ЭКОЛОТ

Рубрику ведет Нина Колоскова

Рисунок Анатолия Никитина

Для пользы дела

Нина Колоскова

Мера нашей цивилизованности

Экологическая культура становится мерой цивилизованности общества.

С.Н.Глазачев

Ответы из анкеты

Мне очень симпатична фраза: «Хочешь переделать мир – начни с себя». К экологической культуре это имеет самое непосредственное отношение, поскольку дает настрой на активную жизненную позицию. И еще одну фразу хочется вспомнить: «Чтобы учить других, не обязательно уметь самому». Но она в нашем случае не работает: не может экологически некультурный библиотекарь воспитать экологически культурного читателя.

В настоящее время проводится много тестирований, анкетирований и исследований уровня экологической культуры у различных слоев населения – школьников, студентов, преподавателей и др. На одном из городских семинаров в подобном анкетировании предложили принять участие детским библиотекарям Москвы. Им раздали 40 анкет, из которых заполненными вернулись 17. Что уже само по себе показательно. Что-то помешало отнестись к анкетированию серьезно. Неужели то самое отсутствие экологической культуры или активной жизненной позиции? А может быть, вопросы анкеты показались сложными? Так или иначе, пришлось довольствоваться тем, что есть, но и это дало пищу для размышлений и позволило сделать некоторые выводы.

Привожу сразу вопросы и ответы, сделанные выводы и просто мысли по поводу.

Вы считаете себя экологически культурным человеком?

Из семнадцати опрошенных лишь девять считают – да. Ответы остальных носят нерешительный характер: скорее да, чем нет; недостаточно; возможно; отчасти; не слишком.

Это вполне объяснимо: критерии оценки (на данном этапе) практически отсутствуют. Наверное, этот вопрос должен был быть последним. Поскольку, ответив на все остальные, выявить уровень собственной экологической культуры было бы легче.

Часто ли Вы задумываетесь о проблемах экологии в повседневной жизни?

Часто думают об этом 13 респондентов. Не очень – 4. Двое не ответили: то ли вопрос показался риторическим, то ли возникли какие-то затруднения. Очень хочется выяснить, какие именно, но анкетирование носило анонимный характер.

Беспокоят ли Вас: экологическая безопасность Вашего жилища, экологическая чистота продуктов питания, культура потребления в целом?

У каждого из нас есть своя маленькая планета – собственное жилище. Там мы сами определяем экологическую политику и создаем среду обитания. Этот вопрос позволил очертить круг экологических проблем, которые приходится решать ежедневно, и на него все ответили утвердительно. Примечательно, что культура потребления волнует несколько меньше. Или мы просто хуже представляем себе, что это такое? Еще одна интересная тема для разговора.

Волнуют ли Вас глобальные экологические проблемы?

Большинство (12 человек) озабочено данными проблемами. Четверо к ним равнодушны. Кстати, это те же респонденты, которые не задумываются об экологических проблемах в повседневной жизни. Один не ответил.

Важен ли для Вас уровень экологической культуры окружающих Вас людей?

На этот вопрос все респонденты ответили положительно. Для многих экологическая культура является частью общей культуры человека.

Как Вы оцениваете (по каким признакам) уровень экологической культуры человека?

Среди ответов: по поведению в доме, во дворе; по уровню экологических знаний и применению их в жизни; по чистоте своего рабочего места, уважительному отношению к окружающей среде; по желанию человека свести ущерб от своей деятельности к минимуму; по неравнодушному отношению к природе и по чистоте своего города; по элементарной чистоплотности и соблюдению личных санитарно-гигиенических норм.

Как показали ответы, уровень экологической культуры других людей оценить гораздо проще, чем свой собственный. Может быть, потому, что библиотечные работники относятся к себе более требовательно? Библиотекарь по своей сути – существо неравнодушное, думающее, сомневающееся. Вот и одолевают его сомнения по поводу собственной экологической состоятельности.

Беспокоит ли Вас уровень собственной экологической культуры?

Пятнадцать из опрошенных респондентов никакого беспокойства не испытывают. Четверо ощущают потребность в повышении уровня своей экологической культуры.

Что Вам необходимо для повышения своей экологической культуры?

Все единодушно сетуют на отсутствие времени для самосовершенствования в этом направлении. Основным способом повысить уровень своей экологической культуры они считают просмотр телепередач и чтение литературы. В одной анкете упомянуты встречи со специалистами и лекции. Другие варианты отсутствуют. Данные ответы наводят на мысль о том, что респонденты не видят разницы между экологической культурой человека и экологической образованностью.

Привлекает ли Ваше внимание информация экологического характера в книгах и в периодических изданиях?

Из ответов следует, что большей популярностью пользуются материалы из периодических изданий. Это и понятно. Они, как правило, посвящены самым «горячим» темам и помогают ориентироваться в современной экологической ситуации, решать насущные бытовые проблемы. Да и времени на их прочтение требуется меньше.

Прививаете ли Вы экологическую культуру своим домашним? Как Вы это делаете?

Из ответов: веду беседы; веду разъяснительную работу, застав «на месте преступления»; предлагаю интересную книгу или статью; воспитываю собственным примером. Также отмечена польза от совместного просмотра телевизионных программ.

Считаете ли Вы экологическую культуру одной из профессиональных черт библиотекаря?

Этот вопрос затруднений не вызвал: получен единодушный положительный ответ.

Экологическая культура – что это, по-вашему?

Среди ответов: знания по экологии. Неравнодушие к будущему. Не отравлять жизнь другим. Самокритичное отношение к себе. По мере сил сохранять природу. Пропаганда экологических знаний. Любовь к своей малой родине.

Попробуем подвести итоги. Очень даже симпатичный с экологической точки зрения получился у нас библиотекарь: он неравнодушен к разного рода экологическим проблемам; занимается своим экологическим образованием; активно воспитывает экологически своих домашних; обращает внимание на экологическую культуру окружающих; старается бережно относиться к окружающей среде.

Ответ, конечно, интересный...

Ответы на последний вопрос анкеты я читала с особым интересом. Мои опасения частично подтвердились: что такое экологическая культура, каждый понимает по-своему. Частично – потому, что ответы все же последовали. Пусть односложные и неполные. Но самое замечательное, что если все эти ответы сложить, то получится вполне развернутое, простое и понятное определение экологической культуры. Оно пополнит немалое число уже существующих определений, весьма различающихся по степени сложности формулировок. Можно сравнить то, что получилось у московских библиотекарей, с определениями, которые дают профессионалы от экологии.

По определению Б.Т.Лихачева, сущность экологической культуры «...может быть рассмотрена как органическое единство экологически развитых сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельности». Для характеристики сущности и структуры экологической культуры личности Борис Тихонович использует такие понятия, как «экологическое восприятие», «экологическое воображение», «экологическое чувствование».

Следующее определение понятия «экологическая культура» дано Владимиром Константиновичем Назаровым (Забайкальский государственный педагогический университет, г. Чита): «Экологическая культура – это система воздействий человека на среду обитания, обеспечивающая высокое качество его жизни, реализуемая через эволюционирующие образцы сознания, мышления, поведения и т.д., трансформируемые из поколения в поколение, и закрепленная в подсознании человека. В результате чего он живет столько и таким образом, как это заложено в нем его генетической программой, а среда обитания или остается в неизменном виде, или преобразуется таким образом, что ее новое состояние не влияет на дальнейшее полноценное существование человека даже в отдаленном будущем».

Ирине Владимировне Цветковой, известному специалисту в области экологического воспитания детей, принадлежит следующее определение: «Экологическая культура – процесс, связанный с освоением, наращиванием знаний, технологий и опыта и передачей их одним поколением другому в виде нравственных императивов. В то же время экологическая культура – это и результат воспитания, выражающийся в умении человека достигать гармонии в отношениях с окружающей средой».

На сайте Казанского государственного университета размещено следующее определение: «Экологическая культура – это экологическая образованность, сознательное отношение к природе и практическое участие в улучшении природопользования».

Откуда что берется?

Культура начинается там, где начинается любовь, где возникает привязанность; где взгляд человека, неопределенно блуждавший повсюду, на чем-нибудь останавливается и уже не ищет отойти от него. Тотчас, как произошло это, является и внешнее выражение культуры...

 

В.В.Розанов

Чем обусловлено становление экологической культуры? Вопрос этот непрост даже для специалистов. Единого мнения здесь также не наблюдается. В статье «Применение информационных технологий как метод формирования первичной экологической культуры» В.К.Назаров отмечает: «Специалистами утверждается, что становление экологической культуры обусловлено наличием у человека знаний, которые он приобретает в процессе экологического образования. В жизни мы наблюдаем противоположный эффект: наличие экологических знаний не является достаточным условием формирования экологической культуры. В реальной жизни нередки такие ситуации, когда человек знает, что “это делать нельзя”, но делает в угоду тем или иным своим слабостям или потребностям. То есть, будучи экологически образованным, он одновременно является и экологически некультурным».

И дальше автор предлагает сберегающее отношение человека к среде обитания формировать на уровне подсознания, на уровне безусловного запрета. По его мнению, лишь в этом случае человек будет вести себя экологически культурно и тогда, когда жизненная ситуация подталкивает его на действия, способствующие разрушению среды своего обитания. Первичным уровнем экологической культуры В.К.Назаров считает культуру отношения к своему собственному телу: «Действительно, если человек безответственно относится к самому себе: не сохраняет свое здоровье, не бережет свое тело, травмирует свою психику, то ожидать от него почитания и других составляющих среды обитания, в том числе и природы, не приходится».

Многие специалисты выделяют два уровня экологической культуры: внешний и внутренний. В частности, Станислав Николаевич Глазачев в своей книге «Экологическая культура» (М.: Горизонт, 1997) пишет о том, что внешний уровень культурности личности проявляется в ее поведении, в стиле общения с окружающими, во всех видах деятельности. По его мнению, внешнее проявление культурности – это сложность: «Среда, в которой формируется и проявляет себя человек, сложна, неоднородна и поэтому предъявляет к человеку разные требования. Неумение человека соответствовать среде, отсутствие сложности... может быть серьезной помехой для него и для окружающих. Преодолевая первоначальную элементарность, приобретая способность к сложным... реакциям, человек становится культурен». Внутренняя культурность, по мнению С.Н.Глазачева, заключается в способности выделить главное и сосредоточиться на нем.

И еще об одном понятии, которое имеет непосредственное отношение к экологической культуре: экологическом императиве. Никита Николаевич Моисеев определяет его как «границу допустимой активности человека, которую он в настоящее время, в данных конкретных природных условиях, не имеет права переступать ни при каких обстоятельствах». И далее отмечает, что реализация экологического императива невозможна без императива нравственного. Лишь в этом случае возможно существование общества, не противоречащего «логике развития Природы и природе человека».

Литература

Горелов А. А. Социальная экология : учебное пособие / А. А. Горелов. – М. : МПСИ ; Флинта, 2004. – 608 с.

Дерябо С. Д. Экологическая педагогика и психология / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1996. – 480 с.

Моисеев Н. Н. Универсум. Информация. Общество / Н. Н. Моисеев. – М. : Устойчивый мир, 2001. – 200 с. (Библиотека журнала «Экология и жизнь». Серия «Устройство мира»).

Павлов А. Н. Основы экологической культуры / А. Н. Павлов. – СПб. : Политехника, 2004. – 336 с.

Цветкова И. В. Экологическое воспитание младших школьников : Теория и методика внеурочной работы / И. В. Цветкова. – М. : Педагогическое общество России, 1999. – 176 с.

Галкин Ю. Ю. Экологическое сознание: понятие и сущность / Ю. Ю. Галкин, И. А. Сосунова, Л. М. Яо // Использование и охрана природных ресурсов в России. – 2004. – № 3 – С. 116–120.

Скибицкий М.М. Планетарные проблемы взаимодействия общества и природы / М. М. Скибицкий // Вестник экологического образования в России. – 2004. – № 1. – С. 15.

Сосунова И. А. Современные проблемы формирования и актуализации экологической морали / И. А. Сосунова // Использование и охрана природных ресурсов в России. – 2005. – № 2. – C. 132–136.

Интернет-сайты

http://pages.marsu.ru/workgroup1/shishkina/anketa.htm

http://fns.nspu.ru/index.php

http://2001.vernadsky.info/h3/w01265.htm

TopList