ПРОФЕССИОНАЛЬ-
НАЯ ПОДГОТОВКА


Abstract

REMOTE TECHNOLOGY USE WITH PURPOSE STUDENTS' COGNITIVE ACTIVITY ACTIVIZATION IN SYSTEM OF PROFESSIONAL SPORTS EDUCATION

V.V. Vucheva, Ph. D., lecturer

O.N. Mescheryakova, Ph. D., lecturer

Stavropol state university, Stavropol

L.A. Sokolova, vice-director of school of olympic reserve, Stavropol

Key words: technology of remote education, cognitive activity, activity of teacher.

The kinds of the remote education are described and the opportunities of its use in the highest sports schools are considered in the article. Authors result some theses in the protectiona of this statement:

1. The potential opportunities of the technology of the remote education considerably surpass the traditional forms used in the highest school. 2. The remote technologies promote duly mastering of the big volume of the information. 3. There is the big arsenal of means (including technical), allowing making active cognitive activity of students in the remote technologies of education. 4. In the conditions of the average and maximum professional sports education with the purpose of the activization of the cognitive activity of students in various technologies of remote education, such, as case-technology, video-technology, Internet-technology, technology glossary training etc can be used.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ С ЦЕЛЬЮ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кандидат педагогических наук, доцент В. В. Вучева
Кандидат педагогических наук, доцент О. Н. Мещерякова

Ставропольский государственный университет, Ставрополь

Л.А. Соколова, зам. директора Училища олимпийского резерва, Ставрополь

Ключевые слова: технология дистанционного обучения, познавательная активность, деятельность преподавателя .

Совершенствование процесса среднего и высшего профессионального физкультурного образования и отдельных его составляющих связано с информатизацией процесса обучения. Широкие возможности открывает использование технологии дистанционного обучения.

Модель дистанционного образования, разработанная в России в 90-е годы В. Кинелевым, В. Меськовым, В. Овсянниковым, В. Вержбицким и другими, рассматривает обучение как информационно-образовательную среду, основанную на современных средствах передачи и хранения информации. В центре этой концепции стоит преподаватель не как интерпретатор знания, а как координатор познавательного процесса, в функции которого входят корректировка преподаваемого курса, консультирование студента по всем аспектам учебной деятельности, включая профессиональную самоидентификацию. Студент при этом сам формирует индивидуальную образовательную траекторию из модульных компонентов курсов. Дистанционное образование не противопоставляется существующей в России системе образования и не является самостоятельной формой обучения, а предусматривает внедрение в образовательную практику новых технологий обучения, методов и принципов организации учебно-воспитательного процесса. Технология дистанционного обучения, как показывает опыт работы российских вузов (МЭСИ, Современный гуманитарный университет и др.), может использоваться как для заочного, так и для очного обучения в качестве дополнительного средства повышения эффективности образовательного процесса. Данная технология начинает использоваться и в системе профессионального физкультурного образования. В частности, в Российской государственной академии физической культуры был разработан проект пакета базового программного обеспечения для дистанционного обучения и одна из версий пакета успешно апробирована [4].

Основное достоинство технологии дистанционного обучения - гибкость, позволяющая обучаемому самостоятельно выбирать время занятий и определять их интенсивность, находясь при этом в контакте с преподавателем. Для студентов физкультурного профиля это особо значимо из-за необходимости сочетания учебной деятельности и спортивной, связанной с интенсивным тренировочным процессом, значительным количеством учебно-тренировочных сборов и соревнований.

Дистанционные формы обучения предоставляют также широкие возможности для разработки обучающих программ, ориентированных на активизацию познавательной деятельности обучающихся и формирование профессиональной компетентности будущих специалистов [2, 3].

Выделяют следующие виды технологий дистанционного обучения:

Кейс-технология. Создана одной из первых и наиболее распространена. В ней каждый учебный курс обеспечивается специальным учебным пособием, программой и методическими указаниями, помогающими осваивать учебный материал. Модульный принцип обучения позволяет успешно сочетать потребности и возможности обучаемых в соответствии с требованиями образовательных стандартов. Кейс-технология может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими технологиями.

Internet-технология является наиболее универсальной и перспективной технологией дистанционного образования, обеспечивающей доступ в систему дистанционного обучения как обучающихся, так и преподавателей на любом уровне информационных ресурсов. В сетевой технологии могут быть реализованы различные способы и методы обучения: электронные учебники и библиотеки, тестирующие системы, средства общения обучающихся и преподавателей. Преподавательские методики могут совместно использоваться через связь с другими педагогами и быть интегрированы в учебный план.

При использовании Internet-технологии у студентов появляется возможность:

- развивать технические навыки и умения, необходимые пользователям Internet для коммуникации и сбора информации;

- следить за развитием и изменениями новых информационных технологий;

- научиться синтезировать данные, приобретенные через Internet, в единое целое;

- использовать различные поисковые системы.

Видеотехнология представляет собой внедрение в информационное обеспечение учебного процесса видеолекций. Видеолекция проводится квалифицированным преподавателем, умеющим поддерживать контакт с аудиторией на уровне "вопрос - ответ". Во время видеолекции студенты получают яркое эмоциональное впечатление. Достоинства видеолекций заключаются в том, что в них синтезированы основные дидактические возможности других экранно-звуковых средств, обеспечивающих познавательную деятельность максимально широким чувствительным восприятием. Кроме того, видеотехника открывает широкий простор для использования этого средства в учебном процессе: применение в условиях незатемненного помещения, получение с помощью стопкадра статичного видеоизображения, простота повторного воспроизведения, дистанционное управление из любой точки аудитории, простота монтажа учебных видеозаписей.

Технология глоссарного обучения основана на координации, обобщении и запоминании основных понятий, терминов, явлений, персоналий. При самостоятельном освоении теоретического материала, выполнении курсовых заданий, написании рефератов студент обязательно составляет глоссарий. Глоссарный метод рассматривается как интеллектуальный процесс, связанный с активным гносеологическим поиском. Теоретические умения связаны с абстрактным интеллектом. Они выражаются в способности человека анализировать, обобщать материал, строить гипотезы, переводить информацию из одной знаковой системы в другую. При работе над глоссарием развивается и ассоциативная память, когда отдельные элементы информации запоминаются, хранятся и воспроизводятся не изолированно, а в определенных логических, структурно-функциональных и смысловых ассоциациях с другими. Составление глоссария вносит существенный вклад в понимание того, как из отдельных зрительно воспринимаемых деталей складывается их целостная картина - образ. Теоретический, практический, образный интеллект в своем формировании связан с совершенствованием операций мышления, прежде всего анализа, синтеза и обобщения [2]. Работа над глоссарием помимо запоминания систематизации и воспроизведения способствует расширению коммуникативного опыта, обмену учебной информацией, выяснению различных проблемных вопросов, формирует устойчивый познавательный интерес, исследовательскую увлеченность. Глоссарный метод подразумевает адаптацию учебного процесса, привлечение студента к работе с источниками информации и его систематизации. Все вышеописанные технологии дистанционного обучения связаны с привлечением студентов к самостоятельному приобретению знаний, овладению навыками и умениями, их творческому применению на практике.

Г.И. Щукина, рассматривая проблему активизации познавательной деятельности обучаемых, указывает на необходимость целенаправленного воздействия на совместную учебно-познавательную деятельность обучаемого и обучающегося (взаимодействие), на побуждение потребности к преодолению инертности, пассивных и стереотипных форм преподавания и учения. Автор считает, что понятие "активизация познавательной деятельности" относится к деятельности преподавателя в учебном процессе, а понятие "активная познавательная деятельность" - к деятельности студента в дидактическом процессе [5].

Деятельности преподавателя отводится значительное место в технологиях дистанционного обучения. Его задача заключается в содействии наиболее полному погружению обучаемых в образовательную среду, формированию навыков самостоятельного познания и обеспечения интеллектуального роста, готовности к решению нестандартных задач и ситуаций. Преподаватель должен способствовать активизации познавательной деятельности студентов. Важное значение для практической работы преподавателя имеют уровни активизации познавательной деятельности студентов, как характеристика процесса преподавания. Выделяют следующие уровни:

1. Репродуктивный . Деятельность преподавателя связана с управлением познавательной репродуктивной активностью студентов. Активизируется в основном операционная сфера студента, она же и находится в зоне наибольших изменений. Отбор содержания учебного материала определяется учебниками и программой. Преобладают объяснительно-иллюстративные методы преподавания. Используется стандартный набор дидактических средств, в основном решается образовательная задача обучения.

2. Интерпретирующий. Деятельность преподавания связана с управлением информационно-поисковой активностью студентов. Активизируется и подлежит изменению операционная и мотивационная сфера личности студента. Отбор содержания материала отличается разнообразием источников, частично этот материал формируется преподавателем. Широко используются информационно-поисковые методы обучения с опорой на апробированные средства преподавания. В основном на данном уровне решаются образовательные и развивающие задачи обучения.

3. Творческий . Уровень активизации познавательной деятельности связан с управлением исследовательской деятельностью обучаемых. Активизируется операционная, мотивационная и эмоциональная сферы личности, они гармонично развиваются. Содержание материала проходит через призму собственного восприятия педагогического процесса, преобладает исследовательский метод преподавания.

Важнейшая задача преподавателя в процессе управления познавательной деятельностью - формирование у студента мотивации к самостоятельному поиску, обработке и восприятию новой информации, ее использованию. Внимание студента необходимо сконцентрировать на самостоятельном обучении. Именно индивидуализация обучения с развитием навыков самостоятельности является основополагающим образовательным принципом дистанционной технологии. Самостоятельности в широком смысле, включая самоуправление, самоконтроль, самооценку, самоорганизацию, самомотивацию, уверенность в себе, в самореализации и др. Считается, что современного человека необходимо научить следующим вещам: уметь чувствовать, уметь мыслить (что наиболее трудно), уметь входить в контакт и взаимодействие с другими людьми, уметь добывать и использовать полученную информацию [2].

Преподаватель должен не только знать изучаемый материал, но и мастерски владеть им. Он должен умело охватить сразу весь объём модуля изучаемого предмета. Сконцентрировать внимание на основополагающих вопросах, дать наиболее приемлемые определения и выводы, которые в разных источниках формулируются по-разному, объяснить и увязать информацию, расположенную на различных носителях, суметь привлечь студента к активной, творческой самостоятельной работе.

Вводная лекция является первым этапом самостоятельной познавательной деятельности по переработке источников информации. В процессе восприятия лекции студент получает также указания и советы по организации внеаудиторной работы над изучаемой темой. Выделяют следующие виды лекций, позволяющие значительно интенсифицировать самостоятельную познавательную деятельность студентов: проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция вдвоём, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция - прессконференция и др. Наибольшие перспективы для повышения качества подготовки специалистов открывает проблемная лекция, поскольку на такой лекции процесс познания студентов приближается к поисковой, исследовательской деятельности [3].

Основное в деятельности преподавателя - создание мотивационного настроя, подготовка учебно-методического обеспечения, осуществление непосредственного руководства и управления самостоятельной работой каждого студента над учебным материалом. Для решения задачи обеспечения необходимого мотивационного настроя студентов преподаватель прежде всего должен раскрыть (выявить, обосновать, классифицировать) цели изучения данной дисциплины, показать необходимость, полезность, значимость овладения данным составом специальных знаний и умений. По мнению А. А. Вербицкого, В. А. Кругликова [1], мотивация выступает одним из сложных механизмов соотношения внутренних и внешних факторов личностного поведения, которые определяют возникновение, направленность и способы осуществления конкретных форм деятельности. Внешние и внутренние факторы различаются по степени мотивирующего влияния на студентов, при этом лишь последние непосредственно зависят от усилий преподавателя. Его задача осложняется тем, что необходимо не только развить интеллектуальную мотивацию бывшего школьника, но во многих случаях и впервые сформировать ее и далее трансформировать в профессиональную. А этого можно добиться лишь посредством организации комплекса специальных занятий, в которых должны быть системно отражены характерные особенности будущей профессии.

Подобные занятия относятся к классу форм и методов активного обучения интенсивного типа - мотивационным играм, которые повышают качество подготовки специалистов, способствуют формированию их творческой активности.

Развитию творческого мышления способствует:

• создание проблемных ситуаций, требующих принятия самостоятельных решений;

• поиск нестандартных приемов в решении конкретных задач;

• применение результатов педагогического опыта в новых условиях.

В условиях обучения по дистанционной технологии студенты имеют доступ к различным источникам информации, и важно помочь каждому из них составить образовательный набор, наиболее соответствующий его индивидуальным особенностям. Поэтому важны ранняя дифференциация обучения, связанная с традиционными образовательными структурами, и выход на индивидуальное обучение с применением методов дистанционного доступа к образовательным программам.

К средствам обучения, используемым в технологии дистанционного обучения, относятся:

• принтерный учебник, рассчитанный на самостоятельное обучение и содержащий кроме методических материалов глоссарий, научный обзор учебного материала, перечень умений и упражнения по их алгоритмическому заучиванию;

• видеолекция, подающая учебный материал в динамике и с использованием слухового и зрительного каналов восприятия информации, а также аудиолекция, усиливающая усвоение материала с помощью эмоционального воздействия на слушателя (обзорное обучение);

• настенные учебные материалы коридорного и кабинетного типа, сменяемые по мере передвижения студентов по изучаемой дисциплине, и семинарского типа, вывешиваемые к каждому активному семинару (погружение в учебную среду);

• активные семинары в виде дискуссий, "круглых столов", ролевых игр, деловых игр и других игровых форм, имитирующих различные игровые и профессиональные ситуации и предполагающих активное предъявление и использование знаний и умений каждым обучающимся;

• проблемные лекции, способствующие развитию познавательной активности студентов;

• контрольные работы, письменные и устные (в записи на аудио- и видеокассетах);

• стандартные тесты по каждому разделу в виде вопросов, охватывающих весь учебный материал раздела дисциплины с ответами в форме выбора альтернатив;

• компьютерные обучающие программы и тесты по учебной дисциплине или ее части, определяющие уровень знаний обучающихся по каждой дидактической единице и дающие обучающемуся и преподавателю целостную картину знаний в определенной области.

Все перечисленные средства можно с успехом использовать в учебном процессе студентов физкультурных специальностей.

На начальном этапе обучения используется кейс-технология. Каждый студент в начале семестра получает набор пособий по модулям изучаемой дисциплины, который содержит:

• основные сведения по изучаемому предмету;

• указатель основной и рекомендуемой литературы;

• методические рекомендации по выполнению индивидуальных и групповых заданий;

• домашнее задание, которое сводится к логическому упорядочению усвоенной студентом информации и компактному её представлению в виде схем, сопровождаемых терминологическим словарем;

• вопросы для самопроверки.

Такая структура информации делает материал доступным для самостоятельного изучения студентами. Важную роль играет приём погружения в учебную среду, который предполагает постоянное использование различных дидактических средств (настенные плакаты, таблицы, схемы, звуковой фон и т. д.). Обзорное обучение предполагает устное и визуальное доведение до каждого студента обзоров-обобщений по модулю или по всей дисциплине. Развивающий тренинг как технологический прием, предназначается для формирования умений и навыков самостоятельного познания. Для закрепления изученного материала наиболее эффективно использование видеозаписей. Видеокассеты можно использовать как для коллективного, так и для индивидуального просмотра, стимулируя эмоциональное восприятие учебных сообщений. Аудиовизуальное предъявление материала имеет определенное преимущество, включая в систему запоминания образную и эмоциональную память, в которой материал сохраняется дольше, чем в словесно-логической, позволяет решить такие педагогические задачи занятия, которые недоступны или очень сложны при вербальном воздействии преподавателя.

С помощью обучающих компьютерных программ происходит тренировка различных умений и тем самым индивидуальное усвоение обучаемыми алгоритмов различных действий. В качестве средств тотального контроля знаний выступают тесты.

Выводы

1. Потенциальные возможности технологии дистанционного обучения по своей эффективности значительно превосходят традиционные формы, применяемые в высшей школе, поскольку включают сочетание различных форм и средств обучения, воздействующих на различные сферы деятельности личности обучаемых.

2. Дистанционные технологии способствуют своевременному усвоению большого объема информации, что весьма существенно в условиях интенсивного развития научно-технического прогресса, при котором технологические знания обновляются каждые 2-3 года с тенденцией к сокращению этого периода.

3. В дистанционных технологиях обучения имеется большой арсенал средств (в том числе технических), позволяющих активизировать познавательную деятельность студентов. В этой связи возрастает роль преподавателя как организатора и координатора управления познавательной активностью студентов.

4. В условиях среднего и высшего профессионального физкультурного образования с целью активизации познавательной деятельности студентов могут использоваться различные технологии дистанционного обучения, такие, как кейс-технология, видео-технология, Internet-технология, технология глоссарного обучения и др.

Литература

1. Вербицкий А.А., Кругликов В.А. Контекстное обучение: формирование мотиваций. // Высшее образование в России. - 1998, № 1, с. 101-107.

2. Подгребельная Н.И. Педагогические условия активизации познавательной деятельности студентов в системе дистанционного обучения: Автореф. канд. дис. Ставрополь, 2001. - 23 с.

3. Рыблова А.Н. Самостоятельная познавательная деятельность студентов: пути интенсификации и руководства: Автореф. канд. дис. Саратов, 1997. - 23 с.

4. Сячин В.Д., Новоселов М.А. Перспективы технологии дистанционного обучения в вузе физической культуры // Теория и практика физ. культуры. 2001, № 12, с. 42-43.

5. Щукина Г.И. Исследование активизации учебно-познавательной деятельности // Советская педагогика. 1983, № 3, с. 36-37.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!