Версия для слабовидящих
Среда
24 Апреля 2024
16:58
Прогноз погоды
Категории раздела
Математика [4]
Русский язык [0]
Литература [1]
Начальные классы [3]
Дошкольное образование [3]
Воспитательная работа [1]
Статистика
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Полезные ссылки
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • МБОУ"Верх-Рождественская ООШ"
    Главная » Статьи » Из опыта работы » Математика

    Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках математики

    Новикова Е.А., учитель математики,
     высшая квалификационная категория.

     

    А. Хуторский:

    Компетенции – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности) необходимых для того, чтобы продуктивно действовать в социуме.

    Компетентность – владение человека соответствующей компетенцией, включая его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

    Таким образом, компетенция – это норма, компетентность – это качество уже имеющееся у человека

     

    Учебно-познавательная компетенция

    Одна из главных ролей должна быть отдана учебно–познавательной компетенции, так как, степень ее сформированности иногда в большей степени определяет качество результата. В составе учебно-познавательной компетенции можно выделить:

    - умение ставить цель и организовывать её достижение, умение пояснить свою цель;

    - умение организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

    - умение задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

    - умение ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы;

    - умение выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации).

    Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.

    Считаю, что одним из активных методов формирования учебно-познавательной компетенции на уроке является создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию.

    Поэтому для меня в процессе обучения главным является постановка перед учащимися на уроках какой-то маленькой проблемы и старание совместно с ними ответить на поставленный вопрос.

    При ознакомлении учащихся с новыми математическими понятиями, при определении новых понятий знания не сообщаются в готовом виде. Здесь уместно побуждать учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, в результате чего и возникает поисковая ситуация.

    Например, в 6 классе, при введении понятий простого и составного числа, поступаю следующим образом.

    Даю задание: Начерти как можно больше прямоугольников площадью в 17, 36, 23, 42 квадратных единиц, длины сторон которых – натуральные числа. Сколько прямоугольников удалось начертить? Чем это можешь объяснить?

    Представь числа 17 и 23 в виде произведения максимального числа различных натуральных чисел. Сколько множителей в произведениях?

    Сообщаю, что числа 17 и 23 (и еще многие другие) называют простыми числами. И прошу учеников дать самостоятельно определение простого числа. Даю название числам 36 и 42. Ребята формулируют определение составного числа. После этого уточняю определения.

    Итак, при определении нового понятия учащимся предлагается только объект мысли и его название. Ученики самостоятельно определяют новое понятие, затем с помощью учителя уточняют это определение и закрепляют его.

    Другой способ создания поисковой ситуации – использование практического опыта учащихся, опыта выполнения ими практических заданий в школе, дома или на производстве. Поисковые ситуации в этом случае возникают при попытке учащихся самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели. Обычно ученики в итоге анализа ситуации сами формулируют задачу поиска.

    На уроке геометрии при подготовке к изучению темы “Сумма внутренних углов треугольника” предлагаю решить задачи:

    Один из углов треугольника содержит 36 , а другой – на 18 больше третьего. Найти величину второго угла.

    В равнобедренном треугольнике, угол при основании на 18 больше угла при вершине. Найти величину каждого угла треугольника.

    Здесь возникает поисковая ситуация. Пытаясь самостоятельно достигнуть поставленной практической цели, учащиеся приходят к выводу, что для решения этих задач не хватает данных. Если бы было известно, чему равна сумма величин внутренних углов каждого из заданных треугольников и вообще любого треугольника, то задачи были бы разрешимы. Теперь каждому ясна цель поиска.

    Одним из способов создания ситуации творческого поиска является варьирование задачи, переформулировка вопроса.

    Например, в 5 классе при решении задачи: «Мама старше Юли в 3 раза, а Юля старше сестры Светы на 5 лет. Вместе им 55 лет. Сколько лет маме и сколько девочкам?» Полезно дать ученикам уже составленные  уравнения (х-5)+х+3х=55;  х+(х+5)+3(х+5)=55;  х+(х+5)+3х=55;  и предложить ответить на вопросы:

    а) Какая величина принята за неизвестное в каждом случае?

    б) Правильно ли составлены уравнения? Если есть ошибочное уравнение, найди его и укажи, в чем ошибка.

    в) Чем различаются между собой правильно составленные уравнения?

     Этот способ позволяет развить познавательную активность учащихся с низким и средним уровнем развития, помогает ребятам понять принципы решения задач алгебраическим способом, более глубоко осознавать внутренние связи между величинами.

    Ценная ситуация возникает в том случае, когда имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа решения.

    При изучении темы “Сравнение чисел“ ученикам предлагаю задание.

    Отметьте на прямой числа: -5; -7; -2; -10; -3; -12; -18; -6.

    Сравните:
    1. -5 и -3;
    3. -12 и -2 ;
    5. -7 и -6;
    7. -999 и -1000;
    2. -5 и -10;
    4. -18 и -9;
    6. -11 и -8;
    8. -3543 и -2759.

    Как только учащиеся дошли до последних двух заданий, они увидели, что с помощью числовой прямой сравнить эти числа невозможно. Перед ними возникает проблема: теоретически – можно, а известный способ не разрешает вопроса. Начинается творческий поиск учащихся.

    В понимании детей учитель – это компьютер, который не может ошибиться никогда, и они обычно слепо копируют его решение.

    Решаю быстро уравнение:

    2 – 2х – 2 = 0

    Д = (-2)2 – 4 . 3 . (-2) = 25 (Ошибка, заставляю делать проверку. Не получается. Где ошибка? Находят Д = 28)

    Естественно при проверке ответ не сходится. Ищут ошибку. Дети решают проблему. После этого учащиеся очень внимательно следят за мыслью и решением учителя. Результат – внимательность и заинтересованность на уроке.

    Даю задачу на дом и говорю: “У меня не получается”. Попробуйте вы, обращайтесь к кому хотите за помощью. Хотя задача решается. На другой урок у них радостные лица – они решили.

    Задача учителя – привить своим ученикам привычку к упорному, самостоятельному, творческому труду, выработать у учащихся умение преодолевать трудности при решении задач, а также при любой работе, связанной с учебной деятельностью.

    Учебные исследования на уроках делают процесс изучения математики интересным, увлекательным, так как они дают возможность детям в результате наблюдения, анализа, выдвижения гипотезы и ее проверки, формулировки вывода – познать новое.

    Покажу на примере, как учащиеся приобретают умения и навыки исследовательской работы.

    Алгебра, 7-й класс, тема “Умножение разности двух выражений на их сумму”

    Цель работы: Установить, чему равно произведение разности двух выражений и их суммы.

    Одни учащиеся находят значения выражений (6 – 4) • (6 + 4) и 62 – 42,

    другие – (9 + 3) • (9 – 3) и 92 – 32,

    третьи – (2 – 8) • (8 + 2) и 22 - 82.

    В результате учащиеся получают, что

    (6 – 4) • (6 + 4) = 62 – 42,

    (9 + 3) • (9 – 3) = 92 – 32,

    (2 – 8) • (8 + 2) = 22 - 82.

    Далее ученики анализируют результаты наблюдений и выдвигают гипотезу: произведение разности двух выражений и их суммы равно разности квадратов этих выражений.

    Доказательство гипотезы:

    Используя правило умножения многочлена на многочлен имеем, что

    (ab) • (a + b) = a2 ab + abb2 = a2 b2.

    Итак, гипотеза доказана.

    Вывод: произведение разности двух выражений и их суммы равно разности квадратов этих выражений.

    Одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания и умения хорошо учиться является создание условий, обеспечивающих ребенку успех в учебной программе, на пути от незнания к знанию, от неумения к умению. К таким условиям, безусловно, можно отнести процесс решения нестандартных, логических задач, задач – головоломок, на соображение и догадку.

    Задача будит мысль учащегося, активизирует его мыслительную деятельность. Решение задач считается гимнастикой ума.

    Готовясь к уроку, я подбираю материал к нему и формы работы, чтобы обеспечить мыслительную деятельность каждого ученика каждую минуту.

    Пример: Функция задана формулой у= х + 5

    Найдите значение функции при х = 0, 7, -5, 1.

    Приглашаю к доске ученика, даю ему карточку, на которой написано
    у= х + 5. На доске заготовлена таблица.

     Ученик из класса называет какое-нибудь значение х. Ученик у доски вписывает это число в таблицу и, поставив его в формулу, находит и вписывает в таблицу соответствующее ему значение у. Затем другой ученик из класса называет другое значение х и ученик у доски проделывает те же операции. Задача класса – “угадать” формулу, записанную на карточке. Выигрывает тот ученик, который первый назовет формулу.

    Главный фактор занимательности – это приобщение учащихся к творческому поиску, активизация их самостоятельной исследовательской деятельности, так как уникальность занимательной задачи служит мотивом к учебной деятельности, развивая и тренируя мышление вообще и творческое, в частности.

    Пример: Незнайка и Знайка хотели сравнить углы, где работа Незнайки. Почему?

    Как правильно сравнивать углы?

    Следующий момент занимательности – это смекалка. Смекалка – это особый вид проявления творчества. Она выражается в результате анализа сравнений, обобщений, установления связей, аналогии, выводов, умозаключений. Эти качества можно и нужно развивать в процессе обучения.

    В своей практике я использую такие занимательные элементы урока:

    1. Петух на одной ноге весит 4 кг. А на двух?

    2. Кирпич весит 1,5 кг и ещё полкирпича. Какова масса кирпича?

    А также задачи на внимание и сравнение.

    3. Определите, сколько треугольников вы видите на рис.1?

    4. Уберите лишнюю фигуру. Ответ обоснуйте.

    Умение применять ранее усвоенные способы решения проблем в новой учебной или жизненной ситуации и находить новые способы решения учебных проблем характеризует уровень интеллектуального развития ученика. Учащиеся должны уметь анализировать учебный материал, выделять в нём главное, сравнивать и сопоставлять, синтезировать и обобщать, делать выводы. И самое главное – должны уметь держать в уме основную нить рассуждений.

     

    Категория: Математика | Добавил: vrogdchasty (19 Декабря 2008)
    Просмотров: 42904 | Комментарии: 2593 | Рейтинг: 4.3/12
    Всего комментариев: 7851 2 3 ... 78 79 »
    785 rickyup4  
    Video ghanaian sex and the city takes africa by storm france 24
    http://black.blowjob.intern.instakink.com/?maritza-susan

    malayalam porn movies video porn nonnude kate m the porn star massaging big breast porn cool retro porn

    784 donaldft2  
    Chrome edge firefox opera or safari which browser is best pcmag
    http://versteckt-versteckt.topanasex.com/?alex-jada

    free porn tubes leighton meester hot blonde porn stars having sex tube porn tamil plus size free porn greek goddess porn

    783 Sowndhq  
    Страсть к веб-сайту -- действительно пользователю приятно и много, чтобы увидеть!
    взгляните и мою страничку и дайте ей оценку

    http://tkdheadquarters.com/bbs/board.php?bo_table=free&wr_id=180888 здравословни брауни
    https://ilottou.com/bbs/board.php?bo_table=free&wr_id=97674 наи добрите дерматолози за фото епилация в софия
    https://bikecounts.org/wiki/Hidden_Answers_To_%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%BD%D0%B8_%D0%97%D0%B0_%D0%92%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B5_%D0%9E%D0%BD%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%BD_Revealed пералня за вграждане whirlpool
    http://rotary3700.kr/bbs/board.php?bo_table=19931027&wr_id=7226 лятна почивка в римини

    =0090=0=

    782 nadineto10  
    Onlydudes free gay porn movies gay sex videos in near hd
    http://tigung-android.sexy.song-old-hd.tiktok-pornhub.com/?paloma-bria

    full acreen ameteur lesbian porn where to find free disney porn marissa mendoza porn star why do girls join porn sites free online porn comcis

    781 arthurgw9  
    Best fetish porn sites tbfs has the top porn sites of 2023
    http://neukoelln.flies.kanakox.com/?jaylynn-deanna

    straight omney gay porn sky dancers porn comic porn hentia porn clip free download kavkaz porn

    780 lorenecx60  
    The sadomasochism checklist a tool for the assessment of
    http://freeromancebooksonline.topanasex.com/?tayler-tiara

    dimple porn black ghetto long porn porn megasearch engines free oldman seduce teen porn full length boobs porn

    779 alexss11  
    30 best adult games online hentai nutaku 3d sex games more porn
    http://android-sexy.song-tube.que.kangoku.hotnatalia.com/?alejandra-adeline

    summer kids porn homemade vids masturbat female porn naruto x tobi porn big cock free porn ii simone banks porn

    778 deborahkb4  
    The best porn movies sexual rankings and lists sexual eroticism
    http://hypnotized.by-booty.melodyponce.gigixo.com/?jayde-joyce

    hamster x porn schoo teacers free adult tv porn movies big assess porn downloads father and young son porn all porn consolidated into one

    777 Dantestarp  
    Открытие счета в иностранных банках

    1. Выберите банк. Первым шагом является выбор банка, который предлагает услуги по открытию счетов для нерезидентов. Вы можете сравнить различные банки по комиссии, сборам, валютам и другим условиям.

    2. Соберите необходимые документы. Обычно для открытия счета в иностранном банке необходимо предоставить следующие документы:

    Загранпаспорт
    Копия внутреннего паспорта
    Подтверждение адреса проживания
    Справка с места работы или выписка из банка
    Заполненная анкета банка

    3. Подайте заявку на открытие счета. Вы можете подать заявку на открытие счета в иностранном банке лично, по почте или онлайн.

    4. Дождитесь одобрения заявки. Банк рассмотрит вашу заявку и примет решение об открытии счета или отказе в открытии счета. Обычно процесс рассмотрения заявки занимает несколько дней.

    5. Получите реквизиты счета. После одобрения заявки банк вышлет вам реквизиты счета, включая номер счета, SWIFT-код и IBAN.

    6. Внесите деньги на счет. Вы можете внести деньги на счет в иностранном банке банковским переводом, через Western Union или другим способом.

    7. Начните пользоваться счетом. После внесения денег на счет вы можете начать пользоваться им для оплаты товаров и услуг, снятия наличных и осуществления онлайн-платежей.

    Советы по открытию счета в иностранных банках:

    Перед подачей заявки на открытие счета сравните различные банки по комиссии, сборам, валютам и другим условиям.
    Убедитесь, что вы предоставляете банку достоверную информацию.
    Будьте готовы предоставить банку дополнительные документы, если это необходимо.
    Ознакомьтесь с условиями использования счета перед его активацией.
    Не забывайте своевременно вносить платежи по счету, чтобы избежать штрафов и комиссий.

    Открытие счета в иностранных банках может быть полезным и удобным методом сберегать деньги, покупать, получать наличные и осуществлять онлайн-платежи за рубежом. Но перед получением иностранного банковского счета следует тщательно изучить все положения и комиссии, связанные с его применением.

    https://nvspwiki.hnue.edu.vn/index.php?title=Find_Out_Who_s_Talking_About_%C3%90%E2%80%98%C3%90%C2%B0%C3%90%C2%BD%C3%90%C2%BA%C3%90%C2%BE%C3%90%C2%B2%C3%91%C3%90%C2%BA%C3%90%C2%B8%C3%90%C2%B9_%C3%90%C2%A1%C3%91%E2%80%A1%C3%90%C2%B5%C3%91%E2%80%9A_%C3%90%C3%A2%E2%82%AC%E2%84%A2_%C3%90%C2%A2%C3%90%C2%B0%C3%90%C2%B4%C3%90%C2%B6%C3%90%C2%B8%C3%90%C2%BA%C3%90%C2%B8%C3%91%C3%91%E2%80%9A%C3%90%C2%B0%C3%90%C2%BD%C3%90%C2%B5_And_Why_You_Should_Be_Concerned что требуется для открытия счета в иностранном банке

    =bank=ww

    776 jeffreysd9  
    Sex hd mobile pics aunt judy scarlet crystal clear pussy
    http://coon.celebrity.porn.titsamateur.com/?elaina-emma

    xxx free mobile porn vids the best asian porn website first fuck in the ass porn free 1960 porn pics porn taken out the n00bs video

    1-10 11-20 21-30 ... 771-780 781-785
    Имя *:
    Email *:
    Код *: