Русские праздники, приметы, обычаи и традиции

Пословицы, народные приметы и традиции праздников на Руси

Пословицы, народные приметы и традиции праздников на Руси

Давно это было

Происхождение праздника. Исторически Пасха христианская происходит из Пасхи иудейской — праздника выхода еврейского народа из рабства у египетских фараонов. Само слово «пасха» — арамейский вариант еврейского слова «песах» (прохождение, пощада). По ветхозаветному преданию, ангел тогда проходил мимо домов иудеев, на дверях которых видел кровь агнца, и поражал смертью первенцев у египтян. Пасхальный агнец евреев является прообразом Иисуса Христа, и именно поэтому в священном писании Христос именуется агнцем Божиим, агнцем пасхальным.
В соответствии с евангельскими текстами, Иисус Христос воскрес рано утром, когда уже прошла суббота. Произошло великое землетрясение, потому что ангел, сошедший с небес, отвалил камень от двери в пещеру, где стоял гроб господень. На рассвете Мария Магдалина, Мария, Мать Иакова и Соломония пришли к гробу с ароматическими препаратами. Увидев, что камень отвален от гроба, Мария Магдалина подумала, что тело Иисуса кто-то взял, и поспешила к апостолам Петру и Павлу, чтобы рассказать об этом. Две другие женщины увидели ангела, который возвестил им о воскресении Христа.
Дата праздника. День празднования Пасхи непостоянен. Шумеры, вавилоняне, иудеи, финикийцы, древние греки считали время по лунному календарю. Началом каждого месяца служил день новолуния (лунный цикл — 28 дней). Весенний праздник первого урожая справляли обычно в день первого весеннего полнолуния. По лунному календарю он всегда приходится на одно и то же число, по календарю, которым мы пользуемся, — на разные числа и к тому же на разные дни недели. В 325 году первый Вселенский Собор христианской церкви постановил праздновать Пасху всегда по воскресеньям, а именно — в первое воскресенье, наступающее после первого весеннего полнолуния и всегда после 21 марта, дня весеннего равноденствия. В Православной церкви расчет пасхальных дат остается с тех пор неизменным.

Каким Бывает праздник

Большой праздник Пасхи длится целую неделю, и вся неделя называется Святой, Великоденской, Радостной. Считалось, что когда воскрес Иисус, солнце стояло в небе, не заходя всю неделю, и от этого — «Великодень».
Литургия. В самом храме во время заутрени и потом на протяжении всей пасхальной недели широко открыты Царские врата, что символизирует отсутствие преграды между небом и землей. Иконы, паникадила, подсвечники — все украшено цветами. Горит масса свечей перед иконами и в подсвечниках.
Когда слышался первый, протяжный и звонкий удар колокола, народ валом валил в церковь слушать утреню.
После утрени, ровно в 12 часов, все присутствующие в церкви осеняли себя крестным знамением, и под звон колоколов раздавалось: «Христос воскресе». Начинался процесс христосования: в алтаре христосовался причт, в церкви — прихожане, затем причт начинал христосоваться с наиболее уважаемыми крестьянами и обмениваться с ними яйцами. (Крестьяне верили, что яйцо, полученное от священника, никогда не испортится и имеет чудодейственную силу.)
После окончания литургии все «пасочники», с куличами на руках (на куличах горели свечи), выходили из церкви и строились в два ряда в ограде в ожидании причта, который в это время в алтаре освящал пасхи более зажиточных и чтимых прихожан.
Причт, выйдя из церкви, читал молитву и, обходя ряды, кропил святой водой пасхи, за что ему в чашу бросали гривны и пятаки.
Посещение кладбища. Освятив куличи, каждый хозяин считал своим долгом, не заходя домой, побывать на кладбище и похристосоваться с покойными родителями. Отвесив на могилках поклоны и поцеловав землю, он оставлял здесь кусок творога и кулича для родичей и только потом спешил домой христосоваться и разговляться с помочадцами.
Пасхальные молебны. С первого же дня Пасхи, на протяжении всей Светлой седмицы, в деревнях служили так называемые пасхальные молебны, причем духовенство расхаживало по крестьянским избам в сопровождении оброшников и оброшниц, или так называемых богоносцев. Оброшников вербовали чаще всего из стариков и старух, которые дали обет всю пасхальную неделю «ходить под Богами», или желали своим усердием вымолить у Бога какую-нибудь милость: чтобы перестала трясти лихорадка, чтобы сына не взяли в солдаты, чтобы муж не пьянствовал, не дрался во хмелю и не бил домочадцев. Но очень многие из мужиков брались «носить Богов» исключительно с целью выпить за чужой счет.
Все оброшники, прежде чем приступить к делу, обязательно просили благословения священника. И только когда священник разрешал, принимались за свои обязанности. Один носил свечи для продажи, другой — кружку, в которую собирал деньги «на Божью Матерь», третий носил другую кружку, куда причт складывал весь свой доход, предварительно записав его на бумаге. Четвертый оброшник, наконец, носил кадило и подкладывал ладан (этот последний оброшник считался крестьянами самым почетным: в редком доме ему не подносили стакана с выпивкой). Все оброшники были подпоясаны белыми полотенцами, а оброшницы, кроме того, повязывались и белыми платками, в память святых жен мироносиц, которые, по мнению крестьян, были также покрыты белым. Когда все -«богоносцы» выстраивались у церкви, появлялся священник, и вся процессия с пением «Христос воскресе» под колокольный звон шла в первый, ближайший от храма двор.
К этому времени в избе перед иконами зажигали свечи, стол покрывали белой скатертью, на стол клали ковригу, а под угол скатерти насыпали горсть соли, которая по окончании богослужения считалась целебной при болезнях скота. Хозяин дома, без шапки, выходил навстречу гостям, а молодица, с пеленою в руках, встречала на пороге избы божью матушку и все время держала икону на руках, пока духовенство служило молебен.
Во время молебна мужики считали, сколько раз пропели «Иисусе, Сыне божий», и если меньше двенадцати раз, то хозяин выговаривал священнику: «Ты, папаша, только деньги с нашего брата брать любишь, а сполна не вычитываешь». Но зато к чтению кондаков крестьяне относились с большим равнодушием, и если священник не дочитывал до конца каждый кондак, то хозяева не обижались.
Кроме молебна в избе многие крестьяне просили отслужить еще один молебен на дворе, в честь святых, покровительствующих домашним животным: Власия, Мамонта, Флора и Лавра. Для этой цели на дворе ставили столы, накрывали их скатертями, а поверх клали «скотскую» пасху, предназначенную для домашних животных. После молебна эту пасху разрезали на мелкие куски и отдавали домашним животным и птице. Скатерть, на которой стояла пасха, псаломщик подбрасывал высоко вверх: чем выше он подбросит, тем выше уродится лен. По окончании молебна наиболее благочестивые крестьяне просили священника благословить их «повеличать «Успение Божью Матушку», и если священник благословит, пели свою молитву.
По окончании этого песнопения иконы выносили со двора, матери клали в воротах детей для исцеления от болезней, а взрослые только нагибались, чтобы над ними пронесли образа. Но если в каком-нибудь дворе богатый хозяин заказывал молебен с водосвятием, то матери умывали детей святой водой, утирали полотенцем и вешали его на божью матерь (то есть жертвовали) или же утирали концом холста, который также жертвовали на церковь. Кроме того, при водосвятных молебнах многие крестьяне снимали с себя кресты, погружали их в освященную воду и затем лили эту воду прямо в рот или на глаза.
Старухи, не ограничиваясь этим, брали самый венчик, которым кропил священник, и обрызгивали те места на своем теле, где чувствуют боль, но прежде всего брызгали в пазуху. Молодые матери, кормящие детей, обмывали святой водой грудь, чтобы больше было
молока и чтобы люди не сглазили.
Хождение с иконами продолжалось по всем дворам до самого вечера первого дня святой Пасхи. А на второй день, после литургии, которая кончалась очень рано, иконы несли в дома причта. После молебна в доме священника крестьяне получали угощение от своего духовного отца. После этого иконы несли по ближайшим и дальним
деревням.
Нередко оброшники напивались до того, что к вечеру валялись где-нибудь в сенях, на крыльце, а то и просто посреди деревенской улицы. Над такими оброшниками парни не упускали, конечно, случая поиздеваться: они клали им в рот тертого хрена, завязывали глаза, надевали на голову бабьи повойники и покрывали рваными юбками. Иногда даже женатые мужики окатывали водой пьяных об-рошников или лили им на голову квасную гущу, залепляя нос, глаза,
Иконы на ночь приносили на хранение в училище или в дом
какого-нибудь зажиточного и уважаемого крестьянина. Нередко слу-чалось, что по ночам в помещении, где хранились иконы, прихожане уже сами от себя устраивали нечто вроде всенощного бдения: старухи со всей деревни, богомольные мужики и девушки, вымаливающие хороших женихов, собирались сюда, зажигали свечи, пели молитвы и коленопреклоненно молились Богу. В стародавние времена сюда же приносились маленькие кувшинчики с медом и свечи, которые ставили перед образами на стол для поминовения умерших. Но позже кувшинчики были строжайшим образом запрещены высшими духовными властями.
Разговенье. Пока духовенство не отслужило у крестьянина в доме молебна, никто не смел предаваться праздничным развлечениям. Но когда «иконы прошли», в деревне начинался широкий пасхальный разгул. Взрослые гостевали друг у друга, без меры пили водку, пели песни.
Утром к разговенью матери всегда будили маленьких детей: «Вставай, детеночек, поднимайся, нам Боженька пасочки дал». Детвора садилась за стол, отец разрезал пасху на куски, крошил освященные яйца, мясо или баранину и оделял всех. «Слава Тебе, Господи, пришлось разговеться нам», — шептали в крестьянской семье, крестясь и целуя освященную пищу.
Дети с родителями христосовались трижды, и только с женами считалось неприлично целоваться при всех.
Пасхальные развлечения. С особенным удовольствием посещали колокольню, где трезвонили с раннего утра до 4—5 часов вечера. В течение всей Светлой седмицы на колокольне толпились парни, девушки, мужики, бабы и ребятишки: все хватались за веревки и поднимали такой трезвон, что батюшка посылал дьячков унять развеселившихся православных и прогнать их с колокольни.
Другим, специально пасхальным развлечением было катание яиц. Катали яйца преимущественно ребятишки да еще девушки, которые соскучились без хороводов и песен (на Пасху светские песни и хороводы считаются неприличными и даже греховными).
А на качелях качались все. В конце деревенской улицы парни устраивали так называемые общественные качели (в складчину). Возле этих качелей собирались девушки с подсолнухами, бабы с ребятишками, мужики и парни с гармониками и тальянками. Случались игры в орлянку и в карты.
Приглашали в гости кумовьев и сватов. В отличие от Масленицы, на Пасху приглашали даже будущих сватов. Во время обеда жениха с невестой сажали рядом в красном углу, поили их водкой. Обычай требовал, чтобы жених ухаживал за невестой. Называл невесту обязательно на «вы», по имени-отчеству, или просто «нареченная моя невестам, сгребал руками сласти с тарелки и потчевал ими девицу, а после обеда катался с ней по селу (обычай требовал, чтобы нареченные жених и невеста катались, обнявшись за талию).


Пасхальные приметы

Приметы для стариков. На Пасху старики расчесывали волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове; старухи умывались с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть.
Приметы для девушек. Деревенские девушки в дни Пасхи не брали соли, чтобы руки не потели. Умывались водой с красного яйца, чтобы быть румяной, при этом становились на топор, чтобы стать крепкой.
Девушки верили, что все обычные любовные приметы на Пасху сбываются. Поэтому, если, например, девица ушибала локоть, то уже думала, что ее вспомнил милый. Если во щи падал таракан или муха — наверняка жди свидания. Если губа зачешется — не миновать поцелуев. Если бровь чесаться станет — будешь кланяться с милым.
Во время пасхальной службы девушки тихонько шептали: «Вос-кресение Христово! Пошли мне жениха холостого, в чулчонках да в порчонках!»; «Дай бог жениха хорошего, в сапогах да с калошами, не на корове, а на лошади!»
Приметы для воров. Воры имели свои приметы, приуроченные к Пасхе. Они, например, делали все усилия, чтобы во время пасхальной заутрени украсть какую-нибудь вещь у молящихся в церкви, и притом украсть так, чтобы никому и в голову не пришло подозревать Тогда можно было смело воровать целый год, и никто тебя не поймает.
Приметы для игроков. Игроки, отправляясь в церковь, клали в сапог под пятку монету в твердой надежде, что это принесет им крупный выигрыш. Но чтобы стать непобедимым игроком и обыгрывать всех и каждого, нужно, отправляясь слушать пасхальную заутреню, захватить в церковь карты. Когда священник показывался из алтаря в светлых ризах и в первый раз говорил «Христос воскресе», пришедший с картами должен был ответить: «Карты здеся»-. Когда священник говорил во второй раз «Христос воскресе», безбожный картежник отвечал: «Хлюст здесяк, и в третий раз — «Тузы здеся». Это святотатство, по убеждению игроков, может принести несметные выигрыши, но только до тех пор, пока святотатец не покается.
Приметы для охотников. Охотники придерживались одного неписаного правила: никогда не проливать крови в великие дни Светлой седмицы, когда вся тварь земная вместе с людьми радуется Христову воскресению и по-своему славит Бога. Считалось, что нарушители этого христианского правила подчас жестоко наказываются Богом, и бывали случаи, когда охотник, снарядившись на охоту, или нечаянно убивал себя, или не находил дороги домой и без вести пропадал в лесу, где его мучила нечистая сила.
Охотники специально приходили в церковь с ружьями, и как только в первый раз начинали петь «Христос воскресе», они стреляли в воздух в полной уверенности, что этим выстрелом убьют черта и обеспечат себе удачную охоту в течение года.
Царствие небесное. Существовало убеждение, что всякий, кто умрет в Светлую седмицу, беспрепятственно попадет в рай, какой бы грешник он ни был, потому что доступ в царствие небесное объясняется тем, что в пасхальную неделю врата рая не закрываются и их никто не охраняет.
Укоренилось верование, что в пасхальную ночь можно видеться и даже беседовать со своими умершими родственниками. Для этого нужно было во время крестного хода, когда все богомольцы уйдут из церкви, спрятаться в храме со страстной свечкой так, чтобы никто не заметил. Когда души умерших соберутся в церковь молиться и христосоваться между собой, открывается возможность повидать своих усопших родственников. Но разговаривать в это время с ними нельзя. Для разговоров есть другое место — кладбище.
Наблюдения за природой. На Пасху молодые взбирались на крыши, чтобы встретить солнце (бытовало поверье, что на Пасху «солнце играет», и многие старались подкараулить это мгновение).
Существовала такая примета: если собака во время пасхальной утрени будет лаять на восток — к пожару, на запад — к несчастью.
Во время пасхальной утрени хозяйки наблюдали: какая скотина в это время лежит смирно — та ко двору. В это же время крестьянки гнали с насеста кур для того, чтобы куры не ленились, а пораньше вставали да больше яиц несли.
На Пасху небо ясное и солнце играет — к хорошему урожаю и красному лету.
На Святой неделе дожди — добрая рожь.
На Святой гром — к урожаю.
Коли дождь или непогода в первый день Пасхи, так и весна дождлива будет.
Если на второй день Пасхи будет ясная погода — лето будет дождливое, если пасмурно — сухое.


Обычаи

Изгнание насекомых. Существовал обычай изгнания из избы клопов и тараканов, приуроченный к первому дню Пасхи. Делалось это таким образом: когда хозяин приходил после обедни домой, он не должен был входить прямо в избу, надо было сначала постучаться. Хозяйка, не отворяя дверей, спрашивала: «Кто там?» — «Я, хозяин твой, — отвечал муж, — зовут меня Иван. Ну что, жена, чем разговляться будем?» — «Мы-то разговляться будем мясом, сметаной, молоком, яйцами». — «А клопы-то чем?» — «А клопы клопами». Крестьяне уверены, что, подслушав этот диалог, клопы или испугаются и
убегут из избы, или набросятся друг на друга и сами себя съедят.
Был еще и другой, более упрошенный способ изгнания клопов и всяких паразитов. Когда хозяева шли от обедни с пасхами, какая-нибудь старуха брала веник и кричала: «Прусаки и тараканы и всякая гадина, выходите вон из избы — святая пасха идет». Это восклицание повторялось три раза, при этом старуха усиленно мела веником к порогу и трижды махала им за порог. Когда хозяева переступали с пасхой порог дома, старуха швыряла веник за порог как можно дальше.
Хождение «волочебкиков». К Пасхе было приурочено и «хождение волочебников». Ими были не парни, а преимущественно бабы.
Со всего села собирались они толпой и ходили из дома в дом, останавливаясь перед окнами и писклявыми бабьими голосами распевая: «Не шум шумит, не гром гремит, Христос воскресе, Сын Божий. Шум гремят волочебники. К чьему двору, ко богатому, ко богатому — к Николаеву. Хозяюшка, наш батюшка, раствори окошечко, посмотри немножечко, что у тебя в доме делается». Пели ради того, чтобы выпросить что-нибудь у хозяина дома: яиц, сала, денег, молока, белого хлеба. И хозяева пытались порадовать, чем могли.
Поздравления. На Пасху было принято поздравлять всех знакомых. Впоследствии, помимо самых необходимых визитов, стали ограничиваться поздравительными пасхальными открытками.


Освященная еда

Яства. Считалось, что пасхальные яства, освященные церковной молитвой, имеют сверхъестественную силу и могут помочь православным в трудные минуты жизни. Поэтому все кости от пасхального стола тщательно хранили: часть из них зарывали в землю на пашнях с целью предохранить нивы от града, а часть хранили дома и во время летних гроз бросали в огонь, чтобы предотвратить удары грома. Точно так же сохранялась головка освященного кулича для того, чтобы хозяин дома, выезжая в поле сеять, мог взять ее с собой и съесть на своей ниве, чем обеспечит прекрасный урожай. Урожай можно было обеспечить и зернами, которые во время пасхального молебна ставили перед образами: поэтому богобоязненный хозяин, приглашая в свой дом батюшку, непременно ставил ведра с зернами и просил батюшку окропить их святой водой.
Во всю Светлую неделю каждая хозяйка должна была прятать все освященное съестное таким образом, чтобы ни одна мышь не могла взобраться на пасхальный стол. Считалось, если мышь съест такой освященный кусочек, то у ней тут же вырастут крылья и она станет летучей мышью.


Яйцо

После службы происходит христосование, и начинается обмен крашеными яйцами.
Из истории. Еще задолго до появления Христа древние народы считали яйцо прообразом Вселенной — из него родился мир, окружающий человека. Отношение к яйцу как к символу рождения отразилось в верованиях и обычаях египтян, персов, греков, римлян…
У славянских народов, принявших христианство, яйцо ассоциировалось с плодородием земли, с весенним возрождением природы.
Обычай красить яйца связан с именем римского императора Марка Аврелия (121 —180 годы н. э.). В день, когда родился Марк Аврелий, одна из кур, принадлежавших его матери, якобы снесла яйцо, помеченное красными точками. Счастливое предзнаменование было истолковано как рождение будущего императора. С 224 года у римлян стало обычаем посылать в качестве поздравления друг другу окрашенные яйца. Христиане переняли этот обычай, вложив в него иной смысл: красный цвет имеет особую силу, ибо яйцо в пасхальные праздники окрашено кровью Христа.
Другая легенда крашения яиц гласит: после смерти Христа семь иудеев собрались на пир. Среди блюд были жареная курица и сваренные вкрутую яйца. Во время пира один из собравшихся, вспомнив про казненного, сказал, что Иисус воскреснет на третий день. На это хозяин дома возразил: «Если курица на столе оживет, а яйца станут красными, тогда он воскреснет». И в тот же миг яйца изменили цвет, а курица ожила.
Третья легенда утверждает, что это Дева Мария, чтобы развлечь младенца Иисуса, первой начала окрашивать яйца.
Еще одна легенда связывает этот обычай с именем французского короля Людовика Святого, вдохновителя крестовых походов (1226— 1270). Освобожденный из плена, он готовился вернуться на родину. Перед его отъездом был устроен пир, на котором среди прочих яств были яйца, раскрашенные в разные цвета.
Украшение яиц. Яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками; если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета — это была крапанка. Еще были писанки — яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами.
Яйца можно красить в отваре луковой шелухи или в настое трав. Можно обмотать их разноцветными нитками (лучше шелковыми) и поварить.
Для украшения яиц можно использовать разноцветные почтовые открытки. Для этого надо намочить немного обратную сторону открытки и протереть ее пальцем, чтобы снять нижний слой бумаги и сделать картинку тоньше. Вырезать картинку и наклеить ее на сваренное вкрутую и охлажденное сухое яйцо.
И все же самый распространенный и традиционный цвет пасхальных яиц — красный.
Изготовление яиц. Деревенские умельцы готовили к Пасхе деревянные писанки. В кондитерских продавали шоколадные и сахарные яйца. А известные ювелирные фирмы создавали произ-ведения искусства из фарфора и хрусталя, золота и серебра, из цветного и прозрачного стекла, из кости и камня… Они могли быть самых разных размеров — от больших, в которые можно спрятать различные сюрпризы (например, пасхальные яйца фир-мы Фаберже), до маленьких яичек — их прикалывали к одежде или носили на цепочке. Эти миниатюрные ювелирные украшения дарили девочкам несколько лет подряд: в следующую Пасху к старому  подарку добавлялся новый, и так постепенно получалось це-лое ожерелье из подвешенных на цепочку разноцветных праздничных яичек.
В форме яйца исполняли самые разнообразные бытовые предме-ты — несессеры, часы, вазочки, подарочные чашки и т.д. В России обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами соблюдался во всех слоях общества — от крестьянской избы до царского двора, причем христосовались со всеми домашними, без различия сословий — хозяева со слугами и т.д.
При царском дворе, начиная с Алексея Михайловича, обычай подношения пасхальных яиц превратился в строго регламентированный ритуал: «…Чинно и в порядке подходили к царю бояре, окольничие, думные дворяне и дьяки, кравчие, близкие и приказные люди, стольники, стряпчие, дворяне московские. Царь давал им яйца гусиные, куриные и деревянные точеные, каждому по три, по два, по одному, смотря по знатности жалуемого. Яйца были расписаны золотом и яркими красками в узор или цветными травами, а в травах птицы и звери и люди», — писал Н. Костомаров.
Изготовлением таких яиц на Руси занимались пекари, иконописцы, травщики (то есть художники по растительному орнаменту) Оружейной палаты и монахи Троице-Сергиевой лавры. Со временем все чаще стали христосоваться рукодельными яйцами, и постепенно пасхальные яйца превратились в своеобразный памятный подарок, нередко весьма дорогой и изысканный.
В XVIII — XIX веках производство пасхальных яиц становится самостоятельным видом искусства, а с конца прошлого столетия — и самостоятельной отраслью художественной промышленности. Их делали на стекольных и фарфоровых заводах, на шлифовальных фабриках, в мастерских и т.д.
В кладовой Зимнего дворца имелся постоянный запас пасхальных яиц — для императорских детей, для подарков, а также для международных промышленных выставок. Количество подарочных яиц, ежегодно поставляемых царскому двору, постоянно увеличивалось.
Эскизы для декорации пасхальных яиц, предназначавшихся царю, членам его семьи и другим знатным особам, нередко заказывали известным иконописцам и художникам (так, например, делали на императорском фарфоровом заводе, где выпуск пасхальных яиц был налажен с 1749 года).
Мировую славу снискали пасхальные яйца фирмы Фаберже. Мастера фирмы создали 56 уникальных подарочных яиц для императоров Александра III и Николая II.
Двенадцать пасхальных яиц было изготовлено для частных лиц — Александра Фердинандовича Келча (владельца нескольких золотых приисков в Сибири), для князя Юсупова и для герцогини Мальборо.
После 1917 года производство пасхальных яиц было прекращено. Однако традиция одаривать на Пасху друзей и родственников раскрашенными яйцами сохранилась.
Верования. Нельзя было есть яйцо и выбрасывать (а тем более вымалевывать) скорлупу за окошко на улицу, потому что на протяжении всей Светлой седмицы сам Христос с апостолами, в нищенских рубищах, ходят по земле и по неосторожности в них можно попасть скорлупой (ходил же Христос, наблюдая, хорошо ли православные исполняют его завет — оделять нищую братию; и награждал щедрых, а скупых наказывал).
Крестьяне повсюду верили, что при помощи пасхального яйца души умерших могут получить облегчение на том свете. Для этого надо было только сходить на кладбище, трижды похристосоваться с покойником. Положив на его могилу яйцо, разбить, покрошить и скормить вольной птице. Птица в благодарность за это помянет умерших и будет просить за них Бога.
При помощи пасхального яйца, считалось, можно получить облегчение от всех болезней и напастей. Если яйцо, полученное при христосовании от свяшенника, сохраненное на божнице в течение трех и даже двенадцати лет, дать съесть тяжелобольным, — всю хворь с них как рукой снимет.
Верили крестьяне, что помогает яйцо и при тушении пожаров. Если человек, отличающийся праведной жизнью, возьмет такое яйцо и троек-ратно обежит горящее здание со словами: «Христос воскресе», то пожар сразу же утихнет, а затем и прекратится сам собой. Но если яйцо попало в руки непорядочного человека, то пожар никоим образом не прекратится, и тогда остается только одно средство: бросить яйцо в сторону, противоположную направлению ветра и свободную от строений, — тог-да ветер утихнет, изменит направление и сила огня ослабеет.
Крестьяне считали, что больше всего помогает пасхальное яйцо в земледельческих работах. Стоило только во время пасхального молебна зарыть такое яйцо в зерна и затем выехать с этим же яйцом и  зерном на посев, чтобы обеспечить себе прекрасный урожай.
Думали, помогает яйцо кладоискателям. Всякий клад, по поверью, охраняется специально приставленной к нему нечистой силой, а завидев человека, приближающегося с пасхальным яйцом, черти непременно испугаются и кинутся врассыпную, оставив клад без всякой защиты и прикрытия.
Яйцо зарывали в кадку с зернами ржи или пшеницы. Когда приносили в дом святые иконы, то носильщик должен был такое яйцо отыскать.
Пшеницу и рожь, где была спрятана крашенка, хранили для посева.
Считалось, что катание яиц по свежевспаханной земле способствует ее плодородию.
На Егория (б мая), прежде чем впервые после зимы выгнать стадо на пастбище, яичком «прокатывали» коня от гривы до хвоста. При этом приговаривали: «Как яичко кругло и гладко, так лошадушка будь кругла и сыта».
Говорили, если покатить яйцо на перекрестке дорог, то непременно выскочат черти и начнут плясать трепака.
Считали, если первое пасхальное яйцо не испортится, то год пройдет благополучно. Первому яйцу, полученному при христосовании, приписывали охранные свойства: способность останавливать пламя во время пожара, предохранять от воров.
Крашеными яйцами обменивались при встрече, по ним гадали о судьбе, разбивая определенным образом скорлупу. Яйцо нужно было обязательно покатать по столу. Удачи в играх с яйцами сулили благополучие в семье.


Пасхальный стол

Пасхальный стол не имеет никаких запретов на продукты. Помимо ритуальных пасхи, кулича и яиц на столе могут быть любые мясные, молочные, рыбные блюда. Пасхальный стол, так же как и поминальный стол сорока дней, накрывается на целый день, и все приходящие в дом приглашаются хозяевами к угощению.
Не возбранялось сесть к пасхальному столу даже без хозяев.


Кулич
7 яиц, 1 кг муки, 60 г дрожжей, 2 стакана молока, 1,5 стакана сахара, 0,5 стакана изюма, 300 г сливочного масла, 1 ч. л. соли, миндаль, 1 ст. л. коньяка-
Изюм тщательно промыть и высушить, миндаль очистить и растолочь.
Развести дрожжи в теплом молоке, добавить чайную ложку сахара, дать им немного подойти. Положить половину муки, размешать и, завязав посуду с тестом полотенцем, поставить в теплое место. Растереть 6 желтков с сахаром, добавить коньяк. Когда опара поднимется в два раза, посолить ее, смешать с желтками, растертыми с сахаром, добавить размягченное масло, остальную муку и взбитые 7 белков.
Все смешать, завязать посуду с тестом полотенцем и поставить в теплое место. Когда тесто поднимется вдвое, обмять его рукой, опять закрыть и снова поставить в теплое место.
После того как тесто опять поднимется вдвое, добавить вымытый и высушенный изюм и миндаль.
На дно формы положить промасленную бумагу, бока формы обмазать маслом и посыпать мукой.
Положить тесто в форму, заполняя ее на 1/3 (воздушный кулич) или на 1/2 (более тяжелый кулич), и поставить в теплое место. Через час смазать верх кулича желтком и осторожно поставить в теплую духовку. Выпекать на слабом огне 50—60 минут. Первые 20 минут духовку не открывать, иначе тесто осядет. Если верх кулича сильно зарумянится, прежде чем изделие будет готово, положить на него лист мокрой бумаги.
Готовый кулич достать из духовки и положить в форме на бок на 8—10 часов. Пока кулич горячий, форму несколько раз надо повернуть.


Кулич царский
50 г дрожжей, 1200 г муки, 15 желтков, по 200 г масла и сахара, 3 стакана сливок, специи, 50 г миндаля, по 100 г изюма и цукатов.
Развести дрожжи в стакане сливок и поставить из них густую опару на 600 г пшеничной муки. Когда опара поднимется, ввести в нее растертые со сливочным маслом и сахарным песком яичные желтки. Добавить еще 600 г муки, 2 стакана сливок, толченый кардамон (10 зерен), 1 толченый мускатный орех, шинкованный миндаль, мелко нарезанные цукаты и промытый изюм. Хорошо вымесить тесто и оставить подниматься на 1,5—2 часа. Потом снова вымесить, положить в смазанную маслом и обсыпанную толчеными сухарями высокую форму. Наполнив форму до половины, дать тесту снова подняться до высоты формы и поставить в духовку с несильным жаром.
Куличи из такого сдобного теста лучше выпекать в небольших формах.



Пасха


Вариант 1
800 г творога, 8 желтков, 200 г сливочного масла, 1 стакан сахара, 100 г орехов (миндаля), по 2—3 ст. л. изюма и апельсиновых цукатов.
Творог отжать, часа 3 подержать под прессом. Протереть сквозь
сито, желтки сварить вкрутую, добавить сахар, масло и растереть до
пастообразного состояния. Добавить промытый и высушенный изюм,
нарезанные орехи, цукаты. Опять размешать. Положить в форму,
накрыть марлей и поставить в холодильник.


Вариант 2
500 г творога, 300 г сахара, 200 г сливочного масла, 2 вареных желтка, 1 сырое яйцо, 500 г изюма.
Изюм тщательно промыть и просушить.
Пропустить через мясорубку творог, масло и вареные желтки, посыпая слои получаемой массы сахаром, добавить сырое яйцо и изюм, все перемешать и положить в марле в форму под не очень тяжелый пресс так, чтобы могла стекать жидкость. Если нет формы, можно положить пасху в марле в дуршлаг.
Через 8—10 часов готовую пасху выложить целиком на тарелку, опрокинув над ней форму или дуршлаг.


Пасха царская
2 кг творога, 10 яиц, 400 г масла, 800 г сметаны, 400—800 г сахара, 3 стакана изюма, ванилин.
Творог протереть, добавить сырые яйца, размягченное сливочное масло, сметану, перемешать и нагреть до кипения, мешая деревянной лопаточкой. Как только появится хотя бы один пузырек — нагревание прекратить, поставить на холод и мешать, пока масса не остынет. Ввести ванилин, сахар, изюм или цукаты, перемешать и сформовать пасху.