Предпосылки создания кинематографа

 

 

!!!Всё о технологии кино!!!

 

ПЕРВЫЕ "ДВИЖУЩИЕСЯ КАРТИНЫ"

   Самые ранние попытки записать движение относятся к XV-VIII тысячелетиям до н. э. В пещере Альтамира в провинции Сантандер (Северная Испания) в 70х гг. XIX в. были обнаружены рисунки первобытного человека - множество изображений животных. Среди них есть два диких кабана, первый - у входа, другой - в глубине. У одного из них интересно передано движение: кроме четырёх ног художник пририсовал кабану ещё две, изображённые менее отчётливо. Другие части тела животного не удвоены, -значит, первобытный художник изобразил восемь ног сознательно: он не исправлял рисунок, а пытался "записать" бег кабана. Любопытно, что точно так же передавали стремительность жизни некоторые живописцы XX столетия. Например, итальянский футурист Джакомо Балла в картине "Динамизм собаки на поводке" рисует не восемь ног, а гораздо больше.

ТЕАТР ИЗОБРАЖЕНИЙ

   Создать "движущиеся картины" можно и самому, без сложной техники. Стоит лишь погасить в комнате верхний свет, оставив гореть настольную лампу, сложить определённым образом руки - и на стене появятся чёрт, волк, щёлкающий челюстями, или ещё какая-нибудь столь же завлекательная фигура. В детских книгах и журналах печатают наборы иллюстраций, показывающих, как складывать руки, чтобы получались теневые силуэты. Театр теней существовал ещё в Древнем Египте.

Домашний театр теней.

   Однако более известен тот, что зародился в Китае, а затем попал в Европу. Потому-то подобные представления и называли "китайскими тенями". Силуэты "китайских теней" создавали с помощью специальных фигурок Фигурки вырезали из буйволовой кожи; руки, ноги и голову прикрепляли к туловищу так, чтобы ими можно было двигать, отчего картины действительно получались движущимися. Части тела плоской фигурки перемещаются только в одной плоскости (вверх-вниз или вправо-влево), поэтому со временем такие фигурки стали заменять объёмными восковыми. Их помещали между источником света и экраном, который делали из промасленной бумаги, а в богатых театрах - из шёлка. Темы для спектаклей обычно черпали из старинных преданий. Иногда воспроизводили известные исторические события, и тогда на экране разыгрывалось то, что теперь называют документальным фильмом Новый прилив интереса к теневым представлениям возник в начале 90х гг. XIX в., когда изобретатели трудились над созданием аппарата, показывающего "движущиеся картины".

Кукла индонезийского
теневого театра.

   Мода на "китайские тени" угасла к 10м гг. XX столетия, когда кино уже прочно встало на ноги. Идея теневого спектакля возникла не случайно. В то время известный французский живописец Пьер Пюви де Шаванн (1824-1898) создал серию панно о жизни некой пророчицы, которые вызывали восхищение публики. Теневой спектакль иронизировал и над живописцем, и над этим восхищением. Прообразом кино считают театр изображений - представление, где играют не живые актёры, а показывают картинки. Один из самых ранних видов театра изображений - спектакль, распространённый в Раджастхане (штат на северо-западе Индии). Главной его принадлежностью являлась лента с рисунками (её длина достигала двенадцати метров, а ширина - полутора). Картинки рассказывали о подвигах героев легенд и преданий. Представления начинались после заката солнца; владелец ленты декламировал сказания, а его помощник освещал масляной лампой картинку, соответствующую эпизоду, о котором в данный момент шла речь. Со временем театры изображений появились и в других странах. "Рассказы в картинках" обязательно сопровождались словесными пояснениями. Изготовлялись они уже не "поштучно", а печатались в типографиях и поэтому выпускались не в виде лент, а в виде листов, на которых изображения располагались рядами друг под другом.

Косморама.

   Профессиональные рассказчики бродили с такими листами от поселения к поселению. Они вывешивали их на площади и, когда собиралась толпа зевак, начинали выступление, водя указкой от одной картинки к другой. Листы могли существовать и самостоятельно: они раскупались для "домашнего пользования". Выразительное описание подобного "настенного театра" есть у А. С. Пушкина. В набросках к повести "Записки молодого человека" герой (прапорщик, только что окончивший кадетский корпус) едет к месту службы. На почтовой станции, ожидая лошадей, он рассматривает картинки на библейский сюжет о блудном сыне, сопровождаемые нравоучительными стихами. На первой картинке "почтенный старик в колпаке и шлафроке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословения и мешок с деньгами". Следующие картинки изображают кутежи и мотовство юноши, продолжающиеся до тех пор, пока мешок с деньгами не иссяк; затем юноша попадает в свинопасы и разделяет со своими подопечными их трапезу. Сюжет последней картинки - возвращение блудного сына к своему отцу: "добрый старик в том же колпаке и шлафроке выбегает к нему навстречу". Стихи под картинка ми заменяют рассказчика, а поскольку они на немецком языке, значит, лист привозной. Однако упоминаются у Пушкина и отечественные "рассказы в картинках" (их называли "лубок"): они изображали "погребение кота, спор красного Носа с сильным Морозом и тому подобное".

Александрийский маяк. Изображение для косморамы.

   Такие листы выпускались отечественными типографиями. Нос выступал как "символ заносчивости и гордости (одного из семи смертных грехов)". Сюжеты с "гордецом" были многочисленны; вот некоторые из них: "Щипли сам себя за нос (смирение гордыни)", "Похождение о Носе и о сильном Морозе", "Точильщик носов", "Разговор большого Носа с сильным Морозом". В последнем случае оба "героя" становятся живыми аллегориями - людьми. Они даже вступают в шутовской спор, кончающийся победой Мороза над гордым Носом (Нос гордился тем, что Мороз ему не страшен, а в конце концов Мороз его заморозил, и Нос стал "гнил и хозяину не мил").
Праксиноскоп.

   Во Франции были популярны эпинальские картинки. Значительная их часть выпускалась фабрикой, открытой в 1824 г. в городе Эпиналь, - отсюда название. Кроме религиозных и нравоучительных сюжетов (вроде лубочной истории блудного сына) эпинальские картинки представляли собой "выпуски хроники" (известна, например, серия сюжетов о Наполеоне, в которую входил "вы пуск" о походе на Россию). Французские исследователи считают один из эпинальских рассказов - "Поливальщик" - прообразом фильма "Политый поливальщик", показанного на первом киносеансе братьев Люмьер. Сюжет кинематографического "Поливальщика" прост. Садовник поливает растения из шланга, мальчишка наступает на шланг, вода перестаёт течь. Обеспокоенный садовник заглядывает в шланг, шалун убирает ногу, струя воды ударяет садовнику в лицо.

   Он замечает мальчишку и, догнав, наказывает. В лубочном "Поливальщике" больше событий и действующих лиц: кроме садовника и мальчишки участвуют господин в цилиндре и жёлтом сюртуке, названный в подписях Профессором, женщина с тележкой, тоже облитая, и двое полицейских. Луи Люмьер утверждал в интервью, что не видел эти картинки, а замысел ленты подсказала ему проделка младшего брата, Эдуара.

"ВОЛШЕБНЫЙ ФОНАРЬ"

   В театре изображений зритель рас сматривал картинки непосредствен но; в современном же кино необходим кинопроектор. У этого аппарата есть "прародитель" - камера обскура" (в дословном переводе с латыни - "тёмная комната"), изобретённая за несколько столетий до кино. В 1470 г. великий итальянский художник Леонардо да Винчи писал: "...если портал какого-либо здания, площадь или пейзаж освещены солнцем и если на противоположной, не освещённой солнцем стороне поставить закрытое строение с не большим отверстием, все освещённые солнцем предметы отбросят через отверстие на противоположную стену строения свои подлинные, но перевёрнутые образы".

«Волшебный фонарь».

   Отрывок из сочинения Леонардо считается первым упоминанием камеры обскуры. Три четверти века спустя другой итальянец - Джанбаттиста делла Порта (1536-1616) начинает издавать труд "Естественная магия" в двадцати томах. В шестой главе семнадцатого тома, посвящённого "зажигающим" зеркалам, он описывает камеру обскуру и впервые употребляет само понятие. Делла Порта предлагает знаменательное усовершенствование: в отверстии, через которое проходят лучи света, нужно поместить линзу - тогда "на белой стене мы увидим всё гораздо отчётливей, даже распознаем черты лиц у людей, проходящих перед окном".Учёный монах иезуит Атаназиус Кирхер в книге "Великое искусство света и тени" описывает ещё более совершенный прибор: "Свет лампы собирается вогнутым зеркалом и оттуда направляется на сложную линзу, которая укреплена на конце трубки, имеющей фут длины и помещённой напротив зеркала. Если вставить натуги световых лучей... какой либо рисунок, выполненный на стекле, то на белой стене тёмного помещения появится перевёрнутый и увеличенный его образ". "Тёмная комната" делла Порты уменьшалась в размерах, туда помещались источник света и отражающее зеркало. Устройство Кирхер назвал "laterna magica", что в переводе с латинского означает "волшебный фонарь".

«Оптический ящик».

   Изобретение Кирхера - первый в истории человечества проекционный аппарат. Его прямыми "потомками" являются съёмочная камера и проектор. Если на противоположной отверстию стенке "фонаря" поместить светочувствительную плёнку, получится камера. И наоборот, если внутри окажется источник света, а перед ним будут прокручивать плёнку, аппарат начнёт функционировать как проектор. Однако "волшебному фонарю" пришлось пройти длинный путь, прежде чем стать съёмочной камерой и проектором. Широко пользоваться "волшебным фонарём" стали с середины XVIII в. Английский художник Уильям Хогарт изобразил его на гравюре "Ярмарка в Саутуорке" (1745 г.). Наряду с "волшебными фонарями" существовал другой тип устройств, показывавших картинки не "на белом полотне", как писал Пушкин (т. е. не на экране), а через окуляр, в который нужно заглядывать. Имелось много видов таких аппаратов, объединённых общим названием "оптический ящик". В одном из рассказов В. Ф. Одоевского "ящик" именуется "косморамой" и описывается следующим образом: герой получает в детстве подарок - "род коробки, облепленной цветною бумажкою, на которой золотом были нарисованы цветы, лица и разные фигуры". Кроме того, "в ящике было круглое стекло" (сквозь которое следовало смотреть) и "разные вырезанные картинки". Герой "долго разбирал картинки: тут были пастухи, коровки, тирольцы, турки, были и богато наряженные дамы, и офицеры".

Просмотровый зал Эдисона.

   В названии "косморама" присутствует слово "космос": предполагалось, что "ящик" способен показывать весь мир, целую Вселенную. "Оптические ящики" и "волшебные фонари" воплощали совершенно разные способы демонстрации картинок. "Волшебный фонарь" показывает их открыто, т. е. не хранит картинки в себе, а выбрасывает на белое полотно экрана. "Оптическому ящику" не свойственна открытость - в него следует заглядывать, будто в замочную скважину. Оба принципа столкнулись, когда изобреталось кино. Победа осталась за открытой демонстрацией, присущей "волшебному фонарю". Знаменитый американский изобретатель Томас Эдисон хотел "заставить" зрителей просматривать "записи" через окуляр. Разработанный Эдисоном аппарат - кинетоскоп выглядел как большой ящик с "глазком"; внутри ящика двигалась плёнка. Зритель, заплатив двадцать пять центов, припадал к "глазку" и полминуты наслаждался "движущимися картинами". Эдисон получил патент на кинетоскоп 31 июля 1891 г., за четыре с половиной года до Люмьера, а первый просмотровый зал "Кинетоскоп Парлор", где стояло десять ящиков с окулярами, он открыл 14 апреля 1894 г. - за полтора года до первого публичного сеанса, на котором Люмьер про демонстрировал своё изобретение Современная разновидность "волшебного фонаря" - диапроектор, с помощью которого можно смотреть "рассказ в картинках" - диафильм. Они нужны были для занятий в школах и в институтах, ими пользовались для домашних просмотров. Ныне диапроекторы вытеснены видеомагнитофонами. Главная причина победы кинематографа Люмьера состояла, вероятно, в том, что он в большей мере, чем кинетоскоп Эдисона, осуществлял столь важный для зрителя принцип присутствия. Кинетоскоп Эдисона не обеспечивал такого эффекта. "Подглядывание" в "глазок" оставляло ощущение, что увиденные события как бы таятся от зрителя.


[Главная страница]
[Назад]

(с) 2003-2004   Ваши отзывы о сайте    Все права защищены.