НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ДИСКУССИИ СТОРОН НАГОРНО-КАРАБАХСКОГО КОНФЛИКТА ПО ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ МОДЕЛЕЙ ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ И РЕШЕНИИ КЛЮЧЕВЫХ ВОПРОСОВ, РАЗВЕРНУВШЕЙСЯ НА ПЕРЕГОВОРАХ В РАМКАХ МИНСКОЙ ГРУППЫ ОБСЕ В 1994-1995гг.

 

ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТА:

 

Позиция Азербайджана: Аннексионистcксая политика, проводимая Арменией с целью насильственного присоединения к себе НК, являющегося, якобы, азербайджанской территорией.

Позиция Армении и НКР: Политика этнического выживания коренного армянского населения из НК и всего Восточного Закавказья, а также ликвидации армянской автономии, форм и атрибутов национального существования (самобытности): культуры, экономики, образования, языка и т.п. проводимая Азербайджаном.

 

 

 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА

 

 

Советский период:

 

Позиция Азербайджана: Конфликт начался в 1988* году с межобщинных распрей в НК. Он был инициирован Арменией, пытавшейся столкнуть армянскую и азербайджанскую общины с целью насильственного отторжение НК от Азербайджана и его присоединение к своей территории в последующем. 

Позиция Армении и НКР:  Конфликт начался в 1917-1918гг., когда  стремящийся создать в Закавказье мусульманскую суперимперию мусаватистский режим, возглавивший  в апреле-мае 1918г. Азербайджанскую Республику (АР), попытался силой присоединить к себе  НК и другие исконно армянские территории Восточного Закавказья.

    Проводя политику искоренения всего чуждого Азербайджану, или, по выражению лидеров современной АР, “реализуя свои национальные интересы”, азербайджанское правительство применяло массовое насилие в отношении восточно-закавказского армянства. Наиболее крупными проявлениями массового насилия было истребление и депортация армян в Баку в сентябре 1918 г., их резня  в Шуши и других  районах НК в марте 1920 г..

*ПРИМЕЧАНИЕ: В 1988г. начался современный этап Карабахского движения (движения за воссоединение Нагорно-Карабахской Автономной Области (НКАО) с Арменией и восстановление прав автономии и карабахского народа). Позиция азербайджанских властей свидетельствует о том, что Движение рассматривалось Баку как попытка захвата Нагорного Карабаха армянскими властями.

 Отметим, что новый этап движения и в Нагорном Карабахе и в Армении начался мирных с демонстраций в столице и районных центрах НКР, сборов подписей под петицией населения республики союзному руководству об  искоренении исторической несправедливости в отношении армянского народа, которое стало результатом волюнтаристского решения И.Сталина о передаче исконно армянского края в административное подчинение Советского Азербайджана. На момент принятия данного решения армяне составляли 94,4% населения  Нагорного Карабаха.(Ш. Мкртчян “Арцах” Ер.:”Айастан 1991г. сс64-66).  

Нынешняя АР провозгласила себя в августе 1991г. суверенным государством, правопреемнцией и продолжательницей традиций существовавшей в  1918-1920 гг. АР, являясь, согласно своей Конституции, унитарным, светским и правовым государством, законодательно закрепила  за собой, в лице центральной власти, непреложное, неделимое и неотъемлемое право распоряжаться атрибутами суверенитета Азербайджана.  

К совокупному достоянию и гражданам на которых распространялся суверенитет АР, последним относились не только все движимое и недвижимое имущество находящееся в пределах под контрольных Азербайджану территорий и проживающих на ней граждан, но и  тех граждан и той собственности за его границами, которые рассматривались азербайджанскими законами, заметим, а не международным правом как “подвластные Азербайджану” . Суверенитет Азербайджана не  распространялся, как видно и с Конституционного Акта  АР “О Государственной незавимости АР” от 18 октября 1992г., лишь на имущества организаций, физических лиц, а также имущество бывших союзных республик,”субъектов международного права” на территории Азербайджанской Республики,

 Подобный подход в полной мере был проявлен и применительно к карабахской проблеме.

Уже одним из первых государственных актов АР, 23 ноября 1991г., формально упразднила НКАО, территория автономии практически полностью была либо перподчинена образованным в крае административным единицами, либо разделена между азербайджанонаселенными районами АР, были переименованы даже армянские топонимы: Степанакерт в Ханкенды, Мардакерт в Агдере и т.п.

 Тем самым, коренное армянское население Нагорного Карабаха было лишено собственных прав, все совокупные права и формы самобытности автономии и всего армянства Восточного Закавказья, рассматривались как часть атрибутов суверенитета Азербайджана (азербайджанской территории, экономики, культуры и пр.) и были узурпированы Баку.

 Впрочем, как мы увидим ниже Азербайджан всегда, и до, и после установления в Закавказье и регионе конфликта советской власти,   выступал как последовательный продолжатель  традиций АР и ее тюрко-мусаватиских лидеров и в вопросе методов решения проблемы Нагорного Карабаха, что явствует не только из “КОНСТИТУЦИОННОГО АКТА  О Государственной незавимости АР”(см.Манасян А.С “КАРАБАХСКИЙ КОНФЛИКТ: Ракурсы правового подхода сс. 96-101”), но и из откровений действующего Президента этого государства о проводимой властями Аз.ССР под непосредственным руководством политики в отношении бывшей НКАО и ее армянского населения. Об этом более чем красноречиво говорится в следующей выдержке из книги Ш. Мкрчтяна “Арцах”(Краткий культурно-исторический очерк. Ер.”Айастан” 1991г. с.75) ...“Словом, заговор Баку преследовал две цели - выжить армян из Арцаха и заселить азербайджанцами. Результат коварной политики более чем ощутим.

Если в послевоенный период за 40 лет  число армян НКАО сократилось, то число азербайджанцев увеличилось более чем в 3,5 раза. Не зря, Гейдар Алиев в парламенте Азербайджана ( 7 февраля 1991г.) с циничным бахвальством объявил, что за годы его правления программа азербайджанизации армянской области осуществлялась гораздо успешнее.”

Впрочем, сопоставив высказыванияч азербайджанского лидера с фактами о политике Азербайджана в отношении армян НКАО, даже в те годы когда советский народ "весь как один" поднялся на борьбу с гитлеровскими завоевателями  приводимыми в том же источнике можно составить полное представление о методах,  масштабах и жесткости гонений, которым постоянно подвергалось население края.”

... Нет числа злодеяниям, совершенным в армянском Карабахе в годы Отечественный период. Так, 35% населения армянской области было угнано на фронт( в 3-5 раз больше, чем из соседних азербайджанских районов ), а в ночь на 14 июня 1949г. 24,5 тыс ни в чем не повинных арцахцев было согнанно в Алтайский край. В конце декабря того же, 1949г., по распоряжению ЦК Компартии Азербайджана были вспороты матрацы и одеяла арцахских армян, чтобы извлеченными из них 200 тоннами шерсти “покрыть взятые в честь рождения Великого Сталина сверхплановые обязательства. ” Трудно перечислить все преступления и гонения, которым подвергалось коренное население края, те нечеловеческие пытки, от которых погибли десятки тысяч безвинных, беззаветно преданных советской власти людей.

Невозможно составить списки всех, кто погиб; кто, в надежде найти кусок хлеба подался в чужие края, кто был оклеветан и изгнан из родных мест. Возможно ли перечислить все разрушения, моральные и физические унижения, оскорбления,  которым систематически подвергалось армянское население Нагорного Карабаха?     

.... Что же это, как не геноцид, (?!)когда создаются столь невыносимые условия, что коренное армянское население( 9 из 10) вынуждено покидать родные очаги? (сс. 76-77)” . Трудно не согласиться с автором этих строк. Забегая в период скажем, что если антиармянская политика приобрела подобный размах в советские годы, когда руки Баку были формально связаны, остается предположить что бы произошло в случае, если бы суверенному Азербайджану ничего бы не препятствовало в осуществлении его планов и политики в отношении НКР и армянства, живущего в конфликтном регионе. Впрочем, трагическая судьба армян Геташена и других населенных пунктов на Севере Нагорного Карабаха ... в полной мере демонстрирует это   .... 

 Практически с первых дней азербайджанское руководство объявило карабахское движение незаконным, сепаратистским, противоречащим идеалам пролетарского интернационализма, а посему расшатывающим моральные и политико-правовые устои советского социалистического строя.

 Расценив его подобным образом оно, по сути подготовило почву для его силового подавления. Против возглавляющего движения общественно-политическая организация “Крунк” и его активисты (по армянски- журавль символизирующий ностальгию по Родине) фактически были выдвинуты обвинения  в антигосударственной деятельности, организации массовых беспорядков, подстрекательству и прочем.

Как союзные, так и азербайджанские власти тут же попытались перенести вопрос из национальной, политической и правовой в социально-экономическую плоскостей. Это в полной мере нашло отражение в решениях ЦК КПСС и Советов Министров СССР, постановлении Президиума Верховного Совета Аз.ССР, обратите внимание принятых практически в один и тот же день 24 марта 1988г.. 

Не задолго до провозглашения государственной независимости Азербайджан рассматривающий решение карабахской проблемы в свете восстановления своей независимости возложил ответственность за это на Ген.прокуратуру, МВД и другие силовые структуры Азербайджана.

Прибрав к рукам всю союзную собственность находящуюся на территории Аз. ССР и при этом  как явствует  из закона “О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР 

“....Статья 14.

 В переходный период органы Совета Министров СССР, органы государственного управления союзной и автономных республик, автономных образований совместно с правительством выходящей республики рассматривают и разрешают вопросы собственности и материально-финансовых расчетов.

Во взаимоотношениях между выходящей республикой, с одной стороны, и Союзом ССР, а также иными союзными республиками, автономными республиками, автономными образованиями и национальными группами, упомянутыми в части второй статьи 3 настоящего Закона, с другой стороны, в течение переходного периода должны быть решены следующие вопросы:

 1) определена судьба находящихся на ее территории объектов общесоюзной собственности(предприятий и комплексов базовых отраслей промышленности, космических исследований, энергетики, морского, железно-дорожного и воздушного транспорта, линий связи, магистральных трубопроводов, имущества Вооруженных Сил СССР, оборонных и других объектов), а также собственности общесоюзных организаций;...”  и при этом, поправ не только букву закона, но права НКАО и проживающих на территории национальных групп, почувствовавший свободу рук предпринял открытую попытку решить карабахский вопрос путем открытого(откровенного) массового насилия. “Карабахский конфликт: Ракусы правового подхода”. (Манасян А.С. Ер. “Амарас” 1998г. Закон СССР от 3 апреля 1990г.(Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР,1990, n.15 ст. 252)

 

 К моменту провозглашения независимости АР и НКР (август-сентябрь 1991г.) армянское население было депортировано с мест постоянного проживания на территории Азербайджана и в ряде районов (территорий) НК. Для депортации населения азербайджанские власти использовали не только собственную армию и полицию, но и подразделения бывшей Советской Армии и внутренних войск Советского Союза.

  Примечание: (продолжение) исторической несправедливости и воссоединении Карабаха с Арменией, соответстующие решения высших органов представительной власти НКАО и Советской Армении были приняты и оформлены в строгом соответствии с Конституцией и законодательством  СССР. (Сессия Областного Совета Народных Депутатов НКР приняла соответствующее решение 20 февраля 1988г.). На самом деле не Нагорный Карабах и Армения, а именно Азербайджан пытался спровоцировать насилие.

 До начала сессии Облсовета введенные в Степанакерт подразделения азербайджанской милиции блокировали центральную часть города и дороги ведущие в город , так что депутатам-народным избранникам представителям власти пришлось пробираться к зданию Исполнительного Комитета Облсовета пешком через леса, преодолевая плотные кордоны вооруженной милиции, местная милиция была по приказу республиканского МВД разоружена. После принятия сессией по истине исторического решения. 21-22 февраля многотысячная толпа азербайджанцев совершила нападения на населенные пункты НКАО со стороны Агдамского района.

 Лишь противодействие жителей Аскеранского района и пришедших им на помощь из других городов края позволили остановить нападавших. В ходе нападения был разгромлен ряд сел приграничных с Агдамом сел.  3 днями позже армянские погромы начались во втором по численности населения городе Азербайджана Сумгаите, который находится всего в получасе езды от азербайджанской столицы.

Следует отметить, что азербайджанские власти пытались не только спровоцировать насилие в Нагорном Карабахе и армянонаселенных Восточных Закавказья, но и иницировать эскалацию напряженности в Армении, втянув ее в самими же начатое противоборство. Раздув миф о некоем эспедиционном корпусе, направленном Ереваном для захвата Нагорного Карабаха Азербайджан под предлогом защиты приграничных с Арменией районов, а также азербайджанского населения края  блокировал не только те автомобильные дороги и линии воздушного сообщения, которые соединяют Советскую Армению и НКАО, но и все коммуникации  соединящие их с внешним миром, кроме железнодорожных, автомобильных и воздушных коммуникаций, блокировались так же  энергетические магистрали.(Блокада Армении и НКР под предлогом неурегулированности нагорно-карабахского конфликта сохраняется Баку и по сей день ).    

   

   Получив технику и вооружение дислоцированных в Азербайджане частей бывшей Советской армии и флота, Баку развернул против НКР и его населения настоящую войну с использованием боевой авиации, запрещенных и относимых международными конвенциями к оружию массового поражения: шариковых и кассетных бомб, установок залпового огня типа "Град".

   В этой ситуации, народу НК, находящемуся с 1988 г. устроенной Азербайджаном транспортно-энергетической блокаде, как и в 1917-18гг., для защиты своей жизни и безопасности, спасения от голода, холода и болезней не оставалось иного выхода, кроме создания (восстановления) собственного государства, формирования его атрибутов, и прежде всего, армии, организации вооруженного отпора агрессии, разблокирования транспортных и энергетических коммуникаций и создания эффективных механизмов обеспечения безопасности НКР и ее населения.

 

В постсоветский период:

 

Позиция Азербайджана: После распада Советского Союза и обретения независимости бывшими союзными республиками аннексионистская политика Армении приняла характер широкомасштабной агрессии, в ходе которой, изгнав с помощью местных армян азербайджанское население, она сначала оккупировала НК, а впоследствии - еще шесть районов Азербайджана.

Позиция Армении и НКР: После установления в Закавказье Советской власти, в 1920г. правительство Советского Азербайджана (Азерб. ССР) отказалось от претензий по отношению к НК, Начихевани и Зангезуру, признав их частью Советской Армении (Арм.ССР), заявившей о принятии в свой состав НК.

   Однако в 1921 г. волевым решением Кавказского бюро РКП(б), являвшегося региональным органом российской партии большевиков, неправомочным решать  территориальные вопросы, причем межгосударственного масштаба, НК был включен в состав Азербайджана со статусом широкой автономии, образованной в южных районах региона. Автономия, будучи по национальному составу армянской, фиксировала особые, в том числе, государственные права  армянского населения не только автономной области, но и всего Восточного Закавказья.

 Во время переговоров эскперты делегации НКР отметили,  что образование автономии - в числе других государственных актов, принятых Азербайджаном и Арменией в период образования Азерб. ССР и Арм. ССР, как и Союза ССР - в 1920-1924гг., показывает, что Советский Азербайджан сложился как единое государство (союз) двух коренных народов - армян и мусульман и двух восточно-закавказских национально-государственных образований: армянского - НКАО и мусульманского (азербайджанского) - Азерб. ССР. То обстоятельство, что в состав автономии был включен только ряд армянонаселенных районов, объясняется не тем, что особые права и государственный/автономый/ статус действовал только в границах автономного образования и распространялся исключительно на живующее в нем население, а тем, что весь ареал проживания коренного армянского населения не было невозможно охватить в границами, или включить в состав автономии. В этом случае границы автономии проходила бы практически через всю территорию Азербайджана от Баку до азербайджано-армянской границы.

  В решении об образовании Нагорно-Карабахской Автономной Области, принятом ЦИК Азербайджана 7 июля 1923г., фиксировались особые языковые, хозяйственные,  административные и территориальные права автономии, за которой закреплялось все совокупное достояние, находящееся на ее территории - "пастбища и т.п.". (см. Приложение 4 и 5).

  В состав области были включены шесть районов - Шушинский, Мартунинский, Гадрутский, Аскеранский, Мардакертский и Шаумяновский (последний позже был  незаконно, односторонним решением, отторгнут от автономии Азербайджаном).

    Законодательство СССР определяло статус автономий как национально-государственных единиц (Союза), регламентировало их взаимоотношений с союзным центром и союзными республиками, которым они были подчинены. При этом оно запрещало без согласия автономных образований изменять их территорию, полномочия и прочие атрибуты статуса.

Несмотря, на наличие автономии и закрепление ее юридического статуса и прав в конституционных и законодательных актах Советского Союза и Азербайджана, права НКАО и коренного армянского населения последней,  равно как и всего армянства региона противоборства систематически, грубо и массово нарушались: территория автономии сокращалась за счет переподчинения ее территорий соседним**(см. Приложение 4) азербайджанским районам, армянское население и его передовые представители подвергались репрессиям, попытки  установления и развития хозяйственных и культурных связей пресекались.

 Так, например, территории, соединяющие НКАО с Арменией, были включены Азербайджаном в состав ликвидированной позже курдской автономии "Красного Курдистана". Характерно, что после упразднения автономии и даже официальной фиксации отсутствия курдского населения на территории Азербайджана эти земли не были возвращены НК автономии. Систематически попирались также культурные права армян. (ШАГЕН МКРТЧЯН “АРЦАХ”. Краткий культурно-исторический очерк. Ер.”Айастан” 1991г.)

  Одним словом, и в советские годы Азербайджан продолжал проводить политику ликвидации автономии и продолжал в скрытой под интернациональными лозунгами форме геноцидную по своей сути политику выживания армянства автономии и Восточного Закавказья.

 

 

 

 

Hosted by uCoz