Достаточно вспомнить, как долго готовились контракты по сооружению французских блоков в Китае и российских блоков в Куданкуламе. Другими словами, сооружение в Индии блоков с импортными реакторами потребует больше времени, чем строительство блоков с индийскими реакторами. Только на переговоры и обсуждение юридических формальностей уйдёт несколько лет. Первые импортные реакторы в рамках сделки войдут в строй, в лучшем случае, через 8 лет.

(5) Ядерная сделка не запрещает Индии проводить новые испытания ядерного оружия, а следовательно, не скажется на национальной безопасности Индии.

В соглашении "123" между Индией и Соединёнными Штатами прямо указывается, что оно подчинено национальным законодательствам двух стран. В США принят так называемый закон Хайда, в котором говорится - если Индия испытает ядерное взрывное устройство, то любое сотрудничество с ней в атомной области должно быть прекращено, а проданные в Индию ядерные материалы должны быть возвращены в Соединённые Штаты. В этих условиях, индийские власти, несомненно, не рискнут ставить под угрозу инвестиции в атомную энергетику и будут воздерживаться от новых ядерных взрывов.

(6) Индия может принять собственный закон в противовес закону Хайда, и это позволит защитить национальную безопасность Индии.

Американский закон Хайда не является юридически обязательным для Индии. Точно так же, любой индийский закон не станет юридически обязательным для США. Индия может как угодно модифицировать собственный закон об использовании атомной энергии - например, разрешить доступ в атомный сектор частному капиталу - но любые попытки законодательно закрепить право Индии на ядерные испытания не будут иметь для США юридической силы.

Если и когда Индия взорвёт атомную бомбу, американцы сошлются на соглашение "123" (в части его подчинённости национальным законам) и закон Хайда, после чего отзовут из Индии все поставленные туда ядерные материалы. Единственным выходом для Индии было бы повторное обсуждение соглашения "123" и добавление в него статьи, защищающей интересы Индии в случае проведения в этой стране ядерных испытаний. Но американцы никогда не пойдут на это.

(7) Ядерная сделка и соглашение о гарантиях с МАГАТЭ предоставляют Индии статус государства, обладающего ядерным оружием.

В совместном заявлении президента Буша и премьер-министра Манмохана Сингха от 18 июля 2005 года, действительно, Индия трактовалась на равных с Соединёнными Штатами - то есть, государством, обладающим ядерным оружием. Но в официальных документах - соглашении "123" и соглашении о гарантиях с МАГАТЭ - нет ничего, что бы поддерживало этот оптимистичный тезис. Так, государства, владеющие ядерным оружием, ставят под гарантии МАГАТЭ лишь малое количество своих ядерных объектов, причём располагают правом в любой момент вывести их из-под международного контроля. Напротив, Индии придётся поставить под "вечные" гарантии большинство своих реакторов.

(8) Без ядерной сделки, Индия не сможет получить уран, необходимый для существования атомной программы.

Департамент (министерство) атомной энергии Индии всегда утверждал, что страна располагает запасами урана, достаточными для создания 10 ГВт(эл.) атомного парка и его успешного функционирования в течение 30 лет. Сейчас Индия и близко не подошла к заявленным рубежам. Наблюдающийся в последнее время дефицит урана для индийских АЭС образовался, благодаря некачественному планированию и неадекватным программам развития.

В правительстве Индии говорят об импорте 40 ГВт(эл.) легководных реакторов на общую сумму в 100 млрд долларов. Если хотя бы 10% об этой суммы было бы потрачено на нужды добычи урана в штатах Андра-Прадеш и Мегалайя, на поиск новых месторождений урана и на переговоры и возможное сотрудничество с государствами, не входящими в ГЯП, то Индия давно бы получила в своё распоряжение достаточное количество урана для поддержания отечественной атомной отрасли вплоть до того момента, когда в строй вошли бы ториевые реакторы.

(9) Наличие соглашения о гарантиях с МАГАТЭ гарантирует Индии продолжение поставок импортного урана даже после проведения ядерных испытаний.

В соглашении о гарантиях с МАГАТЭ содержится только одно упоминание в преамбуле документа о том, что готовность Индии поставить свои гражданские ядерные объекты под контроль МАГАТЭ связано с поставками ядерного топлива из-за рубежа. МАГАТЭ не играет никакой роли в деле обеспечения атомных станций топливом. Определённо, что в соглашении о гарантиях не указывается никаких обязательств в этой связи.

В соглашении также говорится, что Индия будет предпринимать "корректирующие меры" в случае прекращения импортных поставок топлива. Но единственно реальными "корректирующими мерами" могут стать только поиск новых месторождений урана в стране, развитие уран-добывающей промышленности и совершенствование индийских разделительных мощностей.

(10) Ядерная сделка не влияет на внешнюю политику Индии.

В законе Хайда открыто говорится о том, что Соединённые Штаты будут добиваться от Индии поддержки по целому ряду вопросов, включая ситуацию вокруг ядерной программы Ирана. Очевидно, что это не имеет прямого отношения к ядерной сделке, а следовательно, должно трактоваться как вмешательство во внешнюю политику Индии.

* * *

Легко понять, почему США так стремятся к заключению ядерной сделки с Индией. Вашингтон не берёт на себя никаких определённых обязательств - например, по гарантиям для бесперебойных поставок топлива на индийские АЭС - но при этом получает возможность сдерживать развитие стратегической (военной) ядерной программы Индии, устанавливает с помощью МАГАТЭ плотный контроль за работой индийских атомщиков и усиливает зависимость Индии от ядерного картеля (ГЯП).

А ведь не стоит забывать, что если бы не существование картеля и его политики ограничений, то Индия легко смогла бы расширить соглашение с Россией по строительству атомных блоков на АЭС "Куданкулам".

Если всех приведенных в статье аргументов всё ещё недостаточно для того, чтобы понять всю ненужность ядерной сделки для Индии, то автору остаётся только умыть руки.

Автор статьи - доктор П.К.Йенгар, экс-председатель Комиссии по атомной энергии Индии.

ИСТОЧНИК: П.К.Йенгар

ДАТА: 22.07.2008

Темы: Азия, Индия, США


Rambler's Top100