Поведение Избирателей (поведение На Выборах, Электоральное Поведение)

(от лат. elector — выбирающий, избиратель) — один из видов поведения политического (см.), предмет социологии  выборов (см.). При этом необходимо различать поведение  корпуса избирателей (электората)  и собственно поведение избирателей. Поведение электората — это изменение  в численности и удельном весе голосов, отданных партиям  и кандидатам на выборах (на референдумах — поданных за и против выдвинутых предложений), по сравнению с предшествующими выборами или референдумами, а также изменение в численности и удельном весе (по отношению к зарегистрировавшимся избирателям) абсентеистов (избирателей, не принявших участия в голосовании) и опустивших незаполненные или неправильно заполненные, а значит, недействительные бюллетени. В этом смысле говорят о поведении корпуса избирателей и отдельных его групп (на избирательном участке, в избирательном округе, городе,  любой территориальной единице). Поведение электората изучается на основании избирательной статистики. Более или менее систематич. исследование,  а не только описание  этого поведения стало возможным в связи с накоплением статистич. данных о соц. и демографич. структуре отдельных областей изучаемых стран, об эволюции этой структуры, что позволило соотносить местные особенности в распределении голосов между политич. силами и эволюцию их поддержки со стороны избирателей с социодемографич. факторами. Опросы  обществ. мнения и применение нек-рых специальных процедур (напр., предпринимавшееся на нек-рых избирательных участках раздельное голосование  мужчин и женщин) позволили в 40-50-х гг. перейти к изучению поведения отдельных социодемографич. групп электората (рабочих, крестьян, женщин, молодежи, религиозных общностей и т. д.). Изучение собственно П.и. предполагает исследование процесса  формирования итогового выбора, факторов, влияющих на сохранение одними избирателями своих ориентации и отказа от них других, а также обстоятельств, определяющих конечный выбор избирателей, не имеющих устойчивых политич. ориентаций. П.и. в таком понимании может анализироваться в связи с факторами как объективным (различн. характеристики соц. положения) объясняющими специфику поведения отдельных групп, так и субъективными (самоиндентификация с политич. символами, восприятие  отдельных, актуальных в данный момент политич. проблем, воздействие средств массовой коммуникации, личного общения и др.), а также с совокупным воздействием первых и вторых. Исследование П.и. развивалось с совершенствованием техники опросов обществ. мнения, формированием особой "культуры" опросов (проведение регулярных опросов, подробное анкетирование  и устное интервьюирование  избирателей). Особое значение  для анализа  поведения голосующих на выборах имеют панельные опросы (обычно проводится несколько опросов одной и той же выборки в разные периоды до выборов и один — после них). Лит.: Социально-политические сдвиги в странах развитого капитализма.  М., 1971; Рабочие  избиратели в странах Европы. М., 1980; Dupeux G. Le comportement electoral. P., 1954; Benney M., Grey A.P., Pear R.H. How people vote: A study of electoral behaviour in Greenwich. L., 1956; Drey-er E.C., Rosenbaum W.A. Political opinion and electoral behaviour: Essays and study. Belmont, 1966; Braud P. Le comportement electoral en France. P., 1973; Electoral behaviour: A comparative handbook. N.Y., 1974; Lindon D., Weill P. Le choix dun depute: un modele explicatif du comportement electoral. P., 1974; Himmelweit H.T., Humphreyes P., Yaeger M. et al. How voters decide. L., 1981. A.M. Ссишин

Источник: Большой толковый социологический словарь на Gufo.me