психология, психотерапия, психиатрия, педагогика московский психологический журнал
 
психология,  в началоВ начало
сайта
Главная страница сайта
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог публикаций "Московской Психотерапевтической Академии"
Каталог интернет - публикаций по психологии
Психологический словарь
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология, форумыПсихологические
форумы

Психологический форум Собчик Людмилы Николаевны
Форум по психолингвистике Белянина Валерия Павловича
Консультации профессора Белянина В.П.

Содержание
номера 3
Обложка номера
Советы родителям и педагогам
Психолог о подростках в школе и семье. Собчик Л.Н.
Психология влияния и психологического насилия
Проблемы защиты семьи от психологической и духовной агрессии деструктивных культов.Волков Е.Н.
Психология индивидуальности и практика психодиагностики
Методы изучения индивидуально-личностных свойств. Собчик Л.Н.
Теория и практика психологической оценки личности. Собчик Л.Н.
Актуальные проблемы современной психологии в контексте повседневной работы практического психолога. Собчик Л.Н.
Теория ведущих тенденций как основа методологии психодиагностического исследования.Собчик Л.Н.
Психиатрия и медицинская психология
Ретроспектива психических заболеваний в России. И.И.Щиголева
Психотерапия
О существе терапии творческим самовыражением. М.Бурно.
Личностная основа пограничных психических расстройств. Собчик Л.Н.
Психология бизнеса
Об удовлетворенности трудом, как слагаемом эффективной деятельности рекрутера. Бурякова Е.С.
Спортивная психология
Нейролингвистическое программирование как инструмент замещения допингов. Шашурин П.И.




Московский психологический журнал. №3

Собчик Л.Н. "Актуальные проблемы современной психологии в контексте повседневной работы практического психолога"

В современной психологии, в том числе в отечественной, все больше внимания уделяется идеографическому направлению, связанному с исследованием личностных, профессионально важных и деловых качеств отдельного человека, его состояния и степени адаптированности в сложных социально-экономических условиях. Как стало очевидным, то, что обычно называют термином "человеческий фактор", играет огромную роль в повседневной жизни. Участившиеся техногенные катастрофы заставляют лишний раз убедиться в том, что развитие цивилизации сопровождается все более усовершенствованной техникой, которая в свою очередь предъявляет все больше требования к управляющему ею человеку.

В связи с существующими проблемами преобладавший ранее номотетический подход, изучающий общие закономерности развития психических процессов, отошел на второй план. Актуальными стали исследования, направленные на изучение индивидуальных особенностей конкретного человека, его характера, способностей, когнитивных функций, способа переживания стресса.
Кроме того, возникла выраженная потребность в разработке дифференцированных мер психологической поддержки лиц, оказавшихся в травмирующих психику обстоятельствах; это - терроризм, миграция населения в зоне военизированных действий, техногенные катастрофы, природные катаклизмы.

Сложные перипетии современной жизни, связанные с разрушением прежних социо-экономических основ и еще не завершившимися успехом попытками наладить новые производственные отношения, приводят людей к выраженной дезадаптации, которая в свою очередь делает их жертвами зомбирования со стороны политических экстремистов, религиозных фанатов, авантюристов или психически нездоровых властолюбивых личностей.

Как и бывает в переломные исторические времена, многие люди легковерно поддаются влиянию эзотерики. Целители, мистики, провидцы разного рода оказывают на них серьезное воздействие именно потому, что ниша влияния на личность не была своевременно заполнена психологическими службами в той степени, в которой это было бы нужно.

Для противостояния ложным направлениям современный психолог должен быть вооружен научно-обоснованным подходом. В связи с этим появилась выраженная потребность в надежных тестах, достоверно выявляющих индивидуально-личностные особенности человека, его эмоциональную сферу, мотивацию, иерархию ценностей, степень выраженности социально-психологической дезадаптации. Это также тесты, позволяющих судить об устойчивых профессионально важных личностных особенностях, опираясь на результаты которых можно разрабатывать критерии профессионального отбора, расстановки кадров, интеграции производственных коллективов.

Об этом приходится говорить именно потому, что прилавки книжных магазинов заполонили многочисленные издания якобы по психологии. На деле среди этих публикаций можно встретить множество сборников безответственно набранных, не проверенных, не адаптированных методик - с ошибками, с неправильно указанными или не указанными вообще ссылками на первоисточник, лишенных научного обоснования. А также нередко это - пустое рассуждательство, пространные философствования и мистические заклинания, ничем не помогающие психологу в его сложной работе с конкретными людьми.

Поэтому издательский бум помимо позитивной стороны этого явления (расширение нашего кругозора, возможности познакомиться с ранее неизвестными авторами, в том числе и с теми, работы которых трудно было достать, а прочесть можно было лишь на иностранном языке) принес нам также и издержки (рядом с весьма достойными публикациями на полках оказалось много "халтуры") Видимо, в этом нужно помочь разобраться молодому психологу прежде чем у него появится своя точка отсчета и умение отличить настоящие работы от графомании.

Какие направления в психологии ждут своего развития в ближайшем будущем?

Трудно предсказывать, какие направления в психологии будут развиваться в ближайшие годы, но можно поговорить о том, что представляется крайне важным. Дети. То ли вопросительный знак поставить после этого слова, то ли восклицательный, то ли многоточие. Это - весьма болезненная проблема. И если в ближайшее время в социальной психологии, в психологии личности и в педагогической психологии не будут предприняты решительные шаги в этом направлении, то и эта ниша будет занята другими, более предприимчивыми "специалистами": торговцами детей, наркоторговцами и сутенерами, а правоохранительным органам добавится работа по борьбе с преступностью.

В свое время, в 20-е годы в отечественной психологии весьма успешно разрабатывались дифференцированные методы педагогического подхода к разным детям, в том числе и к детям с неустойчивой психикой и признаками педагогической запущенности. А также большое внимание уделялось разным мерам социализации детского и подросткового контингента в связи с тем, что и в тот сложный исторический момент было много детей-сирот и десоциализированных подростков.

Правда, указом о злоупотреблении в педологии тестовыми методами (1936 год) эти работы были пресечены. Но в 1989 году этот указ был отменен, однако напуганные психологи в большинстве своем по-прежнему боятся использовать психодиагностику в своей практике и в научных разработках. Но без дифференциальной психологии, без тестов мы не сможем индивидуализировть образовательный и воспитательный процесс.

В педагогике преобладает убежденность в том, что "норма" - это средний ребенок, без выраженного характера. Когда им рассказывают о чертах эмоциональной лабильности, импульсивности, ригидности, тревожности или агрессивности, многие из них думают, что речь идет о патологических проявлениях, о феноменах психиатрического регистра.

Образовательные институты мало занимаются воспитательной стороной развития ребенка, злоупотребляя императивными мерами воздействия. Душа ребенка, его интересы, потребность в любви и понимании не получают должного насыщения. Отторгнутые дети, не получившие ни в семье, ни в другом месте, теплоты и ласки, ожесточаются и уходят в полный опасностей мир, где (им кажется) они найдут свободу от окриков и принуждения, и все другое, чего им не достает в семье, в школе.

Никто не занимается обучением взрослых искусству воспитания детей. А это - действительно искусство. Мало кто интуитивно или в силу своего интеллекта и развития умело справляется с родительскими обязанностями (слово-то какое - обязанность, а зачем тогда рожать детей, если это не в радость, а только обязанность?) Да, я забыла, дело ведь в другом: "Одно неосторожное движение - и ты отец", как сказал наш мудрый острослов Жванецкий. Т.е., "Так получилось, мы и не думали". В этом все концы и все начала. А дети, они ведь не виноваты!

Мало простых, доходчивых книг на эту тему, написанных знающими опытными психологами. Коллеги-психологи, каждый, как сумеет - сделайте что-то в этом направлении, ведь существует зачем-то такая красивая фраза - "Дети - наше будущее!" И - что же там, в этом будущем, если это направление не получит должного развития в ближайшие годы? Страшно заглянуть.

25-01-2004


Семинары Московской Психотерапевтической Академии.

Кафедра психотерапии детей и подростков

Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н. Буянов М.И.

Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.

Основные темы семинаров:

основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.

Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.


детская психология