Борис ДУЛЬНЕВ, общественная организация "Нелегалы Москвы" (http://www.nelegal.ru)

Об истории современной регистрации
Попытка социально-политического и правового анализа истории советской прописки современной российской регистрации граждан по месту пребывания и жительства

      Вопросы регистрации в Москве и Московской области являются первыми и, пожалуй, наиболее острыми для всех граждан России и СНГ, оказавшихся волею судьбы или по собственному желанию в Московском регионе. Причем подавляющее большинство из нас сталкивается с этой проблемой едва ступив на московскую землю. Наметанный глаз милиции мгновенно выхватывает приезжего, или как принято называть у московского чиновничества, иногороднего из общей толпы. Тем более этот вопрос заостряется для тех, кто задерживается в Москве по делам, или пытает счастья в поиске заработка или обустройства на благополучной московской земле. Дополнительные сложности возникают у иногородних, которые явно выделяются неславянской внешностью, или имеют несчастье иметь славянскую внешность, но не характерную для жителей средней и северной России, а так же тем, гражданам, которых явно выдает характерный для других регионов России и ближнего зарубежья выговор.
      Итак, что же это за зверь, Московская регистрация, делящая людей на избранных, имеющих регистрацию, и изгоев, людей второго и третьего сорта, коим не повезло такой регистрацией обзавестись? Откуда растут корни этого чудовища, делающего любого человека на улицах Москвы, не имеющего заветного штампа в паспорте или бумажки с фотографией, вложенной в него же, абсолютно беззащитным и бесправным недочеловеком?
      Попытаемся ответить на эти вопросы.
      В Советском Союзе при Советской власти основным принципом был приоритет интересов государства и общества над интересами и устремлениями отдельных граждан этого же государства. Государство и его руководящая и направляющая сила в лице КПСС, исключительное право которой на руководство страной было закреплено конституционно, знало, как ему казалось, и планировало все свои собственные государственные потребности и все личные потребности своих граждан. Планировалось все, от количества космических кораблей и танков, до количества потребляемой одежды, туалетной бумаги и презервативов.
      Такая колоссальная задача требовала четкого учета и распределения трудовых ресурсов. Поэтому с точки зрения КПСС и Советской власти граждане СССР имели единственное предназначение, являться трудовым ресурсом страны. В силу этих обстоятельств ни о каком волеизъявлении граждан, их личных устремлениях и планах, правах и свободах речи быть просто не могло. Причем любые разговоры о правах человека, гражданских и личных свободах, в том числе и о свободе передвижения и выбора места жительства, рассматривались как антисоветская пропаганда, подрывающая основы Советской власти и социалистического государства.
      Соответственно исходя из этих позиций для удобства централизованной организации и маневра трудовыми ресурсами, централизованного обеспечения их жизнеобеспечения, упрощенной системы тотального контроля за гражданами Страны Советов была разработана соответствующая нормативно-правовая, или иначе говоря, законодательная база.
      Ядром этой системы являлось Положение о паспортной системе СССР, утвержденное Постановлением Совета министров СССР № 677 от 28.08.1974 г. Принятое Положение было довольно прогрессивным для своего времени, так как наконец вывело из фактически крепостного положения советское колхозное крестьянство, наконец уровняв его в правах с остальным населением. До этого момента паспорта крестьянам в СССР просто НЕ ВЫДАВАЛИСЬ.
      Согласно указанного Положения, паспорт гражданина Союза ССР являлся основным документом, удостоверяющим личность советского гражданина. Положение определяло перечень обязательных записей в паспортах советских граждан. Наряду с личными сведениями о гражданине, его семейном положении, детях, обязательной была и запись о прописке и выписке - органами внутренних дел и лицами, уполномоченными на то исполнительными комитетами сельских, поселковых Советов народных депутатов. Производить в паспортах граждан какие-либо иные отметки запрещалось.
      Согласно пункта. 6 Положения, граждане подлежали в установленном порядке прописке по месту жительства, а также прописке или регистрации по месту временного проживания и выписке при выезде из места жительства. Пункт 7 Положения определял ответственных за соблюдение правил паспортной системы.
      Раздел III Положения был целиком посвящен описанию процедуры прописки регистрации и выписки. Особое внимание стоит обратить на ту часть Положения, которая определяла понятие и порядок временной прописки граждан. (На эту часть надо обратить особое внимание, так как именно в наше время стала основой действующей процедуры регистрации, о чем речь пойдет ниже). Так, согласно этой части Положения, граждане, прибывшие на временное проживание из одной местности в другую на срок свыше полутора месяцев, прописывались временно, а прибывшие на срок до полутора месяцев регистрировались в установленном порядке.
      Граждане, изменившие место жительство, а также выбывавшие в другую местность на временное проживание на срок свыше полутора месяцев, кроме выбывавших в командировки, на каникулы, на дачу, на отдых или лечение, обязаны были выписаться перед выбытием. При этом граждане, не имевшие в паспортах отметок о выписке, не прописке не подлежали.
      Обязательным условием для прописки помимо паспорта было наличие заявления, содержавшее согласие лица, предоставлявшего жилую площадь и учетно-воинские документы. На практике человека. Если он был военнообязанным прописывали и выписывали только постановки на воинский учет или снятия с воинского учета в военкомате по месту жительства. Такая же сложная процедура была предусмотрена и для оформления выписки. При этом для выписки граждан еще требовалось подтверждение с нового места жительства о том, что гражданина там зарегистрируют, хотя данное требование непосредственно в Положении отражено не было. Данное обстоятельство делало процедуру прописки-выписки особенно муторной и сложной даже в пределах одного населенного пункта и сверхсложной и трудно выполнимой при переезде в другую местность. В особенности при переезде на другой конец нашей необъятной страны.
      Для сдачи документов на прописку и регистрацию были установлены жесткие трехдневные сроки, за исключением гостиниц, пансионатов и больниц, где регистрация осуществлялась сразу же по прибытии. При этом даже пройдя все эти сложности, гражданин имел реальный шанс получить от властей отказ в прописке в том населенном пункте, куда он прибыл по своему желанию. Находиться без прописки или временной прописки на любой территории СССР воспрещалось. Поэтому при отказе в прописке такому “счастливчику” в обязательном порядке надлежало выбыть из этого населенного пункта в 7-дневный срок.
      Естественно, что при таких драконовских условиях желающих экспериментировать по собственному желанию на свой страх и риск со сменой места жительства в стране было немного. Другое дело, когда это нужно было государству. Ударные стройки, наборы людей по лимиту позволяли решать эти формальности организованно и быстро.
      Так же не возникало сложностей, когда люди “шли на повышение” в другой город или район, и когда власти или руководство госпредприятий, составлявших фактически единое целое “направляли” или “приглашали” к себе специалистов различных уровней.
      Помимо этих объективных сложностей, делающих передвижение и выбор места жительства в СССР более чем проблематичным, IV разделом Положения определялась ответственность за нарушение правил паспортной системы, которая полностью совпадала с соответствующими статьями Кодекса об административных правонарушениях, благополучно действующего в этих статьях и поныне, и статьями Уголовного кодекса. При этом использовался принцип круговой ответственности за нарушение паспортной системы как для граждан, так и для должностных лиц, ответственных за ее организацию и функционирование.
      Помимо этого в СССР считалось противозаконной возможность жизни людей, нигде не работающих свыше определенного срока, а так же самовольное передвижение по стране и проживание без прописки и регистрации. Обе эти категории граждан автоматически причислялись к тунеядцам и бродягам, и в случае их выявления привлекались к уголовной ответственности по соответствующим статьям Уголовного кодекса, предусматривающим лишение свободы на срок до нескольких лет.
      Еще большему “закреплению” советских людей способствовала абсолютная монополия государства на собственность и всю экономику страны. Государство являлось собственником предприятий. Оно же являлось единственным владельцем жилого фонда. Государство же контролировало и определяло уровень заработной платы, а фактически всех доходов граждан. Весь период Советской власти в стране велась беспощадная борьба с “нетрудовыми доходами”. Таким образом реализовывался сформулированный и введенный еще В.И. Лениным принцип оплаты труда своих граждан, согласно которому уровень заработной платы фактически не позволял делать какие бы то не было накопления. Фактически все население страны жило “от зарплаты до зарплаты” Что бы водить концы с концами в советской семье должны были работать практически все взрослые люди.
      Такой подход ставил людей в абсолютную зависимость от государства, которое монопольно распределяло жилье и улучшало гражданам жилищные условия, дополнительно привязывая их к предприятиям и населенным пунктам многолетними очередями “на квартиру”. Часть изъятых у своих граждан доходов государство возвращало им через так называемые фонды общественного потребления и социальную сферу - бесплатное медицинское обслуживание, бесплатное среднее, высшее и профессиональное образование, социальное страхование, отдых. Но вся эта инфроструктура была сформирована и организована “по месту жительства” граждан. Человека “прикрепляли” к поликлинике, собесу, школе. Отсутствие прописки или длительное нарушение паспортного режима фактически лишали человека всех социальных и конституционных гарантий и возможности реализации его прав и свобод. Это было очень удобно для тотального контроля за населением и борьбы с любым инакомыслием и своеволием с его стороны.
      Как известно жесткость советских, а теперь и российских законов всегда компенсировалась необязательностью их исполнения. Помимо этого объективные требования развития экономики, развития образования и социальной сферы ломали заорганизованность в распределении трудовых ресурсов.
      Объективно возраставшая миграция населения и не успевающая за ней система тотального контроля за проживанием и перемещением всех и каждого постепенно делали паспортную систему малоэффективной и прописанной только на бумаге, что оставляло людям большие возможности жить и передвигаться, так как им хотелось, не соблюдая большую часть требований Положения и избегать при этом наказания за допущенные нарушения.
      В еще большей степени эти процессы усилились с началом перестройки, а после получения Россией суверенитета и распада СССР приобрели просто обвальный характер. Резко диференциировались доходы граждан. Возник и начал резко нарастать негосударственный сектор экономики. Развал экономики страны и межнациональные конфликты и войны стронули с места миллионы людей. Если при Советской власти человек как правило искал работу “рядом с домом” и выбирал место “получше”, так как везде уровень оплаты был приблизительно одинаков, то в новых условиях пришлось искать работу там, где она вообще была, в том числе и за тридевять земель, в том числе и за границей.
      Курс так называемых демократических реформ и создания рыночной экономики, провозглашение в качестве приоритета “общечеловеческих ценностей” и соблюдения прав человека, общая неразбериха в пореформенной России на какое-то время сделали паспортную систему, унаследованную от СССР, практически неработоспособной. Этому способствовал и фактический односторонний отказ государства от гарантий социальной защиты населения и признания этой системы де-факто не действующей.
      Новая ситуация в стране, давление со стороны западных стран, требовавших за предоставляемую помощь на осуществление рыночных реформ и демократических преобразований, глубоких структурных и, прежде всего законодательных преобразований, заставило российскую власть делать какие-то хотя бы “фасадные”, то есть видимые изменения в законодательстве. Свобода передвижения и выбора места жительства и пребывания в своей стране, свобода выезда за рубеж и возвращения обратно на родину стояли первыми в перечне требований Запада. Этого же требовали и объективные процессы внутри самой России.
      Поворотным моментом в этом процессе стал 1993 год. Именно в этом году были приняты новая Конституция России и закон РФ “О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации” (далее закон РФ “О праве граждан...”). Прежде чем что-то сказать об этих чрезвычайно важных для граждан России документа, следует обратить пристальное внимание на одно весьма существенное обстоятельство, которое во многом объясняет сложившуюся сегодня ситуацию с регистрацией граждан.
      Говоря о нормах Конституции и закона РФ "О праве граждан...", многие аналитики и специалисты ставят их вровень друг с другом. При этом в контексте всегда имеется в виду первичность Конституции РФ и вторичность федерального закона, который как правило принимается в развитие и обеспечение конституционной нормы. Этому способствует общий год принятия обоих документов и практически дословное совпадение в названии закона и формулировки соответствующей статьи в Конституции РФ. И это понимание является в корне неверным.
      Закон РФ "О праве граждан..." был принят 25 июня 1993 года, а Конституция РФ была принята на Всероссийском референдуме 12 декабря того же года. Необходимо вспомнить, что это был за год для России. Это период противостояния Верховного Совета РФ во главе с Р.И. Хасбулатовым и Президента РФ Б.Н. Ельцина. Это год расстрела “Белого дома” и попыток захвата Останкино в Москве и разгона Советов по всей стране. Закон РФ "О праве граждан..." был принят еще Верховным Советом РФ и ДО принятия новой Конституции России. Именно в силу этого обстоятельства этот закон в принципе в полном объеме не может развивать положения части 1 ст. 27 Конституции РФ, согласно которой, каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства на территории РФ.
      Этот закон отражал иные реалии и имел иные цели и задачи, нежели те, которые возникли в политическом и правовом аспектах уже после принятия новой Конституции РФ. Именно это обстоятельство дает право утверждать, что с момента принятия новой Конституции РФ закон РФ "О праве граждан..." морально и в правовом плане устарел и перестал соответствовать новым реалиям российской жизни.
      Приведенное выше утверждение опирается не только на соответствующую статью Конституции РФ. Новая Конституция страны узаконила новые реалии и создала правовую базу для дальнейших преобразований. Впервые в истории России конституционно был закреплен приоритет прав и свобод человека и гражданина, а все остальные интересы государства провозглашены обеспечивающими и защищающими эти права и свободы.
      Согласно ст. 15 Конституции РФ, Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции России. Обще признанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ так же провозглашены составной частью ее правовой системы. Исходя из данного положения, статьи Всеобщей декларации прав человека, принятой Организацией объединенных наций, распространяются и на граждан России. В том числе и действие статьи 13 Всеобщей декларации, гласящей, что каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе место жительства в пределах каждого государства.
      В свою очередь закон РФ "О праве граждан..." был принят под давлением запада фактически с единственной целью - продемонстрировать мировому сообществу следование России провозглашенными ее демократическим принципам и сбить нарастающую волну критики наиболее одиозного пережитка, доставшегося России в наследство от СССР. Поэтому он явился попыткой слегка, чисто косметически подправить Положение о паспортной системе СССР, и ввести некоторые знаковые, но ключевые для Запада , зачастую чисто декларативные понятия и требования, а так же завуалировать и запрятать в глубь наиболее одиозные элементы прежней паспортной системы. Именно поэтому этот закон содержит большие внутренние противоречия, на которых откровенно спекулируют органы власти всех уровней, фактически сводя на нет закрепленное Конституцией РФ и провозглашенное в самом законе право граждан на свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства.
      Главный недостаток закона состоит в том, что в нем за основу обновленной процедуры регистрации граждан по месту пребывания и жительства принят закрепленный в прежнем Положении о паспортной системе в СССР институт “временной прописки”, о чем говорилось в настоящей статье выше. Данная форма прописки применялась крайне ограниченно и была малодейственной. Практически неизвестный в остальном мире, этот институт предполагает, что граждане, прибывшие в какую-либо местность на территории России на короткий срок, согласно Закона РФ "О праве граждан..." - на срок свыше 10-ти дней), обязаны поставить органы власти, прежде всего органы Внутренних дел, в известность о своем прибытии и местонахождении. При этом закрепленные в законе, и безусловно прогрессивные принципы уведомительного характера регистрации и минимальных требований к регистрирующимся в части предоставления необходимых документов и информации, практически сводятся на нет трудоемкой, забюрокраченной в разных инстанциях, продолжительной во времени, в большинстве случаев сопоставимой с самой продолжительностью времен пребывания, процедурой регистрации.
      Непонятно, почему вместо прежнего “советского” срока временного пребывания свыше 1.5 месяцев, был принят нереальный чрезвычайно жесткий 10-дневный срок. Уведомительный характер регистрации так же сводился на нет и закрепленным в законе обязательным требованием представления в регистрирующий орган документов на право проживания на жилой площади, адрес которой гражданин указывает при уведомлении о регистрации. При этом в самом законе фактически заложены требования напрочь перечеркивающие благие пожелания об уведомительном характере регистрации и минимуме предоставляемых документов.
      Так как, маленькое замечание в законе о необходимости предоставления документов в органы милиции, подтверждающих право на проживание на указанной гражданином жилой площади, производит фактически полную подмену понятий, поскольку подтверждение на право проживания на той или иной жилой площади является предметом жилищного и гражданского законодательства. Право на проживание на той или иной жилой площади напрямую увязывается с вопросами вселения граждан на жилую площадь со всеми вытекающими из этого обстоятельства жилищными, договорными отношениями, требующими составления договоров найма, поднайма, коммерческого найма, согласования их в компетентных инстанциях и фактически получения их разрешения на заключение таких договоров, включая право отказа.
      Помимо этого под эту процедуру подвязываются коммунальные службы с их шкурными интересами по выбиванию задолженностей из жильцов, пожелавших предоставить свою площадь для регистрации приезжих, системы воинского учета, участковых инспекторов и т.д. Все это делает систему бессмысленной, как с точки зрения контроля за движением населения, так и сточки зрения самого гражданина. Так как тупо следуя букве этого закона прибыв в другую местность на срок более 10-дней, допустим на 12-13 дней, гражданин обязан зарегистрироваться. Чтобы пройти всю процедуру “заявительной регистрации” требуется не менее 8-14 дней, при условии, что гражданин будет знать месторасположение всех органов и организаций, по которым ему надо будет пройтись, а так же режим их работы, а так же располагать временем на стояние в очередях и переезды.
      Очевидно, что закон РФ "О праве граждан..." в большинстве случаев обязывает граждан к абсолютно бессмысленным действиям и потерям личного времени, создает им огромные неудобства и провоцирует тотальные злоупотребления со стороны органов власти и их конкретных представителей в лице сотрудников милиции, служащих и чиновников разных уровней.
      Такой же неподтвержденной другими нормативными актами и конкретными действиями декларацией является провозглашение законом нормы о том, что регистрация не является правообразующим фактором. То есть наличие или отсутствие регистрации, согласно положениям закона, не может служить основанием для ограничения или условием реализации прав и свобод гражданина, кроме как на основании закона. Такой же декларацией является отсутствие предусмотренной этим законом ответственности граждан за неисполнение требований обязательности регистрации.
      Одновременно с принятием закона РФ "О праве граждан..." не были внесены соответствующие изменения в КоАП РСФСР, продолжающий действовать и в настоящее время, и как указывалось выше, дословно воспроизводящий в своих статьях 178, 180, 181 карательные санкции к гражданам за проживание без паспорта и без прописки, за допущение проживания без паспорта и прописки, за прием на работу без паспорта и прописки, содержавшихся в IV разделе Положения о паспортной системы СССР. Прикрываясь именно этим обстоятельством сотрудники милиции фактически узаконили систему поборов с граждан особенно в Москве, а так же и в других городах и регионах РФ.


Сайт управляется системой uCoz