Конспекты / История социологии / Лекция №3
©Автор курса: Громов Игорь Александрович
©Данный вариант конспекта в электронном виде: Мирошников Александр
©Эксклюзивное право на публикацию данного материала: www.herzenfsn.narod.ru
Любая публикация данного конспекта в Сети запрещена без письменного разрешения правообладателей.

…Признание О.Конта пришло откуда не ждали – из Англии, благодаря стараниям Дж. С. Милля, в то время как во Франции позитивизм воспринимался как сектантско-религиозное учение. Милль пропагандировал учение Конта, вошел в науку как знаменитый экономист, логик познания социальной жизни, апологет либерализма в экономике и политической сфере. Милль разработал логику «нравственных наук». Этой теме посвятил 6 том своего энциклопедического трактата. Почему учение Конта получило такое одобрение в Англии? Возможно, дух позитивизма прекрасно вписывался в традиции английского эмпиризма, т. е. принципах построения научного знания на основе точных наук. Охранительные тенденции социальной статики импонировали умеренному либерализму английского общественного устройства.

Однако, перенесение на английскую почву контовской социологии, требовало некоторого пересмотра положений теории.

Так, идея «социального мессианства» была чужда трезвому английскому рассудку. Конт мечтал о переустройстве общества на основе своих моральных принципов, в то время как английское общество не видело причин что то менять.

Конт считал, что человека можно понять исходя из свойств всего человечества, в то время как английская концепция строилась на индивидуализме. Для английской социальной мысли общество - это совокупность индивидов, понимание индивидов дает ключ к пониманию общества.

Конт начинает свое исследование с системы. А Милль стремится свести все к индивидуальному. Для него социальные законы сводятся к законам индивидуальной человеческой природы. Объединяясь, люди не превращаются в нечто другое. В общественной жизни люди обладают свойствами, вытекающими из их природы.

Вместе с тем, в каких бы отношениях к Конту не стояли отдельные направления социологии, но социологи XIX века, так или иначе ориентировались на него.

Биолого-эволюционное направление

Одним из наиболее влиятельных направлений XIX века стала биолого-эволюционная школа в социологии. Основным идеологом и создателем этого направления был Герберт Спенсер.

Спенсер разделял основной взгляд Конта – социология примыкает к биологии, составляя с ней физику организованных тел. Правда, Спенсер помещает между ними психологию, которую отвергал Конт, но это не оказало заметного влияния на его научные изыскания вообще и на концепцию общества в частности.

В его представлениях первое место принадлежало биологической аналогии. Пытался объяснить явления, происходящие в общественной жизни. Так, работа Чарльза Дарвина о естественном отборе и эволюции, породила множество биологизаторско - социальных концепций (в том числе социал-дарвинизм), также оказала влияние на Спенсера. Однако некоторые исследователи считают, что Спенсер пришел к своим мыслям независимо от Дарвина.

Суть социал-дарвинистской теории в том, что ее авторы переносили на общество и доводили до логического конца принципы естественного отбора. Рассматривали его как универсальный способ существования человеческого общества.

В целом, органическое направление и социал-дарвинистская социология имеют много общего. Они обе стремятся свести социальные явления к явлениям чисто биологического характера, устраняя другие факторы – психологический, политический, экономический и т. д. Вместе с тем, в этом подходе есть и положительный момент – явление высшего порядка зависит от явлений низшего порядка.

Социологические взгляды Герберта Спенсера

Герберт Спенсер является крупнейшим представителем биолого-эволюционной школы в социологии. Один из родоначальников социал-дарвинизма и идеолог либерализма.

Первый труд – «Социальная статика». Предпринимал попытку создания синтетической философии. В 60- 90 е годы выходят его работы:

«Основы начала»
«Основание психологии»
«Основание биологии»
«Основание этики»
«Основание психологии»
«Социология как предмет изучения» (1873 год)

Особой популярностью его работы пользовались в США, где издавались рекордными для своего времени тиражами- 200000 экземпляров. Видимо, идеи индивидуализма, борьбы за существование, очень импонировали американцам.

Свои воззрения Спенсер выводил методом дедукции.

К Конту Спенсер относился критично, но считал, что в понимании социальных явлений Конт превзошел всех своих предшественников.

Социологическая ориентация Спенсера отличалась от позиции Конта. Спенсер характеризовал ее так: «Какова цель Конта? – дать всестороннее описание прогресса человеческого разума. Моя же цель – дать описание внешнего мира». Т.е. Конта интересовала только эволюция идей, а Спенсера - происхождение вещей.

Главное различие Конта и Спенсера – подход Спенсера – объективный, а подход Конта – субъективный. Первой и основной заботой Спенсера является эволюционное изменение в социальных структурах и институтах, а идеи – вторичны. Усредненное мышление является состоянием социальных структур.

Центральное понятие мировоззренческой концепции - понятие эволюции, которое он рассматривал в качестве основного. По Герберту Спенсеру, эволюция человеческого общества не слишком отличается от других изменений. Это частный случай эволюции природы. Социология может стать наукой только тогда, когда признает идею природного эволюционного закона. Не может быть принятия социологии как науки, когда есть убеждение, что социальный порядок не противоречит законам природы

Спенсер сохранил первоначальную контовсую методологию натурализма в подходе к познанию общества.

Эволюция по Спенсеру достигается средствами структурно-функциональной дифференциации, которая выражается в переходе от простого к сложному, от однообразия к многообразию и специализации, от текучести к статике и т.д.

Этот подход Спенсер считал универсальным процессом в истории человеческого общества. В основе механизма социальной эволюции лежат три фактора:

1) Однообразие создает условие для нестабильности. Т.е. процесс развития отягощается особенностями самой социальной жизни. В процессе развития общества происходит резкая дифференциация.

2) Существует тенденция к углублению неравенства.

3) Люди, занимающие одинаковое положение, как правило, стремятся к объединению, поскольку общество начинает делиться на фракции.

В результате дифференциации появляются границы.

Социальная дифференциация приводит к тому, что возвращение к социальному однообразию невозможно. Благодаря дифференциации, человеческая история проходит ряд стадий. На смену изолированным обществам приходит общественное разделение труда. Из простого оно становится сложным, составным.

В результате дифференциации центральное значение приобретает политика, политическая система, а основной вопрос- о власти.

Спенсер ввел понятие «дихотомия», полярную дихотомическую концепцию общества. В ней противоположные типы общества представляют собой некие идеальные типы, характеризующие стартовую и конечную точку развития общества. Имеется ввиду, что начальная точка – это военное общество, а конечная – это промышленное общество.

Определение предмета социологии у Герберта Спенсера

Спенсер не дал формального определения науки. Он видел социологическую науку как науку о надорганическом развитии, которая не только описывает процессы социальной жизни, но и формулирует законы.

Главная цель- установление законов развития науки.

Спенсер большое внимание уделял разработке понятийного аппарата. С его именем связано включение в систему наднаучных категорий - понятия «общество», структура, динамика, функции. Этому способствовали его аналогии человеческого общества с биологическим организмом.

Однако Спенсер видел и различие между человеческим обществом и биологическим организмом: Он считал, что в живом организме элементы существуют ради целого, а в обществе все наоборот - само общество служит интересам и потребностям индивидов.

Основание социальной науки Спенсера строилось на огромном этнографическом материале, исследованиях доиндустриальных обществ. Спенсер рассматривал эволюцию семьи, промышленности, политических, экономических институтов. Таким образом, материал, который использовал Спенсер для доказательства своих идей, был очень обширен и серьезен. Эти материалы связаны с использованием историко-сравнительного метода.

Идея закономерной эволюции общественной жизни

Процесс социальных изменений совершается по естественным законам независимо от желания людей. Эволюция совершается сама собой, со стороны человека не требуется никакого вмешательства.

Hosted by uCoz