Редко, но все-таки иногда показывают фильмы тридцатых годов: «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь» Г. В. Александрова. Это первые советские кинокомедии, веселые, жизнерадостные. Даже их названия такие. А песни? «Легко на сердце от песни веселой». Да, вся страна пела их! «Сердце, тебе не хочется покоя. Сердце! Как хорошо на свете жить!» Десятки раз смотрели эти фильмы с Любовью Петровной Орловой в глав- ных ролях. Не только вся страна смотрела. В первую очередь смотрел Сталин. Фильм, фильм, фильм. Он помнил слова Ленина о том, что из всех искусств главным для нас является кино. Он любил кино. Ему нравилась Любовь Орлова. Это понятное искусство. Самое доступное, самое демократичное. Философия мировой скорби не наша философия. Стране нужно оптимистичное искусство. Так считал Сталин. Александров стал дважды лауреатом Сталинской премии. Председателем комиссии по присуждению премий своего имени был, конечно, Сталин. Это было понятно. Все больше выходило фильмов о сильных героических личностях: «Петр Первый», «Богдан Хмельницкий», «Суворов», «Александр Невский», «Иван Грозный» (1-я серия), «Щорс», «Чапаев». Герои двух последних являлись всенародными любимцами. На «Чапая» ходили цехами, заводами, воинскими частями, пионерскими дружинами. Только за год фильм посмотрели 30 млн. человек. Исторические фильмы рисовали могучих героев-правителей, которые идут к цели — созданию мощного государства, могучей державы. Им мешают злые бояре, и бояр-изменников казнят лютыми казнями, а народ славит хотя и жестокого, но справедливого прогрессивного владыку. То, что не укладывалось в эту схему, запрещалось. К двадцатилетию Октябрьской революции появились фильмы М. И. Ромма с характерными названиями: «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году». В сообщении о выходе одного из них говорилось, что он создан «по инициативе тов. Сталина». Михаил Ромм делал все, что мог, для сохранения исторической правды, но... Сложности встречались на каждом шагу: арестовывали участников событий, и приходилось спешно вводить вымышленные персонажи. Арестовывали и артистов. Руководитель советской кинематографии Б. 3. Шумяцкий, передававший режиссеру личные указания Сталина, фиксировал в особую тетрадь все отклонения от рекомендаций. Впрочем, сам Шумяцкий был вскоре репрессирован. Во втором фильме все больше на первый план выходит Сталин. Он — единственный верный ученик и единственный законный преемник Ленина. Раненый Владимир Ильич говорит: «Если это конец, я должен сделать распоряжения. Вызвать Ста- лина». Чуть оправившись от ранения, он встречается со Сталиным. Ленин бросается ему навстречу и (раненый!) усаживает здорового Сталина в кресло, а сам устраивается на стульчике напротив. На возражения Ромма новый руководитель кинематографии вынул из сейфа экземпляр сценария, на по- следней странице которого начертано: «Очень хорошо. И. Сталин». И это тоже понятно. Но есть ли здесь свобода творчества? Революционная тематика оставалась одной из ведущих тем кино. Замечательны фильмы «Мы из Кронштадта», «Депутат Балтики», трилогия о Максиме. Но и тут появились новые акценты. На экране действовали зачастую не живые люди, а маски. Это прежде всего касалось «образов» интеллигентов, превращавшихся все чаще в интеллигентов-эсеров, интеллигентов-меньшевиков, которым противостоят сознательные рабочие. Именно рабочие выводят заблудших интеллигентов либо на путь истинный, либо «на чистую воду». Подобная ситуация складывалась во всем тогдашнем искусстве. Ликвидация неграмотности. Здесь приводятся некоторые данные о выполнении этой задачи: • в 1928 г. расходы на образование в СССР составляли 8 руб. в год на душу населения, в 1937 г. — 113 руб.; • за годы двух пятилеток обучены грамоте 40 млн. человек, грамотность по стране достигала 81%, в РСФСР --- 88%, Белоруссии — 81%, Казахстане — 84%; • к концу второй пятилетки в стране осуществлено всеобщее на- чальное образование. XVIII съезд партии (1939 г.) поставил в качестве очередной задачи всеобщее среднее образование в городе и семилетнее в деревне; • с 1938 г. во всех национальных школах введено обязательное изучение русского языка, а с 1940 г. — преподавание иностранных языков в средних школах; • в середине тридцатых годов только по РСФСР не хватало 100 тыс. учителей, треть учителей города и половина сельских не имели специального образования; • в 1938 г. в советских школах работало около 1 млн. учителей, более половины из них специалисты со стажем менее 5 лет. Какие выводы можно сделать на основании приведенных сведений? Высшее образование и интеллигенция. «Нам нужны сотни и тысячи новых кадров, без этого нечего говорить о быстром темпе социалистического строительства». «Кадры решают всё!» — так говорил Сталин. В 1933-1937 гг. вузы выпускали 74 тыс. специалистов ежегодно. Уже к 1938 г. в наших вузах обучалось больше студентов, чем в Англии, Германии, Франции, Италии и Японии, вместе взятых. А число инженеров в СССР почти вдвое превы- сило их число в США. Если в 1926 г. преимущественно умственным трудом занимались 3 млн. человек, то в 1939г.— 14 млн. Когда-то первый нарком просвещения мечтал о том, что руководство партии сумеет доказать, что оно выше интеллигенции в культурном отношении и может в силу своего морального и культурного авторитета руководить ею. Прошло время, и вот как оценивал ситуацию конца тридцатых годов выдающийся ученый В. И. Вернадский: Крупные неудачи нашей власти — результат ослабления ее культурности. Средний уровень коммунистов — и морально, и интеллектуально — ниже среднего уровня беспартийных. Он сильно понизился в последние годы — в тюрьмах, ссылке, казнены и лучшие люди партии, делавшие революцию, и лучшие люди страны. Цвет нации заслонен дельцами и ловкими карьери- стами... Партия «обезлюделась». Мильоны заключенных-рабов, в том числе. . и цвет нации, и цвет партии. Участь интеллигенции была предрешена. ...В Московском Доме литераторов есть мемориальная доска с именами писателей столицы, погибших в войне с Финляндией и Великой Отечественной войне. Их 70. В годы сталинских репрес- сий в Москве погибло 100 писателей. Большинство — в тридцатые годы. Всего же по стране погибло свыше тысячи писателей разных национальностей. И это только писателей! После убийства Кирова рождалась новая действительность, которую требовалось воспевать. Чистыми средствами это сделать невозможно, писал позднее Пастернак, это «выполнимо лишь путем подлога. Задача была неразрешима... Я сходил с ума и погибал». Поэт не желал «жертвовать лицом ради положения», а положение обязывало. «Помог» Сталин, заявивший в 1935г., что Маяковский «был и остается лучшим и талантливейшим поэтом нашей советской эпохи. Безразличие к его памяти и произведениям — преступление». Похоже больше на прокурорскую резолюцию, чем на мнение государственного деятеля, как ты думаешь? В январе 1936 г. «Правда» в статье «Сумбур вместо музыки» обрушилась с грубой и безграмотной критикой на выдающегося композитора XX века Д. Д. Шостаковича, которого обвиняли в формализме, в том, что его музыка непонятна народу, а, как известно, искусство должно быть понятно. Началась борьба с «формализмом» во всех областях культуры. В театре громили «мейерхольдовщину» и «булгаков- щину», травили лучших писателей, художников. Инициатором «борьбы на художественном фронте» выступал Сталин. Пастернак открыто выступил против статей в «Правде». Когда в сентябре 1936 г. стало известно, что «дело» Бухарина прекращено, он получил от Пастернака поздравительное письмо. Зимой 1937 г. снятый со всех постов Николай Иванович был потрясен мужеством Поэта, который в новом письме выражал недоумение происходящим в стране и писал: «Никакие силы не заставят меня поверить в ваше предательство». «Именно в 36-м г., — вспоминал через 20 лет Пастернак, — когда начались эти страшные процессы... все сломилось во мне, и единение с временем перешло в сопротивление ему, которое я не скрывал». Это поняли все. На Поэта обрушился шквал критики. Кто же прав? Да, каждый выбирал судьбу себе сам. Вот как реагировал писатель Юрий Карлович Олеша на правдинские статьи: Должен признаться, что, когда я прочел статью «Сумбур вместо музыки»... я растерялся. Первым ощущением был протест. Я подумал: это неверно, Шостаковича ругать нельзя. Шостакович — исключительное явление в нашем искусстве... Музыка Шостаковича всегда мне нравилась... Это настоящий артист... И вдруг я читаю, что опера Шостаковича — «Сумбур вместо музыки». Это сказала «Правда» — то есть голос Коммунистической партии. Как же мне быть с моим отношением к Шостаковичу? ... либо я ошибаюсь, либо «Правда». Легче всего было бы сказать: я не ошибаюсь... но тогда я бы допустил воз- можность того, что партия ошибается. К чему бы это привело?.. Есть генеральная линия партии. Если я не соглашусь с этой линией в каком-то отрезке, то весь сложный рисунок жизни... рухнет. Если я не соглашусь со статьями «Правды» об искусстве, то мне должно перестать нравиться многое из того в этой жизни, что кажется мне таким обаятельным... И поэтому я соглашаюсь и говорю, что и на этом отрезке искусства партия, как и во всем, права. Он был честен, хороший писатель Юрий Олеша. Умер в 1960 г. и за четверть века после своего выступления не написал ничего значительного. Ложь убивает чистых и честных, а искусство не прощает измен. Оно чувствительно к фальши и мстит отступникам от правды лишением способности творить. Но большинство согласилось с Олешей... Борьба за социалистический реализм. В 1934 г. состоялся первый съезд писателей СССР. В своем выступлении Бухарин теоретически обосновал новый метод советского искусства — социалистический реализм, понимая под ним метод и стиль творчества, «изображающий действительность, действительный мир и мир человеческих чувств». То, что не укладывалось в узкие рамки «соцреализма», объявлялось формализмом, непонятным народу. Л. Авербах писал: «К нам приходят с пропагандой гуманизма, как будто есть на свете что-либо более истинно человечное, чем классовая ненависть». Так обстояло дело со второй половиной бухаринской формулы. Между прочим, Авербах — родственник Ягоды. Итак, из всех человеческих чувств остается лишь ненависть. Из свинца этой ненависти Авербах сам выплавил себе пулю, которой был расстрелян. «Чужой театр» — так называлась статья в «Правде» (декабрь 1937 г.), громившая выдающегося режиссера В. Э. Мейерхольда и его театр. За «формализм и натурализм» театр закрыли, режиссер остался без работы. Жданов, ведавший искусством, выразил удивление, почему так долго терпят Мейерхольда, а новый (третий за последние три года) руководитель Комитета по делам искусств заявил, что театр Мейерхольда враждебен советскому народу. На другой день режиссер арестован. Его имя знал весь цивилизованный мир, но для следователя это безразлично. «Не будешь писать показания, будем бить... Оставим голову и правую руку, остальное превратим в кусок бесформенного тела». И его били... Следствие длилось семь месяцев. Видимо, готовился писательский процесс, а может быть, любители социалистического реализма из НКВД во главе с Берия замыслили уничтожить всех «формалистов»? Вот неполный список «террористов-троцкистов», которые, как сначала признал Мейерхольд, были им завербованы: Ю. Олеша, Б. Пастернак, Л. Леонов, В. Катаев — писатели; С. Эйзенштейн и Г. Александров — кинорежиссеры; артист Л. Утесов; академик О. Ю. Шмидт. Это яркие таланты, люди критического склада ума. Однако и Мейерхольд, и арестованный ранее писатель И. Бабель отказались на суде от своих показаний и были расстреляны. Но процесс над деятелями культуры не состоялся. Всех «террористов» даже не арестовали. А председателем суда являлся армейский военюрист В. В. Ульрих. Он председательствовал и при рассмотрении большинства других крупных дел. Травля «формалистов» продолжалась. Художники А. Дейнека, В. Фаворский, А. Лентулов, иллюстратор детских сказок В. Конаше-вич пополнили их ряды. В 1932 г. в Москве прошла выставка художников-авангардистов во главе с Мале- вичем и Филоновым. Но это была их последняя выставка. В тридцатые годы школу Малевича вычеркнули из художественной жизни страны. Сам Малевич умер в 1935г. Только сейчас начинается возвращение этих художников. 5 декабря 1931 г., около 12 часов дня, в центре Москвы раздалось несколько мощных взрывов. За час с небольшим разрушен храм Христа Спасителя. Его строили на пожертвования всего народа в ознаменование победы над Наполеоном. Строили почти полвека. Лучшие архитекторы, художники, скульпторы — Тон, Верещагин, Суриков, Клодт, Ромазанов и другие — приняли участие в работе. На мраморных плитах собора были выбиты имена погибших, раненых и особо отличившихся в войне 1812 г. Это являлось памятью благодарных потомков, и теперь ее уничтожили. Не потому, что она вообще не нужна, нет. Просто на месте собора должен встать Дворец Советов. На плане «реконструкции» этого района столицы есть и подписи: И. Сталин, В. Молотов, Л. Каганович, С. Орджоникидзе, Н. Булганин. На месте взорванного храма был построен бассейн «Москва». Выяснилось, что почва не выдержала бы огромный Дворец Советов. В 1934 г. взорвана знаменитая Сухарева башня. На первом съезде писателей один из руководителей «реконструкции» с радостью докладывал: «Нет Китайгородской стены, нет Сухаревки, нет той старины, за которую многие цеплялись... ко- торая мешала нам переделывать Москву старую в Москву социалистическую». Что интересно — и до сих пор нет... Но не всегда «памятники» уничтожались. Их использовали: церкви — под склады, монастыри — под тюрьмы. Один из самых известных — СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения), переименованный в тридцатые годы в СТОН — тюрьму особого назначения. Один из самых страшных — Сухановский монастырь под Москвой. Цель оправдывает средства, считал Сталин. А раз так, то можно распродавать коллекции Эрмитажа. Картины Рембрандта, Веласкеса, Тициана и многих других выдающихся художников «уходили» за границу... Это лишь вершина айсберга, а его основание — распродажа всего первоклассного из музеев, бывших усадеб. На эти деньги можно покупать тракторы, очень нужные стране. Но повторилась история с хлебом. В 1930 г. мировой рынок художественных ценностей был перенасыщен нашими картинами, цены упали. Почему пролетарское государство должно преклоняться перед буржуазным искусством?! Мы создадим новое искусство и новую культуру! На пустом месте? ...Перестраивалась Москва. Вместо старого Охотного ряда — огромное серое здание гостиницы «Москва», рядом Дом СНК (позднее Госплан СССР), новые театры, мосты, станции метро. Крупнейшие архитекторы — И. В. Жолтовский, А. В. Щусев, братья Веснины — руководили реконструкцией столицы и других городов. Все более четко вырисовывался «новый архитектурный подход». Стандартизация, чрезмерная монументальность громад официальных зданий, увлечение классическим стилем, изобилие декоративных элементов, недостаток внимания к удобствам —- эти черты присущи даже лучшим работам. Станции метро, блистающие роскошью, «перенаселенные» скульптурами, баре- льефами и... Каким-ю прорывом и'-> эюго стала скульптура В. И. Мухиной «Рабочий и колхозница» (1937). Созданная для советского павильонана Международной выставке в Париже, она возвышалась на многометровом постаменте напротив павильона фашистской Германии и служила символом Советской страны. После возвращения на Родину ее установили на невысокий поста- мент, да и для него не нашли достойного места. Уже господствовали иные символы. В 1937 г. в Москве намечалось открытие Международного генетического конгресса, президентом которого был избран Николаи Иванович Вавилов. Все это свидетельствовало о признании заслуг cоветской генетики. Вавилов объездил свыше пятидесяти стран, собрал уникальную коллекцию из 160 тыс. жи- вых образцов культурных растений и их диких сородичей. До войны каждый шестой гектар в нашей стране засевался сортами вавиловской коллекции. Ученые приступили к завершающему этапу грандиозной работы: выведению новых сортов. Это требовало времени, но сулило блестящие перспективы в достижении главной цели — накормить народ. Вавилов являлся и организатором науки, он стал первым пре- зидентом ВАСХНИЛ, возглавляв Институт генетики. Вокруг Николая Ивановича сложилась целая школа талантливых ученых. Вавилов искал и находил молодых ученых. Рекомендовал он в Академию наук СССР и крестьянскою сына Трофима Денисовича Лысенко. Лысенко считал, что с помощью простых действий (например, намачиванием) можно яровые copra превращать в озимые. Для выведения новых сортов потребуется не. 10-l5 лет, а всего два-три года. Мичуринская биология, утверждал Трофим Денисович, способна творить чудеса в наше чудесное советское время. А как громил народный академик «кулаков-ученых на фронте яровизации»! Даже Сталин обратил внимание: «Браво, товарищ Лысенко, браво!» — и зааплодировал Крестьянский сын делал блестящую карьеру. Но где же обещанные успехи? Будут, скоро будут. Были бы и быстрее, но мешают вредители, генетики-фашисты. Хорошо бы присмотреться и к Вавилову. Его отец — эмигрант, бывший владелец знаменитой Трехгорки, его друзья — из круга Бухарина. А сам — не принимает мичуринскую биологию! Лысенко объявил крестовый поход против генетиков. Уже погибли как «враги народа» соратники Вавилова — академики Н. П.Горбунов, Н. М. Тулайков, Г. К. Мейстер, арестован Г, А. Левитский и многие другие. В августе 1940 г. настал черед и самого Николая Ивановича. Следствие, пытки, полупризнания, приговор — казнь. Вавилов пишет письмо Берия. Учитель Николая Ивановича выдающийся агрохимик Д. Н. Прянишников идет на прием к всемогущему наркому отстаивать своего ученика. Отказ. Тогда Прянишников решается на отчаянный шаг: выдвигает Вавилова на Сталинскую премию за создание коллекции растений. Опять отказ. Но какое мужество требовалось от ученого, когда все молчали, предпринять эти шаги! Н. И. Вавилов пишет в тюрьме книгу, читает заключенным лекции. Наконец смертная казнь заменена 20 годами заключения, но он умирает от цинги и голода. Умирает человек, всю жизнь стремившийся накормить других. Вавилов умер в январе 1943 г. Точное место захоронения неизвестно. Книга его утеряна. Зато долгое время жил в Москве один из следователей, тогда лейтенант, а позднее — полковник, персональный пенсионер. Его звали А. Г. Хват. Попытайся дать оценку поведения Вавилова и Лысенко. Между прочим, брат Вавилова — Сергей Иванович в 1945 г. был избран президентом АН СССР. В тридцатые годы началось изучение атомного ядра, появился первый телевизор, запущена первая ракета. Сложилась школа замечательного физика А. Ф. Иоффе, работал П. Л. Капица. Но на всем лежала печать эпохи. Лицемерно провозглашая интеллигенцию «солью земли», вы лишили минимума внутренней свободы труд писателя, ученого, живописца. Вы зажали искусство в тиски, от которых оно задыхается, чахнет и вымирает... Писатель... драматург... критик не может высказать свое личное мнение, не отмеченное казенным штампом... Бездарные графоманы славословят вас, как полубога, а вы, как восточный деспот, наслаждаетесь фимиамом грубой лести. Вы беспощадно истребляете талантливых, но лично вам неугодных... писателей. Вслед за Гитлером вы воскресили средневековое сжигание книг... Вы лишили советских ученых минимума свободы научной мысли, без которой творческая работа становится невозможной. Самоуверенные невежды интригами, склоками, травлей не дают работать ученым... Вы ис- требляете талантливых ученых. Кто так смело обличает Сталина? Это строки из открытого письма Ф. Ф. Раскольникова (1939). Один из активных участников гражданской войны и революции, он отказался вернуться в СССР из Болгарии, где был послом в 1938 г. Остался на Западе и оттуда обвинил на весь мир Сталина в содеянных преступлениях. • за тридцатые годы зарплата промышленных рабочих выросла в 3-4 раза, а розничные цены повысились в 6-7 раз; • в конце двадцатых годов на душу населения приходилось 25-30 кг мяса и 470 кг зерна в год, в конце тридцатых — от 20 до 25 кг мяса, 430 кг зерна; • в 1913-1917 гг. на одного горожанина приходилось 6 м2 жилой площади, в 1924-1926 гг. — от 8 до 9, в конце тридцатых годов — около 6 м2; • преобладающее число городского населения проживало в ком- мунальных квартирах и бараках, значительная часть — в подвалах и землянках; • детская смертность в 1940 г. была выше, чем в конце двадцатых, количество врачей за это время выросло в два раза, больниц и поликлиник — более чем в три раза; • средняя продолжительность жизни с конца двадцатых по конец тридцатых годов увеличилась на три года (с 44 до 47 лет), тогда как за предыдущие 30 лет, когда Россия пережила мировую и гражданскую войны, революцию, — на 12 лет. Легко представить, как это сказывалось на моральной атмосфере общества. очереди, теснота, давка, вынужденное соседство, постоянная нехватка самого необходимого, которое надо «доставать», преодолевая неимоверные трудности, — все это рождало нервное напряжение, постоянную озабоченность, озлобление. Не забудем вечное ожидание войны, подозрительность, доносы, страх, необходимость самоконтроля. Такое положение приводило к росту пьянства, квартирным склокам, грубости. Общество было к тому же пронизано духом насилия. Конечно, речь идет не о моральной катастрофе общества в целом. Доброта, сочувствие, солидарность встречались не реже, чем жестокость, хамство или равнодушие. Мы видели, что не редкостью являлись мужество и самопожертвование. Однако нравственный климат в тридцатые годы резко ухудшился. В партийном гимне «Интернационал», который до 1943 г. являлся и Государственным гимном СССР, есть такие слова: Никто не даст нам избавленья: Ни бог, ни царь и ни герой, Добьемся мы освобожденья своею собственной рукой. Но... Мы уже познакомились с проявлениями и некоторыми последствиями культа личности Сталина (попробуй их перечис- лить). Постараемся теперь определить причины его возникновения. Маркс, Энгельс, Ленин полагали, что культ личности ничего общего не имеет с социализмом. А вот что отмечал один из выдающихся писателей XX в. — Анри Барбюс, заявивший, что «Сталин — это Ленин сегодня»: «В новой России подлинный культ Сталина, но этот культ основан на доверии и берет свои истоки в низах... Этот человек... заботится обо всем и обо всех... создал то, что есть, и создаст то, что будет. Он спас. Он спасет!» (1936) Молотов на XVIII съезде партии (1939 г.) говорил: «Большевистскую душу нашему делу дают труд, мысли, слова нашего Сталина!» То есть можно предположить, что без Сталина «наше дело» не будет большевистским?! Значит, ничего общего с марксизмом и социализмом? Культ — слепая вера, преклонение, обожествление, а это черты религиозного сознания. Между прочим, в конце тридцатых годов до 75% населения деревни и около трети жителей городов в той или иной степени «сохранили связи с религией». Следовательно, культ есть результат «пережитков в сознании»? Возможно, но почему молодежь проникнута насквозь идеологией культа? Так ее воспитали? Неужели молодые не понимают, что по меньшей мере странно звучат слова о том, что «всем счастьем своей жизни, всеми своими замечательными правами» молодежь обязана Сталину, «своему лучшему другу и учителю, своему отцу»? Если ты всем обязан другому, что же зависит от тебя? Остается только благодарить и исполнять волю благодетеля. Он знает лучше, он спасет! Но тогда Он и отвечает за все! А значит... Вопрос о причинах, породивших культ личности Сталина, очень сложен, и мы вряд ли найдем сейчас исчерпывающий ответ. Но давай поразмышляем... Насаждался ли культ Сталина самим генсеком или его окружением. Ворошилов, Молотов, Маленков, Каганович, Жданов, Киров, Куйбышев, Рудзутак возносили Сталина до небес. Благоприятной обстановкой пользовался и постоянно воссоздавал ее сам Сталин. Уничтожение старой партийной гвардии и вычеркивание из истории партии и страны имен ее творцов привели к тому, что возвышалась фигура Сталина, постепенно заслонявшая Ленина. Но помимо этой стороны дела имелись и глубинные причины. Не случайно Барбюс говорит о «низах». Разрушение культуры и всех жизненных основ большинства населения страны требовало какой-то компенсации. Прежние основы взорваны индустриализацией и коллективизацией, старый мир рухнул. За что же уцепиться? Нужен Центр, вокруг которого можно объеди- ниться и выжить. Выбитый из деревни в город (непонятный и враждебный), уже не крестьянин, но еще не рабочий, человек чувствует себя беспомощной песчинкой в странном круговороте событий. Но есть Один, Который Все Знает, — Вождь Народа, неизменный и надежный, который спасет. Если человек перестает быть хозяином или Власть уничтожает хозяев, то уцелевшим требуется Вождь. Вера в доброго вождя, преклонение перед ним, надежда на него подкреплялись колоссальной концентрацией власти (политической, экономической, военной) в немногих, а затем и одних руках. Как мы знаем, диктатура зачастую с единственным диктатором во главе — неизбежный спутник любой революции. Подумай почему. Старая интеллигенция видела в Сталине и большевиках силу, воплощавшую в жизнь вековые мечты о великой России, вырвавшую страну из отсталости. Молодая интеллигенция, формировавшаяся из рабочих и крестьян, считала, что своим возвышением обязана Советской власти, а следовательно, Сталину. Партия пополнялась из тех же рядов. Еще Маяковский восклицал: «Партия и Ленин — близнецы-братья. Кто более матери-истории ценен? Мы говорим — Ленин, подразумеваем — партия. Мы говорим — партия, подразумеваем — Ленин!» Место Ленина занял Сталин. Вывод?! Всех вдохновляли идеи Октября. Сталин от этих идей никогда не отказывался. Он ставил перед страной грандиозные задачи, и даже провалы затмевались величием цели. А как же бюрократия Она-то, расширявшаяся за счет бывших сельских активистов (прежде всего), своим благополучием и самим существованием обязана лично «товарищу Сталину». Действуя как его солдаты, партийно-государственные бюрократы полностью полагались на «фельдмаршала пролетарских сил». Маркс считал, что «обожествление авторитета... есть образ мыс- лей бюрократии». Фигура Вождя достойно венчала вершину бюрократической пирамиды. 1. Изменения в культуре носили ограниченный характер, так как подчинялись единственной цели — обеспечению ускоренной индустриализации. Возникла недостаточно квалифицированная интеллигенция, рабочие получили минимум грамотности. 2. Административная система, не способная к созидательной деятельности, вынуждена использовать талантливых людей, которые не являлись винтиками Системы, работали творчески и беззаветно. Этим людям — Вавилову, Иоффе, Мейерхольду и многим другим —- обязана страна успехами. Заслуга Системы лишь в том, что она, чтобы не погибнуть, шла на компромисс с подлинной интеллигенцией и допускала в безопасных для себя пределах свободу творчества. Отсюда вывод: без Системы успехи могли быть большими. 3. Репрессии в области культуры имели катастрофические последствия. Подлинный художник уникален, заменить его нельзя.