НЕСКОЛЬКО СЛОВ О
ДИСКУССИИ СТОРОН НАГОРНО-КАРАБАХСКОГО КОНФЛИКТА ПО ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ МОДЕЛЕЙ
ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ И РЕШЕНИИ КЛЮЧЕВЫХ ВОПРОСОВ, РАЗВЕРНУВШЕЙСЯ НА
ПЕРЕГОВОРАХ В РАМКАХ МИНСКОЙ ГРУППЫ ОБСЕ В 1994-1995гг.
ПРИЧИНЫ
КОНФЛИКТА:
Позиция
Азербайджана:
Аннексионистcксая политика, проводимая Арменией с целью насильственного
присоединения к себе НК, являющегося, якобы, азербайджанской территорией.
Позиция
Армении и НКР: Политика
этнического выживания коренного армянского населения из НК и всего Восточного
Закавказья, а также ликвидации армянской автономии, форм и атрибутов
национального существования (самобытности): культуры, экономики, образования,
языка и т.п. проводимая Азербайджаном.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ВООРУЖЕННОГО
КОНФЛИКТА
Советский
период:
Позиция
Азербайджана: Конфликт начался в 1988* году с межобщинных
распрей в НК. Он был инициирован Арменией, пытавшейся столкнуть армянскую и
азербайджанскую общины с целью насильственного отторжение НК от Азербайджана
и его присоединение к своей территории в последующем.
Позиция
Армении и НКР: Конфликт начался в 1917-1918гг., когда стремящийся создать в Закавказье мусульманскую суперимперию
мусаватистский режим, возглавивший в
апреле-мае 1918г. Азербайджанскую Республику (АР), попытался силой присоединить
к себе НК и другие исконно армянские
территории Восточного Закавказья.
Проводя политику искоренения всего чуждого
Азербайджану, или, по выражению лидеров современной АР, “реализуя свои
национальные интересы”, азербайджанское правительство применяло массовое
насилие в отношении восточно-закавказского армянства. Наиболее крупными
проявлениями массового насилия было истребление и депортация армян в Баку в
сентябре 1918 г., их резня в Шуши и
других районах НК в марте 1920 г..
*ПРИМЕЧАНИЕ: В 1988г. начался современный этап
Карабахского движения (движения за воссоединение Нагорно-Карабахской Автономной
Области (НКАО) с Арменией и восстановление прав автономии и карабахского
народа). Позиция азербайджанских властей свидетельствует о том, что Движение
рассматривалось Баку как попытка захвата Нагорного Карабаха армянскими
властями.
Отметим, что новый этап движения и в
Нагорном Карабахе и в Армении начался мирных с демонстраций в столице и
районных центрах НКР, сборов подписей под петицией населения республики
союзному руководству об искоренении
исторической несправедливости в отношении армянского народа, которое стало
результатом волюнтаристского решения И.Сталина о передаче исконно армянского
края в административное подчинение Советского Азербайджана. На момент принятия
данного решения армяне составляли 94,4% населения Нагорного Карабаха.(Ш. Мкртчян “Арцах” Ер.:”Айастан 1991г.
сс64-66).
Нынешняя АР провозгласила себя в августе 1991г. суверенным государством, правопреемнцией и продолжательницей традиций существовавшей в 1918-1920 гг. АР, являясь, согласно своей Конституции, унитарным, светским и правовым государством, законодательно закрепила за собой, в лице центральной власти, непреложное, неделимое и неотъемлемое право распоряжаться атрибутами суверенитета Азербайджана.
К
совокупному достоянию и гражданам на которых распространялся суверенитет АР,
последним относились не только все движимое и недвижимое имущество находящееся
в пределах под контрольных Азербайджану территорий и проживающих на ней
граждан, но и тех граждан и той
собственности за его границами, которые рассматривались азербайджанскими
законами, заметим, а не международным правом как “подвластные Азербайджану” .
Суверенитет Азербайджана не
распространялся, как видно и с Конституционного Акта АР “О Государственной незавимости АР” от 18
октября 1992г., лишь на имущества организаций, физических лиц, а также
имущество бывших союзных республик,”субъектов международного права” на
территории Азербайджанской Республики,
Подобный подход в полной мере был проявлен и
применительно к карабахской проблеме.
Уже одним из
первых государственных актов АР, 23 ноября 1991г., формально упразднила НКАО,
территория автономии практически полностью была либо перподчинена образованным
в крае административным единицами, либо разделена между азербайджанонаселенными
районами АР, были переименованы даже армянские топонимы: Степанакерт в
Ханкенды, Мардакерт в Агдере и т.п.
Тем самым, коренное армянское население
Нагорного Карабаха было лишено собственных прав, все совокупные права и формы
самобытности автономии и всего армянства Восточного Закавказья, рассматривались
как часть атрибутов суверенитета Азербайджана (азербайджанской территории,
экономики, культуры и пр.) и были узурпированы Баку.
Впрочем, как мы увидим ниже Азербайджан
всегда, и до, и после установления в Закавказье и регионе конфликта советской
власти, выступал как последовательный
продолжатель традиций АР и ее
тюрко-мусаватиских лидеров и в вопросе методов решения проблемы Нагорного
Карабаха, что явствует не только из “КОНСТИТУЦИОННОГО АКТА О Государственной незавимости АР”(см.Манасян
А.С “КАРАБАХСКИЙ КОНФЛИКТ: Ракурсы правового подхода сс. 96-101”), но и из
откровений действующего Президента этого государства о проводимой властями
Аз.ССР под непосредственным руководством политики в отношении бывшей НКАО и ее
армянского населения. Об этом более чем красноречиво говорится в следующей
выдержке из книги Ш. Мкрчтяна “Арцах”(Краткий культурно-исторический очерк. Ер.”Айастан”
1991г. с.75) ...“Словом, заговор Баку преследовал две цели - выжить армян из
Арцаха и заселить азербайджанцами. Результат коварной политики более чем
ощутим.
Если в
послевоенный период за 40 лет число
армян НКАО сократилось, то число азербайджанцев увеличилось более чем в 3,5
раза. Не зря, Гейдар Алиев в парламенте Азербайджана ( 7 февраля 1991г.) с
циничным бахвальством объявил, что за годы его правления программа
азербайджанизации армянской области осуществлялась гораздо успешнее.”
Впрочем,
сопоставив высказыванияч азербайджанского лидера с фактами о политике
Азербайджана в отношении армян НКАО, даже в те годы когда советский народ
"весь как один" поднялся на борьбу с гитлеровскими завоевателями приводимыми в том же источнике можно
составить полное представление о методах,
масштабах и жесткости гонений, которым постоянно подвергалось население
края.”
... Нет числа
злодеяниям, совершенным в армянском Карабахе в годы Отечественный период. Так,
35% населения армянской области было угнано на фронт( в 3-5 раз больше, чем из
соседних азербайджанских районов ), а в ночь на 14 июня 1949г. 24,5 тыс ни в
чем не повинных арцахцев было согнанно в Алтайский край. В конце декабря того
же, 1949г., по распоряжению ЦК Компартии Азербайджана были вспороты матрацы и
одеяла арцахских армян, чтобы извлеченными из них 200 тоннами шерсти “покрыть
взятые в честь рождения Великого Сталина сверхплановые обязательства. ” Трудно
перечислить все преступления и гонения, которым подвергалось коренное население
края, те нечеловеческие пытки, от которых погибли десятки тысяч безвинных,
беззаветно преданных советской власти людей.
Невозможно
составить списки всех, кто погиб; кто, в надежде найти кусок хлеба подался в
чужие края, кто был оклеветан и изгнан из родных мест. Возможно ли перечислить
все разрушения, моральные и физические унижения, оскорбления, которым систематически подвергалось
армянское население Нагорного Карабаха?
.... Что же это,
как не геноцид, (?!)когда создаются столь невыносимые условия, что коренное
армянское население( 9 из 10) вынуждено покидать родные очаги? (сс. 76-77)” .
Трудно не согласиться с автором этих строк. Забегая в период скажем, что если
антиармянская политика приобрела подобный размах в советские годы, когда руки
Баку были формально связаны, остается предположить что бы произошло в случае,
если бы суверенному Азербайджану ничего бы не препятствовало в осуществлении
его планов и политики в отношении НКР и армянства, живущего в конфликтном
регионе. Впрочем, трагическая судьба армян Геташена и других населенных пунктов
на Севере Нагорного Карабаха ... в полной мере демонстрирует это ....
Практически с первых дней азербайджанское
руководство объявило карабахское движение незаконным, сепаратистским,
противоречащим идеалам пролетарского интернационализма, а посему расшатывающим
моральные и политико-правовые устои советского социалистического строя.
Расценив его подобным образом оно, по сути
подготовило почву для его силового подавления. Против возглавляющего движения
общественно-политическая организация “Крунк” и его активисты (по армянски-
журавль символизирующий ностальгию по Родине) фактически были выдвинуты
обвинения в антигосударственной
деятельности, организации массовых беспорядков, подстрекательству и прочем.
Как союзные, так
и азербайджанские власти тут же попытались перенести вопрос из национальной,
политической и правовой в социально-экономическую плоскостей. Это в полной мере
нашло отражение в решениях ЦК КПСС и Советов Министров СССР, постановлении
Президиума Верховного Совета Аз.ССР, обратите внимание принятых практически в
один и тот же день 24 марта 1988г..
Не задолго до
провозглашения государственной независимости Азербайджан рассматривающий
решение карабахской проблемы в свете восстановления своей независимости
возложил ответственность за это на Ген.прокуратуру, МВД и другие силовые
структуры Азербайджана.
Прибрав к рукам
всю союзную собственность находящуюся на территории Аз. ССР и при этом как явствует из закона “О порядке решения вопросов, связанных с выходом
союзной республики из СССР
“....Статья
14.
В переходный период органы Совета Министров
СССР, органы государственного управления союзной и автономных республик,
автономных образований совместно с правительством выходящей республики
рассматривают и разрешают вопросы собственности и материально-финансовых
расчетов.
Во
взаимоотношениях между выходящей республикой, с одной стороны, и Союзом ССР, а
также иными союзными республиками, автономными республиками, автономными
образованиями и национальными группами, упомянутыми в части второй статьи 3
настоящего Закона, с другой стороны, в течение переходного периода должны быть
решены следующие вопросы:
1) определена судьба находящихся на ее
территории объектов общесоюзной собственности(предприятий и комплексов базовых
отраслей промышленности, космических исследований, энергетики, морского,
железно-дорожного и воздушного транспорта, линий связи, магистральных
трубопроводов, имущества Вооруженных Сил СССР, оборонных и других объектов), а
также собственности общесоюзных организаций;...” и при этом,
поправ не только букву закона, но права НКАО и проживающих на территории
национальных групп, почувствовавший свободу рук предпринял открытую
попытку решить карабахский вопрос путем открытого(откровенного) массового насилия.
“Карабахский конфликт: Ракусы правового подхода”. (Манасян А.С. Ер.
“Амарас” 1998г. Закон СССР от 3 апреля 1990г.(Ведомости Съезда народных
депутатов СССР и Верховного Совета СССР,1990, n.15 ст. 252)
К моменту провозглашения независимости АР и
НКР (август-сентябрь 1991г.) армянское население было депортировано с мест
постоянного проживания на территории Азербайджана и в ряде районов (территорий)
НК. Для депортации населения азербайджанские власти использовали не только
собственную армию и полицию, но и подразделения бывшей Советской Армии и
внутренних войск Советского Союза.
Примечание: (продолжение)
исторической несправедливости и воссоединении Карабаха с Арменией,
соответстующие решения высших органов представительной власти НКАО и Советской
Армении были приняты и оформлены в строгом соответствии с Конституцией и
законодательством СССР. (Сессия
Областного Совета Народных Депутатов НКР приняла соответствующее решение 20
февраля 1988г.). На самом деле не Нагорный Карабах и Армения, а именно
Азербайджан пытался спровоцировать насилие.
До начала сессии Облсовета введенные в
Степанакерт подразделения азербайджанской милиции блокировали центральную часть
города и дороги ведущие в город , так что депутатам-народным избранникам
представителям власти пришлось пробираться к зданию Исполнительного Комитета
Облсовета пешком через леса, преодолевая плотные кордоны вооруженной милиции,
местная милиция была по приказу республиканского МВД разоружена. После принятия
сессией по истине исторического решения. 21-22 февраля многотысячная толпа
азербайджанцев совершила нападения на населенные пункты НКАО со стороны
Агдамского района.
Лишь противодействие жителей Аскеранского
района и пришедших им на помощь из других городов края позволили остановить
нападавших. В ходе нападения был разгромлен ряд сел приграничных с Агдамом
сел. 3 днями позже армянские погромы
начались во втором по численности населения городе Азербайджана Сумгаите,
который находится всего в получасе езды от азербайджанской столицы.
Следует
отметить, что азербайджанские власти пытались не только спровоцировать насилие
в Нагорном Карабахе и армянонаселенных Восточных Закавказья, но и иницировать
эскалацию напряженности в Армении, втянув ее в самими же начатое
противоборство. Раздув
миф о некоем эспедиционном корпусе, направленном Ереваном для захвата Нагорного
Карабаха Азербайджан под предлогом защиты приграничных с Арменией районов, а
также азербайджанского населения края
блокировал не только те автомобильные дороги и линии воздушного
сообщения, которые соединяют Советскую Армению и НКАО, но и все
коммуникации соединящие их с внешним
миром, кроме железнодорожных, автомобильных и воздушных коммуникаций,
блокировались так же энергетические магистрали.(Блокада
Армении и НКР под предлогом неурегулированности нагорно-карабахского конфликта
сохраняется Баку и по сей день ).
Получив технику и вооружение
дислоцированных в Азербайджане частей бывшей Советской армии и флота, Баку
развернул против НКР и его населения настоящую войну с использованием боевой
авиации, запрещенных и относимых международными конвенциями к оружию массового
поражения: шариковых и кассетных бомб, установок залпового огня типа
"Град".
В этой ситуации, народу НК, находящемуся с
1988 г. устроенной Азербайджаном транспортно-энергетической блокаде, как и в
1917-18гг., для защиты своей жизни и безопасности, спасения от голода, холода и
болезней не оставалось иного выхода, кроме создания (восстановления)
собственного государства, формирования его атрибутов, и прежде всего, армии,
организации вооруженного отпора агрессии, разблокирования транспортных и
энергетических коммуникаций и создания эффективных механизмов обеспечения
безопасности НКР и ее населения.
В
постсоветский период:
Позиция
Азербайджана: После
распада Советского Союза и обретения независимости бывшими союзными
республиками аннексионистская политика Армении приняла характер
широкомасштабной агрессии, в ходе которой, изгнав с помощью местных армян
азербайджанское население, она сначала оккупировала НК, а впоследствии - еще
шесть районов Азербайджана.
Позиция
Армении и НКР: После
установления в Закавказье Советской власти, в 1920г. правительство Советского
Азербайджана (Азерб. ССР) отказалось от претензий по отношению к НК, Начихевани
и Зангезуру, признав их частью Советской Армении (Арм.ССР), заявившей о
принятии в свой состав НК.
Однако в 1921 г. волевым решением
Кавказского бюро РКП(б), являвшегося региональным органом российской партии
большевиков, неправомочным решать
территориальные вопросы, причем межгосударственного масштаба, НК был
включен в состав Азербайджана со статусом широкой автономии, образованной в
южных районах региона. Автономия, будучи по национальному составу армянской,
фиксировала особые, в том числе, государственные права армянского населения не только автономной
области, но и всего Восточного Закавказья.
Во время переговоров эскперты делегации НКР
отметили, что образование автономии - в
числе других государственных актов, принятых Азербайджаном и Арменией в период
образования Азерб. ССР и Арм. ССР, как и Союза ССР - в 1920-1924гг.,
показывает, что Советский Азербайджан сложился как единое государство (союз)
двух коренных народов - армян и мусульман и двух восточно-закавказских
национально-государственных образований: армянского - НКАО и мусульманского (азербайджанского)
- Азерб. ССР. То обстоятельство, что в состав автономии был включен только ряд
армянонаселенных районов, объясняется не тем, что особые права и
государственный/автономый/ статус действовал только в границах автономного
образования и распространялся исключительно на живующее в нем население, а тем,
что весь ареал проживания коренного армянского населения не было невозможно
охватить в границами, или включить в состав автономии. В этом случае границы
автономии проходила бы практически через всю территорию Азербайджана от Баку до
азербайджано-армянской границы.
В решении об образовании Нагорно-Карабахской
Автономной Области, принятом ЦИК Азербайджана 7 июля 1923г., фиксировались
особые языковые, хозяйственные,
административные и территориальные права автономии, за которой
закреплялось все совокупное достояние, находящееся на ее территории -
"пастбища и т.п.". (см. Приложение 4 и 5).
В состав области были включены шесть районов
- Шушинский, Мартунинский, Гадрутский, Аскеранский, Мардакертский и
Шаумяновский (последний позже был
незаконно, односторонним решением, отторгнут от автономии
Азербайджаном).
Законодательство СССР определяло статус
автономий как национально-государственных единиц (Союза), регламентировало их
взаимоотношений с союзным центром и союзными республиками, которым они были
подчинены. При этом оно запрещало без согласия автономных образований изменять
их территорию, полномочия и прочие атрибуты статуса.
Несмотря, на
наличие автономии и закрепление ее юридического статуса и прав в
конституционных и законодательных актах Советского Союза и Азербайджана, права
НКАО и коренного армянского населения последней, равно как и всего армянства региона противоборства
систематически, грубо и массово нарушались: территория автономии сокращалась
за счет переподчинения ее территорий соседним**(см. Приложение 4)
азербайджанским районам, армянское население и его передовые представители
подвергались репрессиям, попытки
установления и развития хозяйственных и культурных связей пресекались.
Так, например, территории, соединяющие НКАО с
Арменией, были включены Азербайджаном в состав ликвидированной позже курдской
автономии "Красного Курдистана". Характерно, что после упразднения
автономии и даже официальной фиксации отсутствия курдского населения на
территории Азербайджана эти земли не были возвращены НК автономии.
Систематически попирались также культурные права армян. (ШАГЕН МКРТЧЯН “АРЦАХ”.
Краткий культурно-исторический очерк. Ер.”Айастан” 1991г.)
Одним словом, и в советские годы Азербайджан
продолжал проводить политику ликвидации автономии и продолжал в скрытой под
интернациональными лозунгами форме геноцидную по своей сути политику выживания
армянства автономии и Восточного Закавказья.