Библиотека Воеводина _ Е.Ф. Авдокушин "Международные экономические отношения" ... экономика, финансы, бизнес, политэкономия, экономикс, суд, юриспруденция, опт, право, маркетинг, брэндинг, литература, библиотека, книги, студент, реферат, учебник, теория, инвестиции, менеджмент, управление, предпринимательство, предприятие, реклама, международная, словарь, энциклопедия, история, ВЭД, тнк, корпорация, концерн, консорциум, аудит, страхование, биржа, деньги, кредит, сбыт, ресторан, паблик рилейшнз, public relations, PR, персонал, фирма, компания, бесплатно, free, фокус-группа, focus-groups, исследования рынка, архив, журнал, книги и статьи, анализ, комментарии
Библиотека Воеводина ... Главная страница    
Е.Ф. Авдокушин  Международные экономические отношения



 

 

Тексты принадлежат их владельцам и размещены на сайте для ознакомления.

Глава 1
МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ
1.3. Сущность открытой экономики
Характерным признаком глобальной экономики является открытость экономики. Одной из ведущих тенденций мирохозяйственного развития послевоенных десятилетий явился последовательный переход многих стран от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа, обращенной к внешнему рынку. Начиная с периода послевоенного экономического восстановления и в последующие годы, правительства ведущих стран Запада все активнее освобождались от автаркического наследия прошлого.
Именно тогда США выступили с тезисами "свободы торговли", "открытости экономики", прежде всего для навязывания другим странам своих норм поведения на международном рынке. С позиций ведущей торговой державы мира, вышедшей из второй мировой войны победительницей и еще более .богатой, предлагались рецепты нового экономического порядка. Такая "свобода торговли", "открытость экономики" представляла собой орудие доминирующей экономики против менее развитых стран, стремление к безудержной экспансии американских корпораций. В этой связи весьма откровенное определение "открытости" экономики дает французский экономист Мишель Пебро. По его мнению,

"открытость, свобода торговли - это наиболее благоприятное правило игры для лидирующей экономики".
Однако по мере изменения социально-экономической ситуации в послевоенном мире тезис об открытой экономике утрачивает однобокую, корыстную направленность интересов американского экспансионизма и приобретает объективный, обусловленный действиями глубинных факторов, смысл интернационализации (глобализации) мирохозяйственных связей.
Для нормального функционирования мировой экономики (единого рыночного пространства) необходимо, как считают американские экономисты Дж. Нэйсбит И П. Эбердин, в конечном счете достичь полной свободы торговли между странами, такой же, какая ныне характерна Для торговых отношений внутри каждого государства. Никто не может подсчитать сальдо в торговле Франкфурта и Дюссельдорфа, Токио и Осаки, Денвера и Далласа, со временем мы равным образом не будем знать этого сальдо применительно к торговым отношениям США и Японии. Каковы основные факторы, оказавшие и. оказывающие существенное влияние на масштабы и характер интернационализации мировой экономики, на повышение степени ее открытости?
Заметную роль в формировании открытой экономики сыграло государство. Оно взяло на себя функции стимулирования экспортных производств, поощряя вывоз товаров и услуг, содействуя кооперации с зарубежными фирмами, развитию внешнеэкономических связей. Создавалась прочная правовая основа, облегчавшая приток из-за рубежа инвестиций, технологий, рабочей силы, информации.
Переход стран ко все более открытой экономике был ускорен действиями транснациональных корпораций. Стремясь освоить новые рынки, создавая в разных странах многочисленные филиалы, дочерние компании, они обходили протекционистские барьеры чужих государств, интернационализируя международный экономический обмен.
Заметный прогресс во второй половине XX века транспортных, информационных средств связи также сыграл огромную стимулирующую роль в развитии открытости национальных экономик, увеличении мобильности населения. Постепенно, шаг за шагом, разрушались торгово-экономические, валютно-финансовые препятствия, в силу которых страны длительное время были отгорожены друг от друга. Либерализация международного обмена облегчила адаптацию национальных хозяйств к внешним условиям и воздействиям, способствовала все более активному их включению в международное разделение труда.
С 60-х годов процессы открытости начинают распространяться на ряд развивающихся государств. С начала 80-х годов приверженность политике открытости декларирует Китай. Термин "открытость" вошел в словари многих стран мира, например, арабский - "инфитах", китайский - "кайфан".
Итак, что оке входит в понятие "открытость экономики"?
Следует различать понятия "свободы торговли" и "открытой экономики". Тезис о "свободе торговли" восходит к политической экономии А. Смита и не является изобретением современных американских экономистов. (Понятие "открытость экономики" шире тезиса "свободы торговли" как торговли товарами, включая в себя свободу движения факторов производства, информации, взаимообмен национальных валют.
1 Открытость экономики следует понимать как антипод автаркии, экономики самообеспечения, опоры на собственные силы в ее крайних проявлениях. Становление открытой экономики - объективная тенденция мирового развития. Действие в соответствии с принципами открытой экономики - это признание стандартов мирового рынка, действие в соответветствии с его законами.
Преимуществами открытой экономики являются;
- углубление специализации и кооперации производства;
- рациональное распределение ресурсов в зависимости от степени эффективности;
- распространение мирового опыта через систему международных экономических отношений;
- рост конкуренции между отечественными производителями, стимулируемый конкуренцией на мировом рынке.
Открытая экономика предполагает целостность экономики, единый экономический комплекс, интегрированный в ми: ровое хозяйство, мировой рынок. Открытая экономика - это ликвидация государственной монополии внешней торговли (по большинству позиций при сохранении государственного контроля), эффективное использование принципа сравнительных преимуществ в международном разделении труда, активное использование различных форм совместного предпринимательства, организация зон свободного предпринимательства.
Одним из важнейших критериев открытой экономики является благоприятный инвестиционный климат страны, стимулирующий приток капитальных вложений, технологий, информации в рамках, обусловленных экономической целесообразностью и международной конкурентоспособностью (на отраслевом и макроэкономическом уровнях). Открытая экономика предполагает разумную доступность внутреннего рынка для притока иностранного капитала, товаров, технологий, информации,
рабочей силы.
Сформировавшаяся открытая экономика и переход к открытой экономике - это не одно и то же. Открытая экономика не синоним бесконтрольности и вседозволенности во внешнеэкономических связях государства, прозрачности границ. Открытая экономика требует существенного вмешательства государства при формировании механизма ее осуществления на уровне разумной достаточности. Абсолютной открытости экономики нет ни в одной стране.
Стихийная открытость, распахнутость не только не способствует экономическому развитию, но и, наоборот, является угрозой экономической безопасности страны. Разумная открытость, построенная на принципах эффективности, конкурентоспособности, национальной безопасности, не может быть осознана без учета структуры экспорта и движения капитала, а также таможенной, валютной, налоговой, кредитной и инвестиционной политик, оказывающих влияние не только на формы, но и на общие масштабы их взаимодействия с внешним миром.
К количественным индикаторам открытости в первом приближении можно отнести удельный вес экспорта и импорта в валовом внутреннем продукте. Их комбинация дает представление о масштабах связей отдельных национальных экономик с мировым рынком. Так, отношение экспорта к ВВП определяется как экспортная квота.
мал. 1
где Э - объем экспорта.
В 90-х годах мировая экспортная квота постоянно растет - до 20% в 1997 г. (с учетом экспорта услуг - 22%). Этот показатель в среднем составляет для развитых стран 27%, для развивающихся - 12% и для стран с переходной экономикой - 5,5% (без России).
Другим показателем открытости экономики, выражающим соотношение между импортом и валовым внутренним продуктом (ВВП), является показатель импортной квоты (Ик):
мал. 2
где И - объем импорта.
К числу более комплексных показателей открытости обычно относят внешнеторговую квоту (ВТК):
мал. 3
где ВТ - объем внешнеторгового оборота.
К недостаткам показателя внешнеторговой квоты относится отсутствие учета величины экспорта и импорта капитала и взаимообмена национальных валют.
Показатели ВТК для стран "большой семерки" в 1990г.:
мал. 4
В 50-60-е гг. к числу открытых относили страны с величиной внешнеторговой квоты более 10%. К концу 90-х гг. этот критерий заметно вырос: страны с высокой степенью открытости имеют внешнеторговую квоту, превышающую 45%. Низкую степень открытости имеют те страны, у которых этот показатель менее 27%.
Факторами, влияющими на степень открытости экономики и уровень развития международных экономических отношений, является объем внутреннего рынка страны и уровень ее экономического развития, участие ее в международном производстве, в операциях международного финансового рынка и др. Некоторые экономисты выделяют следующую закономерность: чем больше в структуре экономики вес базовых отраслей (энергетики, металлургии, горно-рудной и др.), тем меньше участие страны в международном разделении труда (МРТ), тем меньше открытость экономики. По мнению американских экономистов Дж. Сакса и Э. Уорнера степень открытости национальной экономики определяется отсутствием у страны "чрезмерно больших" экспортных и импортных пошлин, наличием "разумного" уровня конвертации национальной валюты, а также тем, что страна не должна быть социалистической.
Следует отметить, что не всегда представленные коэффициенты и показатели правильно отражают состояние открытости экономики. Так, внешнеторговая квота, характеризуя в известной степени открытость экономики, не может быть ее синтетическим показателем. Внешнеторговая квота, в основном, отражает степень участия стран в МРТ, что является лишь одной из составляющих понятия открытости экономики. Показатель открытости экономики является более сложным, комплексным.
Иногда у отдельных развивающихся стран-экспортеров сырья экспортная квота значительно выше средней. В этих случаях экспортная квота говорит скорее не о степени открытости конкретной страны и вовлеченности ее в мировое хозяйство, а просто о сырьевой направленности экспорта. Сходная ситуация имеет место в отношении России. Ее экспортная квота (на основе официального курса рубля) увеличилась с 4% в 1991 г. до 20% в 1996-1997 гг. Это произошло в основном за счет почти двукратного уменьшения объема валового внутреннего продукта. Означает ли это, что российская экономика достигла высокой степени открытости? Ни по среднему уровню ввозных, таможенных пошлин, ни по структуре внешнеторгового оборота, в том числе экспорта, ни по параметрам инвестиционного климата, ни по ряду других показателей положительного ответа дать нельзя. Стихийно формирующаяся открытая экономика России близка к распахнутости и анархичности. Ее в большей степени можно охарактеризовать как квазиоткрытость. Такая "открытость", будучи проявлением "детской болезни" всеобщей демократизации и "шоковой" либерализации внешней торговли, не только не способствует повышению эффективности экономики, ее конкурентоспособности, но, наоборот, наносит ей заметный ущерб, подрывает экономическую безопасность страны. Внешняя открытость экономики, как, впрочем, и рыночная экономика, не являются целью преобразований в России, а служат важной предпосылкой повышения эффективности российской экономики, ее интеграции в мировое хозяйство для повышения, в конечном счете, благосостояния народа. При реализации системы мероприятий по интеграции российской экономики в мировое хозяйство необходимо сочетание прагматичной открытости с разумным протекционизмом. "Вхождение стран СНГ в мировой рынок, - отмечает германский экономист X. Шредер, - невозможно без торговых льгот, протекционистских мер и широкой технической поддержки".
В свою очередь М. Пебро напоминает, что свобода торговли "невозможна без предосторожностей, потому что слепое применение этого правила быстро привело бы к подчинению слабого сильным, к возникновению объективной ситуации экономического "колониализма", невыносимой для стран".
Непродуманная система мер по осуществлению открытости российской экономики внешнему миру объективно играет на руку более развитым странам Запада, имеющим прочные позиции на мировых рынках, создавая им односторонние преимущества. Можно предположить, что с ростом торгово-экономической мощи России и увеличением притока товаров на западные рынки, промышленно развитые страны не постесняются ввести жесткие протекционистские ограничения.

... предыдущий пункт главы следующий пункт главы ...