ручка меча-акинака
|
В предшествующих культурах юга СНГ нет ничего что можно было бы связать
со скифо-сибирским "звериным стилем" . Однако общие элементы этого стиля,
наблюдаемые по всей территории евразийских степей и прилегающей лесостепной
полосе , его распространение , позволяют предположить источником стиля Ближний
Восток ,в области северного Ирана . Существует , однако , и другая версия
. Ведущая роль в формировании звериного стиля здесь отводится скифам Причерноморья
и сакским племенам Средней Азии . В последнее время наибольшее признание
получила версия об отсутствии единого источника происхождения описываемого
стиля . Исследователи- скифологи одинаково выявляют связь скифо-сибирского
стиля с культом доблести , исходя из того , что сюжеты и образы принадлежали
аристократии , связанной с войной и магическими ритуалами . В " зверином
стиле " украшали преимущественно оружие , конское снаряжение , а также ритуальную
посуду и костюм . Искусство "звериного стиля", органически связанное с вещами
определенного назначения , отличается приспособленностью изображения к формам
этих вещей умением размещать фигуры в пространстве, сочетанием живого реализма
со стилизацией образов . Собственно скифский стиль отличается от сибирского
приемами стилизации , восходящими к технике резьбы по дереву и кости , а
также некоторыми персонажами , свойственными только для скифского ( лось),
или только для сибирского стиля ( медведь). В скифо-сакском искусстве просматриваются
изменения в стилизации и зверей . Так , например, раннему искусству не свойственна
" боязнь пустоты" , подчеркивание деталей и особенностей того или иного
животного , для этого обычно использовались резко ограниченные плоскости
и гораздо реже дополнительные детали . В более позднем скифо-сибирском стиле
часто встречается украшение отдельных частей тела животного дополнительными
звериными мотивами . Так , например, в бедро или плечо зверя вписываются
изображения других животных , а хвосты и шеи украшаются звериными или птичьими
головками . Наиболее яркими образцами искусства скифо-сакских племен известен
Горный Алтай . И если европейские скифы , вошедшие в контакт со своими западными
соседями , восприняли и переняли многое (в частности у греков ), то азиатские
племена скифского времени , несмотря на множественные контакты со своими
соседями , сохранили свою самобытность . Поэтому они и являются для нас
наиболее интересными для изучения. Скифский стиль поражает нас беспредельным
разнообразием мотивов и приемов стилизации и оформления . Изобразительное
декоративное искусство скифов является ярким показателем своеобразной культуры
народа , уровня его художественного восприятия и силы его творчества . В
нем отражается характер скифских племен . Задачей этого искусства было украшение
всевозможных утилитарных вещей , и нельзя назвать ни одной вещи , которую
не стремились бы приукрасить . Несмотря на разнообразную технику , характерные
особенности изобразительного искусства , его стиль оставался независимым
от материала , и поэтому может быть рассмотрен по основным мотивам . Основными
орнаментами в скифском искусстве можно считать образные " турьи рога ",
спиралевидные (в деталях животных ) бегущие волны , а также орнаменты ,
наподобие георгиевских крестов , крестовидные фигуры из трезубцев или бутонов
цветов , стилизованные свастики и ажурные кресты . Основным мотивом в растительном
орнаменте фигурирует " запятая ", вписывающаяся в украшения из листьев ,
а основными деталями были розетки , пальметки , трех лепестковые и более
сложные листья , бутоны , и цветки лотоса иногда вписываемые в геометрические
фигуры . В животных орнаментах , исходя из общей тенденции заполнения орнаментом
всей поверхности украшаемого предмета , можно говорить о двух основных приемах
: геральдическом сопоставлении одних и тех же фигур , и усложненном мотиве
дополнительного разветвлении одного и того же рисунка . В скифском изобразительном
рисунке присутствуют орнаменты из деталей животных , например из клыков
кабана , или когтей зверей и птиц . В изображениях животных преобладает
изображение лося в сочетании с хищниками , и горного барана или архара ,
множество изображений орлов и грифонов . Встречаются изображения и водоплавающих
птиц , в частности , гуся . Оленьих изображений не так много , как лосиных
, но они также разнообразны . В скифском искусстве олень появляется рано
, и притом в уже вполне устоявшемся стиле . Это лежащий олень с поджатыми
ногами , вытянутой вперед головой , и рогами во всю длину тела , положенными
на спину . Из хищных животных можно выделить изображения волков и диких
кошек ; тигров , барсов , изредка встречающихся львов . Обычно эти хищники
изображались оскаленными , с непропорционально большой головой , часто с
вывернутой задней частью туловища . Изображений кабанов секачей только два
, хотя в Причерноморье кабаний , а также заячий мотив получил большее распространение
. Из домашних животных горноалтайцами изображались лошади в различных позах
; бредущие лежащие и геральдически сопоставленные , а также петухов , как
переработку китайских фениксов (фын-хуань) . Изображения же рыб крайне схематичны
: контурный абрис , распластанный плавник в профиль и боковые плавники по
контуру .Хотя горно-алтайские художники хорошо знали орлов , но изображали
они не их , а мифических ушастых грифов с гребнем и нередко с хохолком .
Орлами по существу можно считать единичные находки с опущенными крыльями
, сходными с причерноморскими. Голова грифа, как самостоятельный мотив или
в сочетании с другими мотивами получила на Алтае настолько широкое распространение
, что его можно встретить во всех крупных захоронениях . Ушастыми грифами
не ограничивались и широко использовали мифических грифонов , рогатых львиных
и орлиных , похожих на грифонов Средней Азии . Среди произведений горно-алтайцев
много фантастических животных , сочетающих в себе признаки не только различных
видов но и различных семейств . Например грифовые головы с оленьими рогами
, или собачьи головы с кабаньими клыками , зубастая голова барана с хохолком
и гребнем грифа и рогатые тигры . |
украшение седельной луки
|