[СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА]

Убежден, что в основе воспитания человека общественного лежит история. Преподавание истории. То, что так или иначе заложилось с детства, неизбежно сказывается на всем облике и поведении человека. Наша агрессивность, ксенофобия, привычка искать врагов, винить в своих неудачах не себя, а происки неведомых недоброжелателей — это все результат совершенно определенного воспитания историей.
Очень многое предстоит нам пересмотреть. И вреднее всего в этом деле — скоропалительные и сомнительные по точности выводы. Но история — дело общественное, и потому от них никуда не денешься. Однако досадно, когда такую запальчивость проявляют люди, чье слово в обществе ценится. Вот почему меня озадачили высказывания историка и общественного деятеля Юрия Афанасьева. А говорил он об Александре Невском и Дмитрии Донском.






 
Фрагменты древнерусской скульптуры XIII-XIV веков.


 
Покров с изображением Александра Невского.
Начало XVII века.


Электронная версия журнала
создана и поддерживается
Интернет-медиа "Общество.ру"
 


Бремя подвига

Кому и чему служили Александр Невский и Дмитрий Донской?

Александр Невский

«Герой, святой, наше знамя... Он убивал русских, обрезал им носы и уши так, как не делали этого сами татары. Причем сознательно. Он сказал татарам: я вам соберу дани больше, чем вы сможете. Но за это подмогните побить моих соседей. Подмогли и побили. И дали ему титул великого князя...»

Ю.Афанасьев
 
Да, Александр Невский верно служил Золотой Орде. Более того, князь Александр был приемным сыном хана Батыя и названым братом батыева сына — царевича Сартака. В те времена легко преступали через кровное родство — могли убить родного брата, если стоял на пути к власти, шел поперек. (Тот же Александр, к примеру, сверг и изгнал брата Андрея. И его же, Александра, сыновья, князья Андрей и Дмитрий, стали врагами. В Орде чингизовы и джучиевы потомки травили и резали друг друга, как на войне.) Но названое братство почиталось святыней и было незыблемым.

Таким образом Александр Невский обеспечил себе поддержку Орды в отражении очередного крестового похода на Русь и православную веру, начатого римской католической церковью еще в XII веке.

«Подмогните побить моих соседей»,— так определяет историк Афанасьев устремления Александра Невского. И сам же заключает: «Подмогли и побили. И дали ему титул великого князя...»

Но в то время речь уже шла не просто о «соседских» сварах и «соседском» соперничестве. Русские князья уже разделялись на сторонников Орды и сторонников Запада, склонных к введению на Руси католичества. И потому русский князь Александр брал дружину у своего монгольского названого брата Сартака и шел войной на своего родного брата Андрея, русского же князя... Так сплелись судьбы князей и судьбы государств и народов. Никто уже не помнит и тем более не чтит князя Даниила Галицкого. А ведь он считался «русским королем», приняв корону и титул из рук Римского Папы. Так не в нем же, не в Данииле, суть. А в том, что из-за его деяний, его прозападной политики вместе с ним канула в небытие Галицкая Русь. С ее народом, укладом, верой.

В те времена римская церковь не признавала равноправия религий и народов.

Кто не знает о серьезности того многовекового нашествия крестоносцев и постоянного давления католической церкви, может посмотреть... справочники по русским древним храмам. Там, где было ордынское влияние, сохранились многие памятники (Софийский собор, Золотые ворота и Выдубецкий монастырь в Киеве — XI век, храм Покрова на Нерли, Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, собор Рождества Богородицы в Суздале, Золотые ворота и Успенский собор во Владимире — XII век) и т.д. Не говоря уже о более поздних временах. Древняя архитектура Киевской и Северо-Восточной Руси — это сокровищница человечества.

В западных областях Руси, там, где побывали крестоносцы, нет ни одного православного храма старше XVII века. Все было стерто с лица земли.

Названое братство с Сартаком и положение приемного сына Батыя положили начало военному союзу Руси с Золотой Ордой, который всячески поддерживали и крепили продолжатели дела Александра Невского. Союз этот давал не только относительное спокойствие, но и реальную помощь. Рядом с русскими ратниками сражалась против крестоносцев и ордынская конница.

Тем же, кто в течение веков этот союз, основанный на политической и другой выгоде, называет «игом», можно напомнить. Князь Ярослав, отец Александра, предложил русским князьям признать Батыя «царем» аж через шесть лет после окончания Батыева похода. А дань русские начали платить и вовсе через двадцать лет! Хорошенькое иго... А если учесть, что выплата дани началась как раз тогда, когда Папа объявил крестовый поход против «схизматиков» (православных) и «татар», то вполне можно считать эту дань и общим котлом для ведения войны, военным налогом. Кстати, Батый тоже платил налог верховному кагану в Каракоруме... Так что речь, скорее всего, надо бы вести не об «иге», а о вассальном государстве.

Объективно Александр Невский спасал Русское государство и православную веру, за что и был причислен церковью к лику святых.

Смерть его — до сих пор тайна. Историк Лев Николаевич Гумилев пишет, что не могут не наводить на некие предположения в один год наступившие смерти Александра и великого князя литовского Миндовга (Миндаугаса), умершего от яда. Тогда еще Литва была полуязыческой. Недавно обращенный католик Миндовг за три года до смерти отрекся от католичества, начал войну с крестоносцами, принял крещение в православии и сдружился с князем Александром. Они вдвоем, да при поддержке Орды, составили бы тогда несокрушимую силу, непроходимый щит против западной экспансии.

Но коли зашла речь о гипотезах, не могу не упомянуть еще одного предположения Л.Н.Гумилева: великий князь мог умереть от того, что мы называем современным словом «стресс».

Чтобы осознать парадоксальную точность этого слова, надо представить себе короткую жизнь Александра. Один только Новгород мог довести его до нервного срыва. Эта неблагодарная, буйная вольница... Как только возникала военная угроза — тотчас же обращались к нему. Он приходил, спасал, а затем вольный город изгонял своего спасителя. И так повторялось из раза в раз.

Его отец Ярослав, великий князь Владимирский, гибнет в Орде по облыжному доносу боярина Федора Яруновича. Юные Александр и Андрей, тогда еще единые, жестоко мстят клеветнику.

Затем они расходятся, и Александр идет войной на родного брата.

Незадолго до заключения официального союза с Ордой умирает Батый, приемный отец и покровитель — стена нерушимая. Однако остается его сын — побратим Сартак, христианин несторианского толка. Но в тот же год погибает от яда и Сартак. К власти приходит брат Батыя — Берке. Александр находит с ним общий язык. Все прежние договоры остаются в силе, заключен союз о военной помощи с платой в виде ежегодной дани — «выхода». Невский везет ордынских баскаков в Новгород для переписи и учета дани. И тут получает страшный удар от родного сына, Василия.

Василий, пьяница и буян, поднимает бунт против отца и ведет заговорщиков убивать ордынских посланников. В тот миг на карте стояла судьба всего дела Александра и Руси. Убийства послов монголы не прощали никогда. Спасибо верной дружине. Александр выводит послов из города и получает свободу рук. И — карает бунтовщиков. Вот, наверное, откуда слова Афанасьева: «Он убивал русских, обрезал им носы и уши так, как не делали этого сами татары». Вполне возможно, что так поступал Александр и в другие времена, и в других местах. Время и нравы были жестокие, и князья вели себя в соответствии с ними. Но совершенно точно известно: с Новгородом он тогда расправился с беспощадной жестокостью.

Миндовг отрекается от католичества. Начинается дружба с великим князем Литовским, намечается союз с Литвой.

И, наконец, Александр вместе с ханом Берке (мусульманином) и внуком Батыя царевичем Менгу-Тимуром (язычником) открывают в Сарае, столице Орды, православный епископат.

Позади пятнадцать лет кровавого крестного пути, когда одни — открытые враги, на других — надежда слаба, а большинство — враждебно не понимает... Кажется, можно наконец отдохнуть от страшного напряжения этих пятнадцати лет. Но тут приходит весть об убийстве Миндовга...

Сколько еще может выдержать один человек!

Нет, очень точное современное слово употребил Гумилев: стресс...

Великий князь Александр отошел в мир иной на дороге своей судьбы, на пути из Сарая во Владимир, в маленьком, красивом городке Городце на высоком-высоком берегу Волги, откуда вся ширь земли открывается. Если есть на небе ангелы, они должны были ему донести, чтобы он не тревожился... Что вскоре после его смерти буйный Новгород, из-за которого чуть было не рухнуло дело жизни Александра, в соответствии с договором обратился к тогдашнему хану Менгу-Тимуру, и тот, опять же в соответствии с договором, прислал конницу — и немцы тотчас отступили и подписали мир на новгородских условиях. А затем Смоленск, вольный город(!), устав от постоянного давления Литвы, тоже попросился в русско-ордынский союз и стал его заставой на западных границах... И еще о многом и многом должны были рассказать ему ангелы.

Русский Александр Великий определил судьбу народа.

Историк, эмигрант, Георгий Владимирович Вернадский писал:

«... Два подвига Александра Невского — его борьба с Западом и смирение перед Востоком — имели единственную цель — сбережение православия как источника нравственной и политической силы русского народа».

Дмитрий Донской

«Спросите у любого человека: кто такой Дмитрий Донской? Куликовская битва, освобождение от татар... Если бы самому Дмитрию Донскому сказали эти слова — «освобождение от татар», — он бы с ума сошел. Потому что царем, которого он признавал, был именно татарский царь. А Мамай, которого побил, был самозванец, узурпатор, от которого он этого самого царя защищал. И ничего даже близкого «освобождению от татар» у него в голове не было. А ведь это — святая святых нашей истории».

Ю.Афанасьев
 
Опровергая одни мифы, историк тут же предлагает вместо них другие, столь же идеологизированные, но уже с другим знаком.

Возможно, Александр Невский и Дмитрий Донской преследовали только личные цели, хотели только личной власти, которой добились при помощи Орды. Они не оставили письменных свидетельств о том, как нам надо толковать и в чем искать смысл их деяний. Но мы, слава Богу, имеем возможность и обязаны судить по результатам.

Духовный, исторический и политический наследник Александра Невского — князь Дмитрий Донской на Куликовом поле также сражался не против Орды, а за Орду. Но тут надо прояснить. К тому времени в Орде началась смута. Правители сменяли друг друга как марионетки, и на какое-то время Золотая Орда осталась без хана. Этим и решил воспользоваться влиятельный военачальник и великий интриган Мамай. (Ханом он никогда не был и не мог стать по причине отсутствия чингизовых кровей.) Он собрал рать со многих земель и пошел походом на Орду с целью посадить на трон своего, послушного его воле хана. А в это время с востока, из Синей Орды (территория нынешней Тюменской и Северо-Казахстанской областей), спешил с армией законный наследник трона Золотой Орды — хан Тохтамыш. Но он не успевал.

И тогда против Мамая выступила объединенная русская рать. Русские разбили Мамая и сохранили трон для законного хана Тохтамыша.

И тем самым отстояли себя, свою государственность и веру. Не случайно именно на Куликовом поле, как нигде и никогда ранее, ощутимо было даже не влияние, а руководство православной церкви. Ведь главным союзником Мамая был Ягайло, то есть за Мамаем шла могучая католическая Литва, через которую уже тогда шло наступление римской церкви. А во-вторых, русские князья, объединенные вокруг Дмитрия Донского, и иерархи церкви во главе с Сергием Радонежским противостояли смуте и раздору, что нес Мамай. Смута в Золотой Орды аукнется великой распрей на Руси, как в государстве вассальном. Для интересов Руси — решили князья церкви и князья уделов — в Орде нужен Тохтамыш, единый и крепкий хозяин.

А в доказательство от противного приведу факт, не очень, может быть, и приятный. Тохтамыш отплатил Дмитрию черной неблагодарностью. Через год он пошел походом на Москву и занял ее. И никто из князей, никто из иерархов церкви не ударил в набат. Хозяин...

А коли уж я упомянул события 1382 года, то остановлюсь на них подробнее. Это время, когда Владимиро-Суздальская Русь становилась Московской Русью. Как ни сопротивлялись тому владимиро-суздальские князья, которые с великой тревогой смотрели, как невероятно возрос авторитет Москвы и князя Дмитрия после Куликова поля. Не случайно же суздальские князья на то сражение не пришли... Более того, суздальские княжичи Василий и Семен написали на Дмитрия донос. Наверное, уж не без ведома старших, отца и дяди, князей Бориса и Дмитрия Константиновичей. А в доносе том говорилось, что Москва и Рязань замышляют перейти на сторону Литвы.

Самое поразительное в этой ситуации то, что Тохтамыш поверил!

Ведь умный и твердый властитель: пятнадцать лет удерживал власть в раздираемой смутой Орде. А тут поступил не как государственный муж, а как мнительный глупец. Конечно, свою роль сыграло, что Тохтамыш — пришлый, только что из Сибири, тонкостей русско-ордынской политики и русско-ордынских интриг тогда еще не знал, не постиг.

Знаменитый Лев Николаевич Гумилев полагал, что то был обычный для тех времен мелкий инцидент, распря среди своих. Да, война, набег, обман — обычное дело, по тогдашним нравам. Но, наверное, в данном-то случае обида все же была особая, трещина возникла глубокая. Как же так, московский князь с союзниками воевали за тебя, только что тебе, Тохтамышу, можно сказать, преподнесли самый могущественный по тем временам трон, а ты поверил доносчикам, которых на поле битвы и не было!.. Правда, потом, исторически, Тохтамыш стократно искупил то зло 1382 года.

Такова подоплека тех событий.

Другое дело, что они, события, получили в официальной историографии однобокое и, если посмотреть с точки зрения фактов и смысла, странное толкование. Так, например, в хрестоматийной литературе о Куликовской битве практически не употребляется самое раннее описание битвы из Симеоновской летописи. Поскольку князь Дмитрий в ней фигурирует как живой, то создана она никак не позже 1389 года, то есть является единственным сохранившимся документом, написанным по следам событий. Но Симеоновской летописи, повторю, в хрестоматиях и сборниках о Куликовом поле нет. Зато широко распространены другие, гораздо более поздние, зачастую созданные через века после событий. Во многих из них литовский Ягайло называется Ольгердом. Надо было иметь очень отдаленное (и по времени тоже) представление о событиях, чтобы спутать имена двух главных противников. Это все равно что мы фюрера Гитлера называли бы кайзером Вильгельмом — какая, мол, разница, оба же немцы... Я не исключаю, что Симеоновская летопись тоже не свободна от тех или иных влияний. Например, в ней совсем не упоминается серпуховской князь Владимир Андреевич. Зато в последующих, гораздо более поздних, он становится главным лицом, учит, наставляет Дмитрия, а тот вроде как даже труса празднует, и не будь Владимира — сбежал бы... Понятно, что летописи часто писались в угоду тем или иным князьям, церковным начальникам, господствующей идеологии. Но все равно — непонятно замалчивание самого древнего свидетельства. Не потому ли, что рассказ Симеоновской летописи, как и положено по канону, заканчивается радостным известием: Мамай погибает, а князь Дмитрий посылает к Тохтамышу своих гонцов. Получается, что, сражаясь против «татарского хана», мы тут же посылали гонцов к «татарскому хану»? За что боролись и с кем боролись? Не нужны нам такая правда и такая летопись!..

Так и жили, так и воспитывали поколения своих граждан.

Повторим: да, на Куликовом поле Дмитрий Донской спас и утвердил на троне законного хана Золотой Орды. Но тем самым он не допустил всеобщей смуты, которая неизвестно еще как могла отразиться на судьбе Руси. Тем самым он укрепил Русь. Он продолжил и упрочил союз с Ордой, заложенный Александром Невским: внук Батыя хан Менгу помогал Новгороду против ливонских рыцарей, Тохта дружил с Михаилом Тверским, Узбек — с Иваном Калитой, Джанибек — с митрополитом Алексеем... Союз, благодаря которому они совместно противостояли Западу вообще и Литве в частности. Историки-то знают, а нам для ясности надо чаще смотреть на древние карты. В те века Московская Русь была маленькая, а Литва велика и могуча и при случае могла поглотить Московское княжество, как до этого поглотила Киев, Чернигов, Смоленск, Брянск, Полоцк....

На Куликовом поле князья впервые сплотились вокруг Москвы, признали главенство Москвы. Это мы называем их русскими, а они себя считали ярославцами и белозерцами, муромцами и брянцами. И только на Куликовом поле и после него как будто некое дуновение истории просквозило души: в князьях и дружинниках, боярах и смердах появилось историческое осознание, что все они — русские. Конечно, междуусобная резня продолжалась еще долго. И не случайно, что самая жестокая была с тверичами и новгородцами, которые на Куликово поле не пришли...

Однако союз Руси и Золотой Орды противостоял не только Западу, но и Востоку. К тому времени началось нашествие железных армий Тамерлана, выходивших к Волге и занимавших Елец. Вот они-то и несли с собой иго в подлинном, римском значении слова. Не дружина, не ополчение и не вольная конница, а невиданные по тем временам регулярные войска, они несли с собой и утверждали на завоеванных землях городскую мусульманскую культуру, общинно-бытовое и государственное устройство на свой манер. От их наступления на Русь отвлекал и закрывал Русь с Волги, с Востока, хан Тохтамыш, словно бы отдавая исторический долг благодарности Дмитрию Донскому и Руси за Куликово поле и искупая вину за поход 1382 года. Вся его долгая и бурная жизнь после Куликова поля прошла в битвах с Тимуром и тимуридами. Золотая Орда в этой борьбе истощила последние силы и вступила в полосу заката.

После смерти Тохтамыша в Орде вновь началась смута. Но Московская Русь уже была крепкой. И через какое-то время вассальная зависимость от Золотой Орды сама собой отпала. А затем уже Русь стала занимать и заняла на этих огромных пространствах главенствующее положение.

Как писал один из основателей евразийской исторической школы князь Н.С. Трубецкой, произошла «замена ордынского хана московским царем с перенесением ханской ставки в Москву».

Я убежден, что первопричина нашей немотивированной агрессивности, нежелания «разбираться», вникать в тонкости, а в самом большом смысле первопричина всей нашей нескладной жизни — в элементарных уроках школьной истории, когда, вольно или невольно, вдалбливалось, что «кругом одни враги», во всех наших бедах виноваты исключительно чужие, а сами мы — ангелы... От лжи и недомолвок возникал чудовищный, взрывоопасный дискомфорт в умах и сердцах. Скажем, говорили об интернационализме и братстве народов, а теория «ига» настойчиво внушала: все узкоглазые — враги. Отсюда возник и «комплекс ига»: узкоглазые, а правили нами... А теперь Афанасьев дополнил: князья Александр Невский и Дмитрий Донской — их прислужники, следовательно, тоже враги. Далее один шаг до нехитрого вывода: они потому враги, что их матери — узкоглазые степнячки. В общем, уберем этих прислужников из нашей истории. А заодно разрушим и храм Покрова на Нерли, и все церкви, что построил святой князь Андрей Боголюбский — тоже сын половчанки. И Москву сотрем с лица земли, потому как жена Юрия Долгорукого — половецкая княжна Елена...

Я не утрирую. Это — естественное и закономерное продолжение логики лжи и вражды, агрессии и противостояния.

А в заключение — курьез, анекдот, поучительный факт из истории... — называйте как угодно. Кстати, о Мамае.

Вроде бы с ним-то все ясно: интриган, узурпатор и так далее. Но его след в русской истории на этом не стирается. Один из его сородичей, не то внук, не то внучатый племянник, оказал услуги Витовту, великому князю Литовскому. За что тот пожаловал его урочищем Глина и княжеским титулом. Потом литовские князья Глинские ушли на Русь. Елена Глинская, как мы знаем, вышла замуж за великого князя Василия III и стала матерью царя Ивана Грозного. А Иван Грозный «татар», если не считать татарина Бориса Годунова, не «защищал» и даже совсем наоборот — воевал Казань.... Господи, да в любой истории все так переплетено, что одним махом ничего не разрубишь и ничего не решишь!..

Сергей БАЙМУХАМЕТОВ

Сайт управляется системой uCoz