ЛОШАДКА

Категории раздела

Мягкие методы [2]
Статьи, посвященные взаимоотношениям человека с лошадью

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мягкие методы » Мягкие методы

Точка зрения лошади
Точка зрения лошадиЧасть I
  
В мире все чаще всадники и их тренера перестают задавать вопросы о смысле методов натурального тренинга, и дискутируют уже не о том «надо ли», а о том «какие» методы использовать. За последние 15 лет появились школы, программы, методы и философии, связанные с названием Natural Horsemanship, а такие имена как Том и Билл Дорранс, Рей Хант, Бак Браннамен, Джон и Джош Лионс, Пат Парелли, Крейг Камерон, Ричард Шрейк, Филип Ние, Стиви Халфпенни,и в конце концов сам Монти Робертс: имена, которые уже вписались в историю этого движения. Однако основателями считаются Монти Робертс и Билла Дорренс. Чем же является течение Natural Horsemanship(NH) и благодаря чему оно развилось?
 
История
 
Натуральные взаимоотношения с лошадью родились на западе США. Выросли на стиле вестерн и мифе, связанном с названием «заклинатель лошадей». Сами техники и методы не являются новыми и, скорее всего, знакомы человеку с момента приручения первой лошади – множество похожих теорий можно отыскать уже в трудах греческого философа Ксенофона. Однако это происходло там, где до сих пор бегают на свободе мустанги, а лошадь является неразлучным партнером тысяч ковбоев, пасущих стада от Монтаны до Тексаса  и Калифорнии. Скорее всего, этот метод является натуральным симбиозом возрастающего сознания человека и поисков его места в мире природы.  Можно сказать, что над  человеком как существом стоящем на наивысшей ступени развития, тяготеет обязанность понимания существ от нас зависящих. Так что же такое Natural Horsemanship, философия, техника езды, высшие знания, теория способа мышления и обучения лошади или просто мода?
 
Школы NH
 
PNH - игра "на сжатие"Зима - это хорошее время для обдумывания своих планов, попробуем поэтому коротко описать Натуральные Взаимоотношения, сравнивая 3 известных школы: Parelli Natural Horsemanship (PNH), Silversand Natural Horsemanship (SNH) и школу Монти Робертса. Школа Парелли была открыта Патом Парелли в 1992 году с центром в Колорадо. Школа Силверсенд - самая молодая школа, созданная Стивом Халфпенни в 2002 году с центром в Бланштаун в Австралии. Ну и Школа Монти Робертса - это старейший из представленных центр обучения, появившийся в 1989 году в Калифорнии на ферме Flag is Up. Что же их объединяет и что рознит?
 
Как школы NH все они обращают свое внимание в первую очередь на психологию лошади, познание которой студентами становится ключом к их развитию как всадников или тренеров. Позиционируя лошадей, как группу убегающих травоядных, школы вникают глубоко в процессы «мышления» лошади и инстинкты, которыми они руководствуются. Создатели этих школ - это опытные в заездке лошадей бывшие чемпионы родео, через руки которых прошли тысячи лошадей. Монти Робертс строил свои теории, опираясь на наблюдения за табунами диких мустангов. Пат Парелли - на работе с мулами, а Стиви Халфпенни, поскольку сам не воспитывался с лошадьми, свою теорию строил, опираясь на знания великих. Эта тройка разнится не только возрастом, но и темпераментом, однако все они вносят в современную верховую езду новые ценности мирового масштаба.
 

PNH  Игра на сжатие (зажатость)

 

На чем строится теория
 

Стив Халфпенни во время работы с земли - сайдпассУ Пата Парелли анализу подлежит «сознательный» и инстинктивный выбор решения лошадью в зависимости от состояния возбуждения левого или правого полушария ее мозга, Стив и Монти же обращают внимание в первую очередь на инстинкт выживания, как доминирующий движитель поведения лошади. В PNH основа формирования отношений человек-лошадь - это пример доминирования, опирающийся на силовое доминирование в табуне конем «альфа», способ мышления которого, а также поведение должны перенять студенты. SNH кажется ближе к теориям пассивного главенства в табуне (passive leadership), в котором главенство человека меньше связано с доминированием, а больше с тем, чтобы стать примером, поддержкой и зоной безопасности для обучаемой лошади. Одновременно эта школа предупреждает, что некоторые лошади могут потребовать доминирования «альфа».

Монти, опирая свои методы на стадное поведение мустангов, заметил около 150 сигналов, которыми обмениваются члены табуна, и назвал их языком Equus, доказывает, что человек в состоянии ими пользоваться, а, применяя его умело - строить коммуникации и доверие лошади, позволяя небывало быстро и эффективно тренировать её.

 

Примеры

 

Разница в подходах, принятых в вышеперечисленных методах говорит о дальнейших различиях в моделях обучения.

У Пата моделью являются Семь Игр – серия игр с лошадью. Он считает, что жизнь табуна и доминирование в нем можно опереть на 7 реакций, которые он описал как игры. Обучая им студентов, он доводит их до искусства полного управления лошадью, даже без помощи уздечки.
 
Модель SNHМодель, принятая в SNH была разработана Филипом Ние из Тасмании. Эта модель говорит, что процесс обучения лошадей наступает в момент перехода их психически-эмоционального состояния из зоны неуверенности в зону полной безопасности. Эта интересная и новаторская модель обосновывает большинство продвижений лошади в обучении, а понимания его студентами и перевод в практику должен ускорить эффект обучения.
В теории Монти Робертса ее фундамент строится на доверии лошади, опираясь на методику Join-UpR. Применяя язык жестов, приводящий к объединению лошади и всадника, тренера добиваются того, что лошадь сама выбирает всадника как зону собственной безопасности, трактуя его с этого момента как партнера, которому позволяет «главенствовать при встрече».
 
Во всех трех школах идет сильный натиск на понимание студентами роли, которую в натуральных методах играет "positive reinforcement"- позитивное усиление. Это искусство позволять лошади самостоятельно делать выбор, а также ошибки. Особенно это заметно в методах Стива и Монти. Там где PNH-всадник проявляет силовое доминирование, в обеих других школах он является психологической опорой для лошади. Одним из основных элементов, объединяющих все школы является важность разъяснения студентам процесса мышления лошади касательно понятий «приятный» - «комфорт», «неприятный» – «дискомфорт»; а также связь их с позитивным усилением. Комфорт - это, по мнению упомянутых школ, одна из сильнейших мотиваций лошади после инстинкта самосохранения.
Монти Робертс, момент с Join UpПоэтому предполагая, что мы преобладаем над инстинктом самосохранения обучаемого коня, давая ему чувство безопасности или доверия, мы мотивируя чувством комфорта, можем достичь позитивного усиления желаемого поведения лошади. Это, наверное, один из ключевых элементов, который приводит к тому, что студенты, которые следуют программам вышеперечисленных школ, так быстро достигают хороших результатов в роботе с лошадьми, будь то лошадь спортивная или лошади хобби класса.

 

 

 
 
Часть ІІ

В первой части статьи, сравнивая три школы NH, а именно Парели NH, Силверсенд Стива Халфпени и Монти Робертса мы обратили внимание на разницу и общие элементы в принятых правилах и моделях. Сейчас продолжим рассмотрение более подробно.

Все школы NH исключают насилие и боль в процессе обучения лошадей, однако в школе Парелли за образец принято доминирование в стаде «альфа». Это часто заканчивается причинением боли одной лошадью другой, что позволяет основателю школы внедрять широко обсуждаемые элементы 4-х фаз понимания. Смысл заключается в постоянном увеличении давления, которое прекращается при достижении результата. В противном случае (не достижения ожидаемой реакции лошади) наступает четвёртая фаза – удар бича.
Стив, комментируя технику «четырех фаз», спрашивает: «А что если мы не получим ожидаемого эффекта даже после удара бича?» и ограничивает его использование до простого указания направления или создания повышения уровня энергичности указаний. Понятие контроля энергии составляет в SNH один из важнейших элементов обучения. Поднятие руки или пальца, напряжение мышцы, глубокий вдох или концентрация взгляда действуют внешне на лошадь повышением уровня энергии, провоцируя с земли или из седла, допустим, замедление движения. Стив больше является приверженцем использования постоянного натиска, либо прессинга, ожидая позитивной реакции лошади как нахождения решения, позволяющего ей самостоятельно найти психологическую зону безопасности и комфорта.
Монти же вообще исключает использование бича, комментируя это так «бич для лошади всегда останется бичом, даже если мы назовем его морковной палочкой (carrot stick)» и считает,  что этот инструмент в руках студента провоцирует его применение в любой ситуации, что приносит больше вреда, чем пользы.
Сайдпасс в стиле "фристайл" - лошадь без оголовья в полеВсе школы NH так же исключают наказание лошади. Рознятся, однако, в подходах к отказу лошади выполнять желаемое действие. В PNH имеем 4 фазы ступенчатого прессинга, а в SNH и у Монти основа «будем работать до тех пор, пока ты не поймешь, что принимаешь ошибочное решение». Дороги эти, однако ведут к общей цели – появления у лошади уважения к всаднику либо тренеру.
 

Интересной также есть разница подхода этих школ к вспомогательным приспособлениям. Основными приспособлениями у Парелли являются корда, недоуздок и бич (carrot stick).

У Стива используются недоуздок со свободной кордой, вместо бича чаще всего используется обратный конец корды, а сама работа с земли концентрируется на проекцировании ее на работу в седле. Формы игр с лошадью с земли подобраны как дополняющая программа. 
SNH - осаживание от энергииPNH  разработаны методики работы с земли, опираясь на принцип «если не получил от лошади чего то с земли, не ожидай, что получишь это в седле». Эта методика называется «Он-лайн». Она помимо богатства упражнений являет собой небольшую отрасль, в которой любители лошадей получают удовольствие от работы с земли равно как и в седле. Студенты, идущие в обучении дальше, получают знания позволяющие работать на свободе (At Liberty), когда лошадь выполняет пожелания и команды с земли, не имея непосредственного контакта с всадником.  Благодаря этому развивается лошадь, которая под верхом реагирует на так называемый «фокус» - направление концентрации взгляда всадника. Это позволило появиться новому стилю езды, так называемому «фристайлу» - езда вестерн без оголовья и повода.
SNH - уступка задом от энергииВ PNH и SNH переход к использованию трензеля является очень длительным этапом. Этот этап посвящен исключительно работе с кордой и недоуздком. В этот период обучения всадники работают только с поводом, а Стив особенно концентрирует внимание на обучении студентов получения от лошади мягкой уступки от давления или одной только мысли, энергии. И только после этого приходит время трензеля, что в PNH практически означает переход на второй уровень обучения студентов.
Монти считает, что его методика Join-UpR (методика «объединения») может использоваться каждым, и для этого нужны только начальные знания. Последующие дни обучения лошади называются Follow-UpR («подражание») и уже требуют некоторых знаний ВЕ. На начальной стадии Follow-UpR применяется специально разработанный для обучения недоуздок называемый "Dually Halter" (Дейли Гальтер), воздействующий на нос лошади посредством прикрепления одного или двух длинных поводьев. Переход на трензель происходит очень быстро, уже в первые дни обучения. Все школы применяют оливковые трензеля , но Пат и Монти  используют специально разработанные, собственной конструкции.
Точка зрения лошади
 
SNH - осаживание от энергииИнтересна также разница в подходах школ к восприниятию нас лошадьми. Все три школы считают, что лошади воспринимают людей как дерущихся хищников. Однако Пат утверждает, что его методика приводит к тому, что студены воспринимаются лошадьми как члены табуна, как лошади «альфа». Стив и Монти же считают, что лошади всегда будут воспринимать нас хищниками, выделяющимися среди остальных запахом, движениями и системой ценностей. Только инстинкт выживания мотивирует лошадей к взаимодействию с людьми и приспособлению к жизни среди человеческих хищников, чего не делают другие из семейства конных, например зебры (поэтому и имеют проблемы с выживанием).
 
Интересно также что все три школы обращают внимание на важность момента лизания или движения пережевывания у тренируемой лошади. Это легче всего заметить в методах натуральных, когда повод остается свободным, либо лошадь вообще не несет ничего во рту. У Монти это один из сигналов языка Equus, который означает «я травоядное и не хочу причинять тебе вреда», у Пата это знак принятия, а у Стива просто момент размышления у лошади. Однако, это всегда трактуется как позитивный ответ лошади на наши усилия.
 
Материалы обучающие и тренировочные
 
Все три школы развиваются, делая доступными учебные материалы в виде видеокассет, книжек, публикаций в прессе и собственных периодических изданиях, создавая международную сеть инструкторов, тренируя студентов на курсах и семинарах, создавая Интернет-страницы с форумами, позволяющими свободно обмениваться знаниями. К сожалению, пока что все эти материалы в Украине доступны только под заказ из-за границы, но это не составляет особого труда.
 
Стиви прыгает в стиле "фристайл"Монти ездит по миру с девизом «сотворения мира лучшим для лошадей и людей» и лишенным насилия, собирая на показах тысячи людей. Стив ездит по странам и лично открывает там свои школы, одновременно проводя лекции по своим методикам.
Пат Парелли строит свою коммерцию, пользуясь услугами фирм, создающих структуры, которые делают инструкторов и студентов зависимыми материально и номенклатурно. Это приносит ему столько же поклонников, как и противников, а в контексте данного движения создается мнение, что он путает понятие «horsemanship» с понятием «showmanship». Его показы собирают толпы, а школа насчитывает наибольшее количество студентов.
 
С прошлого года у наших Западных соседей - Польши открылись центры всех трех школ данного движения. К сожалению, цены не каждому по карману. Один день курса с лошадью в школе PNH стоит 125-135 Евро (945 и 240 грн), для слушателя 30-35 Евро; в школе SNH – соответственно – 140 и 35 Евро (980 и 240 грн). Уроки Школа Монти обойдутся в175 и 125 Евро в день (1225 - 875 грн).
Стоит подчеркнуть, что NH все еще молодое движение и продолжает развиваться, так как и программы описанных школ, малая часть достижений которых была освещена в данной статье. 
 
NH - это знания для всех. От начинающего всадника до опытного тренера. Принимая решение познать их, не стоит руководствоваться конной дисциплиной – это как раз не имеет значения. Нужно руководствоваться собственными чувствами, стремлениями и целями, которых мы хотим достичь.
 
Потому что школы NH - это в первую очередь школы познания самого себя, а преподавателями и экзаменаторами в них становятся сами лошади.
 


Источник: http://konie.biz
Категория: Мягкие методы | Добавил: loshadka (28-Января-2008)
Просмотров: 3499 | Рейтинг: 4.7/3

Вход на сайт

Логин:
Пароль:

Поиск

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz