Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях ритмики

Разделы: Работа с дошкольниками


По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей.

Психолог Б.М. Теплов отмечает, что раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для общего развития, вполне отвечает по потребностям и возможностям ребенка. У детей пяти - семи лет широко развивается самостоятельное творчество: музыкальное, хореографическое, театральное, литературное. Этой же точки зрения на значение результативной продуктивной деятельности, на роль творческого воображения и его особенностей придерживаются Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, К. Головская и доказывают в своем исследовании, что дети проявляют творчество в близкой им деятельности, как музыкальные игры, игры – импровизации, музыкально-ритмические композиции и т.д.

При занятиях творческой деятельностью развиваются творческие способности. Термин “способности”, несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, определяется в литературе неоднозначно. Распространенным является определение: способности – это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес ученый Б.М. Теплов. В понятие “способности” по его мысли, заключено три идеи. Во-первых, под способностями разумеется индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. В-третьих, понятие “способность” не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека. Способности, считает Б.М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается на практике, со временем теряется, так как человек перестает ею пользоваться.

Благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, поддерживаю и развиваю творческие способности детей на занятиях ритмики. Ведь приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает не только разнообразными двигательными навыками и умениями, но также и опытом творческого осмысления музыки, ее эмоционально-телесного выражения.

Углубленно работая по теме “Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях ритмики”, поставила цель: определение эффективности развития творческих способностей детей.

Для достижения цели выделила задачи:

1. Развивать воображение, фантазию, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям.

2. Формировать умения исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая пластический образ.

3. Воспитывать умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми.

4. Учить радоваться успехам других и вносить вклад в общий успех.

Успешное решение поставленных задач на занятиях ритмики осуществляю в согласии с принципами педагогики: принцип доступности и индивидуализации, принцип постепенного повышения требований, принцип систематичности и повторяемости материала, принцип сознательности и активности, принцип гуманизации. В основе моей работы лежит один из принципов гуманистической педагогики “Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие” (философ-гуманист М. Монтенко).

На занятиях ритмики использую методические приемы, которые вызывают у детей желание творчества: игровой метод, импровизационный метод, метод показа, концентрический метод, музыкальное сопровождение как методический прием.

Следует отметить, что развитие творческих способностей детей на занятиях ритмики может быть эффективным лишь на основе полноценного музыкального материала. Швейцарский музыкант и педагог Эмиль Жак Далькроза в комплексе ритмических упражнений выделял как основу именно музыку, поскольку в ней имеется идеальный образец организованного движения: музыка регулирует движения и дает четкие представления о соотношении между временем; пространством и движением; развивает тонкий музыкальный слух и богатое воображение.

Отбор музыкального репертуара происходит с учетом его доступности дошкольникам среднего и старшего возраста. Проанализировав музыкальную литературу для детей, репертуарные сборники, специально предназначенные для музыкально-ритмического воспитания, а также собственный многолетний опыт работы, отобрала музыкальные произведения, соответствующие основным художественно-педагогическим принципам: высокий художественный уровень, гуманизм, яркость, образность, доступность музыкального языка. Подбирая музыку для движений, руководствовалась тем, чтобы репертуар был выразительным, привлекательным для детей, будил фантазию и воображение, развивал выразительные возможности тела и, в то же время, был доступным для исполнения.

В репертуар включила русские, украинские народные мелодии, музыкальные произведения композиторов, чье творчество обращено к детям (Е. Тиличеева, М. Красев, Ю. Слонов, В. Витлин, Т. Попатенко, А. Филиппенко и др.). Из классического репертуара отобрала произведения композиторов – классиков М. Глинки, Н. Римского – Корсакова, П. Чайковского, М. Мусоргского, К. Сен–Санса, Э. Грига, А. Бородина, разнообразные по жанрам, тематике.

Идя от простого к сложному, от детских песен к симфоническим произведениям композиторов – классиков, ребенок приобщается к миру прекрасного, пропуская как бы “через себя” музыку, сложный мир чувств и образов, обыгрывая своим телом музыкальную ткань произведения, его настроение и содержание и постигая при этом на телесном, зрительном и эмоциональном уровнях специфический язык средств музыкальной выразительности.

Воображение ребенка развивается постепенно по мере приобретения им определенного опыта. По мнению Гегеля, воображение, фантазия суть свойства ума, но ум, наделенный воображением, просто воспроизводит, а ум, наделенный фантазией, творит. Отсюда моя задача развивать не столько воображение дошкольника, сколько помочь ему проявить свою фантазию, ибо без этого невозможно творчество.

У детей способность импровизировать существует подспудно, и ее можно и нужно развивать. Ребята обычно по-разному относятся к заданиям, содержащим элементы импровизации. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка: одним импровизация дается легче, другим труднее. В этом случае важно, чтобы все участники танца увлеклись ощущением “сиюминутности” процесса творчества. Успех импровизации порой зависит от настроения и самочувствия каждого, поэтому провожу игры и этюды импровизации не в начале занятия, когда дети еще недостаточно собранны и их воображение “не разогрето”, а во второй его половине.

Именно в игре можно начинать формировать у детей способность находить собственные решения, действовать в плане образных представлений. Игровая ситуация увлекает ребенка, дает возможность самостоятельной деятельности. Так, например, в связи с изменением игровой ситуации он должен проявить более сложную, то есть мгновенную и правильную реакцию, поскольку лишь быстрота действия приводит к благоприятному результату.

Игру и танец объединяет легкость, возможность быстро переходить от одной реальности к другой, постоянная смена состояний и сознание того, что все это как бы не всерьез, но при этом абсолютно реально. Здесь импровизация используется как способ раскрытия творческих ресурсов личности.

При использовании на занятиях игр – импровизаций описываю ситуацию, но ничего не показываю, чтобы дети не подражали, а сами искали образ, проявляя свою творческую индивидуальность. Игры способствуют развитию пластики, чувства ритма, музыкальности слуха, пантомимики, закрепляют знания об окружающем, дают возможность ребенку проявить себя через самовыражение.

Чтобы изобразить листочек или снежинку, ребенок должен ее хорошо представить в воображении. Поощряю непохожесть, оригинальность, поиск, комментируя действия детей.

Игровая ситуация “Подснежник”.

Дети импровизируют в танце, стараясь выразить этот образ.

Педагог. Ребята, представьте, что мы с вами находимся под землей, мы — корни растения — подснежника. Пригревает солнышко, тает снег, появляются первые проталинки. Пробиваются сквозь землю нежные листочки подснежника. Становится пасмурно, солнышко скрылось, подул легкий ветерок. Стебелек растения колышется, приклоняется к земле. Ветер стих. Растение снова ожило, радуя окружающих. Дети наклоняются вправо, влево, приклоняются к полу.

Наступил вечер, листочки закрываются в бутоны и готовятся к ночному отдыху. Дети соединяют руки, изображая бутон.

Используется запись из альбома “Времена года” П.И. Чайковского.

Игровая ситуация “Капельки”.

Используется музыкальное произведение “Лирический танец” Поль Мориа

Педагог. Ребята, помните, вчера вечером шел дождь? С неба летели капельки — большие и маленькие. Вот и вы сейчас в них превратитесь. Хотите? Дождь шел сильный, но теплый. Капельки, одна за другой, падали на землю, на травку, на листочки деревьев. Вот дождь и кончился, капельки лежат на листочках, не высыхают, ведь уже наступила ночь. Капельки так устали, что заснули. А утром проснулись. Дети кружатся, затем по очереди подпрыгивают и садятся на корточки. Дети складывают руки, опускают голову, закрывают глаза — “спят”.

Было холодно: (Брр.) капельки потянулись, зевнули, задрожали. Дети открывают глаза, поднимаются, тянутся, зевают, дрожат.

Вот подул ветер, и капельки стали спрыгивать с листочка на листочек, с листочка на веточку. Но вот уже и самая последняя, нижняя ветка. Капельки посмотрели вниз. До земли ой как далеко! Ведь они такие маленькие. А ветер все сильнее, капельки слетели с дерева и закружились в воздухе. Они плавно летали то в одну, то в другую сторону, то опускались вниз, то кружили вокруг себя. А вот и земля, и наши капельки упали на травку, на цветочки. Дети прыгают на месте, с небольшим продвижением на одной, двух ногах. Смотрят вниз, прыгают на двух ногах. Кружатся, свободные движения, плавные. Подпрыгивают, плавно приседают, встают, успокаиваются.

Выглянуло долгожданное солнце, капельки потянулись к нему, погрели один бочок, другой.

Дети встают, тянутся, поднимают руки вверх, подставляют бочок, спинку.

День становился жаркий, солнце пекло все сильнее, и наши капельки стали понемногу испаряться. Дети приседают медленно, опускают голову, руки, делаются как можно меньше.

А капельки, которые испарились, собрались на небе в большое облачко. Им стало очень весело вместе. Дети встают в круг, берутся за руки.

Понравилось вам быть капельками? Хотите еще побыть кем-нибудь? Кем? Хорошо, в следующий раз еще поиграем.

Работая над ритмическими движениями, стремлюсь не только закрепить у детей ощущение музыкального ритма, но и научить свободному владению грамматикой, техникой движения, добиваясь того, чтобы пластика тела каждого ребенка становилась одухотворенной и выразительной. Поэтому при освоении технических приемов исполнения ритмических движений дети сразу получают установку на выразительность, то есть на передачу эмоционального содержания, заложенного в движении. Для этого сначала предлагаю мини – этюды, способные собрать внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности. Воссоздающее воображение помогает детям представить образ и показать его через пантомимику. Для детей первоначально провожу игры по подражанию, затем они начинают фантазировать сами.

Мини-этюд “Березка”.

Упражнение активизирует воображение детей, развивает музыкальность, эмоциональность и фантазию. Используется музыкальное произведение “Березка” Е. Тиличеевой.

Педагог. Наконец после долгой, холодной зимы наступила теплая весна. Белоствольные березки расправили свои нежные листочки, протянули свои тонкие веточки к солнышку и ощутили на них долгожданное тепло. Улыбнулись березки солнышку. Вдруг прилетел шаловливый ветерок и предложил березкам поиграть. Удивились они, но согласились. Закачали березки своими тонкими веточками, сначала совсем тихо, потом все сильнее и сильнее. Каждый листочек-пальчик поздоровался со своим соседом. Но шалун ветер принес с собой тучку, которая закрыла солнышко. Огорчились березки. Обняли себя веточками, чтобы согреться. А тут еще дождь закапал, вымокли березки до последней нитки. Повисли ветви, как плети. Испугался ветер, что березки могут заболеть. Разогнал тучи. Выглянуло солнышко, и березки радостно вздохнули.

Практика показала, что развитие активного творческого воображения у дошкольников хорошо осуществляется с помощью игр – путешествий, вызывающих у детей неизменный интерес, желание фантазировать, вместе со взрослым переживать воображаемые ситуации, дополнять предлагаемый взрослым образ новыми деталями.

Предлагаю вниманию коллег конспект занятия “Путешествие снежинки”.

Цель: формирование способности детей к музыкально двигательной импровизации; умения включаться в творческий процесс, входить в музыкальный образ, передавать в движении характерность образа.

Задачи: Учить детей согласовывать движения с характером музыки, эмоционально передавать игровые образы и действия. Развивать воображение, фантазию, умение самостоятельно находить свои, оригинальные движения. Воспитывать потребность к самовыражению в движении под музыку; формировать чувства такта и уважения в процессе общения с детьми и взрослыми.

Ход занятия

1. Дети заходят в зал под музыку. Педагог и дети приветствуют друг друга, затем выполняют ритмическую разминку по кругу (бег на носках, бег змейкой, боковой галоп, подскоки, марш, ходьба на носках).

2. Игра-импровизация: “Путешествие снежинки”.

Педагог. На далеком Севере, среди льдов и снегов жила-была Снежинка. Жила она со своими родителями - мамой Водой и папой Льдом. Была эта Снежинка очень красивая, хрупкая, легкая, как пушинка (Дети изображают красивую снежинку). Часто со своими подружками летала, кружилась Снежинка по северу и радовалась. (Дети под музыку двигаются: кружатся и летают, как снежинка). Но однажды налетел сильный ветер и отнес её далеко от дома. ( Передают образ сильного ветра и полет снежинки). И вот попала Снежинка в лес. Встретился ей Зайка, поймал он Снежинку на ладошку. Подружились Зайка и Снежинка, вместе они радовались, веселились. (Дети изображают зайку, показывают радость). Но вот пришло время расставаться.… Полетела Снежинка дальше (дети изображают полет снежинки). Встретилась на пути Снежинки Лиса. Лиса очень обрадовалась Снежинке, махнула ей хвостиком. ( Дети передают образ лисы). Вместе танцевали и кружились Лиса и Снежинка, им хорошо, весело было вместе. (Дети придумывают и изображают танец лисы и снежинки). Но Снежинке пора возвращаться домой, а то мама и папа будут волноваться. Попрощалась Снежинка с Лисой и полетела.…А вскоре и домой прилетела. Мама, папа и подружки очень обрадовались возвращению Снежинки!

3. Ритмическая разминка на середине. (Упражнения на укрепление мышц шеи, головы, рук, ног, туловища).

Педагог. Ребята, а вам нравится зима? (ответы детей). А во что можно играть на улице зимой? (ответы детей).

Педагог. А мы сегодня с вами, пойдем на улицу, и будем лепить из снега снежных зверушек. Давайте наденем шапки, шубки, рукавички, валенки и побежим на улицу. (Дети показывают все действия в движениях). А на улице снега видимо, не видимо! И сначала мы будем лепить красивого Петушка, затем лепим Бабочку, Барашка и Кошечку. ( Дети выполняют этюды на развитие воображения и пластики).

Педагог. Какие красивые получились ледяные, снежные фигурки! Ребята, а как вы думаете, что на земле сильнее огонь или лед? (Ответы детей).
Педагог. Огонь он очень яркий, жаркий. А лёд - холодный, прозрачный, хрустальный.

4. Игра: “Огонь и лёд”.

Дети свободно двигаются по залу под музыку. По сигналу педагога: “Огонь”- дети должны изобразить пламя огня. Движения должны быть плавными, легкими, ритмичными. А по сигнал: “ Лёд” - дети должны замереть на месте и изобразить любую ледяную фигуру.

Педагог. Хорошо мы погуляли на улице! Даже не замерзли! Но, пришла пора, возвращаться в группу. А прежде чем зайти, надо снег с одежды стряхнуть.

5. Разучивание танцевальных движений – шаг с прихлопом и скрёстный шаг в сторону.
6. Ритмическая игра “Прощальные хлопки”.

Эффективной формой работы по развитию творческих способностей дошкольников – праздники и развлечения в детском саду. Система праздников создает духовную общность детей и взрослых, ту почву, на которой развиваются человеческие чувства: любовь, доброта, взаимопомощь. При подготовке и проведении праздников происходит преображение робких детей в эмоциональных, инициативных. Они непроизвольно вовлекаются в процесс игры, что соответствует природе дошкольника, где ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения, навыки, развивает фантазию. Причем, развитие творческих способностей происходит само собой в занимательной, увлекательной игровой форме.

Нередко сталкиваясь в своей работе с детской пассивностью, закомплексованностью, неумением детей раскрыть свои возможности, вела поиск новых захватывающих приемов для воспитания у детей устойчивого интереса к творчеству посредством личного примера, использования атрибутов, костюмов, показа. Искала ответы на вопросы: “Как повысить творческую активность? Какова связь между творческой активностью и уровнем музыкальности ребенка?” И нашла ответ: Необходимы захватывающие впечатления, а их можно получить в результате знакомства с лучшими литературными произведениями, которые стимулировали бы потребность детей в активном выражении чувств, придавали своеобразие музыкальному творчеству. Музыкально-творческая игра по сюжетам литературных произведений требует активной мысли, направленной на восприятие содержания произведения. Дети эмоционально воспринимают содержание, сочувствуют героям, отсюда и появляется стремление активно реализовать себя в игровых действиях.

Постановка детьми музыкальных сказок и спектаклей “Щелкунчик”, Коза – обманщица”, “Двенадцать месяцев”, “Странствия Пигмалиона” активизировала творческую активность ребят и получила высокую оценку зрителей (родителей и гостей детского сада).

Список литературы:

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – 4-е изд., испр. и доп.- М.: Москва – Синтез, 2006.
  2. Буренина А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: ЛОИРО, 2000.
  3. Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2006.
  4. Михайлова М.А., Горбина Е.В. Поем, играем, танцуем дома и в саду. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: “Академия развития”, 1998.
  5. Бочкарева Н.И. Ритмика и хореография: (Учебно-методический комплекс для хореографических отделений общеобразовательных школ, гимназий, ДМШ, школ искусств, детских садов). - 2-е изд., испр. и доп. – Кемерово, 2000.
  6. Панферов В.И. Основы композиции танца: экспериментальный учебник для студентов вузов, колледжей и училищ культуры и искусства /ЧГАКИ. – Челябинск, 2001.